V. Бухгалтерский учет (БУ). Основные понятия

1. БУ обеспечивает финансовую информацию по хозяйственным операциям, осуществляемым предприятием. Эта информация используется для принятия решения по наиболее эффективному распределению ресурсов.

2. БУ включает в себя регистрацию события, измерение, передачу информации. В свете этого БУ - совокупность процессов и методов, используемых для определения, измерения и передачи экономической информации.

3. Предмет БУ - имущество предприятия, движение этого имущества и результаты хоз. деятельности предприятия.

4. Методологическую основу БУ составляют способы и приемы:

1. документация (первичная регистрация хоз. операций с помощью документов);

2. инвентаризация (выявление наличного имущества);

3. бух. баланс (способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия);

4. система счетов и двойная запись (группировка имущества осуществляется при помощи счетов; двойная запись - способ регистрации хоз. операций на счетах);

5. оценка (способ выражения имущества предприятия в денежном измерении);

6. калькуляция (способ группировки затрат и определения себестоимости);

7. отчетность (система показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность предприятия за определенный период времени.)

5. БУ ведут все юридические лица:

1) ХТ и ХО (полные товарищества, товарищества на вере, ОДО, ООО, АО, зависимые, дочерние общества);

2) производственные кооперативы;

3) унитарные предприятия (государств. и муниципальные);

4) некоммерческие организации: потребит. кооперативы, фонды, учреждения, ассоциации, союзы.

6. Основные функции БУ:

1) контрольная (три вида контроля: предварительный — до совершения хозяйственной операции, текущий — во время осуществления операции; последующий — после ее совершения),

2) информационная (учетная информация позволяет осуществлять контроль на разных стадиях производства, контролировать деятельность организации, анализировать ее и принимать соответствующие управленческие решения),

3) обеспечения сохранности собственности (связана с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции),

4) обратной связи (связи осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, норм и нормативов),

5) аналитическая (используется для анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности организации и ее подразделений).

7. Задачи БУ:

1) сохранение имущества собственника; поэтому собственники стараются организовать учет так, чтобы создать целостную систему методологических инструментов, позволяющих регистрировать факты хоз. жизни;

2) обеспечение эффективного управления предприятием;

3) исчисление финансовых результатов, т. е. выявление экономических и юридических последствий хоз. операций;

4) БУ- средство перераспределения ресурсов в нар-м хозяйстве.

8. Документооборот – движение документов от момента их выписки до сдачи в архив на хранение.

Можно выделить несколько стадий движения документов или документооборота:

1) Фиксация хоз. операций на первичных документах;

2) Поступив в бухгалтерию, документ проверяется на: 1. законность операции 2. по форме (правильность оформления) 3. правильность арифметич. подсчетов и вычислений;

3) Обработка. Состоит из: 1. Денежной расценки 2. Группировки (в однородные группы) 3. Котировки (указание корреспонденции по данной операции на бланке) 4. Отражения на аналитических счетах;

4) Хранение, т.е. возможность получения в любое время.

9. Инвентаризация - это проверка наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств и расчетов.

10. Завершающим этапом учетного процесса является бух. отчетность. В ней нарастающим итогом отражаются показатели, характеризующие имущественное и финансовое положение предприятия, а также результат хоз. деятельности за отчетный период. Т.о. отчетность - это система показателей фин.- хоз. деятельности предприятия.

11. Активами организации признаются хозяйственные средства, принадлежащие организации на правах собственности и способные приносить ей экономические выгоды.

Активы подразделяются на две группы:

- долгосрочные (внеоборотные),

- текущие (оборотные)

12. Долгосрочные активы – это активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение длительного периода времени (в течение периода более 1 года). К ним относятся: основные средства, нематериальные активы, вложения во внеоборотные активы, долгосрочные финансовые вложения, долгосрочная дебиторская задолженность.

13. Основные средства – это имущество предприятия, которое используется как средство труда, изнашивается постепенно. Эти объекты постепенно переносят свою стоимость на стоимость изготавливаемой продукции. По этим объектам ежемесячно начисляется амортизация. К основным средствам относятся: здания, сооружения, оборудование, измерительные приборы, вычислительная техника, транспортные средства, инструменты, хозяйственный инвентарь.

14. К нематериальным активам относят активы предприятия, не имеющие материально-вещественной структуры, но имеющие стоимость и способные приносить экономические выгоды в будущем. Стоимость нематериальных активов погашается путем начисления амортизации.

15. Вложения во внеоборотные активы – затраты предприятия, связанные с поступлением основных средств и НМА до момента их принятия к учету.

16. Долгосрочные финансовые вложения – вложения предприятия в уставные капиталы других организаций, приобретения ценных бумаг (акции, облигации), предоставления долгосрочных займов.

17. Долгосрочная дебиторская задолженность – задолженность покупателей и заказчиков за проданную продукцию, за выполненные работы, оказание услуг на основании ранее заключенных договоров. Срок погашения этой задолженности более 1 года.

18. Также к внеоборотным активам относится незавершенное производство. В его состав включают затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, капитальные работы и затраты.

19. К текущим или оборотным активам относятся:

1) материально-производственные запасы,

2) краткосрочная дебиторская задолженность,

3) краткосрочные финансовые вложения,

4) денежные средства

20. Краткосрочная дебиторская задолженность – это задолженность покупателей и заказчиков за поставленную продукцию, выполнение работа, срок погашения которых менее 1 года в соответствии с заключенными договорами.

21. Краткосрочные финансовые вложения – приобретенные ценные бумаги и предоставленные займы, срок погашения которых менее 1 года.

22. В составе денежных средств учитываются наличные денежные средства, находящиеся в кассе предприятия в пределах установленного момента и средства на счетах предприятия.

23. Все хозяйственные операции отражаются на счетах бух. учета, счета открываются на однородные виды имущества, источники образования имущества и хозяйственные процессы в соответствии с классификацией объектов бухгалтерского наблюдения.

Счета бухгалтерского учета – это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.

24. По форме каждый счет представляет собой двустороннюю таблицу: левая часть называется «дебет» ,правая часть«кредит». Каждый счет имеет номер и название в соответствии с планом счетов бух. учета.

Большинство счетов имеют остаток на начало и конец отчетного периода, этот остаток называется сальдо). Сальдо на начало отчетного периода называется начальнымС0

В течение отчетного периода по дебету и кредиту счетов отражаются на основании первичных документов хозяйственной операции.

Сумма операций за месяц называется оборотом: дебетовый оборот, кредитовый оборот. В конце отчетного периода подсчитывается остаток по счету или сальдо конечное.

25. По отношению к балансу счета подразделяются:

-активные, -пассивные, -активно-пассивные

Активные счета: На активных счетах отражается имущество предприятия, сальдо на активных счетах всегда дебетовое. По дебету активных счетов отражают хоз. операции, вызывающие увеличение сальдо. По кредиту активных счетов отражают хоз. операции, вызывающие уменьшение начального сальдо.

Пассивные счета: На пассивных счетах отражаются источники образования имущества предприятия. Сальдо на пассивных счетах всегда кредитовое. По кредиту пассивных счетов отражаются хоз. операции, вызывающие увеличение начального сальдо. По дебету пассивных счетов отражаются операции, вызывающие уменьшение начального сальдо.

Активно-пассивные счета: Активно-пассивные счета имеют признаки как активных, так и пассивных счетов. На таких счетах сальдо может быть только по Дебету или только по Кредиту, в этом случае счёт называется свёрнутым. Сальдо может быть одновременно по Дебету и по Кредиту, в этом случае его называют развёрнутым. Если сальдо свёрнутое, то остаток переносят или в пассив или в актив баланса. Если сальдо развёрнутое, то сумму остатка по Дебету переносят в актив, а сумму остатка по Кредиту переносят в пассив.

26. Принцип двойной записи: Каждая хоз. операция, осуществляемая предприятием, отражается на счетах дважды:

1) по дебету одного счета,

2) по кредиту другого счета.

Указание дебетового и кредитового счетов на сумму хоз. операции называется бух. проводкой. Взаимосвязь, возникающая между счетами, называется – корреспонденция счетов. Счета, участвующие в хоз. операции называются корреспондирующими. Такая двойная запись хоз. операций на счетах позволяет обеспечить взаимосвязанное отражение операций


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: