Для управления предприятием требуется система информации.Содержащаяся информация обращается в показателях материальными носителями которых являются документы .Система документации и содержащих в них показатели, образуют информационные потоки на предприятии.
По содержанию информационные потоки предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма могут быть представлены системой показателей, характеризующей:
- объем и состав производимой продукции, товаров и услуг;
- объем и состав реализуемой продукции, товаров и услуг;
- численность и состав обслуживаемых контингентов потребителей;
- трудовые ресурсы предприятия;
- производительность труда;
- формы и системы оплаты труда;
- расходы предприятий;
- доходы предприятий;
- финансовые ресурсы предприятий;
- материальные ресурсы предприятий и др.
Все названные группы показателей в процессе анализа, планирования и управления деятельностью предприятия подразделяются на следующие виды:
- количественные и качественные;
(Количественные показатели несут в себе информацию о количественной стороне или масштабах деятельности предприятия, размерах его ресурсов. Например, товарооборот (оборот предприятия), объем произведенной и реализованной продукции или услуг, численность занятых работников, размер основных фондов, площадь предприятия, количество отправленных групп и т.д.
Качественные показатели характеризуют степень использования всех ресурсов при выполнении количественных заданий (показателей). Например, уровень рентабельности, уровень издержек, производительность труда, оборачиваемость, фондоотдача и другие.)
- абсолютные и относительные;
(Абсолютные и относительные показатели по своему содержанию являются синонимами количественных и качественных показателей, а выделение их в качестве самостоятельной подгруппы вызвано методикой их расчета.
Абсолютные показатели выступают как результат суммирования всех факторов производства продукции, товаров и услуг за определенный период времени или объема производства и реализации продукции, товаров и услуг, т.е. характеризуют абсолютный их объем и масштабы. А относительные показатели выступают как результат соотношения эффекта (объемных показателей) с затратами на его получение или наоборот – результат соотношения расходов; ресурсов с товарооборотом (оборотом) предприятия. Например, отношение прибыли к товарообороту (обороту) или производственным фондам, отношение товарооборота (оборота) к основным производственным фондам, отношение издержек производства и обращения к товарообороту (обороту) и т.д.
Относительные показатели имеют большое значение при оценке результатов хозяйственной деятельности предприятия. Прежде всего, относительные показатели нивелируют в определенной степени влияние инфляционного фактора, который может существенно изменить абсолютные показатели (как производственные, так и финансовые) и затруднять сопоставимость их во времени и давать реальную оценку полученных результатов деятельности предприятия. И кроме того, относительные показатели дают возможность осуществлять сравнение экономического потенциала и результатов хозяйственной деятельности различных предприятий в одной отрасли и в смежных отраслях, различающихся по величине используемых ресурсов, т.е. по исходным параметрам и всем другим объемным (количественным) показателям.
- индивидуальные и агрегированные (синтетические);
(Индивидуальные показатели отражают простые явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма, а синтетические – характеризуют сложные явления и процессы, выступающие как результат взаимодействия нескольких процессов. По содержанию и методам расчета они являются синонимами количественным и качественным или абсолютным и относительным.)
- стоимостные и натуральные;
(Выделение стоимостных и натуральных показателей в классификации показателей основано на методах оценки полученных результатов труда и затрат на их получение в натуральном или стоимостном измерении (в рублях). Например, количество произведенных и реализованных блюд, число проданных номеров или путевок и т.д.
Натуральные и стоимостные показатели необходимы для того, чтобы получить наиболее полную и точную информацию о результатах деятельности предприятия, они дополняют друг друга, отражая влияние индекса инфляции на стоимостные показатели
Натуральные характеризуют объем производства продукции и использованных ресурсов в натуральном или физическом выражении.
Стоимостные позволяют оценивать результаты деятельности в стоимостном выражении.
- управленческие (производственные) и финансовые и др.
(Управленческие показатели необходимы для внутренних целей управления предприятием. Это информация о производственной деятельности предприятия, о его материальных и трудовых ресурсах, о его расходах, о себестоимости продукции и услуг и т.д.
Финансовые показатели несут в себе информацию о состоянии активов предприятия, его финансовой устойчивости, ликвидности, состоянии дебиторской и кредиторской задолжности, рентабельности и ряде других сторон деятельности предприятия, необходимую для внешних потребителей: финансовых, страховых, банковских, налоговых и других структур рынка.)