Общая цель заключается в том, чтобы обеспечить удовлетворение спроса потребителей, предъявляемого на рынке, и за счет этого получить максимально возможную прибыль. К глобальным целям маркетинга как составной части рыночного механизма относятся следующие требования:
• сделать рынок упорядоченным (подчиняющимся определенным правилам), "прозрачным" (позволяющим оценивать его состояние, параметры и тенденции развития) и предсказуемым (обеспечивающим возможность прогнозировать его изменения);
• ограничить стихийность рынка путем регулирования некоторых рыночных процессов;
• сделать конкуренцию упорядоченной, подчиняющейся определенным ограничениям, исключить возможность недобросовестной конкуренции;
•подчинить производство и торговлю требованиям рынка, т.е. интересам потребителя;
• разработать и внедрить в рыночную деятельность принципы научно обоснованной технологии товародвижения и распределения (дистрибьюции);
• обеспечить высокую эффективность рекламной и другой маркетинговой деятельности по влиянию на рынок и формированию привлекательного образа товара в представлении потенциальных и фактических покупателей.
Роль маркетинга в бизнесе определяется тем, что маркетинг раскрывает потенциальные возможности производства и сбыта товара, разрабатывает оптимальную товарную политику, определяет направления конкурентной борьбы и завоевания рынка, предлагает набор инструментов для стимулирования спроса, создает эффективную систему товародвижения, позволяет изучить и спрогнозировать состояние и развитие рынка
41. Маркет-план как составляющая бизнес-плана.
Маркетинг-план - это документ предприятия, в котором описывается рыночная среда определенного товара, выявляются проблемы, ставятся цели, разрабатываются маркетинговые стратегии для их достижения, разрабатывается план маркетинга, как детализированная деятельность предприятия на достижение цели, разрабатывается бюджет маркетинга и предусматриваются контрольные функции.
Маркетинг - план может разрабатываться как для одного товара, так и для нескольких сразу. На практике для товаров массового потребления разрабатывается маркетинг - план для одного товара. Для товаров потребительского назначения маркетинг - план, как правило, становится частью более общего финансово - хозяйственного плана (бизнес-плана).
Маркетинг - план можно разделить на пять глав, которые в свою очередь подразделяются на параграфы следующим образом:
1) Исторические условия. Современное состояние. Тенденции рынка:
- Описание товаров;Анализ отраслевого рынка;Анализ рынка собственного товара;
Конкурентные отношения;мероприятия по достижению цели за предшествовавший период.2) Очерчивание проблем. Постановка целей на последующий период. Выработка маркетинговых стратегий.3) План маркетинга.
4) Разработка бюджета маркетинга.
42. Классификация планов маркетинга по продолжительности, охвату и методу разработки. Контроль за исполнением плана
Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях (см. цикл управления).
Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:
- по степени охвата (общее и частичное),- по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности,по предмету (объекту) планирования (целевое, средств, потенциала, оборудования, материалов, финансов, информации, действий)- по сферам функционирования,по охвату (глобальное, детальное),по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное),
Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):
- полнота (требуется учесть все);детализация (глубина ее определяется целью планирования);точность;простота и ясность;непрерывность;экономичность.
Необходимо:выявить ключевые бизнес-процессы в организации по всем функциональным направлениям; сформировать стратегию развития предприятия на совместном совещании руководителей и специалистов по финансам, маркетингу и производству.
Существуют три метода, используемых для анализа плана маркетинга:
анализ маркетинговых затрат;
анализ реализации;
ревизия маркетинга.
Анализ результатов сбытовой деятельности представляет собой детальное изучение результатов сбытовой деятельности с целью оценки правильности выбранной стратегии.
Ревизия маркетинга определяется как систематизированная критическая и объективная оценка и обзор основных целей и политики маркетинговых функций предприятия для реализации этой политики и достижения поставленных целей.
Процесс ревизии маркетинга состоит из шести этапов:
определение, кто будет осуществлять ревизию;
определение периодичности проведения ревизии;
определение области ревизии - горизонтальная или вертикальная;
разработка бланков для ревизии;
проведение ревизии;
представление результатов руководству и принятие решений.
Обязательное условие успеха деятельности на данном поприще - зависимость зарплаты сотрудников от выполнения ими своих обязанностей. Причем доля реальных выплат в зависимости от результатов деятельности должна быть существенной (не менее трети общего заработка работника).