Оценка достоверности различий

Рассмотрим описанный выше пример. Сравнивая самооценку уча­щихся с различной академиче­ской успеваемостью, разница между средними в самооценке “отличников” и “троечников” кажется достаточно большой – 51,8 и 47,4. Однако можно ли утверждать, что эта разница средних действи­тельно достоверна, т.е. доста­точно велика, чтобы можно было с уверенно­стью утверждать, что выражен­ность самооценки закономерно зависит от академической успеваемости? В какой степени можно опираться на эти ре­зультаты и распространять их на всех “отличников” и “троечников”, т.е. ут­верждать, что учащиеся с высокой академической успеваемостью характери­зуются более высокой самооцен­кой, чем учащиеся с низкой академической успеваемостью.

На эти вопросы позволяет ответить применение определенных стати­стических критериев, позволяющих оценить достоверность различий в уровне выраженности какого-либо свойства. В проводимом в работе сравни­тельном исследовании в качестве подобного критерия выступает U-критерий Манна-Уитни, алгоритм подсчета которого подробно описан в Приложе­нии 3 настоящих методических указаний. Расчет данного критерия произво­дится для того, чтобы определить существует ли различие между двумя ря­дами данных, характеризующих измеряемое свойство.

Вычислив эмпирическое значение U-критерия Манна-Уитни, надо сравнить его с критическим значением U-критерия (См. Приложение 3). Раз­ли­чия в уровне выраженности свойства между двумя группами можно счи­тать достоверными, т.е. неслучайными, если Uэмп. меньше или равно критиче­скому значению U-критерия при вероятности сделать ошибку в 5-и случаях из 100 (p ≤0,05).

Например, в сравнительном изучении самооценки “отличников” и “троечников”, вычисляя эмпирическое значение U-критерия Манна-Уитни, получаем:

10 (10 + 1)

Uэмп=(10 10)+ -------------- – 124,5=30,5

По таблице в Приложении 3 определяем критические значения U-критерия Манна-Уитни с учетом количества участников в каждой группе. Для первой группы, состоящей из 10-и участников, n1=10 и для второй группы – n2=10:

Uкрит=27 при p ≤0,05

Гипотеза о достоверности различий подтверждается, если Uэмп≤Uкрит. В нашем примере Uэмп>Uкрит при p ≤0,05.

Отсюда следует вывод: исследовательская гипотеза о том, что уровень выражен­ности самооценки у “троечников” достоверно ниже, чем у “отличников”, отвергается. Этот факт свидетельствует в пользу того, что учащиеся с различной академической успе­ваемостью не отличаются друг от друга по уровню самооценки.

Алгоритм и результаты расчета U-критерия, а также вывод о результа­тах проверки исследовательской гипотезы должны быть представлены в под­параграфе 2.3.2. “Оценка достоверности различий” текста контрольной работы.

НАПИСАНИЕ ТЕКСТА РАБОТЫ

После литературного обзора, позволившего собрать и систематизировать материал, и получения результатов в ходе проведения спланирован­ного эмпи­рического исследования надо переходить к следую­щему этапу контрольной ра­боты – к написанию ее текста. Следует учесть, что существуют об­щепринятые требования к структу­ре и стилю изложения контрольной работы.

Текст работы оформляется в машинописном варианте на листах фор­мата А4, обычный объём составляет 25-30 страниц без учета приложений; шрифт Times New Roman, размер 14 через 1,5 интервала; поля – слева 30 мм, справа 10 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Страницы должны быть прону­мерованы по порядку по центру нижнего поля.

Структура контрольной работы включает следующие обязательные эле­менты: титульный лист; оглавление; введение; основное содержание работы, включающее теоретический и эмпирический разделы; заключение; список литературы; приложения.

Пример оформления титульного листа приведен в Приложении 4. Ог­лавление дает об­щее представление о структуре работы. Заголовки разделов и параграфов эмпирического раздела представ­лены в тексте методических ука­заний и в Приложении 5 и являются стан­дартными для всех контрольных работ. Оглавление помеща­ется в начале работы.

Введение – начальная часть работы, знакомящая с ее проблема­тикой и подготавливающая восприятие основного текста. Введение начинается с обос­нования актуальности темы иссле­дования. Вам необходимо кратко показать, что избранная вами тема – не просто предмет досужего интереса, что ее не­обходимо разрабаты­вать, например, в связи с общей ситуацией в психологи­ческой на­уке и/или в связи с изменившейся социально-экономической и культурной ситуацией в стране и/или востребованностью психологических знаний в педагогической практике.

Например. Актуальность темы исследования “Особенности самооценки в связи с критическим событием – потерей и отсутствием работы” обусловлена тем, что “в настоя­щее время одна из наиболее острых ситуаций в жизни общества сложилась в сфере занято­сти населения. Разрешение связанных с безработицей проблем затрудняется и тем, что в силу исторических причин это социальное явление в нашей стране относительно молодо.

<…> К сожалению, до сегодняшнего дня безработица, ее влияние на психику без­работных граждан оставались вне поля зрения отечественной психологии, несмотря на то, что аналогичные работы в западных странах со всей очевидностью показывают связь ме­жду этим социальным явлением и нарушением психического здоровья. <…>

В рамках исследования проблем самосознания самооценке отводится одна из клю­чевых ролей. Однако до сих пор не существует единой общепринятой теоретической трак­товки этого феномена, и, как следствие, эмпирические исследования часто приводят к взаимоисключающим результатам. Это определяет актуальность дальнейшего исследова­ния самооценки как составляющей самосознания и компонента психического здоровья”[13].

Итак, вы доказали, что ваша тема актуальна, важна и интересна. Если это действительно так, то почему ее не исследовали до вас? А если исследо­вали, то, что и почему осталось без внимания настолько, что к этой проблеме необходимо возвратиться вновь? Отвечая на эти во­просы, Вы переходите к описанию степени разработанности проблемы. Вы ссылаетесь на ра­боты тех авторов, которые обращались к данной теме, отмечая полученные результаты, а за­тем указываете причины, которые побудили Вас заняться исследованием.

Очевидно, что обосновать актуальность темы исследования, описать степень ее разработанности и указать нерешенные проблемы можно только тогда, когда проведен литературный обзор и известны его вы­воды. Поэтому, как бы это парадоксально не звучало, введение к работе пи­шется в самом конце уже выполненной работы.

Далее, объяснив причины своего обращения к теме, Вы четко указы­ваете во введении предмет исследования и исследовательский вопрос. Далее кратко описываете структуру своей работы. Обычная формула звучит так: “Исходя из поставленного исследовательского вопроса, была избрана сле­дующая структура работы.В первом разделе работы проводится литератур­ный обзор по …; во втором разделе эмпирически исследуется…”. Подобное краткое описание работы лаконично объясняет логику решения поставленного исследовательского вопроса.

Основное содержание работы разделяется на теоретический и эм­пирический разделы. Речь об их содержании и оформлении велась выше в тексте данных методических указаний.

Заключение подводит итог исследования, включая выводы теоретиче­ского и эмпирического разделов работы. В заключении можно указать пере­чень проблем, оставшихся нере­шенными или возникших в ходе исследова­ния. Этим Вы пока­зываете, что видите перспективы своей дальнейшей работы над темой, например, в рамках последующих контрольных и дипломной работ.

Список литературы содержит источники, которые были проработаны и на которые делаются ссылки в тексте. Литературные источники приво­дятся в алфавитном порядке с их обязательной нумерацией.

Приложения. Зачастую в контрольной работе воз­никает необходимость привести информацию, не вошедшую в основной текст. В рамках проведенного исследования это будет: 1) применявшаяся в работе методика (Приложение 1 к контрольной работе) и 2) все протоколы ответов участников ис­следования (При­ложение 2 к контрольной работе). Эти материалы располагаются в конце работы, после списка литературы, как приложение к ней.


оглавление

пояснительная записка………………………………………………...  
   
структура контрольной работы и технология ее выполнения Структура и логика эмпирического психолого-педагогического исследования…………………………………………………………………………….  
  Выбор и формулирование темы …………………………………………...  
  Литературный обзор………………………………......................................  
  Планирование эмпирического исследования………………………..........  
  Проведение эмпирического исследования…………..................................  
  Обработка эмпирических данных и описание результатов……………...  
  Написание текста работы……………………………………………..........  
   
приложения  
  Приложение 1. Аннотированный список изданий, рекомендуемых для выбора методики измерения……………………………………….......  
  Приложение 2. Правила библиографического описания литературных и электронных источников……………………………………………….  
  Приложение 3. Алгоритм подсчета U-критерия Манна-Уитни………….  
  Приложение 4. Образец оформления титульного листа контрольной работы……………………………………………………………………….  
  Приложение 5. Образец оформления оглавления контрольной работы…...........................................................................................................  
     

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Бреслав Г.М. Основы психологического исследования. М.: Смысл, Академия, 2010.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2008.

Дополнительная литература

Аллахвердов В.М. Блеск и нищета эмпирической психологии (На пути к методологическому манифесту петербургских психологов) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 1. С. 44-65.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. Ч.А. Измайлова и В.В. Петухова; науч. ред. рус. текста Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Смысл, Академия, 2005.

Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: Общий психологический практикум. 2-е изд., М: Смысл, 1998.

Давыдов В.П. Основы методологии, методики и технологии педагогического исследования: Науч.-метод. пособие. М.: Академия ФСБ, 1997.

Дорфман Л.Я.Горизонты современной эмпирической психологии // Психология. 2008. №3. – C. 3-30.

Дорфман Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии. М.: Смысл, Академия, 2005.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2008.

Дьяченко Е.В., Боголюбова О.В. Экспериментальная психология: Курс лекций. Под ред. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012.

Ермолаев О.Ю. Математическая статистика в психологии: Учебник. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Флинта, 2002.

Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб.пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Корнилова Т.В., Шуранова О.И. Корреляционные исследования: пути приближения к причинному анализу / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1987. № 4.

Кочубей Б.И. В защиту эмпиризма // Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 68-72.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995.

Логвиненко А.Д. Измерения в психологии: математические основы. М., 1993.

Лупандин В.И. Математические методы в психологии. 2-е изд. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного Университета, 1997.

Мартиндейл К. Генеральная парадигма эмпирической эстетики // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М: Наука; Смысл, 2000. С. 36-44.

Митина О.В. Математические методы в педагогике и психологии. Практикум. М., 2008.

Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учеб.пособие. СПб: Речь, 2004.

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб: Речь, 2007.

Статистика и обработка данных. В кн. Ж. Годфруа Что такое психология. В 2-х т. Т. 2. М: Мир, 1992. 277-317.

Суходольский Г.В. Математические методы психологии. СПб., 2003.

Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. СПб., 1999. (или Л: ЛГУ, 1972. 428 с.).

Рекомендуемая литература
по компьютерной обработке данных

Гельман В.Я. Решение математических задач средствами Excel: Практикум. СПб: Питер, 2003. 240 с.

Наследов А.Д. SPSS 19. Профессиональный статистический анализ данных. СПб, 2011. 400 с.

Периодические издания (журналы):

Вопросы психологии.

Психологический журнал.

Психологическая наука и образование.

Иностранная психология.

Прикладная психология.

Образование и наука.

Интернет-ресурсы

1. Библиотека Администрации Президента РФwww. lib.adm.gov.ru

2. Российская библиотечная ассоциация www.rba.ru

3. Межрегиональная ассоциация деловых библиотек www.library.ru

4. Муниципальное объединение библиотек www.ekmob.ru

5. Служба электронной доставки документов и информации Российской государственной библиотеки «Русский курьер» www.rsl.ru/courier

6. Государственная публичная научно-техническая библиотека России www.gpntb.ru/

7. Публичная электронная библиотека gpntb.ru

8 Адрес сайта SPSS: http://www.spss.com

Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, пред-приятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам:

1. www.mon.gov.ru;

2. www.wikipedia.org;

3. www.edu.ru;

4. www.rsl.ru;

5. www.gnpbu.ru.


Приложение 1

Аннотированный список изданий,
рекомендуемых для выбора методики измерения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: