Формирование продуктовой стратегии предприятия

Продуктовая стратегия туристского предприятия — деятельность по формированию ассортимента продукции и разработка направлений оптимизации продуктового ряда. Основой продуктовой стратегии является определение удельного веса каждого турпродукта в общем ассортименте. В качестве инструмента при этом используется концепция жизненного цикла тура (услуги)

Концепция жизненного цикла тура описывает эволюцию турпродукта с момента его появления на рынке до прекращения его реализации и основана на том, что любой турпродукт, вытесняется с рынка другим, более совершенным. Туристский продукт проходит в своем развитии ряд последовательных стадий (внедрение, рост, зрелость, спад, уход с рынка), которые характеризуются колебаниями объема продаж и прибыли. Изучение стадий жизненного цикла продуктов позволяет оптимизировать структуру предлагаемых на рынок туристских продуктов и сформировать продуктовый портфель предприятия. Не существует единых рекомендаций о том, какое количество продуктов предприятие должно одновременно предлагать на рынок, и какова должна быть структура продуктового портфеля туристского предприятия. В то же время целесообразно предусматривать следующие группы продуктов:

· основная — продукты, приносящие основную прибыль предприятию и находящиеся в стадии роста;

· поддерживающая — продукты, стабилизирующие доходы от продаж и находящиеся в стадии зрелости;

· стратегическая — продукты, призванные обеспечивать будущие прибыли предприятия;

· тактическая — продукты, призванные стимулировать продажи основных;

· разрабатываемая — продукты, находящиеся в стадии разработки;

· замыкающая — продукты, находящиеся в стадии спада. Их сохранение часто невыгодно и отвлекает силы и средства фирмы от развития и внедрения новых, высокорентабельных продуктов.

Для оценки продуктов, входящих в продуктовый портфель, наряду с жизненным циклом туристского продукта используют также матрицу «рост — рыночная доля» Бостонской консалтинговой группы (БКГ-матрица). Она позволяет предприятию классифицировать каждый из своих продуктов по двум критериям: доле на рынке относительно основных конкурентов; темпам роста целевого сегмента.

  Темп роста рынка Относительная доля рынка
Высокая Низкая
Высокий «Звезды» (перспективные продукты) «Кошки» (проблемные продукты)
Низкий «Дойные коровы» (прибыльные продукты) «Собаки» (устаревшие продукты)

«Дойные коровы» характеризуются низким темпом роста рынка и высокой рыночной долей. Они основной источник прибыли, поскольку финансовые ресурсы требуются, как правило, лишь для сохранения уже занятых позиций. «Собаки» характеризуются низкой рыночной долей и низким темпом роста рынка. Как правило, «собаки» бесперспективны в долгосрочном периоде и представляют незначительный интерес в текущий момент, т.к. приносимая ими прибыль мала и маловероятна в будущем. От таких продуктов следует избавляться. «Кошки» характеризуются с одной стороны, низкой рыночной долей, с другой — перспективой роста рынка. Здесь необходимо принять решение либо об увеличении рыночной доли (это потребует инвестиции), либо отказаться от их реализации. «Звезды» — наиболее перспективные продукты в продуктовом портфеле, так как они характеризуются высокой рыночной долей и высокими темпами роста спроса. Молодые «звезды», требуют значительных инвестиций для сохранения рыночной позиции. Зрелые «звезды» могут самостоятельно обеспечивать свой рост. Сбалансированный портфель имеет много «звезд» и «дойных коров» и немного «собак» и «кошек». Использование БКГ-матрицы имеет ряд недостатков: дает только наиболее общее представление о продуктовом портфеле; обоснованно выбрать стратегию по отношению к проблемным продуктам;

Наряду с матрицей БКГ инструментом портфельного анализа является матрицей Gепеrа1 Е1есtriс (GЕ) или матрицей Мак-Кинси. В матрице Мак-Кинси используются три степени оценок, как привлекательности рынка, так и конкурентоспособности фирмы: низкой, средней и высокой. Матрица разбита на девять квадрантов, объединенных по тройкам в три зоны

Привлекательность рынка Конкурентоспособность рынка
Высокая Средняя Низкая
Высокая 1.Победитель (агрессивный рост) 2.Победитель 3.Знак вопроса (селективный рост)
Средняя 4.Победитель 5.Средний бизнес 6.Проигрывающий
Низкая 7.Производитель прибыли (низкая активность) 8.Проигрывающий 9.Проигрывающий (деинвестирование)

Квадрант агрессивного роста аналогичен квадранту «звезд» в матрице БКГ. Квадрант деинвестирование аналогичен квадранту «собак». Ячейка «знак вопроса», аналог «кошки» — неопределенное, но перспективное положение в бизнесе, при поддержке эти продукты превращаются в «победителей», однако есть риск их превращения в «проигрывающие». Ячейка «производитель прибыли» аналог «дойных коров» матрицы БКГ. Матрица М


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: