I. Понятие политической системы общества и её структура

Системный подход к исследованию политики, ее связанности с властью формировался в науке с давних времен. Однако только в первой половине ХХ века эта связь была подвергнута специальному анализу в работах авторов классической теории элит (Г. Моска, В. Парето), теории бюрократии и бюрократизации (М. Вебер, Р. Михельс), теории социальной революции (В.И. Ленин). В их трудах политика характеризовалась и рассматривалась как системное образование, составными частями которого выступали институты и учреждения, идеологии, силы и средства властного принуждения, воля личностей и групп. При этом они опирались на формирующуюся общую теорию систем, становлению которой способствовала разработанная А.А. Богдановым всеобщая организационная наука – тектология. В соответствии с этой наукой научная планомерность в организации общества должна снять проявляющуюся в классовой борьбе и кризисах социальную неорганизованность и хаос.

В середине ХХ века общая теория систем была применена американским ученым Т. Парсонсом для исследования общества. В соответствии с ней, он рассматривал общество как весьма сложный социальный организм, состоящий из относительно автономных экономической, политической и духовной систем. При этом каждая из них, с точки зрения Т. Парсонса, является подсистемой общественной системы в целом, находится во взаимосвязи и взаимодействиями с другими системами и осуществляет в обществе специфические функции.

Идеи Т. Парсонса основательно углубил и развил Д. Истон, который считается одним из основателей теории политических систем. В своих работах он представил политическую систему как сложное социальное образование, развивающийся и саморегулирующийся организм, активно реагирующий на поступающие извне импульсы (требования и поддержка).1 После Д. Истона, развивая его идеи, или критикуя их, с различных позиций политическую систему исследовали Г. Алмонд, У. К. Митчелл,А. В.Этциони,К.Дойч,Д.Дивайн и другие ученые. К началу 60-х годов ХХ века теория политических систем стала составной частью зарубежной политической науки.

В зарубежной политической науке сложились различные подходы к характеристике политической системы. Так Т. Парсонс в политической системе видел подсистему общества, назначение которой состоит в выработке коллективных целей, мобилизации ресурсов, принятии решений. Г. Алмонд предложил понимать под политической системой «все типы действий, имеющих отношение к принятию политических решений» или «набор взаимодействующих ролей». С точки зрения Уоркера и Макридиса, политической системой является механизм выявления, постановки проблем, выработки и принятия решений в сфере государственных отношений. Кроме перечисленных походов к определению сущности политической системы общества имеются и другие, дополняющие и расширяющие знания о ней.

В 80-е годы категория «политическая система» стала использоваться в советской философской и политической литературе. Правда, ее объём и содержание толковались иначе, чем в зарубежной политической науке, так как в соответствии с марксистским подходом, господствующим в то время в отечественной науке, структура и характер политической системы жестко увязывались с конкретным типом общественно-экономической формации.

В конце XX – начале XXI веков сложилось разделяемое большинством зарубежных и отечественных ученых, – пусть с некоторыми особенностями или оговорками, – единое понимание категории «политическая система». В настоящее время наиболее общепринятым ее определением считается следующее: политическая системаэто совокупность политических институтов, норм, ценностей, идей и отношений, обеспечивающих реализацию политической власти в обществе. 2 В современной науке оно трактуется в узком и широком смысле. В узком смысле так называют любое искусственно созданное образование, будь то материальное как государство, партия, профсоюз, или идеальное, как право, политическая культура, будь то вещное, например, как средства массовой коммуникации или духовное, скажем политические идеи и ценности. Все эти образования рассматриваются как целостные структуры, находящиеся в сложном взаимодействии с окружающей средой и выполняющие в ней определенные роли. Они являются политическими в той мере, в какой включены во властные отношения и властную деятельность.

В широком смысле – политическая система рассматривается как реальный механизм организации и функционирования власти в обществе. Главным элементом этого механизма, его социальную основу составляют живые, действующие люди, образуемые ими социальные общности и группы интересов, создаваемые ими политические институты. Именно эти субъекты политики, формируют условия и определяют характер политической системы. С их существованием и активностью связано её возникновение, развитие и функционирование.

Субъекты политики не являются механической суммой однородных и однопорядковых величин. Они обладают разной политической силой и находятся в состоянии перманентного конфликта, предметом которого является власть государства и власть в государстве, возможность распоряжаться ею или быть независимой от нее. В политической науке существуют различные взгляды на соотношение и роль субъектов политики в системе политико-властных отношений. Так, Л.С.Санистебан полагает, что в любой политической системе имеет место неравное распределение власти между элитой (относительно организованные меньшинства, осуществляющие политическую власть в обществе в целом), контрэлитой (все те, кто противостоит элите и активно борется за свое включение в нее или за создание новой элиты), бюрократией (чиновническая администрация, профессионально и постоянно занимающаяся ведением государственной политики), и массами (огромное большинство населения, в повседневной жизни отчужденное от власти). Из этого следует, что политическая система есть процесс и результат взаимодействия партий, ассоциаций, лидеров, элиты и масс, которые выполняют различные роли в системе политических отношений. Согласно марксистско-ленинской теории основными субъектами политики выступают массы – классы – партии – вожди, а единственной движущей силой политических изменений является классовая борьба. Однако сегодня классовое противоборство («классовый антагонизм», говоря марксистским языком) является реальным и действенным фактором политики далеко не во всяком обществе. Основой политического разделения общества и политической борьбы могут быть этнические, религиозные, территориальные и другие различия.

Политическое расслоение общества становится причиной разнонаправленных устремлений и воль субъектов политики, в результате взаимодействия которых складывается политическая система. Д. Истон считал, что политическая система призвана предотвращать конфликты, возникающие из-за присущего политике авторитарного распределения ценностей. Такой эффект достигается тем, что в отличие от политики, решения которой всегда однозначны, политическая система плюралистична. Не только групповые но и отдельные субъекты политики имеют отличные от других ценности, интересы, позиции. Их согласование в той или иной форме и осуществляетполитическая система, составными частями которой являются: политические отношения, политическая организация, правовые и политические нормы, политическое сознание.

Политические отношения – это взаимосвязь и взаимодействие субъектов политической жизни по поводу формирования, организации и функционирования государственной власти. Политические отношения концентрируются вокруг вопросов состава и структуры властных органов, механизмов их образования, целей власти, методов властвования и т.д. При этом граждане своей позицией и действиями посылают в систему импульсы-требования к власти и импульсы-поддержки её. Субъекты власти, в свою очередь, тем или иным способом реагирует на них, своими решениями подавляя или удовлетворяя требования граждан, реальными делами или демагогическими посулами стимулируя поддержку своего курса со стороны масс. Политические отношения могут иметь различный характер: социального партнерства, межнационального согласия, гражданского мира или, наоборот, острого соперничества, вражды и конфронтации крайними проявлениями которых являются мятеж, восстание, гражданская война.

Политические акторы, вступая во взаимодействие по поводу власти, в стремлении повысить эффективность собственных усилий, предпринимают меры к институционализации своей деятельности. Результатом институционализации является образование политической организации, которая представляет собой совокупность различного рода учреждений, органов, объединений, корпораций и других институтов, специально создаваемых для артикуляции, защиты и реализации политических интересов определенных общностей и групп. Политическую организацию составляют государство, политические партии, массовые общественные объединения и движения, группы давления, другие, поддерживающие господствующую политическую силу структуры гражданского общества, средства массовой информации, церковь. При этом в ней выделяются: учреждения, созданные в сугубо политических целях; организации, которые призваны защищать экономические, профессиональные, экологические, культурные и другие интересы различных социальных групп, на основе активного диалога с государственной властью; ассоциации, в деятельности которых интерес к политике проявляется лишь эпизодически.

Дискуссионным является вопрос о включении в политическую организацию образований, созданных в обход или в нарушение действующих норм права и преследующих узкоэгоистические, а порой откровенно антиобщественные цели. Общепринятым считается, что политическая система есть конституированное (предусмотренное Конституцией и законами страны) образование, все элементы которого обеспечивают реализацию легальной политической власти. Вместе с тем, существует мнение о том, что в реально действующую политическую систему общества следует включать и те социальные институты и образования, которые ориентированы на борьбу с существующей властью, например, организованная преступность, международный терроризм, наркобизнес. Однако такое мнение является спорным, так, как, по сути, их деятельность относится к антисистемным факторам, а в определенных случаях ее результаты (коррумпированность власти, криминализация политики и т.п.) дестабилизируют функционирование политической системы.

Специфический институт политической организации составляют вооруженные формирования. Это наиболее общее название групп и подразделений, оснащенных техническими средствами физического насилия (оружием), находящихся под командованием лица ответственного перед создавшими их институтами или общностями и подчиняющихся внутренней дисциплинарной системе. Вооруженные формирования могут принадлежать государственным, национальным, религиозным или другим общественно-политическим структурам. Они подразделяются на два наиболее общих типа – законные и незаконные. Законные вооруженные формирования создаются государством или негосударственными общественно-политическими образованиями в соответствии с действующим национальным законодательством и требованиями международного права. К ним относятся создаваемые государством регулярная армия, другие, в том числе иррегулярные войска, а также военизированные формирования (специальные спасательные отряды, части пожарной охраны, милиция и полиция, военно-строительные отряды и т.п.). Кроме того, иногда создаются негосударственные, но действующие под эгидой государства и в его интересах структуры (казачество в дореволюционной России, партизанское движение в годы Великой Отечественной войны, отряды народного ополчения в современном Дагестане и др.).

Незаконные вооруженные формирования относятся к образованиям, которые носят противоправный характер и могут вести военные действия против официальной политической власти и государственных структур. Они, как правило, создаются поднявшимся на борьбу классом, нацией, народом в защиту своих интересов. К незаконным вооруженным формированиям относятся также формирования, создаваемые экстремистскими движениями и террористическими силами, мафиозными, преступными группировками. Эти формирования порою достигают значительной численности, обладают современным вооружением, имеют крупные материальные средства и международные связи.

Еще одним слагаемым политическойсистемы общества являются правовые и политические нормы. Они представляют собой совокупность различного рода установлений, которые определяют порядок и правила функционирования политической системы, жизнедеятельности людей в политической сфере. Речь идет о писанных и неписанных требованиях, своего рода «правилах политической игры», которые определяют разрешенные и допустимые формы, методы политической деятельности и борьбы. Разумеется, эти правила не имеют абсолютной силы. История знает немало фактов, когда и власть (государство) и оппозиция используют нелегитимные, а то и нелегальные средства борьбы со своими оппонентами. К правовым и политическим нормам относятся: нормы национального законодательства и международного права, уставные нормы общественно-политических объединений, национальная мораль, политические традиции и этика, религиозные каноны и другие правила и установления, регулирующие политические отношения. В системе государственного права особое место занимает военное право – совокупность установленных государством общеобязательных для государственных учреждений, общественных организаций, должностных лиц и граждан юридических норм и правил, регулирующих отношения в области обеспечения военной безопасности, обороны и военного строительства, а также жизнедеятельность вооруженных сил.

Неотъемлемую часть политической системы общества составляет политическое сознание. Это форма идеального отражения процессов и явлений окружающего мира сквозь призму реальных политико-властных отношений в обществе, способ их понимания и объяснения в мышлении людей. Как таковое оно охватывает совокупность представлений и чувств, взглядов, оценок и установок, идеей и концепций, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, а также определяющих способность и готовность человека к участию в управлении делами общества и государства, его политическое поведение.

Частью общественного сознания является военная идеология. Она представляет собой систему взглядов и идей, выражающую отношение субъектов политики к войне и другим формам вооруженного насилия, а также к армии как главному инструменту осуществления военной политики. Это отражение и осмысление людьми военно-политического бытия и ценностное отношение к нему. Они складываются в виде обыденных взглядов и представлений, формирующихся на основе житейского опыта человека, и научно обоснованных идей и принципов, являющихся продуктом теоретической деятельности ученых, политиков, публицистов.

В политическое сознание входят политические идеалы и ценности, политические представления и убеждения, теоретические и эмпирические знания – политическая идеология и политическая психология, в том числе коллективное бессознательное. Эти составляющие политического сознания формируются и проявляются на индивидуальном, групповом и массовом уровнях. Вследствие этого, в духовной жизни любого общества всегда имеет место плюрализм мнений и позиций. Это обусловлено тем, что политические факты не нейтральны, они плохо поддаются спокойному и объективному изложению. Более того, как писал К. Шмитт, «все политические понятия, представления и слова имеют полемический смысл; они предполагают конкретную противоположность, привязаны к конкретной ситуации, последнее следствие которой есть … разделение людей на группы «друг-враг».[13] В военной идеологии эта полемичность проявляется в сосуществовании и борьбе пацифистских и милитаристских установок.

В научной литературе есть и другой подход к раскрытию структуры политической системы общества. В соответствии с ним, она представлена следующими подсистемами:

коммуникативная подсистема, представляющая собой совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между нациями, классами, социальными группами и отдельными индивидами, политическими институтами и организациями по поводу их участия в государственной власти;

институциональная подсистема, включающая политические институты и учреждения;

идеологическая подсистема, охватывающая теоретический (политическая идеология) и эмпирический (политическая психология) уровни политического сознания;

нормативная (регулятивная) подсистема, объединяющая законодательные акты, политические правила и нравственные принципы, которые определяют и регулируют политическую жизнь общества;

культурная подсистема, выступающая как интегрирующий фактор, способный с помощью культурных ценностей, традиций и обычаев стабилизировать политическую систему в целом. Как считал Г. Алмонд, всякой политической системе присущ определенный образец ориентаций (когнитивных, аффективных и оценочных) субъекта на политическое действие, который он и называет политической культурой;

функциональная подсистема, как совокупность ролей и функций политических субъектов, форм и направлений, способов и средств их политической деятельности.

Кроме того, иногда выделяются ценностная, информационная и другие подсистемы, которые, строго говоря, являются детализацией уже названных подсистем.

Политическая система, наряду с экономической, социальной, духовно-идеологической, информационной и т.д., представляет одну из систем общества. Она, по сравнению с другими системами, занимает ведущее положение в обществе, что определяется её свойствами и функциями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: