Силлабус

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль ECON 13034

по дисциплине En 3306 ЭКОНОМИКА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

(код и полное наименование дисциплины по рабочему учебному плану)

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ (ЕЙ) 5В050600-ЭКОНОМИКА

(шифр и наименование специальности/специализации

Астана

№ п/п СОДЕРЖАНИЕ: Стр.
  Syllabus (рабочая учебная программа)  
1. Глоссарий по дисциплине  
2. Тезисы лекций по темам учебной дисциплины и методические указания по изучению лекционного курса  
3. Планы проведения практических/семинарских и лабораторных занятий и методические рекомендации по подготовке к ним  
4. Задания для самостоятельной работы обучающегося и методические рекомендации по их выполнению  
5. Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля и методические рекомендации по их выполнению  
6. Перечень программного и мультимедийного сопровождения учебных занятий (в зависимости от содержания дисциплины)  

УМКД по дисциплине «Экономика недропользования»

для студентов специальности (ей) 050506 - Экономика

(шифр и наименование специальности)подготовил

к.э.н., доцента кафедры «Экономика»____________________ Рыспекова М.О.

Рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № от «»___________2014г.

Зав. кафедрой _________________________________________Байжолова Р.А.

Одобрена методическим советом факультета

Протокол № от «» ________2014г.

Председатель__________________________________________Есмагулова Н.Д.

СИЛЛАБУС

1) Рыспекова М.О. - кандидат экономических наук, доцент ВАК

Контактный телефон: 8-7059120610, электронный адрес: Madina10081957@.mail.ru Научная школа и научные интересы преподавателя – Экономика строительства, недвижимости, экономическая безопасность, Экономика недропользования

Модуль ECON 13034

2.Данные о дисциплине: Код дисциплины: EN 3306- Экономика недропользования

Количество кредитов – 2. Время и место проведения: 7 семестр; согласно расписанию.

3. Распределение часов по учебному плану

  Виды занятий Общее количество часов Осенний семестр Весенний семестр
В неделю Всего В неделю Всего
Лекции       - -
Практическое занятие       - -
Семинарское занятие - - - - -
Лабораторное занятие - - - - -
Студийное занятие, СРСП       - -
СРО       - -
Итого       - -

4)Пререквизиты учебной дисциплины: «Основы экономики», «Экономика отраслей народного хозяйства»,

Постреквизиты курса (дисциплины, которые желательно изучить по окончании данного курса) – Экономика природопользования, Экономика природных ресурсов и недр

5) Характеристика учебной дисциплины

5.1 Назначение учебной дисциплины

Экономика недропользования имеет как теоретическое, так и практическое значение. В условиях функционирующей системы народного хозяйства в стране Экономика недропользования призвана давать конкретные рекомендации по эффективному использованию природных ресурсов в целях совершенствования производства.

В более широком смысле Экономика недропользования должна способствовать разработке основ концепции устойчивого эколого-экономического развития. Такое развитие предполагает отказ от концепции экстенсивного экономического роста и базирующийся на представлении о неисчерпаемости природных ресурсов и неограниченности возможностей природной среды к самовосстановлению. Использование природных ресурсов должно быть таким, чтобы оно способствовало снижению затрат и повышению прибыли в общественном производстве. Для этого необходимо всемерная рационализация производства, его комплексность, что предполагает минимизацию отходов, ликвидацию потерь, широкое применение вторичного сырья. Все задачи по экономному использованию природных ресурсов должны сочетаться с максимально возможным сохранением окружающей среды путем, с одной стороны, совершенствования технологии и сокращения выбросов, а с другой – очистка от загрязнения. Сведение к минимуму возможного ущерба, наносимого здоровью и жизни людей, средствам производства, зданиям и сооружениям.

Экономика недропользования относительно новая наука, однако, в настоящее время она играет исключительно большую роль в использовании природных ресурсов.

5.2.Цель изучения учебной дисциплины

С помощью категорий экономической теории сформировать системное представление о взаимодействии окружающей природной среды и социально- экономической сфер жизни человека, проблемах этого взаимодействия и способах разрешения.

5.3 Задачи изучения дисциплины:

Задачами изучения дисциплины являются:

- усвоение основных понятий, законов развития внешнеэкономических связей, которые позволят студентам разобраться в сложных проблемах международной экономики вообще и конкретных формах ее функционирования и регулирования;

- умение использовать полученные знания для последующего углубленного и самостоятельного изучения актуальных проблем международной экономики и международной коммерческой практики;

- формирование у студентов рыночного мышления и способности на практике применять полученные знания.

5.4 Компетенции изучаемой дисциплины

Особенностью современного этапа хозяйственного развития является формирование представлений о тесной взаимосвязи экономического и экологического благополучия. В настоящее время от успешного решения эколого-экономических проблем зависит не только эффективность хозяйственной деятельности, но и благополучное существование человечества в целом.

Экономика недропользования – относительно молодая научная дисциплина, открывающая новые направления исследований с целью принятия научно обоснованных решений по финансированию, планированию, законодательно-нормативному обеспечению управления социально-экономическими процессами в целом и в сфере природопользования в частности.

Проблемы, которые исследуются в рамках экономики природопользования, можно объединить в две большие группы. Во-первых, это проблемы наиболее экономически эффективного использования природных ресурсов и, во-вторых, проблемы поиска и обоснования наиболее целесообразных методов предотвращения и ликвидации ущерба от загрязнения окружающей среды. Эти проблемы должны решаться на основе закономерностей естественноисторического характера, а также исходя из меняющихся потребностей общества, новой системы ценностей с учетом экономических проблем современности.

В теоретическом плане Экономика недропользования направлена на создание научных основ концепции устойчивого эколого-экономического развития, а ее практическое значение заключается в выработке научно обоснованных рекомендаций по рациональному использованию природных ресурсов и сохранению среды жизнедеятельности человеческого общества.


5.5. План изучения учебной дисциплины

№ недели Название темы Формы организации обучения и количество часов Задания для СРО и форма контроля знаний
Лекция Практическое (семинар) Лабораторное СРСП Студийное СРО  
1. 1 Актуальность дисциплины по оценке природных ресурсов и недр.     _     Законодательные основы экономических работ. Конъюнктурный обзор природно-сырьевых ресурсов Казахстана
2. 1 Данные изучения месторождений для оценки запасов минерального сырья.     _     Запасы. Степень извлечения из недр при обогащении. Сроки отработки месторождения и оптимальная производительность добычи.
3. 1 Капитальные затраты и производственные расходы, метод расчета капитальных затрат.     _     Затраты на реализацию продукции. 2.Расчет дохода предприятия.
4. 1 Методы финансирования проектов разработки месторождений.     _     .Расчет оборотных средств. Расчет производственных расходов. Индексация размеров затрат с учетом инфляции.
5. 1 Налогообложение в горнодобывающей отрасли..     _     Акционерный капитал. Проектное финансирование, банковское финансирование и другие методы заемного финансирования
6. 1 Фискальные системы в нефтедобыче.     _     Налоги на производство, на прибыль, на горный отвод, прочие налоги
7. 1 Анализ дисконтированных потоков реальных денег     _     Экономическая рента (избыточная прибыль). Доля подрядчика в прибыли: последовательная экономика доли подрядчика, расчет доли правительства Цели правительства и нефтяной компании в переговорах.Виды соглашений (концепция,контракты,).Классификация фискальных систем,используемых в нефтяной промышленности.
8. 1 Методы оценки инвестиций.     _     Временная цена денег.Простой анализ чистых потоков реальных денег.
9. 1 Выбор ставки дисконта     _     Чистая дисконтированная стоимость. Внутренняя норма прибыли и ограничение на ее использование. Период окупаемости инвестиций. Учет инфляции и обменного курса валют.
10. 1 Критерии принятия решения.     _     Анализ, учет и измерение риска. Значения ставки дисконта как меры риска..Устойчивость проекта.
11. Законодательные основы водопользования в Республике Казахстан.     -     Определение жизнеспособности проекта. Выбор проекта по прибыльности в условиях ограниченности инвестиций и различной продолжительности работы предприятия.
12. Законодательные основы лесопользования в Республике Казахстан.     _     Водные ресурсы РК. Экономика стоимости водных ресурсов О водоохранных зонах и полосах. Водоемы оздоровительного назначения. Ведение государственного водного кадастра. Условия и порядок оплаты за подачу воды для использования,начисления, взимания и внесения платы за пользование водными ресурсами поверхностных источников по отраслям экономики.
13. Итого     _      

6. Учебно-методическая обеспеченность дисциплины

Автор, наименование, год издания Носитель информации Имеется в наличии (шт.)
В библиотеке На кафедре
Основная литература
Земельный кодекс РК от 20.06.03 г. бумажный + -
Экологический кодекс РК – Астана, 2007г. бумажный + -
Водный кодекс РК – Алматы: ЮРИСТ, 2003.- 36 с. бумажный + -
Лесной кодекс РК – Алматы, 2003. – 66 стр бумажный + -
Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании». Алматы, 27 января 1996г. бумажный + -
Закона Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «Об особо охраняемых территориях» (с изменениями от 09.01.2007г) бумажный + -
Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2006 года № 990 «Об утверждении Программы развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан на 2007-2009 годы бумажный + -
Рыспекова М.О. УМКД «Экономика недропользования» ЕНУ им. Л. Н.Гумилева Электронный, бумажный + +
i. 6.2 Дополнительная литература
Мамырова М. К. Эффективность инвестиций в промышленном производстве. - Алматы: Экономика, 2001. бумажный + -
Тонкопий М.С. Экономика природопользования. - Алматы: Экономика, 2000. бумажный + -
ШумилинМ. В. и др. Бизнес в ресурсодобывающих отраслях. Справочник М., 2001. бумажный + -
Дергачев А. Л. и др. Финансово - экономическая оценка минеральных месторождений. Москва, МГУ, 2000. бумажный + -
           

7. Контроль и экономика результатов обучения.

7.1 Виды контроля (текущий, рубежный):

Планируется проведение текущего контроля в ходе аудиторных занятий, предусмотрен контроль качества выполнения СРСП и СРО;

7.2 Формы контроля:

Планируется два промежуточных контроля в форме контрольной работы и тестирования; итоговый контроль в форме экзамена.

Текущий контроль в ходе аудиторных занятий – 25%;

Промежуточный контроль – 35%;

Итоговый контроль – 40%.

8.Требования учебной дисциплины

Изучение учебной дисциплины «Экономика недропользования» является компонентом по выбору для специальности «Экология» (бакалавриат). Объем учебной нагрузки составляет 2 кредита или 90 часов, из них лекций -15 часов, практические занятия 15 ч, 30 часов СРСП, 30 часов СРС.

Требуется: обязательное посещение аудиторных занятий и СРСП, активное участие в обсуждении вопросов на аудиторных занятиях, предварительная подготовка к лекциям и семинарским занятиям, выполнение заданий на СРО. Необходимо участие во всех видах контроля: текущий, промежуточный, итоговый; контроль СРСП и СРО.

Знания, умения и навыки студентов оцениваются по следующей системе

Экономика по буквенной системе Цифровой эквивалент баллов Процентное содержание Экономика по традиционной системе
А 4,0 95-100 отлично
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89 хорошо
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74 Удовлетворительно
С 2,0 65-69
С- 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D 1,0 50-54
F   0-49 Неудовлетворительно

Политика курса:

- не опаздывать, опоздавших не допускать к занятиям.

- отключить сотовый телефон, не перемещаться по аудитории во время занятий.

- не обсуждать посторонние вопросы во время лекционных занятий.

- не входит в аудиторию в верхней одежде.

- активно участвовать в учебном процессе, кроме того, проявлять собственную инициативу по подбору дополнительной литературы по отдельным темам курса.

- своевременно сдавать задания.

- при невыполнении заданий в установленные сроки применяется снижение баллов еженедельно на 10%.

- не пропускать аудиторные занятия без уважительной причине занятия.

- представить документ, подтверждающий причину пропуска конкретного занятия.

- за каждую пропущенную лекцию без уважительной причины снимается 0,2 балла, 100% посещение лекций и активная работа на них поощряется 2 баллами.

- поддерживать доброжелательные взаимоотношение, уметь работать в группе, представлять полученные результаты коллективной работы.

Быть терпимым, открытым, откровенным и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: