УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль ECON 13034
по дисциплине En 3306 ЭКОНОМИКА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
(код и полное наименование дисциплины по рабочему учебному плану)
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ (ЕЙ) 5В050600-ЭКОНОМИКА
(шифр и наименование специальности/специализации
Астана
№ п/п | СОДЕРЖАНИЕ: | Стр. |
Syllabus (рабочая учебная программа) | ||
1. | Глоссарий по дисциплине | |
2. | Тезисы лекций по темам учебной дисциплины и методические указания по изучению лекционного курса | |
3. | Планы проведения практических/семинарских и лабораторных занятий и методические рекомендации по подготовке к ним | |
4. | Задания для самостоятельной работы обучающегося и методические рекомендации по их выполнению | |
5. | Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля и методические рекомендации по их выполнению | |
6. | Перечень программного и мультимедийного сопровождения учебных занятий (в зависимости от содержания дисциплины) |
УМКД по дисциплине «Экономика недропользования»
|
|
для студентов специальности (ей) 050506 - Экономика
(шифр и наименование специальности)подготовил
к.э.н., доцента кафедры «Экономика»____________________ Рыспекова М.О.
Рассмотрена на заседании кафедры
Протокол № от «»___________2014г.
Зав. кафедрой _________________________________________Байжолова Р.А.
Одобрена методическим советом факультета
Протокол № от «» ________2014г.
Председатель__________________________________________Есмагулова Н.Д.
СИЛЛАБУС
1) Рыспекова М.О. - кандидат экономических наук, доцент ВАК
Контактный телефон: 8-7059120610, электронный адрес: Madina10081957@.mail.ru Научная школа и научные интересы преподавателя – Экономика строительства, недвижимости, экономическая безопасность, Экономика недропользования
Модуль ECON 13034
2.Данные о дисциплине: Код дисциплины: EN 3306- Экономика недропользования
Количество кредитов – 2. Время и место проведения: 7 семестр; согласно расписанию.
3. Распределение часов по учебному плану
Виды занятий | Общее количество часов | Осенний семестр | Весенний семестр | ||
В неделю | Всего | В неделю | Всего | ||
Лекции | - | - | |||
Практическое занятие | - | - | |||
Семинарское занятие | - | - | - | - | - |
Лабораторное занятие | - | - | - | - | - |
Студийное занятие, СРСП | - | - | |||
СРО | - | - | |||
Итого | - | - |
4)Пререквизиты учебной дисциплины: «Основы экономики», «Экономика отраслей народного хозяйства»,
Постреквизиты курса (дисциплины, которые желательно изучить по окончании данного курса) – Экономика природопользования, Экономика природных ресурсов и недр
5) Характеристика учебной дисциплины
|
|
5.1 Назначение учебной дисциплины
Экономика недропользования имеет как теоретическое, так и практическое значение. В условиях функционирующей системы народного хозяйства в стране Экономика недропользования призвана давать конкретные рекомендации по эффективному использованию природных ресурсов в целях совершенствования производства.
В более широком смысле Экономика недропользования должна способствовать разработке основ концепции устойчивого эколого-экономического развития. Такое развитие предполагает отказ от концепции экстенсивного экономического роста и базирующийся на представлении о неисчерпаемости природных ресурсов и неограниченности возможностей природной среды к самовосстановлению. Использование природных ресурсов должно быть таким, чтобы оно способствовало снижению затрат и повышению прибыли в общественном производстве. Для этого необходимо всемерная рационализация производства, его комплексность, что предполагает минимизацию отходов, ликвидацию потерь, широкое применение вторичного сырья. Все задачи по экономному использованию природных ресурсов должны сочетаться с максимально возможным сохранением окружающей среды путем, с одной стороны, совершенствования технологии и сокращения выбросов, а с другой – очистка от загрязнения. Сведение к минимуму возможного ущерба, наносимого здоровью и жизни людей, средствам производства, зданиям и сооружениям.
Экономика недропользования относительно новая наука, однако, в настоящее время она играет исключительно большую роль в использовании природных ресурсов.
5.2.Цель изучения учебной дисциплины
С помощью категорий экономической теории сформировать системное представление о взаимодействии окружающей природной среды и социально- экономической сфер жизни человека, проблемах этого взаимодействия и способах разрешения.
5.3 Задачи изучения дисциплины:
Задачами изучения дисциплины являются:
- усвоение основных понятий, законов развития внешнеэкономических связей, которые позволят студентам разобраться в сложных проблемах международной экономики вообще и конкретных формах ее функционирования и регулирования;
- умение использовать полученные знания для последующего углубленного и самостоятельного изучения актуальных проблем международной экономики и международной коммерческой практики;
- формирование у студентов рыночного мышления и способности на практике применять полученные знания.
5.4 Компетенции изучаемой дисциплины
Особенностью современного этапа хозяйственного развития является формирование представлений о тесной взаимосвязи экономического и экологического благополучия. В настоящее время от успешного решения эколого-экономических проблем зависит не только эффективность хозяйственной деятельности, но и благополучное существование человечества в целом.
Экономика недропользования – относительно молодая научная дисциплина, открывающая новые направления исследований с целью принятия научно обоснованных решений по финансированию, планированию, законодательно-нормативному обеспечению управления социально-экономическими процессами в целом и в сфере природопользования в частности.
Проблемы, которые исследуются в рамках экономики природопользования, можно объединить в две большие группы. Во-первых, это проблемы наиболее экономически эффективного использования природных ресурсов и, во-вторых, проблемы поиска и обоснования наиболее целесообразных методов предотвращения и ликвидации ущерба от загрязнения окружающей среды. Эти проблемы должны решаться на основе закономерностей естественноисторического характера, а также исходя из меняющихся потребностей общества, новой системы ценностей с учетом экономических проблем современности.
|
|
В теоретическом плане Экономика недропользования направлена на создание научных основ концепции устойчивого эколого-экономического развития, а ее практическое значение заключается в выработке научно обоснованных рекомендаций по рациональному использованию природных ресурсов и сохранению среды жизнедеятельности человеческого общества.
5.5. План изучения учебной дисциплины
№ недели | Название темы | Формы организации обучения и количество часов | Задания для СРО и форма контроля знаний | ||||
Лекция | Практическое (семинар) | Лабораторное | СРСП Студийное | СРО | |||
1. 1 | Актуальность дисциплины по оценке природных ресурсов и недр. | _ | Законодательные основы экономических работ. Конъюнктурный обзор природно-сырьевых ресурсов Казахстана | ||||
2. 1 | Данные изучения месторождений для оценки запасов минерального сырья. | _ | Запасы. Степень извлечения из недр при обогащении. Сроки отработки месторождения и оптимальная производительность добычи. | ||||
3. 1 | Капитальные затраты и производственные расходы, метод расчета капитальных затрат. | _ | Затраты на реализацию продукции. 2.Расчет дохода предприятия. | ||||
4. 1 | Методы финансирования проектов разработки месторождений. | _ | .Расчет оборотных средств. Расчет производственных расходов. Индексация размеров затрат с учетом инфляции. | ||||
5. 1 | Налогообложение в горнодобывающей отрасли.. | _ | Акционерный капитал. Проектное финансирование, банковское финансирование и другие методы заемного финансирования | ||||
6. 1 | Фискальные системы в нефтедобыче. | _ | Налоги на производство, на прибыль, на горный отвод, прочие налоги | ||||
7. 1 | Анализ дисконтированных потоков реальных денег | _ | Экономическая рента (избыточная прибыль). Доля подрядчика в прибыли: последовательная экономика доли подрядчика, расчет доли правительства Цели правительства и нефтяной компании в переговорах.Виды соглашений (концепция,контракты,).Классификация фискальных систем,используемых в нефтяной промышленности. | ||||
8. 1 | Методы оценки инвестиций. | _ | Временная цена денег.Простой анализ чистых потоков реальных денег. | ||||
9. 1 | Выбор ставки дисконта | _ | Чистая дисконтированная стоимость. Внутренняя норма прибыли и ограничение на ее использование. Период окупаемости инвестиций. Учет инфляции и обменного курса валют. | ||||
10. 1 | Критерии принятия решения. | _ | Анализ, учет и измерение риска. Значения ставки дисконта как меры риска..Устойчивость проекта. | ||||
11. | Законодательные основы водопользования в Республике Казахстан. | - | Определение жизнеспособности проекта. Выбор проекта по прибыльности в условиях ограниченности инвестиций и различной продолжительности работы предприятия. | ||||
12. | Законодательные основы лесопользования в Республике Казахстан. | _ | Водные ресурсы РК. Экономика стоимости водных ресурсов О водоохранных зонах и полосах. Водоемы оздоровительного назначения. Ведение государственного водного кадастра. Условия и порядок оплаты за подачу воды для использования,начисления, взимания и внесения платы за пользование водными ресурсами поверхностных источников по отраслям экономики. | ||||
13. | Итого | _ |
6. Учебно-методическая обеспеченность дисциплины
|
|
№ | Автор, наименование, год издания | Носитель информации | Имеется в наличии (шт.) | ||
В библиотеке | На кафедре | ||||
Основная литература | |||||
Земельный кодекс РК от 20.06.03 г. | бумажный | + | - | ||
Экологический кодекс РК – Астана, 2007г. | бумажный | + | - | ||
Водный кодекс РК – Алматы: ЮРИСТ, 2003.- 36 с. | бумажный | + | - | ||
Лесной кодекс РК – Алматы, 2003. – 66 стр | бумажный | + | - | ||
Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании». Алматы, 27 января 1996г. | бумажный | + | - | ||
Закона Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «Об особо охраняемых территориях» (с изменениями от 09.01.2007г) | бумажный | + | - | ||
Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2006 года № 990 «Об утверждении Программы развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан на 2007-2009 годы | бумажный | + | - | ||
Рыспекова М.О. УМКД «Экономика недропользования» ЕНУ им. Л. Н.Гумилева | Электронный, бумажный | + | + | ||
i. | 6.2 Дополнительная литература | ||||
Мамырова М. К. Эффективность инвестиций в промышленном производстве. - Алматы: Экономика, 2001. | бумажный | + | - | ||
Тонкопий М.С. Экономика природопользования. - Алматы: Экономика, 2000. | бумажный | + | - | ||
ШумилинМ. В. и др. Бизнес в ресурсодобывающих отраслях. Справочник М., 2001. | бумажный | + | - | ||
Дергачев А. Л. и др. Финансово - экономическая оценка минеральных месторождений. Москва, МГУ, 2000. | бумажный | + | - | ||
7. Контроль и экономика результатов обучения.
7.1 Виды контроля (текущий, рубежный):
Планируется проведение текущего контроля в ходе аудиторных занятий, предусмотрен контроль качества выполнения СРСП и СРО;
7.2 Формы контроля:
Планируется два промежуточных контроля в форме контрольной работы и тестирования; итоговый контроль в форме экзамена.
Текущий контроль в ходе аудиторных занятий – 25%;
Промежуточный контроль – 35%;
Итоговый контроль – 40%.
8.Требования учебной дисциплины
Изучение учебной дисциплины «Экономика недропользования» является компонентом по выбору для специальности «Экология» (бакалавриат). Объем учебной нагрузки составляет 2 кредита или 90 часов, из них лекций -15 часов, практические занятия 15 ч, 30 часов СРСП, 30 часов СРС.
Требуется: обязательное посещение аудиторных занятий и СРСП, активное участие в обсуждении вопросов на аудиторных занятиях, предварительная подготовка к лекциям и семинарским занятиям, выполнение заданий на СРО. Необходимо участие во всех видах контроля: текущий, промежуточный, итоговый; контроль СРСП и СРО.
Знания, умения и навыки студентов оцениваются по следующей системе
Экономика по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание | Экономика по традиционной системе |
А | 4,0 | 95-100 | отлично |
А- | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | хорошо |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 75-79 | |
С+ | 2,33 | 70-74 | Удовлетворительно |
С | 2,0 | 65-69 | |
С- | 1,67 | 60-64 | |
D+ | 1,33 | 55-59 | |
D | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | Неудовлетворительно |
Политика курса:
- не опаздывать, опоздавших не допускать к занятиям.
- отключить сотовый телефон, не перемещаться по аудитории во время занятий.
- не обсуждать посторонние вопросы во время лекционных занятий.
- не входит в аудиторию в верхней одежде.
- активно участвовать в учебном процессе, кроме того, проявлять собственную инициативу по подбору дополнительной литературы по отдельным темам курса.
- своевременно сдавать задания.
- при невыполнении заданий в установленные сроки применяется снижение баллов еженедельно на 10%.
- не пропускать аудиторные занятия без уважительной причине занятия.
- представить документ, подтверждающий причину пропуска конкретного занятия.
- за каждую пропущенную лекцию без уважительной причины снимается 0,2 балла, 100% посещение лекций и активная работа на них поощряется 2 баллами.
- поддерживать доброжелательные взаимоотношение, уметь работать в группе, представлять полученные результаты коллективной работы.
Быть терпимым, открытым, откровенным и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям.