Затраты на производство и реализацию продукции. Затраты на производство и реализацию продукции представляют собой совокупность выраженных в денежной форме расходов предприятий на производство и реализацию

Затраты на производство и реализацию продукции представляют собой совокупность выраженных в денежной форме расходов предприятий на производство и реализацию продук­ции (работ, услуг). Они обеспечивают непрерывность производства и создают условия для реа­лизации продукции.

По экономическому содержанию они выражают затраты общества, поскольку производ­ство ведется в интересах общества, а продукция производится как непосредственно обществен­ный продукт. Затраты различны по составу и структуре в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий. Также они классифицируются по способу отнесения на себестоимость, связи с объемом производства, степени однородности.

В зависимости от способа отнесения на себестоимость продукции они делятся на:

- прямые, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость (сырье, основные материалы, заработная плата производственных рабочих и др.);

- косвенные, связанные с производством разнообразных изделий, которые нельзя отнести на себестоимость определенного вида продукции (расходы на содержание и эксплуатацию обору­дования, ремонт зданий, заработную плату инженерно-технических работников и др.).

Они включаются в себестоимость с помощью специальных методов, определенных от­раслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькуляции себестоимости.

В зависимости от связи затрат с объемом производства выделяют:

- условно-постоянные расходы - это расходы величина которых существенно не меняется при увеличении или уменьшении объема выпуска продукции, в результате чего изменяется их отно­сительная величина на единицу продукции (затраты на отопление, освещение, заработную пла­ту управленческого персонала, амортизационные отчисления, расходы на административно­-хозяйственные нужды и др.);

- условно-переменные расходы величина, которых зависит от объема производства, они растут или уменьшаются в соответствии с изменением объема выпуска продукции (затраты на сырье, основные материалы, топливо, основную заработную плату производственному персоналу и др.).

По степени однородности затраты подразделяются на:

- элементарные;

- комплексные.

Элементы имеют единое экономическое содержание независимо от их назначения. Цель группировки по элементам - выявить затраты на производство продукции по их видам (матери­альные затраты, амортизационные отчисления и т.д.). Соотношение между отдельными элемен­тами затрат представляет собой структуру затрат на производство продукции.

Комплексные затраты включают несколько элементов, а следовательно, разнородны по составу. Объединяются они по определенному экономическому назначению. Такими затратами являются общезаводские расходы, потери от брака, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и др.

Все затраты на производство и реализацию продукции составляют полную себестои­мость. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в настоящее вре­мя определяется постановлением правительства.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку ис­пользуемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, ма­териалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

По экономическому содержанию затраты, включаемые в себестоимость продукции (ра­бот, услуг) группируются по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.

1. Материальные затраты включают: стоимость покупных сырья и материалов, топли­ва; основных вспомогательных материалов; комплектующие изделия и полуфабрикаты; тару; запчасти для ремонта; МБП и прочие затраты. Стоимость материальных ресурсов складывается из цен их приобретения.

2. 3атраты на оплату труда включают: выплату заработной платы; выплату премий; вознаграждения по итогам работы за год; компенсирующие и стимулирующие выплаты; стои­мость бесплатного питания; единовременное вознаграждение за выслугу лет; оплату учебных отпусков; оплату труда внештатных сотрудников и другие выплаты, включаемые в фонд опла­ты труда.

В затраты на оплату труда не включаются: расходы на оплату труда в виде премий вы­плачиваемых за счет специальных средств; целевые поступления; материальная помощь; бес­процентные ссуды на улучшение жилищных условий; оплата дополнительных отпусков жен­щинам воспитывающих детей; надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям; подписки и приоб­ретения товаров для личных нужд работников; оплата проезда к месту работы; оплата путевок, экскурсий, путешествий; другие затраты производимые за счет прибыли остающейся в распо­ряжении предприятия.

3. 0тчисления на социальные нужды включают отчисления в фонд обязательного соци­ального страхования, Пенсионный фонд, Государственной фонд занятости населения (в на­стоящее время упразднен), Фонд обязательного медицинского страхования.

4. Амортизация основных фондов включает амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, сумма которых определяется на основе их балансовой стоимости и действующих норм амортизации. Если предприятие работает на ус­ловиях аренды, то в данном разделе приводятся амортизационные отчисления на полное вос­становление по собственным и арендованным основным фондам.

Прочие затраты включают: некоторые виды налогов; отчисления в страховые фонды (резервы); вознаграждения за изобретения и рацпредложения; затраты на командировки; оплату услуг связи; плату за аренду; амортизацию по нематериальным активам, отчисления в ремонт­ный фонд и др.

7. Планирование затрат на производство и реализацию продукции

Объемы затрат на реализуемую продукцию не совпадают с объемом затрат на производство продукции:

Затраты на реализуемую продукцию = Затраты на производство продукции + Расходы по сбыту,

Затраты по реализации (по сбыту) относят только на ту часть продукции, которая реализована, а не лежит на складах.

Главная задача планирования затрат – обеспечение наиболее эффективного использования ресурсов, а также достижение финансового результата.

Продукция считается готовой, если она прошла все стадии производства и имеет соответствующую отметку (ОТК) или сертификат. Продукция может и не покидать пределов цеха, но имея соответствующий знак качества, считаться готовой.

При расчете нормы запаса необходимо учитывать следующие периоды времени:

  1. продукция должна быть подготовлена к реализации; для этого необходимы:

а) время на упаковку;
б) маркировка;
в) продукция должна быть подготовлена по направлениям отгрузки (маршрутизация).

  1. упрощенный способ нормирования – для исчисления сроков можно использовать договора на отгрузку, можно подсчитать суммарное число отгрузок и, таким образом, найти интервал, с которым будут отгружаться изделия (норма в днях).

Расчет нормы ведется в разрезе установленного ассортимента. Для расчета норматива суммируются все нормы, исчисленные по отдельным видам выпускаемой продукции.

При организации бухгалтерского учета, производственных затрат предприятия используют положение о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ или услуг), утвержденное Правительством РФ. В себестоимость продукции включаются затраты, связанные с использованием в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и реализацию.

В себестоимость продукции не включаются затраты и потери, относимые на счет «Прибыли и убытки»: затраты по аннулированным заказам, на содержание законсервированных производственных мощностей, судебные издержки, штрафы и убытки от списания безнадежных долгов.

8. Понятие выручки от реализации продукции

Выручка от реализации продукции – денежные средства, поступающие на предприятие за отгруженные контрагентам продукцию, работы и услуги. Своевременное и полное поступление выручки – важнейшее условие успешной финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия, поскольку она является главным и регулярным источником денежных средств. С другой стороны, процесс кругооборота средств на предприятии заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, что само по себе означает возмещение затраченных на производство финансовых ресурсов и служит предпосылкой для возобновления производственного процесса путем авансирования средств в следующий кругооборот.

Выручка, поступающая на расчетный счет предприятия, сразу же используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов, запчастей, топлива, энергии. Из выручки происходит отчисление налогов в бюджет, выплата зарплаты, возмещается износ основных фондов, финансируются расходы предусмотренные финансовым планом и не включаемые в себестоимость. Вместе с тем, выручка в строгом смысле не является доходом, так как из нее необходимо возместить затраты.

9. Планирование выручки от реализации продукции. Факторы роста выручки

Планирование выручки необходимо для определения плана прибыли от реализации, исчисления сумм плановых платежей в бюджет (налог на прибыль, НДС, акциз и др. платежи). От обоснованности ее расчета во многом зависит реальность основного источника поступления денежных средств и планируемой прибыли.

Прямой метод планирования прибыли

Метод прямого расчета планируемой прибыли от реализации товарной продукции еще называется методом поассортиментного расчета. Для этого необходимо знать плановый ассортимент продукции, плановую себестоимость единицы изделия и реализационную цену. Чаше всего этот метод применяется при исчислении прибыли в объединениях (предприятиях) и отраслях промышленности с небольшим ассортиментом продукции и при условии планирования себестоимости продукции по каждому виду (лесная, угольная и др.).

Аналитический метод планирования прибыли

Этап 1. Определение процента базовой рентабельности за отчетный год. Необходимо определить ожидаемую прибыль за отчетный период.

Этап 2. Определение прибыли от реализации сравнимой товарной продукции на предстоящий период, исходя из процента базовой рентабельности.

Однако эта прибыль учитывает только изменение одного фактора – объема реализации.

Этап 3. Расчет влияния отдельных факторов на прибыль от реализации сравнимой товарной продукции в предстоящем периоде.

Основные факторы:

  1. изменение цен в предстоящем периоде;
  2. изменение налоговых ставок;
  3. сдвиги в структуре продукции;
  4. изменение себестоимости реализованной продукции.

Методика определения влияния на прибыль этого фактора в целом аналогична методике определения влияния на прибыль изменения цен текущего года, однако различие – поправка к прибыли делается за период действия новых цен в предстоящем году.

Чтобы определить влияние сдвигов в структуре продукции, надо определить средние коэффициенты рентабельности продукции за истекающий год и на предстоящий год.

Этап 4. Определение прибыли по несравнимой части товарной продукции.

Эта прибыль может быть определена двумя способами и рассчитывается только по той продукции, которая будет выпускаться с предстоящего года:

  1. метод прямого счета – в случаях, когда ассортимент выпускаемой продукции ограничен;
  2. упрощенный метод.

10. Использование выручки от реализации продукции

Рис. 1. Направления распределения выручки.

Выручка используется в первую очередь для оплаты счетов поставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих и т.п. Остаток выручки после возмещения стоимости израсходованных материальных ресурсов и возмещения амортизации внеоборотных активов формирует валовой доход, из которого в первую очередь возмещаются средства, израсходованные на оплату труда. Оставшиеся после этого средства составляют чистых доход предприятия, направляемый на уплату налогов, относимых на финансовый результат деятельности и формирование прибыли.

11. Экономическая сущность и функции прибыли

По своему экономическому содержанию прибыль выражает в денежном эквиваленте часть стоимости прибавочного продукта. Она выполняет ряд функций.

1. Оценочная функция — заключается в том, что она наиболее полно отражает уровень производства и дает оценку эффективности хозяйственной деятельности всего предприятия.

2. Стимулирующая функция — заключается в том, что стимулирующее влияние на рост эффективности работы организации.

  1. Фискальная функция — заключает в том, что прибыль – это источник отчислений в государственный бюджет и внебюджетные фонды.

Основная роль прибыли – показать конечный финансовый результат, который характеризует эффективность производства, а также качество и востребованность производимой продукции. Она отражает уровень дохода предприятия. Каждый предприниматель следит за тем, чтобы уровень прибыли его фирмы не сокращался. Однако на уровень прибыли и ее изменение влияет очень много факторов, которые не всегда непосредственно зависят от самой фирмы.

12. Планирование прибыли. Факторы ее роста.

Важное место в финансовом планировании занимает этап планирования прибыли. Эта часть планирования использует все параметры бизнес-плана и является решающей в определении финансового результата от всей деятельности организации (предприятия). Подходы к планированию прибыли зависят от параметров производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организации (предприятия). Нужно изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на размер прибыли. Это поможет глубже понять факторы, влияющие на ее рост.

Планирование прибыли проводится раздельно по всем видам деятельности организации (предприятия). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложения прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на размер прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.

В планировании прибыли используются методы:

• прямого счета;

• аналитический;

• на основание эффекта производственного (операционного) рычага;

• на основе бюджетирования.

1. Метод прямого счета. В основе его лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Более простой вариант этого метода — укрупненный расчет по позициям плана.

2. Аналитический метод. Этот метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. Применяется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости. При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска.

3. Метод, основанный на эффекте производственного (онеращюяного) рычага (CVP-аналиэ). Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.

Следует подробно изучить методы планирования прибыли. Для коммерческих организаций (предприятий) очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Здесь нужно использовать метод операционного (производственного) рычага. Используя этот метод, можно установить точку безубыточности, т.е. объем выручки, при котором организация (предприятие) полностью покроет свои затраты, не получая ни прибыли, ни убытка.

4. Метод на основе бюджетирования. На основе бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.

Основные факторы роста прибыли фирм, организаций в современном рыночном хозяйстве:

  • Фактор повышения качества продукции и ориентация на потребителя. С точки зрения эффективности производства более важно концентрировать внимание на улучшении качества продукции, нежели бороться только за простое снижение издержек производства.
    Увеличение оборотов продаж связано с постоянным увеличением клиентов-потребителей (упрочение позиций на существующих рынках, завоевание новых рынков).
  • Фактор положения фирмы на рынке, сохранение и развитие конкурентных преимуществ. Например, компания "Тойота" постоянно стремится удержать своё лидерство среди других компаний по такому показателю автомобилей, как надежность.
  • Фактор темпа освоения научно-исследовательских и опытно - конструкторских разработок (НИОКР). Внедрение результатов НИОКР позволяет снизить издержки, повысить качество продукции, способствует появлению новых наукоемких продуктов и, в конечном счете, усилению позиций в конкурентной борьбе.
  • Фактор уровня организации производства и управления.
  • Фактор создания условий для наиболее полной реализации и постоянного развития "человеческого фактора", "человеческий капитала", повышения заинтересованности работников в делах фирмы.

13. Рентабельность предприятия

Рентабельность предприятия – это показатель эффективности, с которой используются основные фонды, рассчитываемый как отношение прибыли к усредненной стоимости основных, а также оборотных активов.

Прибыль и рентабельность предприятия напрямую взаимосвязаны между собой.

Прибыль – это экономическая категория, выражающая производственно-экономические отношения, возникающие по поводу формирования и последующего использования производимого продукта. В реальном секторе прибыль принимает материальную форму в виде денежных средств, ресурсов, фондов и выгод.

Если предприятие получает какую-либо прибыль, то оно является рентабельным. Применяемые в расчетах показатели рентабельности, отражают относительную прибыльность. Анализ финансовой устойчивости предприятия базируется на анализе данных показателей. Для оценки результативности и экономической целесообразности функционирования предприятия берутся абсолютные и относительные показатели.

Абсолютные показатели дают возможность сделать анализ динамики показателей прибыли за определенные годы. При этом для получения более достоверных результатов показатели рассчитываются с учетом инфляции.

Относительные показатели представляют собой варианты соотношения прибыли и капитала, вложенного в производство (прибыли и затрат на производство). Поэтому они не так подвержены влиянию инфляции.

Абсолютная сумма прибыли не всегда дает правильное представление об уровне доходности определенного предприятия, поскольку на нее влияет и качество работы, и масштаб деятельности. В связи с этим для более точной характеристики работы предприятия используют не только абсолютную сумму прибыли, но и относительный показатель, называемый уровнем рентабельности.

Данные показатели следует рассматривать в сравнении с другими временными периодами, поскольку это позволяет судить о динамике развития предприятия.

Рентабельность предприятия характеризует уровень прибыльности или убыточности производства. Сами показатели рентабельности представляют собой относительными характеристикирезультатов финансового роста и эффективности деятельности организации. Они отражают относительную доходность фирмы или предприятия, которая измеряется в процентах к затратам капитала с разных позиций.

Важнейшими характеристиками фактической среды, в которой формируется прибыль и доход предприятия, являются показатели рентабельности. Они используются в сравнительном анализе и оценке финансового состояния предприятия.

Основными показателями рентабельности являются: рентабельность продукции предприятия, рентабельность капитала и общая рентабельность.

Рентабельность продукции является отражением отношения прибыли на единицу реализованной продукции. Этот показатель увеличивается при росте цен на продукцию при неизменных затратах на производство либо снижении затрат на производство при сохранении постоянных цент на реализовываемую продукцию.

Рентабельность капитала показывает эффективность использования всего имущества, находящегося в распоряжении предприятия.

Общая рентабельность (рентабельность предприятия) выражает отношение балансовой прибыли к усредненной величине основных производственных фондов, а также нормируемых оборотных средств. Данное отношение фондов к затратам показывает доходность предприятия. Другими словами, уровень общей рентабельности, отражающий прирост вложенного капитала, равняется прибыли, образующейся до начисления процентов, умноженной на 100% и разделенной на активы.

Общая рентабельность является ключевым показателем, используемым для анализа рентабельности. Для более точного определения развития организации вычисляются еще два показателя: рентабельность производственного оборота и число оборотов активов.

Рентабельность оборота равна зависимости валовой выручки от издержек. Число оборотов капитала равно отношению валовой выручки к величине капитала.

14. Экономическое содержание оборотного капитала.

Оборотный капитал можно отождествлять с оборотными средствами.

В бухгалтерском балансе оборотные средства – это активы баланса, а оборотный капитал – пассивы баланса (какая величина капитала вложена в хозяйственную деятельность).

Оборотный капитал – это величина финансовых источников, необходимых для формирования оборотных активов предприятия.

Оборотные средства обслуживают процесс текущей хоз. деятельности и одновременно участвуют в процессе производства и в процессе реализации продукции.

Основное назначение – это обеспечение непрерывности и ритмичности производственного процесса.

Оборотные средства полностью участвуют в производственном процессе, изменяя свою форму и стоимость

По функциональному назначению оборотные средства делятся на:

1. Оборотные и производственные фонды:

· Предметы труда

· Средства труда

· Производственные запасы

· Незавершенное производство

· Расходы будущих периодов

2. Фонды обращения состоят:

· Готовой продукции

· Денежных средств

Оборотный капитал, как элемент финансирования, не расходуется, не потребляется, а авансируется в различные виды текущих затрат предприятия. Цель авансирования – создание необходимых материальных запасов, поступающих в производство -> выпуск и реализация продукции -> денежные средства -> присоединение к капиталу предприятия, т.е. происходит возмещение авансированного капитала.

Оборотный капитал – это совокупность денежных средств авансируемых для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения.

В процессе кругооборота оборотный капитал проходит три стадии и существует следующая формула движения оборотного капитала:

Д-Т…Т-П-Т’…T’-Д’

Где Д - деньги, Т - товар, П - производство, T’-готовая продукция, Д’ – реализация.

Разница между Д и Д’ показывает эффективность работы предприятия, в итоге прибыль.

15. Основы организации оборотных средств, их состав и структура

Организация оборотных средств на предприятии включает определение потребности в оборотных средствах, их состава, структуры, источников формирования, а также регулирование и управление использованием оборотных средств.

Одним из основных принципов организации оборотных средств является нормирование, Реализация этого принципа позволяет экономически обоснованно установить необходимый размер оборотных средств и тем самым обеспечить условия для успешного осуществления ими своих функций. Ошибочная практика отказа от нормирования оборотных средств является одной из причин кризисного состояния экономики, падения производства и нарушений платежно-расчетной дисциплины.

Таким образом, процесс разработки экономически обоснованных размеров оборотных средств, необходимых для организации нормальной работы предприятия, называется нормированием оборотных средств.

Запасы товарно-материальных, ценностей предприятия рассчитываются в днях запаса в натуральном и денежном выражении.

Норматив оборотных средств представляет собой следующую сумму:

Ноб.с = Нпр.з + ННП + НГП + Нрбп,

где Н ПР.З – норматив производственных запасов;

ННП – норматив незавершенного производства;

НГП – норматив запасов готовой продукции;

Н рбп - норматив расходов будущих периодов.

Важнейшим принципом правильной организации оборотных средств является использование их строго по целевому назначению. Нарушение этого принципа путем отвлечения из производственного оборота авансированных оборотных средств на покрытие убытков, всякого рода потерь по бесхозяйственности, на оплату завышенных банковских процентов по ссудам, на взносы в бюджет налоговых платежей и т. д. весьма отрицательно сказалось на производственной деятельности многих предприятий, привело, как уже отмечалось, к кризису платежно-расчетной дисциплины, росту огромной задолженности поставщикам за поставляемое сырье и готовую продукцию, рабочим и служащим — по заработной плате, бюджету — по налоговым платежам.

Важным принципом организации оборотных средств является обеспечение их сохранности, рационального использования и ускорения оборачиваемости.

На практике значительная часть наших предприятий не выполняют этого принципа, что крайне отрицательно сказывается на их хозяйственной деятельности

16. Показатели эффективности использования оборотного капитала

Каждое предприятие имеет в составе своих активов оборотные активы. Для их финансирования предприятие использует определенные источники, которые в сумме называются оборотным капиталом. Предприятие должно стремиться к повышению эффективности использования оборотного капитала. Это необходимо в целях максимизации эффективности хозяйственной деятельности предприятия в целом. Использование оборотных средств характеризуют три коэффициента: оборачиваемости, оборачиваемости в днях и загрузки.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает, сколько оборотов совершают оборотные средства за анализируемый период (квартал, полугодие, год). Определяется по формуле Коб = = VP/Оср, где Vfi – объем реализации продукции за отчетный период; Оср – средний остаток оборотных средств за отчетный период.

Продолжительность одного оборота в днях показывает, за какой срок предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции: Д = Т/Коб или Д = Т х Оср/VP, где Т – число дней в отчетном периоде.

Коэффициент загрузки средств в обороте характеризует сумму оборотных средств, авансируемых на 1 руб. выручки от реализации продукции. Таким образом, этот показатель представляет собой оборотную фондоемкость, или затраты оборотных средств для получения 1 руб. реализованной продукции: Кз = Оср/VP х 100, где Кз – коэффициент загрузки средств в обороте (т. е. величина, обратная коэффициенту оборачиваемости), коп.; 100 – коэффициент перевода рублей в копейки.

Чем меньше Кз, тем эффективнее используются оборотные средства на предприятии, лучше его финансовое положение.

Высвобождение оборотных средств в результате ускорения их оборачиваемости определяется по формуле ДО = Оо – Опл, где ДО – сумма высвобождаемых оборотных средств, Оо – потребность в оборотных средствах в плановом периоде (при условии отсутствия ускорения их оборачиваемости), руб.; Опл – потребность в оборотных средствах в плановом периоде с учетом ускорения их оборачиваемости, руб.

Высвобождение оборотных средств может быть абсолютным и относительным.

Абсолютное высвобождение имеет место, если фактические остатки оборотных средств меньше норматива или остатков предшествующего периода при сохранении или превращении объема реализации за рассматриваемый период.

Относительное высвобождение оборотных средств имеет место в тех случаях, когда ускорение их оборачиваемости происходит одновременно с ростом объема выпуска продукции, причем темп роста объема производства опережает темп роста остатков оборотных средств.

В качестве показателей эффективности использования оборотного капитала могут рассматриваться показатели эффективности использования материальных ресурсов. Это связано с тем, что производственные запасы предприятия составляют, как правило, значительную долю оборотного капитала.

17. Финансовые службы предприятия

Под финансовой службой предприятия понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления предприятием. Обычно таким подразделением является финансовый отдел. Его структура и численность зависят от организационно-правовой формы предприятия, характера хозяйственной деятельности, объема производства и общего количества работающих на предприятии.

Характер хозяйственной деятельности и объем производства определяют величину денежного оборота, количество платежных документов, связанных с расчетами с другими предприятиями — поставщиками и покупателями (заказчиками), с коммерческими банками, другими кредиторами, бюджетом. Количество работающих влияет на объем кассовых операций и расчетов с рабочими и служащими.

Основные направления финансовой работы на предприятии — финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа.

На небольших предприятиях финансовая работа может выполняться финансовым сектором в составе финансово-сбытового отдела или бухгалтерии. На крупных предприятиях финансовый отдел состоит из нескольких групп (бюро), за которыми закреплены определенные функции. Начальник отдела подчинен непосредственно руководству предприятием (см. схему 1.1).

Приведенная структура финансового отдела в целом соответствует содержанию той финансовой работы, которую необходимо выполнять на предприятии для финансирования всех затрат предприятия и осуществления расчетов. Но она в значительной степени консервирует недостатки, присущие управлению предприятием в прежних дорыночных условиях хозяйствования.

18. Финансовое планирование на предприятии

Планирование является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании.

Планирование представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях. При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации.

Кроме того, анализируются и выявляются факторы, имеющие влияние на развитие деятельности предприятия, для своевременного предотвращения их на стадии возникновения в случае их негативного влияния.

Таким образом, можно сказать, что планирование как функция управления означает стремление учитывать заблаговременно все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают подходящие условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно также определяет разработку комплекса мероприятий, устанавливающих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее результативного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятиям. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями предприятия, которые содержат всю технологическую цепочку. Такая деятельность основывается на обнаружении и прогнозировании спроса потребителей, анализе и оценке имеющихся в наличии ресурсов и перспектив развития конъюнктуры. Отсюда следует необходимая увязка планирования с маркетингом и контролем для постоянной корректировки показателей производства и сбыта в связи с изменениями спроса на рынке. Планирование охватывает как текущий, так и перспективный временной период и осуществляется в виде прогнозирования и программирования.

Процесс планирования подразумевает постановку определенных целей, разработку мероприятий по достижению этих целей, а также политику предприятия на долгосрочную перспективу.

Для управления планирование являет собой этап, от которого во многом зависит развитие.

Большое влияние на планирование оказывает грамотность руководства, квалификация специалистов, вовлеченных в данный процесс, достаточность ресурсов, необходимых для осуществления процесса (компьютерная техника и пр.), информативная база.

Конечно, иногда факторы, оказывающие влияние на процесс планирования на предприятии, зависят от специфики деятельности, от региональной принадлежности, но при наличии квалифицированного кадрового состава и компетентного руководства все недостатки могут быть ликвидированы в короткие сроки.

19. Основной капитал предприятия

Основной капитал предприятия– это часть производительного капитала, который полностью и многократно принимает участие в производстве товара, переносит свою стоимость на новый продукт по частям, в течение ряда периодов. К основному капиталу относится та часть авансированного капитала, которая затрачена на постройку зданий, сооружений, на покупку машин, оборудования, инструмента.

После реализации товара основной капитал по частям возвращается в денежной форме предпринимателю. Основной капитал подвергается физическому и моральному износу.

Физический износ - постепенная утрата основными капиталами потребительной стоимости, которая постепенно переносится на продукт, частями возвращается в виде амортизации. Моральный износ происходит из-за роста производительности труда и технического прогресса и ведет к обновлению основного капитала до того, как он снашивается физически.

Основной капитал – это денежные средства, вложенные в основные фонды. Он меняет свою вещественную форму и проходит следующие стадии:

инвестирование (денежная форма – основные фонды) - в реальные активы - здания, сооружения, машины и оборудование и пр., а не в финансовые активы – акции, облигации.

производство (материально – вещественная форма), потребление в виде амортизации. Процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на производимый с их помощью продукт; использование специальных денежных средств – амортизационных отчислений, включаемых в издержки производства и обращения, для простого и расширенного воспроизводства основных фондов;

возмещение: начисленная амортизация превращается в денежную форму (себестоимость, выручка). За счёт этих денег происходит вновь закупка оборудования.
В состав основного капитала входят:

основные средства – часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (это денежная оценка ОФ и материальных ценностей, имеющих длительный срок службы);

незавершённые долгосрочные инвестиции – затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий;

долгосрочные финансовые инвестиции – инвестиции организации в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, в уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы;

Нематериальные активы. Могут быть отнесены объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):
В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).

К основным фондам относят: здания – вид основных фондов, включающий архитектурно – строительные объекты, назначением которых является создание условий для труда, жилья, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей; сооружения – объекты инженерной инфраструктуры,; рабочие и силовые машины и оборудование – мелкие части капитала, которые используются в производстве товаров; измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника.

20. Амортизация и способы ее начисления

Амортизация (от сред. - век. лат. amortisatio — пога­шение) —1) постепенное снашивание фондов (обору­дования, зданий, сооружений) и перенесение их стои­мости по частям на вырабатываемую продукцию; 2) уменьшение ценности имущества, облагаемого на­логом (на сумму капитализированного налога). Амортизационные отчисления — начисления с по­следующим отчислением, отражающие процесс посте­пенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на стоимость производимых с их помощью продукции, работ и ус­луг в целях аккумуляции денежных средств для по­следующего полного восстановления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: