1. Понятие и значение бизнес-плана инвестиционного проекта. Введение

Актуальность курсовой работы заключается в том, что сегодня невозможно начать новый бизнес или вкладывать средства в действующее предприятие без разработки бизнес - плана. Таким значимым он стал сегодня, в эпоху рыночных преобразований.

В условиях рынка и жестокой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия. Это становится возможным, когда выполняется несколько условий: администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке; существуют конкретные цели к достижению которых должно стремиться предприятие; планируется и выполняется каждый шаг по достижению этих целей; администрация предприятия и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой организации. Бизнес-план составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности.

Бизнес-план включает разработку цели и задач, которые ставятся перед предприятием на ближайшую и дальнюю перспективу, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в усло­виях конкуренции.

Цель работы – раскрыть сущность и значение бизнес-плана инвестиционного проекта.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. раскрыть понятие и значение бизнес-плана;

2. исследовать технология бизнес-планирования;

3. описать состав и структуру бизнес-плана;

4. оценить проблемы современного бизнес-планирования.

1. Понятие и значение бизнес-плана инвестиционного проекта

Понятия «бизнес-план» и «бизнес-планирование» (неотъемлемые составляющие процесса управления коммерческой организацией) вошли в российскую экономику в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия. Толкование и практическое значение бизнес-плана в качестве традиционного объекта стратегического бизнес-планирования и прогнозирования предпринимательской деятельности организаций разъяснены в работах многих отечественных и зарубежных авторов.

Приведем несколько определений бизнес-плана, заимствованных из разных источников:

«Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач» [1; с. 32].

«Бизнес-план – объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией» [3; с. 23].

«В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства» [2; с. 19].

«Бизнес-план – это программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных задач и ресурсов» [10; с. 27].

Таким образом, бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства. Он актуален как и для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.

Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. В подавляющем большинстве случаев, так уж сложилось в нашей стране, бизнес-план начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Но дело в том, что это только одна сторона дела, на самом деле он составляется не только для внешних целей.

/////////////

Процесс бизнес-планирования носит доказательный характер и рассматривается как последовательное изложение системы реализации проекта, его ключевых составляющих, которые способны убедить инвестора или партнера в выгодности проекта и необходимости участия в нем. Основными составляющими процесса бизнес-планирования при этом являются:

- изложение системы доказательств;

- определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости организации;

- предвидение рисков предпринимательской деятельности;

- конкретизация перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;

- развитие перспективного (стратегического) взгляда на организацию и ее рабочую среду путем получения ценного опыта планирования.

К побудительным причинам бизнес-планирования, как правило, относятся:

1) сам процесс бизнес-планирования, включая анализ идеи, который заставляет предпринимателя объективно, критически и беспристрастно взглянуть на свой бизнес со всех его сторон. План - это хорошо проложенный маршрут, отражающий очередность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при его реализации;

2) бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании поможет предпринимателю оперативно контролировать и управлять организацией;

3) законченный бизнес-план - средство предпринимателя для сообщения идей своего бизнеса всем заинтересованным лицам (банковскому менеджеру, другим финансовым инвесторам, государственным учреждениям, профессиональным консультантам и др.), включая работников организации.

……..

Возрастание роли бизнес-плана в планировании особенно отчетливо проявилось в последние десятилетия. Связано это было со следующими причинами:

1. Возрастание сложности внешней хозяйственной среды потребовало от компаний высокой гибкости в управлении, умения постоянно просчитывать множество вариантов управленческих решений в комплексе, с учетом всех факторов.

2. Возросла роль стратегического маркетинга, умения находить и оценивать возможные новые, перспективные направления хозяйственной деятельности. Но мало найти перспективную возможность на рынке, нужно еще и оценить, чего она стоит. Для этого и нужен бизнес-план.

3. Расширилась самостоятельность производственных подразделений. В современных условиях увидеть все варианты хозяйственного развития можно лишь на нижнем уровне, а оценить их привлекательность с точки зрения корпорации в целом, проанализировать с учетом интересов владельцев капитала можно на высшем уровне. Обособление хозяйственных систем при необходимости интеграции решений по части инвестиционной политики и сделало бизнес-план столь популярным инструментом планирования бизнеса.

///////////

2. Технология бизнес-планирования

Разработке бизнес-плана предшествуют:

- анализ и оценка текущего состояния организации;

- анализ потребностей и проблем рынка (потребители, посредники, конкуренты, поставщики, положение предприятия на рынке);

- анализ влияния на предпринимательскую деятельность состояния отрасли, к которой принадлежит организация, факторов макросреды организации (экономических, политических, демографических, научно-технических, природных, культурных);

- определение основных направлений и формулирование количественно обоснованных целей деятельности организации на расчетный период;

- разработка планов действий, обеспечивающих достижение установленных целей, и определение необходимых для этого ресурсов.

///////////

Рассмотрим требования, предъявляемые к бизнес-плану инвестиционного проекта.

Бизнес-план для привлечения инвестора имеет свою специфику. Основными задачами в данном случае является убедить инвестора в выгодности для него вложений в представляемый ему инвестиционный проект.

Одним из основных требований к бизнес-плану инвестиционного проекта является его понятность, он должен быть написан без сложной профессиональной терминологии, простыми словами, не содержать декоративных элементов и прочего украшательства.

Объем бизнес-плана - порядка 20-30 листов текста с одной стороны, но иногда выдвигаются особые требования к содержанию и объем может достигать 50 листов.

Бизнес-план должен содержать только основную информацию, но любая дополнительная информация также должна быть подготовлена для возможного дальнейшего рассмотрения.

Бизнес-план инвестиционного проекта должен строиться на основе реальной, непредвзятой информации, полученной из доступных источников и содержать ссылки на документы, результаты исследований, источники информации, отчеты и заключения экспертов.

Очень желательны приложения в виде графиков и диаграмм, которые придают бизнес-плану солидность и наглядность, что очень любят многие инвесторы и банкиры, для которых это часто является показателем основательности похода к делу, качества проработки и серьезности проекта. Это не является обязательным требованием, но создает общее благоприятное впечатление от проекта.

В бизнес-плане нельзя делать: сомнительные или неопределенные допущения и выводы, которые не основаны на расчетах и экспертных оценках (например: «В ближайшие два года фирма выйдет в лидеры отрасли...» или «Будущее за нашей технологией...»). Любое подобное высказывание должно быть тщательно обосновано аналитическими и расчетными данными, должно представлять собой логичный вывод из предыдущего изложенного материала.

Должна быть приведена достоверная информация о рисках от участия в инвестиционном проекте, по которым должен быть сделан беспристрастный анализ и рассмотрены возможные варианты его избежания или минимизации.

3. Состав и структура бизнес-плана инвестиционного проекта

В принципе статьи бизнес - плана различных проектов мало отличаются друг от друга.

Структура бизнес - плана выглядит следующим образом:

- краткое описание бизнеса;

- описание предприятия и анализ его финансового состояния;

- описание планируемой к производству продукции (приобретаемых фондов, технологии);

- анализ рынка;

- производственный план;

- маркетинговый план;

- финансовый план;

- организационный план;

- резюме бизнес - плана;

- приложения.

…….


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: