Субъекты товароведной деятельности

Субъект – человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятель­ности, а также носитель прав и обязанностей. Субъекты товароведной деятельностиподразделяются на две группы. В первую группу входят товароведы – спе­циалисты, осуществляющие эту деятельность в силу своих должностных обязанностей. На долю этой категории специ­алистов приходится 25-30% всех руководителей и специ­алистов в торговле.

Вторая группа представлена субъектами, на удовле­творение потребностей которых нацелена товароведная деятельность. К ней относятся потребители товаров, поэ­тому эта группа по численности превосходит первую.

Товароведы – специалисты, обеспечивающие продви­жение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, качественной, количественной и стоимост­ной характеристик товара, а также запросов потребителей. Сам термин «товаровед» в буквальном смысле может быть истолкован как «знаток товара» или «субъект, знаю­щий товар». Именно глубокое знание товаров отличает то­вароведов от других специалистов торговли, промышлен­ности и сельского хозяйства.

Товароведы осуществляют профессиональную деятель­ность в тесном взаимодействии с технологами и маркетоло­гами. Первые обеспечивают производство продукции, т.е. стоят на начальном этапе производства продукции, которая пока еще не является товаром. Переход продукции из сферы производства в сферу обращения означает, что она получила статус товара, из объекта технологической дея­тельности продукция, ставшая товаром, превратилась в объект товароведной деятельности.

Товароведы входят в состав отделов: коммерческих, реализации или других структурных подразделений про­мышленных, сельскохозяйственных и торговых организа­ций. Но все же больше всего этих специалистов работает в торговле (оптовой и розничной) и общественном питании.

Должностные обязанности товароведов в значительной мере определяются целями и задачами структурного под­разделения, в котором они работают. Можно выделить два основных направления товароведной деятельности: техно­логическое, обеспечивающее технологию товародвижения, и организаторское, нацеленное на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров. Поэтому и на производстве, и в торговле нужны две категории товароведов: товароведы-технологи (инже­неры) и товароведы-организаторы. Последние по выполня­емым функциям близки к маркетологам и в отдельных ви­дах деятельности могут даже дублировать их. Не случай­но, что в России, где подготовка маркетологов началась недавно и еще не сформирован контингент этих специалис­тов, некоторые виды маркетинговой деятельности в торго­вых организациях выполняют товароведы. Более того, в крупных, вновь образованных магазинах товароведы вхо­дят в состав отделов маркетинга.

Однако деятельность товароведов в отличие от марке­тологов больше связана с функциями, выполнение которых требует досконального знания потребительских свойств товаров.

Вместе с тем товароведам-технологам и организаторам присущ ряд общих должностных обязанностей, выполнение которых требует определенных знаний, умения и навыков.

Товаровед должен знать в области товароведения:

- эмпирические и аналитические методы, что позволяет наиболее рационально разбираться во всем многообразии ассортиментного перечня, средств и способов сохранения ка­чества и количества товаров в процессе товародвижения;

- ассортимент (товарную номенклатуру), показатели, его характеризующие, способы и этапы управления ассорти­ментом;

- основные направления развития и совершенствования ассортимента;

- номенклатуру потребительских свойств и показателей, критерии их выбора при оценке качества;

- количественные характеристики единичных экземпля­ров товаров и товарных партий, правила отбора проб из партий;

- факторы, влияющие на формирование и сохранение ка­чества товаров;

- виды потерь и причины их возникновения, порядок спи­сания;

- виды, функции, формы и средства товарной информа­ции;

- товароведные характеристики товарных групп и кон­кретных товаров.

Теоретические знания реализуются через определен­ные товароведные навыки, поэтому товаровед должен уметь:

- классифицировать, анализировать и обобщать резуль­таты оценки товаров по различным признакам (назначе­нию, надежности, составу и т.п.) для более полного удовле­творения спроса потребителей разных сегментов рынка, а также для создания потребительских предпочтений и обес­печения конкурентоспособности товаров;

- определять и анализировать показатели ассортимента для достижения рациональной ассортиментной политики организации с учетом направления развития и совершен­ствования товаров однородных групп;

- оценивать качество товаров путем выбора наиболее приемлемой номенклатуры свойств и показателей, опре­деления фактических значений и сопоставления с регла­ментируемыми значениями;

- проводить диагностику дефектов, выявлять причины их возникновения для принятия решений о возможности (или невозможности) предъявления претензий и материальных исков виновным лицам, а также использования для пище­вых, кормовых целей, промпереработки или уничтожения;

- идентифицировать товарные партии, рассчитывать и отбирать пробы в соответствии с установленными требо­ваниями;

- определять приемочные и браковочные числа для про­ведения приемо-сдаточного и текущего контроля качества в соответствии с установленными требованиями;

- проводить измерения товаров и товарных партий для установления их количественных характеристик при учете на разных этапах товародвижения;

- учитывать формирующие факторы для прогнозирова­ния качества и конкурентоспособности товаров, а также для оценки возможности изготовителя выпускать товары, уровень качества которых соответствует потребностям кон­кретного сегмента рынка;

- регулировать факторы, влияющие на сохраняемость товаров при хранении и подготовке к реализации;

- осуществлять контроль за созданием и поддержанием климатического и санитарно-гигиенического режимов хра­нения, размещением товаров;

- участвовать в выборе наиболее приемлемых видов тор­гового оборудования для хранения, подготовки к продаже и реализации с учетом особенностей товаров или товарных групп, для которых это оборудование будет предназначено;

- разрабатывать и осуществлять мероприятия по пред­отвращению и снижению потерь;

- обеспечивать подготовку товаров к реализации для формирования надлежащего качества и количества, улуч­шения товарного вида и предупреждения реализации то­варов, не соответствующих по качеству установленным требованиям;

- работать с товарно-сопроводительными документами для определения и/или проверки всех характеристик товар­ной партии, изготовителя и поставщика, других сведений, необходимых для дальнейшей работы с товаром;

- выявлять с помощью различных средств основопола­гающую, коммерческую и потребительскую информацию для наиболее полного ознакомления с товаром и создания потребительских предпочтений, что позволяет стимулиро­вать сбыт товаров;

- идентифицировать товар с помощью маркировки раз­ных видов, расшифровывать информационные знаки на маркировке и товарно-сопроводительных документах для предоставления потребителям достаточной и достоверной информации;

- работать с конкретными товарами – идентифициро­вать их к определенной ассортиментной группе и виду, оценивать качество, обеспечивать сохранение товаров на всем пути их движения к потребителю.

Вторая группа субъектов, на которых направлена това­роведная деятельность, представлена потребителями. Сле­дует отметить, что потребители с их потребностями и за­просами находятся в центре внимания всех специалистов организаций-изготовителей и продавцов, а также транс­портных, складских и иных организаций. Однако професси­ональная деятельность товароведов и маркетологов долж­на быть ориентирована в первую очередь на потребителя.

В этом отношении они близки к тем органам государствен­ного регулирования и общественным организациям, в ком­петенцию которых входит защита прав потребителей (Го­сударственный комитет Российской Федерации по антимо­нопольной политике и поддержке новых экономических струк­тур, Государственная инспекция по контролю качества, со­блюдению правил торговли и защите прав потребителей, союзы и общества по защите прав потребителей и др.).

В этой связи необходимо рассмотреть понятие «потре­битель», принятое в отечественной и зарубежной практи­ке, а также показать специфику товароведной деятельнос­ти при взаимодействии товароведов с потребителями.

Определение термина «потребитель» дано в Федераль­ном законе «О защите прав потребителей»:

«Потребитель – гражданин, имеющий намерение зака­зать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключитель­но для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечени­ем прибыли» (ст. 1).

Определение этого термина в международной практике несколько иное. В международном стандарте МС ИСО 8402 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь» дано следующее определение термина:

«Потребитель – получатель продукции, предоставляе­мой поставщиком».

Таким образом, в отличие от российского определения термина «потребитель» как конечного покупателя в меж­дународной практике потребитель может быть внешним и внутренним получателем, использующим приобретаемый товар на конечные цели потребления или для производст­ва новых видов продукции или услуг.

Товароведы редко взаимодействуют непосредственно с потребителем. Чаще это взаимодействие носит косвенный характер, хотя товароведная деятельность направлена на конечный результат – реализацию товаров, составные ха­рактеристики которых в комплексе или по отдельности удовлетворяют запросы потребителей.

Для этого товаровед должен не только сформировать товарную номенклатуру с учетом реального или прогнози­руемого спроса, но и принять участие в стимулировании сбыта путем позиционирования товаров для показа их до­стоинств в сравнении с другими товарами-аналогами и/ или фирмами-конкурентами. Только доскональное знание товара дает возможность товароведам справиться с по­ставленными задачами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: