Критерии передового педагогического опыта

Критерии Характеристика критериев
1. Актуальность   Соответствие: ñ социальному заказу государства, общества; ñ Закону об образовании Республики Казахстан; ñ прогрессивным тенденциям социального развития общества; ñ региональной образовательной политике; ñ идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практике; ñ профессиональным интересам определенных категорий педагогов; Способствовать: ñ решению актуальных задач общества; ñ решению образовательных задач, вытекающих из социального заказа государства, общества в области образования, интересов личности учащегося.
2.Научность, соответствие достижениям науки Соответствие практической деятельности, основополагающим положениям современной науки в области образования.
3. Результативность Соответствие уровня обученности и воспитанности учащихся, их ценностным ориентациям, а также педагогической практике. Результативность может выражаться: ñ в уровне обученности учащихся; ñ в уровне воспитанности учащихся; ñ в личностном развитии учащихся; ñ в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности.
4. Новизна Любой педагогический опыт, хотя бы в небольшой степени, всегда является самостоятельным, несет в себе новизну. Но она должна сопровождаться заметными качественными показателями, тогда такой опыт можно назвать передовым. Новизна может заключаться: ñ в комбинации элементов известных методик; ñ в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; ñ в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования)
5. Стабильность Использование опыта дает на протяжении определенного времени устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития учащихся
6. Оптимальность Достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей затрате сил и времени педагогов и учащихся и при том, чтобы данный опыт не стал помехой в решении других образовательных задач.
7. Перспективность Возможность использования опыта в массовой практике; возможность творческого применения опыта.

Таблица 22 - Критерии передового педагогического опыта

3. Виды передового педагогического опыта:

Опыт, ценный новыми оригинальными идеями в решении актуальных педагогических проблем.

1. Опыт, ценный новыми формами, методами, приемами. Три направления:

- использование совершенно новых, инновационных форм, методов и приемов в педагогической деятельности;

- использование уже известных форм, методов и приемов, не применявшихся ранее в педагогической деятельности (например – деловая игра и др.);

- использование в работе отдельных элементов системы, которую нельзя перенести в условия, отличные от условий деятельности педагога – носителя опыта, но можно использовать в работе отдельные элементы этой системы (например, система В.Ф. Шаталова).

2. Опыт, который широко применяется в педагогической практике, но объединенный в систему становится инновационным (например, система воспитания через коллективную творческую деятельность (КТД).

3. Передовой опыт – мастерство. С развитием общества и системы образования меняются и педагогические проблемы, способы их решения, а, следовательно, и представление о педагогических достижениях (проведение ежегодных конкурсов педагогического мастерства и др.).

Передовой опыт не имеет сроков службы: он сохраняет значимость, пока полезен.

Опытом надо уметь распорядиться. Его можно омертвить, игнорировать, однако можно и заставить работать, развиваться, обогащать практику. Для этого требуется, чтобы действия методических служб по выявлению, анализу и обобщению, распространению, внедрению передового опыта велись в комплексе, планомерно, активно.

4. Основные этапы изучения передового опыта. Процесс работы по изучению передового опыта имеет определенную структуру, включающую в себя следующие основные этапы:

1. Организационный.

2. Теоретической и практической подготовки.

3. Накопления фактического материала.

4. Обработки фактического материала (обобщение).

5. Оценки изученного опыта и принятия решений.

6. Пропаганда, распространение, внедрение передового опыта.

Прежде чем приступить к изучению и обобщению передового педагогического опыта, необходимо четко обозначить тему, которая подлежит изучению, и цель, которая ставится при этом. Важно о пределить критерии передового педагогического опыта. Незнание или игнорирование их приводит к тому, что популяризуется опыт учебного заведения, педагога, воспитателя, однако информация о нем состоит лишь из рассуждений, а то, как влияет деятельность учителя, воспитателя на формирование личности ученика, что в его работе представляет несомненный интерес, остается невостребованным (незамеченным).

5. Содержание планирования по изучению передового педагогического опыта:

1. Адрес изучаемого опыта.

2. Название темы. Необходимо четко определить проблему, по которой будет проводиться изучение передового опыта работы. Обосновать потребность, обусловившую необходимость поиска именно этого опыта работы, его обобщения.

3. Изучение литературы, документов, графических материалов, статистических данных; состояния практики работы учебных заведений города, района, республики по проблеме.

4. Цель обобщения опыта, основные направления изучаемой проблемы, возможные пути ее решения.

5. Объект (субъект) изучения (чей опыт планируется изучать, кто будет изучать).

6. График посещения занятий (мероприятий), сформулировать цели каждого посещения. Обратить внимание:

- на актуальность и конкретность решаемых учебно-воспитательных задач, определенных носителем передового педагогического опыта;

- на степень активности и самостоятельной деятельности учащихся в решении поставленных задач;

- на определение уровня профессиональной подготовки, стиля работы, творческого потенциала педагога;

- на результативность занятия (системы занятий).

7. Накопление фактов, способы изучения передового педагогического опыта:

- выяснить отношение администрации к значению изучаемого передового педагогического опыта в комплексе задач, которые решает педагогический коллектив учебного заведения;

- наличие материалов по данному опыту работы, где они были представлены;

- где обсуждался и был одобрен к изучению и внедрению рассматриваемый опыт работы, результаты;

- изучение (использование) передового педагогического опыта в учебном заведении;

- основные направления, методы и приемы, используемые носителем передового педагогического опыта для эффективности работы по проблеме, выводы, определение перспективы в дальнейшей работе;

- изучение методических материалов, подготовленных носителем передового педагогического опыта, анализ их содержания, установление связи конкретной проблемы с реализацией общих учебно-воспитательных задач учебного заведения; оказание помощи в систематизации накопленных методических материалов, подготовке описания опыта.

8. Описание опыта работы:

Начинать описание опыта педагога (творческой группы, коллектива) следует с определения и обоснования конкретной потребности, обусловившей необходимость именно этого опыта и его обобщения. Необходимо показать его актуальность, значение (место) в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса.

Выделить главную педагогическую идею, на которой основывается рассматриваемый опыт. Тема обобщаемого материала должна отражать основную мысль опыта.

Описать становление и развитие опыта, конкретные условия, в которых он формировался и при которых обеспечивается возможность достижения оптимальных результатов. Указать длительность функционирования опыта (время отсчитывается от момента начала целенаправленного изучения опыта, выявления его результативности).

Описание должно быть достоверным и объективным. Необходимо описать технологию опыта (систему конкретных педагогических действий, форм, приемов работы, дать их краткую характеристику). Описывать можно в следующей последовательности:

- подготовительный этап;

- этап непосредственной организации деятельности;

- этап подведения итогов, анализа, внесения корректив в последующую деятельность.

6. Пропаганда, распространение и внедрение передового педагогического опыта. Функции: аналитическая, обучающая, организационная.

Содержание деятельности по пропаганде и распространению передового педагогического опыта предполагает создание банка данных, который содержит:

- сведения о передовом педагогическом опыте в сфере образования (местный опыт, других регионов, республики, стран ближнего и дальнего зарубежья);

- педагогические находки (разработки занятий, сценарии мероприятий, творческие работы и др.);

- прогрессивные методики, новые технологии обучения и воспитания, авторские программы;

- организация творческих педагогических мастерских, школ передового педагогического опыта, проведение педагогами открытых занятий, выступления на мо, конференциях, совещаниях, семинарах, курсах повышения квалификации и т. д.;

- подготовка информационных бюллетеней о передовом педагогическом опыте в сфере образования и воспитания, публикация материалов о ходе внедрения опыта в периодической и профессиональной печати, поддерживание творческих контактов со СМИ.

КАРТА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: