Тема 5. Основные законы (принципы) правильного рассуждения

Определенность, последовательность, непротиворечивость, доказательность мышления. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Методологическая функция законов логики.

Тема 6. Силлогистика.

Определение умозаключения. Структура умозаключения: посылки, заключение, логическая связь между ними. Понятие логического следования. Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные, по аналогии; сложные и простые; непосредственные и опосредствованные. Полная и неполная индукция. Популярная и научная индукция.

Простой категорический силлогизм. Структура силлогизма. Аксиома категорического силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Общие и специальные правила категорического силлогизма. Проверка правильности модусов категорического силлогизма с помощью круговых схем. Аксиоматическое построение теории категорического силлогизма (сведение модусов 2, 3 и 4 фигур к модусам первой фигуры). Энтимема. Восстановление силлогизма из энтимемы.

Тема 7. Аргументация с точки зрения классической логики.

Эмпирическая и теоретическая аргументации. Логическая структура доказательства. Виды доказательства. Опровержение и его виды.

Раздел 3. Обеспечение учебных занятий

Методическое обеспечение

Методические указания по освоению дисциплины

Методические материалы, доступные в локальной сети Университета (www.spbu.ru) включают следующие типы материалов: учебники и учебные пособия; сборники задач и упражнений. Также в локальной сети размещены методические указания для студентов и презентации всех лекций.

Методическое обеспечение самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение рекомендуемых лектором учебников и методических пособий, как имеющихся в университетской библиотеке, так и размещенных в локальной сети Университета(www.spbu.ru).

Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания

Не предусмотрено.

Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы, оценочные средства)

Методика проведения промежуточной аттестации (зачёта)

Зачёт проводится в письменной форме. На выполнение задания отводится 1 час.

Образцы заданий и критерии оценок

Вариант 1

1. Назовите ближайшие род и вид по отношению к следующим понятиям.

Блестящие успехи на спортивном поприще; антипатия к перьям; взрыв аплодисментов; обожание.

2. Представьте сложное суждение в символической записи.

Спортсмен может выдать ровный бег на длинной дистанции зимой, если его шлёпанцы ошипованы, а тесёмки ушанки надёжно держат её на голове, но не в случае, когда северный ветер дует ему хвост.

3. Выполните противопоставление предикату. Постарайтесь найти положительный синоним к соответствующему отрицательному термину.

Страусиха Мэри проявила большое нетерпение в высиживании яйца.

4. Выведите, если это возможно, заключение из посылок. Укажите фигуру и модус. Если заключения нельзя вывести, укажите, почему.

1) Вскидывать голову и поводить клювом в знак согласия стало модным на Восточном побережье.

Всё, что приходит с Востока, быстро становится популярным на Западе.

2) Никто из моих австралийских друзей не поставит и цента на этого расфуфыренного белого страуса.

Некоторые аборигены мне не друзья.

5. Восстановите энтимему, если это возможно. Укажите фигуру и модус. Если восстановление невозможно, укажите, почему.

Ввиду того, что выдача шлёпанцев ограничена вплоть до особого распоряжения, она будет осуществляться специальной комиссией во главе с Джоном по личным заявлениям спортсменов с визой начальника команды и бухгалтера.

Критерий оценки:

Максимальная сумма балов, которая может быть набрана - 12.

За выполнение заданий 1-3 начисляется от 0 до 2 баллов.

За выполнение заданий 4, 5 начисляется от 0 до 3 баллов.

Оценка «отлично» – 11, 12 баллов.

Оценка «хорошо» – 9, 10 баллов.

Оценка «удовлетворительно» – 7, 8 баллов.

Оценка «неудовлетворительно» – ниже 7 баллов.

Вариант 2

1. Каким является высказывание «Если хочешь быть красивым, поступи в гусары»:

А) Конъюнктивным

Б) Слабо дизъюнктивным

В) Условным

Г) Эквивалентностным

2. Когда два высказывания будут равносильными:

А) Когда они оба являются истинными на всех интерпретациях

Б) Когда они оба являются ложными на всех интерпретациях

В) Когда их истинностные значения совпадают на всех интерпретациях

Г) Когда истинность одного гарантирует истинность другого.

3. Являются ли приводимые ниже высказывания равносильными. Доказать 1) с помощью таблиц истинности, и 2) методом равносильных преобразований

А É (В É С), (А&ØС) É ØВ

4. Проанализировать структуру суждения, установить его вид, распределенность терминов, изобразить отношения между терминами с помощью объемной диаграммы:

«Всякое лицо, виновное в совершении преступления, подлежит уголовной ответственности».

5. Проверить, правильно ли выполнено деление. Если нет, указать нарушенное правило:

5.1. Оружие может быть огнестрельным, колюще-режущим и автоматическим.

5.2. К видам искусства относятся литература, живопись и скульптура.

6. Проверить правильность силлогизма, установить его вид:

Если замок сломан, то дверь открыта; Но замок не сломан; значит дверь закрыта.

7. Укажите нарушенное правило силлогизма а) общее, б) фигуры. Проанализировать его правильность с помощью объемной диаграммы: Многие снотворные вещества продаются только по рецепту врача; этот препарат мне продали без рецепта. Значит, он не относится к числу снотворных.

Критерий оценки:

Максимальная сумма балов, которая может быть набрана - 14.

За выполнение заданий 1, 2 начисляется от 0 до 1 балла.

За выполнение заданий 3-5 начисляется от 0 до 2 баллов.

За выполнение заданий 6,7 начисляется от 0 до 3 баллов.

Оценка «отлично» – 12-14 баллов.

Оценка «хорошо» – 9 - 11 баллов.

Оценка «удовлетворительно» – 7 – 8 баллов.

Оценка «неудовлетворительно» – ниже 7 баллов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: