Дистанционное обучение

Характерным и во многом естественным для конца ХХ века в области образования стало появление новых типов образовательной деятельности, образовательных услуг и образовательных учреждений. В учебной, научно-педагогической литературе часто встречаются термины открытое, гибкое, дистанционное образование (обучение). В реальной практике эти слова часто используются и как близкие по смыслу, и как обозначающие разные явления в области образования. Ни в теории, ни в практике, ни за рубежом ни у нас в стране нет единого толкования указанных понятий, что во многом затрудняет взаимопонимание в научно – педагогической и адинистративно- чиновнической средах [1].

Поэтому, вначале, хотелось бы обсудить простые и ясные определения, не претендуя на исчерпывающее раскрытие значения тех или иных понятий, но позволяющих вести предметное обсуждение проблемы. Начнем с дистанционного обучения.

Объективность появления дистанционного обучения (ДО) вызвана необходимостью обеспечения качественного, массового и индивидуализированного образования. С экономической и


организационной точки зрения известные существующие формы обучения не позволяют реализовать это на практике, однако ДО, которое базируется на широком использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), решает эту проблему. Мы склонны считать, что ДО – качественно новая форма получения образования, возникшая в последней трети ХХ века, благодаря ИКТ. С научной точки зрения это форма получения образования более общая, чем заочное образование. Более правильно считать, что это не модернизированное заочное образование (ЗО). То обстоятельство, что дистанционное обучение обозначают технологией не совсем верно и не полно, и вызвано формально- юридическими проблемами. Известно, что ДО не прописано в Законе «Об образовании» и, чтобы не менять существенно документ, чиновникам проще обозначить ДО, как технологию. В этой связи ДО представлено в официальном документе Минобразования РФ «МЕТОДИКА применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации следующим образом.

1. Дистанционное обучение – совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя, осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникаций и телевидения. Основными дистанционными образовательными технологиями являются: кейсовая (портфельная) технология, интернет-технология, телевизионно-спутниковая технология. Допускается сочетание технологий.

2. Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования (далее – образовательные программы) непосредственно по месту жительства или временного пребывания (нахождения).

С научно-педагогической точки зрения можно предложить такое определение ДО, смысл которого будет ясен после изучения Гл.2.

Дистанционное Обучение – это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, протекающий в педагогической системе дистанционного обучения.

Качественно и наглядно такое явление как ДО, его существо и особенности можно представить себе, если описать это явление на повествовательном языке на примере одной из моделей ДО, а именно Интернет – обучении. Действительно, если пять - семь лет назад получение знаний с доставкой на дом – через Интернет казалось многим


российским студентам привилегией иностранцев, то сегодня практически каждый отечественный вуз готов предоставить своим учащимся такую возможность. Поэтому ниже приведем фрагмент рассказа студентки, которая обучалась по Интернет – технологии.

«Продвижение по работе я могла получить после получения диплома о переподготовке по специальности. Я имею доступ в Интернет, т.к. работаю в офисе небольшой компании. Обладаю минимальными пользовательскими навыками. Просмотрев информацию с помощью поисковой системы на слово дистанционное обучение, я обнаружила несколько университетов по необходимой мне специальности.

Заполнив анкету, пройдя тестирование и платежные документы, я отослала их по Э-почте по указанному электронному адресу. Через некоторое время я получила сообщение, где содержался номер учебной группы, имя, пароль, которые давали мне доступ к учебным материалам. В состав комплекса входили: график учебы, учебная программа, учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, темы электронных семинаров и практических индивидуальных занятий.

По номеру группы я познакомилась со списком однокурсников их электронными адресами. Их было семь человек. За нашей группой был закреплен преподаватель-консультант, которому я могла задавать вопросы, как по организации обучения, так и по содержанию дисциплины.

В соответствии с руководством по изучению дисциплины я приступила к учению. По ходу, если возникали вопросы, то я получала ответы от преподавателя. В учебном пособии было много заданий и тестов для самопроверки.

Например, индивидуальное задание состояло в том, чтобы отыскать материалы по заданной теме в Интернет и подготовить реферат, который я в электронной почте послала преподавателю для проверки. После устранения замечаний, реферат был принят.

Необычно было участвовать в Э-семинарах, который длился неделю. Образно говоря, я могла заходить в «виртуальную аудиторию» в любое удобное для меня время. Однажды я участвовала в семинаре, сидя в Интернет-кафе,которых множество в нашем городе, и где за небольшие деньги я получила доступ в Интернет.

Мое участие в виртуальном семинаре проходило так. По одному из учебных вопросов семинара мною были подготовлено выступления в письменной форме и помещено в Интернет с помощью форума. Все участники семинара прочитали его и высказали замечания, преподаватель и два студента задали мне вопросы, на которые я смогла ответить (в письменной форме, конечно). Таким же образом я читала и высказывала свое мнение по подготовленным выступлениям других студентов. В конце обсуждения преподаватель подвел итог и оценил мое участие в семинаре. В конце изучения дисциплины мне было


предложено пройти итоговое тестирование после чего я получила сертификат за дисциплину.

Для получения дипломао переподготовке мне надо было получить сертификаты по другим дисциплинам, которые я изучала по такой -же схеме.

График был напряженным. Я уже привыкла читать учебные материалы с экрана, поэтому не распечатывала их, как это было вначале.

В процессе учебы мы часто «беседовали», обсуждая неясные вопросы с сокурсниками.

Все члены учебной группы увидели друг друга на комплексном экзамене и на вручении диплома. Мой начальник был доволен знаниями и навыками, которые я приобрела в процессе учебы.»

Таким образом, в настоящее время развитие Интернет и быстрое снижение стоимости предоставляемых ими услуг создают в этих странах условия, когда дистанционное образование становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой получения образования для все большей части их граждан, поскольку позволяет людям получать необходимый им уровень общей и профессиональной подготовки в достаточно престижных образовательных учреждениях, не прекращая других видов своей деятельности.

Дистанционное обучение открывает широкие возможности для образования и повышения квалификации инвалидов, женщин, воспитывающих маленьких детей, лиц, не имеющих возможности прервать свою основную работу, а также для жителей, проживающих в удаленных от образовательных центров районах. В условиях России это могут быть жители Сибири и Крайнего севера, военнослужащие и члены их семей, проживающие в удаленных от центра воинских гарнизонах, а также заключенные, находящиеся в исправительных колониях. Таким образом, развитие системы дистанционного образования представляет для нашей страны важную и актуальную социально-технологическую проблему, которая тесно связана с проблемой информатизации сферы образования.

В настоящее время в передовых странах мира уже имеется сотни учебных заведений, в которых количество учащихся, использующих дистанционную форму обучения, измеряется несколькими десятками тысяч человек. В основном, это крупные университеты в системе высшего образования. В самые последние годы XX-го века появились даже так называемые «мегауниверситеты», количество студентов в которых превышает 100 тысяч человек, именно благодаря использованию технологий дистанционного обучения.

Широкомасштабному внедрению ДО в России в значительной степени способствовал эксперимент, необходимость в проведении которого возникла после проведения в 1996г. в Москве Конгресса ЮНЕСКО, ясно показавшего, что многие страны видят дальнейшее


развитие национальных образовательных систем с нарастающим
использованием дистанционных технологий. Россия сразу же заявила о
себе как об одном из лидеров данного прогрессивного направления,
представив Конгрессу ЮНЕСКО развернутую программу развития
дистанционного образования. С целью апробации первоначального
этапа реализации этой программы в июле 1997 года был начат
эксперимент в области дистанционного образования. Первоначально в
эксперименте участвовали два вуза с различной формой собственности:
государственной – Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики с аффелированными учебными
структурами и негосударственной – Современный гуманитарный
университет (институт). На втором этапе к проведению эксперимента
подключились Международный институт менеджментаЛИНК,
Московский государственный индустриальный университет,
Всероссийский заочный финансово-экономический институт,
Российский университет дружбынародов и другие. Всего 16 высших
учебных заведений России. За время эксперимента они создали 588
учебных центров. Более 206 тысяч студентов и слушателей прошли
подготовку с использованием технологий ДО, 13 тысяч
преподавателей, тьюторов и педагогов-технологов помогали им в этом.
Почти 45 тысяч выпускников успешно преодолели итоговую
аттестацию в госаттестационных комиссиях. Если в 1997 году о ДО
говорили только как о возможном пути получения образования, то
сегодня многие элементы технологий ДО, а именно: кейс-, Интернет-
технологии - широко используют в традиционных формах обучения. С
учетом опыта реализации ДО, полученного в ходе эксперимента, были
подготовлены и вошли в действие новые нормативные документы, в
значительной мере легализующие методы дистанционного обучения.
Большая доля ответственности за качество подготовки специалистов
перенесена в них с филиалов и представительств на головной вуз.
Подготовлена “Методика организации дистанционного обучения в
учреждениях высшего профобразования РФ”, разработаны проекты
ряда отраслевых стандартов. На парламентских слушаниях прошлого
года эксперимент по ДО и само направление развития дистанционных
методов обучения на основе информационных и
телекоммуникационных технологий получили положительную оценку.
Руководителям нескольких вузов - участников эксперимента была
присуждена премия правительства за разработку научно-методических
и организационно-технологических основ федеральной

университетской сети дистанционного обучения [2].

В ходе эксперимента предполагалось решить следующие задачи: - развить и апробировать дистанционные технологии обучения, и главным образом, информационные технологии, опирающиеся на быстро прогрессирующие средства вычислительной техники и телекоммуникации;


- создать и апробировать специфические учебные материалы, продукты, методику и дидактику их применения в дистанционном учебном процессе;

- доказать высокое качество образования, получаемого дистанционными методами;

- убедить консервативно настроенные слои социума и академического сообщества в полезности и необходимости применения прогрессивных дистанционных средств и методов обучения;

- определить необходимые параметры технического и информационного оснащения дистанционного образовательного процесса, которые могут быть применены как лицензионные нормативы и аттестационные требования;

- определить те изменения и дополнения, которые необходимо внести в действующие законы и подзаконные акты, чтобы легализовать широкое применение методов дистанционного обучения.

За годы проведения эксперимента все задачи были решены.

Получили развитие спутниковые, сетевые и телевизионные методы обучения. В настоящее время во многом благодаря эксперименту по уровню развития современных электронных средств обучения Россия находится в одном ряду с индустриально развитыми странами. Задача расширения масштабов применения электронных средств и информационных технологий в образовании может быть решена с помощью увеличения инвестиций и совершенствования экономических механизмов финансирования в образовательной сфере.

Вузами развернуто создание электронных учебников, обучающих компьютерных программ, разнообразных тестов, учебных видеофильмов, видеолекций, модульных рабочих учебников и других средств дистанционного обучения. Нарастание их количества сопровождается улучшением качества на основе все более широкой апробации в учебном процессе.

Доказано высокое качество дистанционного образования. Десятки тысяч выпускников успешно прошли итоговую аттестацию в государственных аттестационных комиссиях, десятки филиалов вузов-участников прошли полные процедуры аттестации и получили государственную аккредитацию. Выпускники, получившие дистанционное образование, охотно принимаются предприятиями на работу, их практически нет среди безработных, зарегистрированных службами занятости.

Общество в целом и академическое сообщество практически преодолело известное предубеждение против дистанционных и электронных методов обучения. Все вузы России в настоящее время в том или ином масштабе и в той или иной форме разрабатывают и


применяют средства и методы дистанционного образования. Во всех регионах проводятся соответствующие конференции, семинары, выпускаются научно-технические журналы и монографии.

Определились и минимально необходимые требования к техническому и информационному оснащению дистанционного процесса. После многократных обсуждений подготовлены проекты соответствующих нормативов.

Вошли в действие новые нормативные документы, в значительной мере легализующие методы дистанционного обучения и переносящие большую долю ответственности за качество подготовки специалистов с филиалов и представительств на головной вуз - Типовое положение о филиале государственного высшего учебного заведения федерального подчинения, введенное в действие 16 марта 1999г. и Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ, введенное в действие 5 апреля 2001г.

Эксперимент по дистанционному образованию и само направление развития дистанционных методов обучения на основе информационных технологий и телекоммуникаций получили безусловную положительную оценку на Парламентских слушаниях, состоявшихся в Совете Федерации 20 апреля 2001г., было рекомендовано разработать законопроект, легализующий применение дистанционного обучения в широких масштабах. Можно считать, что цель, поставленная перед экспериментом, достигнута.

Вузы-участники эксперимента проводили внедрение

дистанционных технологий независимо друг от друга, но анализ результатов их деятельности показал, что применяемые ими подходы к формированию методов дистанционного образования могут быть систематизированы.

Можно выделить следующие типы дистанционных технологий, внедренных в процессе действия эксперимента:

Кейсовая технология (портфельная) - технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов (на бумажных носителях и компакт-дисках) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения (от английского case, suitcase -портфель).

Кейсовая технология (тренинговая) - технология, основанная на применении ситуационно-тренинговых методов обучения (от английского case - случай, ситуация).


Телевизионная технология – технология обучения с использованием телевизионных средств.

Интернет-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании сети Интернет для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.

Локально-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.

Информационно-спутниковая сетевая технология – технология, реализующая телевизионное обучение, а также пополнение и обновление информации в локальных сетях через спутниковые каналы связи.

Учебно-вахтовая технология – технология, предусматривающая выезд преподавателей в учебные центры для проведения занятий.

Аттестационно-вахтовая технология – технология,

предусматривающая выезд аттестационных комиссий в учебные центры для проведения аттестации студентов.

Могли бы также рассматриваться такие технологии как: корреспондентская (письма), радиофицированная (радиопередачи), но участники эксперимента этих технологий не применяют ввиду их малой эффективности.

Все представленные типы технологий применяются в вузах-участниках эксперимента полностью или частично в чистом виде или в смешанном. На таб. 1. представлен анализ используемых технологий в вузах-участниках эксперимента.


ТИПЫ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НАИМЕНОВАНИЕ ВУЗА-УЧАСТНИКА ТИП ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
                 
  Владимирский государственный университет                  
  Воронежский экономико-правовой институт                  
  Всероссийский заочный финансово-экономический институт (г.Москва)                  
  Казанский государственный технический университет                  
  Международный центр дистанционного обучения ЛИНК (г. Жуковский)                  
  Международный институт экономики и права (г. Москва)                  
  Московский государственный институт электронной техники (технический университет)                  
  Московский государственный индустриальный университет                  
  Московский государственный университет экономики, статистики и информатики                  
  Московская финансово-юридическая академия                  
  Российская академия государственной службы при Президенте РФ (г. Москва)                  
  Российский университет дружбы народов                  
  Современный гуманитарный университет (институт), г. Москва                  

Кроме указанных типов дистанционных технологий в таблице приведена традиционная технология, поскольку многие вузы-участники применяют для обучения дистанционных студентов традиционную технологию заочной формы с добавлением дистанционных методов. В таблице по горизонтали указаны вузы-участники, а по вертикали - типы применяемых технологий. Серым цветом отмечено наличие в вузе указанной технологии обучения.

Какие первоочередные проблемы предстоит решить перед российским ДО в будущем? Они следуют из дебатов, развернувшихся на Коллегии Минобразования по проблемам ДО, обзор которых подготовлен Н.Шаталовой и опубликован на сервере www.informika.ru.

^Корпоративное обучение

С дистанционным обучением (ДО) в значительной степени связано и расширение деятельности компаний, прежде всего транснациональных, по созданию собственных учебных заведений, так называемых корпоративных университетов. Компании, деятельность которых носит транснациональный характер, готовят кадры, работающие в их филиалах в различных странах мира в соответствии с едиными корпоративными нормами и правилами. По некоторым оценкам, за последние 15 лет число корпоративных университетов в мире увеличилось с 400 до 2000. Больше всего их насчитывается в США (свыше 100). Американские корпоративные университеты превратились в громадные многонациональные учебные заведения с многочисленными студенческими городками. Корпоративные университеты активно внедряют информационные технологии в учебный процесс, развивают дистанционное обучение. Усиление конкуренции со стороны корпоративных университетов заставляет традиционные учебные заведения активизировать усилия за сохранение своих позиций на рынке образовательных услуг, в том числе международном.

Таким образом, в последние годы все чаще ДО находит широкое применение в корпоративном обучении, где крупные производственные фирмы реализуют подготовку и повышения квалификации своих сотрудников используя для этих целей сеть Internet или же свои собственные корпоративные сети. Так, например, американская компания Sun Health-care Group, занимающаяся оказанием медицинских услуг и имеющая годовой оборот в 3 млрд. долларов, создала сеть дистанционного обучения своих сотрудников, работающих в 614 отделениях этой фирмы, разбросанных по всему миру. Это позволило компании не только существенно сократить свои затраты на обучение, но и повысить его качество. Аналогичные системы обучения создаются также и такими известными компьютерными фирмами, как IBM,


Сотрщ Сотршег и Не^1еи-Раскагс1. По оценкам аналитиков исследовательской корпорации ГОС (США) совокупный объем рынка оборудования и учебных пособий для сетевого производственного обучения в США может достигнуть в 1999 году значения в 1,1 млрд. долларов.

Корпоративное обучение получило широкое распространение не только за рубежом. Рассмотрим, для иллюстрации, как организовано корпоративное обучение в системе непрерывного фирменного профессионального образования РАО "Газпром" при повышении квалификации руководителей и специалистов, базирующееся на использовании технологий ДО.

Поскольку задача предприятий состоит не только в правильном отборе персонала, принимаемого на работу, но и в обеспечении его развития в процессе трудовой деятельности, то поддержание и развитие деловых качеств персонала обусловлено все возрастающими требованиями производства и качества труда, технической эволюцией и завоеванием рынков сбыта.

В процессе деятельности всегда возникают вопросы ротации и роста кадров, вследствие чего персонал должен быть подготовлен к продвижению по служебной лестнице. РАО "Газпром" - одна из немногих российских компаний, создавших и развивающих в настоящее время систему повышения квалификации своих сотрудников в рамках системы непрерывного фирменного профессионального образования.

Эта система, созданная для реализации Положений кадровой политики, предусматривает периодическое (от 1 до 5 лет) повышение квалификации всех руководителей и специалистов.

Рис. 1.4.1 Уровни системы непрерывного обучения РАО "Газпром" Повышение квалификации осуществляется по пяти основным уровням (рис. 1.4.1).


На каждом из этих уровней предусмотрено главное направление обучения (рис. 1.4.2.).


 
 

IV уровень высший руководящий состав 1 уровень! резерв кадров

// уровень руководшел

Анализ эффективности инвес тиций

Управление предприятий

Экономика промышленности, организация труда

Стратегический менеджмент

Технические дисциплины


Рис. 1.4.2 Приоритеты системы непрерывного образования РАО

"Газпром"

Для каждого уровня обучения разработан типовой план повышения квалификации.

Для специалистов типовой план охватывает весь период производственной деятельности (25-30 лет) (рис. 1.4.3.).

Деятельность работника на предприятии

Рис. 1.4.3. Система непрерывного фирменного образования специалистов на производстве


В промежутках времени между обручениями, а также в процессе обучения, предусматривается тестирование (оценка профессиональных и личностных качеств) с целью зачисления специалиста в резерв кадров на руководящие должности разного уровня. Для молодых специалистов и специалистов, впервые пришедших на работу в газовую отрасль, предусматривается специальная программа, позволяющая адаптировать специалиста к отрасли, определить его профессиональные качества и привить фирменные традиции.

Обучение резерва кадров производится в сжатый двухлетний период, связанный с подготовкой специалиста или руководителя для занятия вышестоящей должности.

Системность фирменного образования обеспечивается планомерным обучением работников предприятий во время всей их профессиональной деятельности по заранее разработанным учебным программам с применением специальной учебно-методической литературы.

Для этого создана сеть учебных заведений и банк учебно-методических материалов, включающий для 97 специальностей:

• паспорта рабочих мест;

• учебные планы и программы;

• учебно-методические пособия;

• автоматизированные обучающие системы;

• компьютерные тренажеры-имитаторы;

• комплекты для дистанционного обучения;

• деловые игры.

Ежегодно по заявкам предприятий разрабатывается и реализуется План повышения квалификации персонала РАО "Газпром" Рис 1.4.4.

В числе учебных организаций, с которыми сотрудничает РАО "Газпром", в сфере обучения персонала Российская академия госслужбы при Президенте РФ, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Международная школа бизнеса, Институт международного менеджмента. Осуществляется программа зарубежных стажировок для руководителей и специалистов разных уровней в учебных центрах Бритиш Газ, Газ де Франс, БАСФ, Винтерсхалл и Рургаз.

Для обучения руководителей и специалистов без отрыва от производства разрабатываются и направляются на предприятия лекции, учебно-методические пособия, комплекты дистанционного обучения и компьютерные обучающие системы.

Реализация обучения персонала осуществляется на базе институтов повышения квалификации, учебных центров, факультетов повышения квалификации и учебно-курсовых комбинатов.


Рис. 1.4.4. Формирование типового плана обучения

Материальная база организаций, работающих в системе непрерывного образования в газовой отрасли, позволяет организовывать обучение персонала в соответствии с современными требованиями к уровню знаний по всем направлениям основной деятельности РАО "Газпром". Учебные заведения располагают хорошо оснащенными аудиториями, компьютерными классами, высокопрофессиональным штатом преподавательского состава.

Учебно-методическое обеспечение

Для методического обеспечения системы непрерывного образования создан банк учебных программ, лекций, автоматизированных обучающих систем АОС, имитационных тренажеров, деловых ситуационных игр, комплектов

дистанционного обучения, учебных видеофильмов и другой учебной литературы, который в настоящее время насчитывает 838 наименований по 97 специальностям.

Для повышения эффективности обучения разработаны 76 АОС и 49 тренажеров-имитаторов по основным направлениям деятельности РАО "Газпром". При обучении специалистов широко используются новые методы и принципы обучения. Они позволяют активизировать сам процесс обучения, приблизив его к решению профессиональных задач обучающегося за счет использования тренажеров нового поколения, работающих в виртуальном пространстве со звуковым сопровождением,


с реальной системой автоматического управления объектом, например с АСУ "Прогресс-Ц2".

С целью организации обучения непосредственно на рабочих местах предприятиям передано 198 автоматизированных обучающих систем и 86 комплектов имитационных тренажеров. Разработано 9 комплектов дистанционного обучения, отснято 32 учебных видеофильма. В 1995 году впервые было организовано обучение персонала дочерних предприятий с применением дистанционных деловых игр "Планирование карьеры руководителя" и "Организация маркетинговой деятельности").

Таким образом, повышение квалификации руководителей и специалистов является одной из основных сфер деятельности службы управления персоналом РАО "Газпром". Ее суть заключается в формировании необходимого для выполнения производственных задач кадрового потенциала, обладающего необходимыми знаниями и профессиональными навыками, адекватно реагирующего на изменения рынка.

Исходя из основных направлений развития РАО "Газпром", Положений системы непрерывного образования и потребностей предприятий ежегодно разрабатывается План повышения квалификации, выполнение которого контролируется Управлением кадров и социального развития. В соответствии с этим планом система непрерывного образования персонала на втором и на третьем уровне ставит целью развитие не только чисто профессиональных знаний, но и специальную подготовку в области экономики, работы с персоналом и делового имиджа. Значительная программа обучения руководителей и специалистов осуществляется в рамках сотрудничества с европейскими газовыми компаниями. Значительное возрастание диверсификации производства, бурный рост новых технологий и переход на новые методы хозяйствования требуют от специалистов современных знаний в области управленческой деятельности.

Для решения этой задачи в РАО "Газпром" создается программа получения второго образования на спецфакультетах, в институтах и академиях. В рамках этой программы предусматривается возможность получения специалистами второго диплома на базе учебно -исследовательского центра ГАНГ имени И.М. Губкина и Санкт-Петербургского международного института менеджмента.

Большое внимание уделяется в отрасли подготовке кадров для научных подразделений кандидатов и докторов наук, так как перспективы развития газовой отрасли связаны прежде всего с развитием и внедрением наукоемких технологий, базирующихся на достижениях фундаментальных наук. Разработка и научное сопровождение научно-технических программ. ведется в 14 научных организациях, в которых трудятся более 5000 человек.


Постоянное совершенствование отраслевой системы обучения персонала и повышение профессионального потенциала газовой промышленности требуют вложения значительных средств. Затраты РАО "Газпром" на повышение квалификации и обучение руководителей и специалистов в 1995 году составили около 60 млрд. рублей.

Контингент обучаемых в системе непрерывного фирменного профессионального образования РАО "Газпром" включает в себя в значительной степени руководителей и специалистов, связанных управлением большими системами, напряженностью ритма работы, повышенной ответственностью за принимаемые решения, имеющие, как правило, практический опыт работы. Отвлечение от рабочих мест на продолжительный период нежелательно для производства. Поэтому срок обуч0ения должен быть минимальным ограничен за счет уплотнения учебных программ и повышения информативности занятий.

С этой целью в отрасли разработана компьютеризированы система повышения квалификации. Термин "компьютеризированная" поясняет тот факт, что в практические занятия проводятся в компьютерном классе на персональных ЭВМ, и компьютерные программы реализованы форме автоматизированных обучающих системах (АОС), тренажеров и составляют единую методическую информационно-вычислительную базу.

Таким образом, совершенствуя традиционные формы обучения и развивая технологию дистанционного обучения системы непрерывного фирменного профессионального образования, РАО "Газпром" сможет вести целенаправленное обучение руководителей и специалистов по личностно-ориентированным учебным планам (траекториям), учитывающим способности и желания обучающихся.

Описанная выше мощная система корпоративного обучения эффективно функционирует, используя технологии ДО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: