Политические режимы

ТИШКЕВИЧ М.Я.

1. Понятие политического режима.

2. Тоталитарный режим и его характерные черты.

3. Общность и отличительные черты тоталитарных и авторитарных политических режимов.

4. Сущность и отличительные черты демократического политического режима.

Понятие " политический режим " определяет характер и способы взаимоотношений власти, общества и личности.

Политический режим образуется в политической системе под воздействием ряда факторов:

– целей и задач, которые ставят перед собой субъекты власти;

– степени и остроты межклассовых противоречий;

– уровня политической культуры исторических традиций данного общества.

Политический режим это способы политического властвования, порядок взаимоотношений между гражданским обществом и политической властью.

В политической науке наиболее распространенным является представление о политическом режиме как определенном сочетании.

– принципа легитимности;

– структуры политических институтов;

– партийной системы;

– формы государственного устройства.

1. Принцип легитимности (лат. Legitimus – законный).

Означает согласие граждан по поводу основополагающих политических ценностей, убеждение в правомерности власти принимать решения которые граждане должны выполнять.

Для тоталитарных и авторитарных режимов проблема легитимности не актуальна.

2. Структура политических институтов.

Воля большинства народа осуществляется через систему политических институтов, главным элементом которой является государство. Способность государства быть эффективным зависит от принципов организации институтов законодательной, избирательной и судебной власти.

2. Характер партийной системы.

Реализуя общественные интересы, государство активно взаимодействует с другими политическими силами. Особое значение имеют политические партии, берущие свое начало в гражданском обществе и отстаивающие интересы его различных групп. Положение и условия деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений определяют сущность политического режима.

Таким образом, политический режим обеспечивает:

– стабильность и эффективность политической власти;

– управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;

– достижение целей политики, реализацию интересов общественных групп, властвующей элиты.

Для определения типа политического режима следует сопоставить конституционные и правовые нормы с реальной политической жизнью, декларацию целей – с действительной политикой проводимой в государстве.

Тоталитарный (позднелатин. totalitas "целостность", "целое" – через итальян. totalita и производное от него totalitario, - "относящееся к целому", "охватывающий все", "в целом" – слово возникшее в XX в. и применяемое для характеристики таких политических режимов которые стремятся ради определенных целей к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности. Слово totalitario впервые было употреблено итальянскими критиками Б. Муссолини в начале 20-х гг. когда в Италии начала складываться однопартийная система. Но Б. Муссолини сам подхватил это слово и провозгласил своей целью создание тоталитарного государства.

Теоретическим обоснованием "тоталитарного государства" стали, идеи итальянского философа Джованни Джентиле (1875 – 1944) о тоталитарном государстве как воплощении нравственного духа народа, о растворении индивидуальности в тоталитарных политических структурах. Согласно Джентиле государство, как и Бог "внутри человека, а не между людьми", поэтому никаких границ государственного вмешательства в частные вопросы не существует.

Одним из первых политологов исследовавших природу и истоки тоталитаризма была немецкий политолог Ханна Арендт (1906 – 1975). В работе "Истоки тоталитаризма" (1951 г.). Рассматривая причины возникновения тоталитаризма Х. Арендт, называет:

– империализм, породивший расистские движения и претензию на мировую экспансию;

– превращение европейского общества в общество людей настолько одиноких и дезориентированных, что их можно было мобилизовать с помощью идеологии;

– специфическое политическое и социальное положение евреев, которое вызвало ярый антисемитизм.

Характерными чертами тоталитаризма Х. Арендт считала:

– единую идеологию;

– внутригосударственную политику террора;

– чрезмерную бюрократизацию государства;

– антисемитизм, расизм.

Французский социолог Раймон Арон (1905 – 1983) исследуя характер тоталитарных режимов, выделяет, следующие основные отличительные черты тоталитарных режимов.

1. Особого рода идеологии, т.е. комплексы идей обосновывающих (легитимизирующие) право этих режимов на существование.

Сами эти идеологии "тоталитарны", т.к. претендуют на охват всех, без исключения, сфер общественной и частной жизни, а также на то, что эти идеологии воплощение истины. "Тоталитарные идеологии" отрицают прошлое и настоящее во имя великого и светлого будущего. Цель – создание "нового общества" и "нового человека".

2. Монополизация власти в политической сфере.

Власть оказалась в руках одной партии, а сама партия – под властью одного лидера (вождь, фюрер, дуче).

Происходит объединение правящей партии с государственным аппаратом, огосударствливление общества и как следствие, уничтожение или сужение гражданского общества. Власть получает законом не ограниченные и закону не подчиненные полномочия, государство становится неправовым.

3. Партийно-государственный аппарат устанавливает монопольный контроль над экономической сферой, утверждая централизованное руководство экономикой.

3. Монополия на информацию, т.к. все средства информации и само

содержание информации строго контролируется аппаратом власти.

4. Террор как средство внутренней политики и милитаризация общества, создание обстановки "военного лагеря".

Принято выделять два типа тоталитаризма:

– праворадикальный (фашистский и национал-социалистский);

– левоэкстремистский (сталинский).

Но характеристика тоталитарного режима будет не полной, если не попытаться сделать сравнительный анализ его с режимом авторитарным. Назовем общие характерные черты тоталитаризма и авторитаризма:

· Власть сосредоточена в руках правящей верхушки, принцип разделения властей игнорируется.

· Не работает принцип выборности властных органов, хотя формально выборы могут и проводится.

· В деятельности государственных органов преобладают методы подавления, пресечения, репрессий и исключены из практики методы либерализма, сдерживания, достижения компромиссов.

· Политические противники режима подвергаются преследованиям и репрессиям.

· Права и свободы граждан обозначены лишь формально, при этом они значительно урезаны и ничем не гарантированы.

· Средства массовой информации подконтрольны властям, существует официальная и скрытая цензура.

· Права меньшинства ничем не защищены.

Однако эти общие моменты охватывают в основном чисто внешние признаки, не касаясь сущностных характеристик политических режимов.

Поэтому необходимо четко обозначить существенные различия тоталитаризма и авторитаризма.

1. При авторитарном режиме власть не имеет тоталитарных амбиций; жизнь общества не регламентируется и не контролируется столь изощренно. Если гражданин не идет на прямую конфронтацию с властью, то для него существует некоторая свобода поведения. При авторитаризме гражданам разрешено все, кроме политики. Авторитаризм допускает существование и функционирование узкой сферы гражданского общества, свободной от тотальной регламентации со стороны государства.

2. Уникальной особенностью тоталитаризма является культ личности вождя. Диктатор – вождь никак не зависит от правящей элиты, формирует ее сам, руководствуясь при этом определенными принципами кадровой политики, чтобы избежать заговоров и дворцовых переворотов. При авторитаризме власть может быть персонализирована или осуществляться группой лиц, в которой диктатор является "первым среди равных", но при этом не обладает ни всемогуществом, ни всевластием. При авторитарном режиме диктатор может быть смещен со своего поста в результате борьбы за власть в верхнем эшелоне политической элиты. При тоталитаризме вождь совершенно не зависим от нее.

Авторитаризм – это режим ограниченного плюрализма. Хотя и в урезанном виде, но в авторитарных государствах допускаются оппозиция и диссидентство. Тоталитаризм не приемлет никакой оппозиции, стремится к ее физическому уничтожению.

3. Авторитарные государства не насаждают единую идеологию и чаще всего основаны на концепции национального интереса. Диктатор не стремится оправдать свои политические решения высокими стремлениями изменить мир и достичь "светлого будущего" или рая на земле. Традиционные авторитарные государства по своему характеру "патерналистичны": царь (вождь) управляет народом как единой семьей – власть дана ему либо от Бога, либо он получил ее как спаситель народа от какой-либо катастрофы (будь то экономический кризис, голод, гражданская война, интервенция и др.). Авторитарную форму правления можно назвать прагматической диктатурой в отличие от тоталитарной идеократической диктатуры. Тоталитарную диктатуру можно также назвать мобилизационной, для нее характерна идеологическая мобилизация всего населения на выполнение поставленных властью задач во имя высшей цели. Тоталитаризм требует активности от каждого члена общества, решительной поддержки политического режима и его идеологии, явной демонстрации всенародной любви к вождю и ненависти к его врагам, он не терпит пассивности, апатии и равнодушия. Авторитаризм в этом отношении гораздо более либерален.

Авторитарные режимы могут быть (хотя и не обязательно) репрессивными. При этом в некоторых государствах может практиковаться систематическое насилие (франкизм начального периода, гватемальская диктатура). Но в авторитарных государствах репрессии не бывают такими массовыми, как при тоталитаризме. Армия может играть при авторитарном режиме самостоятельную роль и даже свергать диктатора. При тоталитаризме армия полностью подчинена вождю. Наконец, авторитарный режим сохраняет некоторые элементы демократизма, тоталитарный же исключает любые демократические проявления.

Авторитарный режим – государственно-политическое устройство, основу которого составляет сильная личная власть – монархия, диктатура. Авторитарный режим возникает, как правило, тогда, когда на повестку дня встает необходимость решения проблем модернизации экономики, ускорения темпов развития страны. Слом старых социально-экономических институтов влечет за собой поляризацию сил, длительный политический кризис. Справиться с этими проблемами не всегда возможно демократическими средствами.

Политические права и свободы граждан и общественно-политических организаций при авторитарном режиме сужены, оппозиция запрещена. Политическое поведение граждан и политических организаций строго регламентировано. Выборность органов государства ограничена. Парламент превращается в декоративное учреждение, а иногда и вовсе ликвидируется. Власть сосредотачивается в руках главы государства, которому подчинено правительство. У этого режима нет механизма преемственности власти, она передается бюрократическим путем, нередко с использованием вооруженных сил и насилия.

Авторитаризм обычно несет в себе возможности эволюции в сторону демократизма. При этом сохраняется известная автономность гражданского общества, некоторые его сферы остаются свободными от тотальной регламентации. Стабилизация экономического и социального развития снижает поляризацию в обществе, способствует формированию центра политических сил, который и создает предпосылки для перехода авторитарной власти к демократическим структурам.

Главные разновидности современных авторитарных режимов – олигархический и конституционно-авторитарный. В условиях олигархического режима формально допускается многопартийность, однако фактически действует только партии господствующего класса. Выборность парламента сохраняется, но различные ограничения приводят к тому, что избранными в него могут быть только представители правящей элиты. В принципе признается даже разделение властей, но фактически главенствующая роль в политической жизни принадлежит не законодательной, а исполнительной власти.

Конституционно-авторитарный режим отличается немногим от олигархического. В конституцию могут включаться нормы (или издаваться отдельные законы) о запрещении всех политических партий, кроме правящей. Иногда для других партий устанавливаются ограничения или принимаются меры для пресечения возникновения демократических партий. Парламент формируется на корпоративной основе, значительная часть его членов назначается, а не избирается, безраздельно господствует исполнительная власть, ключевые посты занимает президент.

Демократический политический режим – это такой способ осуществления власти, такое государственно-политическое устройство общества, при котором народ признан суверенным источником власти, обладает правом участвовать в решении государственных дел и имеет для этого необходимые условия. Демократический политический режим – не только политическая власть большинства, но и власть, уважающая права большинства.

При демократическом режиме гарантированы основные права и свободы граждан, беспрепятственно действуют политические партии, организации, учреждения, отстаивающие интересы различных социальных слоев, а также оппозиция. Политическая жизнь здесь разворачивается на широкой демократической основе: открыто обсуждаются проблемы политики, созданы механизмы, не допускающие чрезмерной концентрации власти, в одном центре, определены оптимальные политические права и свободы граждан, формы их политического волеизъявления, установлено всеобщее избирательное право.

Демократия невозможна без альтернативных выборов лидеров на всех уровнях политической жизни. В альтернативных выборах не могут участвовать случайные люди. Кандидатуры будущих лидеров предварительно отбирают группы, организации, партии, которые представляют основные политические силы. Вместе со своими кандидатами политические организации выдвигают обязывающие кандидатов программы или платформы. По-другому эффективная политическая жизнь не может быть организована. Прочным основанием демократии является многопартийность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: