double arrow

Поведенческая концепция

ОДИН образ личности — личность как система реакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс, К.-Д. Onri). В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой ин­формации и т.д. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе «блюдет» свой интерес: если его по­ведение поощряется, положительно стимулируется, то и он бу­дет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает призна­ния со стороны общества, то будет вести себя скорее всего аг­рессивно, дезорганизующе. Но каждый человек стремится из­бегать наказаний и получать поощрения и в этом плане одно­значно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы;

Иными словами, рассматривая проблему личности, анализи­руя, почему человек определенным образом реагирует на ту или иную ситуацию, поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, «подкреплений», проводя прямую аналогию меж­ду поведением человека и животных. Отсюда и изменения лично­стного поведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стимуляция «хороших», т.е. желаемых, действий.

В качестве стимулов может использоваться любое «благо»: зна­ние, власть, комфорт, уважение, слава, деньга, доброжелательное отношение властей и т.п., но обязательно социальное по своему источнику, которым владеет и распоряжается общество. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонст­рировать соответствующее поведение. В то же время чем чаще в недавнем прошлом человек испытывал вознаграждающие воздей­ствия со стороны других, тем менее ценным становится для него каждое аналогичное последующее действие. При переносе этого принципа на уровень межличностных отношений делается вывод, что добровольное взаимодействие между партнерами существует лишь до тех пор, пока каждый из них считает, что он в выигрыше, т.е. что его «вклад» в ситуацию меньше, чем получаемая им выгода или вознаграждение.

Деятельносгный подход. В рамках культурно-исторической школы Л. С. Выготского (1896—1934) сложилось понимание человека как деятельного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рационально­сти. В основе личности лежит богатство связей человека с ми­ром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, по­знании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к по­ниманию личности, является категория «деятельность».

Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение состав­ляющих ее элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятель­ность.

Итак, изучение личности опосредуется изучением ее дея­тельности и по сути сводится к

• определению системообразующего звена, доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д.);

• выяснению принципа осуществления деятельности — вынужденная или свободная, отчужденная или неотчуж­денная;

• изучению характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), сте­пени их иерархизированности;

• исследованию уровня осуществления каждого из видов деятельности.

Ни один из приведенных вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена целиком, каждый из них рассмат­ривает отдельные ее проявления, возводя их в ранг наиболее важ­ных, основополагающих. Очевидно, что создание социологической объяснительной модели личности — дело будущего.

Сегодня в социологии понятие личность употребляется, как правило, в двух значениях: а) для обозначения индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; б) для обо­значения устойчивой системы социально значимых черт, ха­рактеризующих индивида как члена общества.

14.2. Социализация личности

Социологию интересует в первую очередь типическое и в этом плане надындивидуальное — в личности, объясняемое как следствие неоднозначного взаимовлияния общества и человека. Поэтому одна из основополагающих проблем социологии лич­ности — изучение процесса социализации, т.е. исследование широкого круга вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом. Многочисленные сравнительные исследования, проведен­ные социологами и этнографами в XX в., показали, что не только социальные привычки, обычаи, традиции, но даже тем­перамент и специфика поведения полов являются продуктом социализации. Так, сами качества маскулинности (мужествен­ности) и феменинности (женственности) не являются, как это долго считалось, только «естественными», т.е. природнобиологически обусловленными (твердый, сильный мужчина и мяг­кая, слабая, преданная женщина). Они формируются домини­рующими в том или ином обществе взглядами на образ мужчи­ны и женщины. Так, в одном из африканских племен сущест­вует «обратное» распределение половых ролей: женщины несут в себе активное, деятельное, предметно-ориентированное нача­ло, занимаются примитивным производством и являются кор­милицами семьи, а мужчины выполняют легкие вспомогатель­ные работы: шьют одежду, делают украшения, убирают жилище и вообще занимают пассивное, подчиненное положение1.

История возникновения термина «социализация» связана с «недоразумением», вернее, с неточностью при переводе с не­мецкого на английский. Тем не менее новое слово прижилось и аккумулировало классическую социологическую проблематику. Понятие «социализация» шире традиционных понятий «обра­зование» и «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как сис­тема целенаправленных, сознательно спланированных дейст­вий, цель которых — формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения.

Социализация включает и образование, и воспитание, и сверх того всю совокупность стихийных, никем не запланиро­ванных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные

группы.

Существуют два основных подхода в определении сущности процесса социализации: 1) социализация -- это своеобразный вид дрессировки, это «улица с односторонним движением», когда активной стороной является общество, а сам человек — пассивный объект его разнообразных воздействий; 2) с этим подходом согласны в настоящее время подавляющее большин­ство социологов — он основан на парадигме взаимодействия и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны общества (так называемых агентов социализации), но и актив­ность, избирательность отдельного индивида.

При этом социализация рассматривается как процесс, кото­рый продолжается в течение всей жизни человека. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период дет­ства, и вторичную социализацию, занимающую более длитель­ный временной промежуток и включающую в себя также зре­лый и преклонный возраст.

14.3. Социальная типология личности

Каждое общество заинтересовано в определенном, наилуч­шим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального ха­рактера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и т.д. Процесс формирования личности труден и многократно опосредован. На основе одинакового объективного положения, но вследст­вие разного субъективно-оценочного отношения к нему могут складываться различные типы личности.

Социальное поведение можно оценивать количественно — по уровню социальной активности людей и качественно -по характеру и направленности этой активности, которая мо­жет быть созидательной и разрушительной, сознательной и стихийной и пр. И то и другое зависит, во-первых, от социаль­ной структуры общества, во-вторых, от его нормативной куль­туры и ценностных ориентации, включая нормативный канон человека, представления о том, каким он должен или не должен быть, в-третьих, от установок, стиля мышления и самосоз­нания отдельных индивидов.

Социальный тип личности - п родукт сложного переплете­ния историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно — степень его рациональности, К. Маркс — формационную и классовую принадлежность.

Для Э. Фромма (1900—1980) социальный тип личности как господствующий тип характера — это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще боль­шинству членов одной и той же культуры, в отличие от инди­видуального характера, который различен у людей той же са­мой культуры»1. Значение социального характера, считает Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человече­ства, Э. Фромм выделяет несколько типов социального харак­тера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопитель­ский и рыночный.

1 Типы личности В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентации.

1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценно­сти долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выра­женность таких качеств, как креативность, стремление к само­реализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма

низкая.

2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренеб­режение авторитетами, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

3. Для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

4. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скепти­цизм с самодисциплиной и самоконтролем.

5. Гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта по­гоня за «наслаждениями жизни» приобретает прежде всего форму удовлетворения потребительских желаний2.

В социологии принято выделять также модальный, идеаль­ный и базисный типы личности. Модальный тип личности — тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеаль­ный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например всесторон­не и гармонично развитая личность у К. Маркса или новый Человек Э. Фромма. Базисный тип личности — тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами,

[социальный тип личности — это отражение того, как обще­ственная система влияет на ценностные ориентации человека и через них — на его реальное поведение.

Общественные отношения и личностные качества. Исследования западных социологов показали, что специфика отношений в различных сферах общест­венной жизни стимулирует проявление оп­ределенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения спосоосбствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию (ее называют «тем не менее кооперация»), а сфера семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармо­нии любой ценой.

В то же время хорошо известен в социологии и обратный механизм — влияние личностных качеств на возникновение и развитие общественных (в том числе экономических) отноше­ний определенного типа. М. Вебер в свое время убедительно показал, что именно изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентации и отношения к труду дали толчок к возникновению капитализма. Следовательно, комплекс опреде­ленных личностных качеств может ускорять общественное раз­витие в том или ином направлении, а может, наоборот, пре­пятствовать ему или делать его вообще невозможным.

Социологи и психологи выделяют ряд довольно устойчивых поведенческих стереотипов, личностных комплексов, сформи­рованных социалистической системой. Это эффект «выученной беспомощности», «пролонгированный инфантилизм», двоемыс­лие и широкая практика двойных стандартов, «паразитическая новация»1.

Психологическое ощущение собственного бессилия и бес­помощности — закономерный результат такого устройства об­щественной системы, в которой отдельному человеку отведена роль пресловутого винтика. Социальные психологи установили, что в условиях тоталитарных или близких к ним режимов, в строго контролируемом и регламентируемом распорядке жизни рано или поздно вырабатывается эффект выученной беспомощно­сти. Суть этого эффекта состоит в том, что человек, неодно­кратно убеждавшийся в неподконтрольности ситуации, в не­возможности изменить своими действиями размеренный ход событий, вообще отказывается от поиска. Неотъемлемыми чер­тами характера становятся послушание и исполнительность. Личность чувствует себя более свободной в ситуации, когда решение не вырабатывается, не находится ею самою, а задается извне, навязывается авторитетом или властными структурами, а она является лишь исполнителем и проводником их воли.

Опыт психотерапевтической работы у нас в стране показал, что часто ощущение бессилия характеризует на самом деле не столько личную и социальную ситуацию человека, сколько его восприятие этой ситуации. Большинство людей недооценивают те, пусть и небольшие, возможности изменения собственной жизни или ситуации вокруг них, которые у них реально имеют­ся. Человек уже сам стремится избежать жизненных перемен, так как перемены связаны с неизвестностью, вынуждают брать ответственность на себя, требуют поиска.

14.4. Личность и общество в переходный период

С эффектом выученной беспомощности связан и так назы­ваемый пролонгированный инфантилизм (т.е. затянувшееся детст­во), который проявляется прежде всего в боязни ответственно­сти и в бегстве от нее, в стремлении переложить ее на другого, передать как эстафетную палочку. Неизбежным следствием та­ких жизненных установок являются громкие требования соци­альной защиты и надежды не на собственные силы, а на по­мощь со стороны государства.

Оборотной стороной двух этих комплексов: выученной бес­помощности и пролонгированного инфантилизма — выступает паразитическая новация. Как тип поведения паразитическая но­вация основана на стремлении «перехитрить государство и об­дурить систему», т.е. достигать своих целей вопреки, а не бла­годаря системе. Такое поведение является своеобразным спосо­бом восстановления социальной справедливости путем «мести» властям, постоянно обманывающим население, и незаконной, но все-таки компенсацией за понесенные потери или за не­осуществившиеся возможности — реальные или гипотетиче­ские.

Самая общая характеристика современного российского общества — это ценностная и практическая переориентация: в области экономики — от планового хозяйства с единой госу­дарственной формой собственности к рыночным отношениям, в области политики — от авторитаризма к демократии, в ду­ховной области — от приоритета классовых ценностей к цен­ностям общечеловеческим. Период, в котором мы сейчас нахо­димся, принято называть переходным. Это особое и качествен­но самостоятельное состояние социальной системы, которое отличается нестабильностью, кризисными явлениями, слабой управляемостью, снижением эффективности социального регу­лирования, возникновением разного рода альтернативных структур.

Постоянное нарушение баланса интересов создает у инди­вида ощущение, что его социальная защищенность уменьшает­ся, и на первый план выходят три реакции человека на такое нарушение. Первая — усиление ориентации на индивидуаль­ную вертикальную мобильность, на индивидуальное выживание («каждый сам за себя, один Бог за всех»). Вторая — усиление так называемого группового эгоизма, т.е. попыток защищать индивидуальные интересы через интересы групповые, причем любыми средствами: от неформальных до насильственных, криминальных. Третья — усиление стихийного процесса соци­ального сравнения, в результате чего возникают особенно аг­рессивные типы поведения. В их основе лежит не столько аб­солютное ухудшение собственного положения, сколько оцени­ваемое как несправедливое, незаслуженное.улучшение положе­ния других1. Стремительно изменившаяся ситуация в нашей стране ста­вит перед человеком задачи, к решению которых его не готови­ли ни сложившаяся система воспитания, ни весь опыт прежней жизни. Он может успешно функционировать в ней, лишь обла­дая определенными личностными чертами и поведенческими навыками, среди которых в первую очередь следует выделить деловитость, энергичность, активность, способность к построе­нию альтернатив жизненного выбора и готовность к наиболь­шему числу вариантов развития событий, когнитивный плюра­лизм, ответственность, профессионализм и компетентность. Недостаточная выраженность этих черт обеспечивала стабиль­ность прежней системы и породила те социальные деформа­ции, с которыми мы сталкиваемся сегодня.

Вопросы для повторения

1. Сравните понятия «человек», «индивид», «личность».

2. Охарактеризуйте основные социологические теории лично­сти.

3. Какие противоречия вы видите в ролевой концепции лич­ности?

4. Чем, по Фрейду, определяется внутренний конфликт лично­сти? Существуют ли способы его преодоления?

5. Объясните суть процесса социализации.

6. Что такое социальный тип личности? Какие варианты соци­альной типологии личности существуют в современной со­циологии?

7. Как специфика переходного периода отражается на уровне индивидуального и группового сознания и поведения.

15. Социология города и деревни

Вся социальная деятельность людей осуществляется в пределах определенных социально-территориальных общностей. Они (об­щности) — важные условия и формы жизнедеятельности индивидов. Социально-территориальные общности обладают систематизирую­щими признаками, такими, как устойчивые экономические, социаль­ные, политические, духовно-идеологические и экономические связи и отношения. Эти признаки выделяют социально-территориальную общность как самостоятельную систему пространственной организа­ции жизнедеятельности людей.

15.1. Социология расселения

Главное в социологической теории расселения — выявление общественной сущности различных типов поселения. Такой подход означает:

• раскрытие общественной обусловленности возникнове­ния расселения, его функционирования и развития;

• определение его функций, роли в обществе;

• установление изменений этой роли в связи с переходом от одной формации к другой;

• выяснение влияния расселения, а также социальной, производственной деятельности людей на окружающую

среду.

Социология расселения — область социологического знания, которая изучает генезис (происхождение, процесс образова­ния), сущность и общие закономерности развития и функцио­нирования города и деревни как целостных систем.. Среди социологических теорий среднего уровня (специаль­ных социологических теорий) проблемы изучения города и де­ревни по праву занимают ведущее место. Социология города и Деревни имеет много общих моментов. Важнейшими из них являются разработка основных методологических принципов исследования города и деревни как целостных систем. В круг проблем социологии города и деревни входят:

• определение их места в обществе и системах расселения;

• основные причины появления и факторы, влияющие на их функционирование и развитие;

• социальная структура населения;

• особенности городского и сельского образов жизни;

• связь с окружающей географической средой;

• городское и сельское управление и проблемы возрожде­ния традиций самоуправления;

• социальные факторы и следствия миграции населения (село — город, город — село) и др.

При изучении города и деревни социологи чаще всего исхо­дят из того, что функционирование и развитие территориаль­ной общности людей детерминировано природной и матери­ально-вещественной средой. Специальные социологические теории города и деревни рассматривают города и села как еди­ницы, ячейки социального организма, часть конкретно-исторического общества. В них воспроизводятся целостные общественные структуры, представлены элементы и отношения всей системы конкретного социального организма (государства, группы стран). В городе и деревне существуют производитель­ные силы и производственные отношения, технологические и организационно-управленческие структуры, классы и социаль­ные слои, социальные и идеологически-духовные отношения, своя культурно-нравственная среда и атмосфера.

При исследовании социально-территориальных общностей мы находим множество сходных проблем. Но специфика функ­ционирования города и деревни — важнейших социальных сис­тем — такова, что они требуют отдельного изучения.

В нашей стране давно сложились крупные школы социо­логов, экономистов, занимающихся проблемами города и де­ревни. Например, известны школы социологов во главе с про­фессором Н. А. Аитовым (планирование социального развития города) О. И. Шкаратаном (социальная структура городского населения, социальное воспроизводство городских территори­альных общностей). Среди научных школ социологии деревни наиболее популярна (благодаря оригинальным методикам и многовариантности подходов) московская школа социологов, возглавляемая профессором В. И. Староверовым. Проблематику развития колхозного строя исследовала школа П. И. Симуша, социальную структуру села изучает школа профессора Ю. В. Арутюняна. Вопросы сельских поселений (теория неперспек­тивных деревень), миграции населения, трудовых ресурсов села (не люди, а ресурсы), образа жизни сельского населения анали­зировали Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина и др.

Изучение проблем жизни города и села имеет давнюю исто­рию. На Западе первые основополагающие публикации по про­блемам социологии города появились в начале XX в., например книга М. Вебера «Город», в которой автор доказывает, что го­род способствует развитию индивидуальных черт личности и является, таким образом, инструментом исторических измене­ний. Известны также работы западного социолога Г. Зиммеля, раскрывшего социально-психологические аспекты городской жизни, функциональный характер городских контактов.

Лидеры другой волны социологов-«горожан» Р. Парк, Э. Берджесс, Д. Вирт, создатели школы «человеческой экологии», исследовали влияние размеров городов, архитектуры и т.д. на преступность. Сейчас в западной социологии изучается влия­ние новых технологий (следствие технологической революции) на городское и региональное развитие. Как видно из приведен­ного схематичного перечня, многие проблемы социологии го­рода, исследуемые на Западе, имеют большое практическое и теоретическое значение и для российских ученых и практиков.

Примерно то же самое можно сказать и о западной социо­логии деревни. Она изучает проблемы социальных и экологиче­ских последствий внедрения новых технологий в сельском хо­зяйстве (например, А. Андерсон, С. Брукнер и др.). Это направ­ление сейчас все более выступает на передний план.

Первые постоянные поселения людей возникли вместе со становлением земледелия. Расселение человечества, обустрой­ство им своей жизни следует рассматривать как закономерный результат естественно-исторического процесса. Расселение тес­но связано с потребностями и объективными интересами лю­дей. В наши дни в большей степени социально-экономические, а не географические, факторы обусловливают ту или иную географию расселения. Когда поселение существует как посто­янное место жительства, то имеется и механизм закрепления человека за этим поселением: работа, семья, прописка и т.д. По мере развития человечества влияние одних элементов данного механизма ослабевает, других — усиливается.

15.2. Специфика функционирования города

Отделение города от деревни основывается на изменениях в производстве и имеет собственное содержание. Промышлен­ные виды труда иным образом связаны с природой, чем сель­ское хозяйство. Природа не является непосредственным пред­метом труда, а ремесленный труд может существовать там, где есть рынок. С процессом отделения города от деревни связано и разделение труда на материальный и духовный (физический

и умственный).

Город более автономен, обладает большей возможностью выбора места возникновения, ибо природные факторы оказы­вают на него меньшее влияние. Город более интенсивно осваи­вает территорию, так как городское производство само создает предпосылки для своего функционирования. Оно концентриру­ет производственный процесс на ограниченной территории.

Однако город — это не только новые виды труда, но и ка­чественно новые формы объединения людей, объединение не на основе кровных уз, а на базе общественных отношений, т.е. связей, созданных не природой, а самими людьми, обществом. Город становится формой преодоления ведущей роли природы в развитии человечества, «элементом», созданным обществом. В деревне же сохраняется преобладание природного начала.

Образование города обусловлено эволюцией форм собст­венности; возникают качественно новые формы связи работни­ков со средствами производства, т.е. появляется работающий собственник — ремесленник. Различные формы собственности выступают важным и обязательным фактором эволюции как самого производства, так и расселения людей.

Поселение является формой включения индивида в общест­венную жизнь, средой его социализации. Оно формирует у него определенные социальные качества. Любой тип поселения — это непосредственная среда жизнедеятельности человека. В данном плане социальная функция поселения выражает его ме­сто в границах общества как целостной системы.

Экономисты, демографы, политологи и социологи утвер­ждают, что в Москве обращается более 70% всего финансового капитала страны, в основном он носит ростовщический харак­тер. Поступают деньги из разных источников (Москва превра­тилась во «вселенский базар» за счет огромного импорта, и «с этого базара» идут миллиардные выручки; «питают» ее и мил­лиарды рублей, пересылаемые из регионов в виде налогов). Вот почему, вопреки тенденциям, проявляющимся в других регио­нах страны, Москва, как насос, втягивает в себя ежегодно де­сятки, сотни тысяч новоселов со всех концов России.

Условия, в которых человек трудится, удовлетворяет свои естественные потребности (в еде, жилье, образовании, культуре и т.д.), определяют меру возможностей в конкретном месте по­селения — это реальные условия, детерминированные профи­лем поселения, его численностью, административным статусом. Неоднородность условий жизни порождает социально-территориальные различия.

Город или деревня как непосредственная среда жизнедея­тельности человека в широком смысле -реализует важнейшую интегрирующую функцию — функцию социального развития че­ловека, населения. В отличие от предприятия поселение опо­средует почти все сферы жизни и деятельности человека — об­щественной жизни, культуры, образования, быта и т.д.

Закрепление людей за поселениями разного типа, с различ­ным «набором» социально-экономических условий жизнедея­тельности превращает их в специфическое социальное образо­вание: общность по поселению. Такие специфические общности можно легко обнаружить на Крайнем Севере и в Уссурийской тайге, в городах-мегаполисах, на прибалтийских и западно-украинских хуторах, в большом среднеазиатском городе и в кишлаке. Эти общности имеют прежде всего общий интерес. В силу социально-экономических различий в условиях жизнедея­тельности того или иного типа поселения общий интерес жите­лей деревни будет отличен от общего интереса жителей район­ного, областного, краевого центра. Отсюда общности по посе­лению — это носители социальных отношений, проявляющих­ся в территориальном срезе общественного целого, т.е в срезе социальной структуры общества в территориальном плане. Это — первичное звено социально-территориальной структуры обще­ства. Социально-территориальная общность — родовое понятие,

социологическая категория, отражающая связь между объективными условиями жизнедеятельности и социальным развитием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: