II. Общая тематика контрольных работ по дисциплине «философия»

1. Роль философии в формировании научного мировоззрения специалиста МЧС.

2. Методологическое значение философского знания для практической деятельности специалиста МЧС.

3. Философская культура специалиста МЧС.

4. Научное мировоззрение и его место в духовной культуре специалиста МЧС.

5. Диалектика как методологическая основа военной теории и практики.

6. Мифологическое мировоззрение: сущность, особенности и роль в становлении философии.

7. Религиозное мировоззрение: сущность, особенности и роль в становлении философии.

8. Решение основного вопроса философиии его методологическое значение.

9. Мировоззрение специалиста МЧС: объективные условия и субъективный фактор его формирования.

10. Содержание мировоззрения современного специалиста МЧС.

11. Современные исследования по проблеме генезиса философии.

12. Объективные закономерности развития античной философии и особенности их проявления в современных условиях.

13. Особенности борьбы материализма и идеализма в античной философии.

14. Характерные черты античной диалектики.

15. Постановка и решение проблемы взаимодействия человека и общества в древнегреческой философии.

16. Мистико-религиозные учения в античной философии и их борьба с материализмом.

17. Особенности решения нравственных проблем в античной философии.

18. Проблемы морали и права в философии Сократа.

19. Натурфилософская и антропологическая проблематика античной философской мысли: основные школы и представители.

20. Объективно-идеалистическая философия Платона и его борьба с «линией Демокрита».

21. Социально-философские взгляды Платона.

22. Атомистический материализм Демокрита и его роль в развитии философии и науки.

23. Развитие Аристотелем философского учения о материи.

24. Особенности материализма и диалектики в философской системе Аристотеля.

25. Нравственная проблематика в философии Аристотеля.

26. Характерные черты идеализма и метафизики пифагорейцев и элеатов и их влияние на развитие науки и философии.

27. Средневековая патристика о месте и функциях философии.

28. Особенности противоборства материализма и идеализма в средневековой философии.

29. Развитие гносеологии в средневековой философии.

30. Особенности христианской схоластики Ф. Аквинского и развитие его учения в современном неотомизме.

31. Проблемы бытия в средневековой философии.

32. Философская картина мира и мировоззрение человека.

33. Проблемы морали и права в средневековой философии

34. Учение о человеке в средневековой схоластике.

35. Решение проблемы разума и воли в средневековой философии.

36. Исторические условия возникновения и характерные черты философии эпохи Возрождения.

37. Решение проблемы личности и гуманизма в философии эпохи Возрождения.

38. Развитие диалектических идей в философском творчестве Николая Кузанского.

39. Развитие материалистических идей Николая Коперника.

40. Материалистическая философия Джордано Бруно.

41. Философское значение научной деятельности Г. Галилея.

42. Характерные черты социально-философской и политической доктрины Н.Макиавелли.

43. Основные идеи христианского гуманизма и просветительства Эразма Роттердамского.

44. Обоснование гуманистического идеала справедливого бесклассового общества в «Утопии» Томаса Мора.

45. Этико-социальные воззрения Мишеля Монтеня.

46. Развитие естественнонаучных знаний в ХV-ХVII вв. и их влияние на философию Возрождения.

47. Проблема справедливого общества в социальной философии Т.Кампанеллы.

48. Разработка Ф. Беконом индуктивного метода познания.

49. Эмпиризм в философской системе Ф. Бекона.

50. Особенности и историческая роль философского материализма Ф. Бекона.

51. Материалистические идеи о природе и человеке в философии Гоббса.

52. Решение Р. Декартом вопроса о природе человеческого познания.

53. Философский материализм и атеизм Б. Спинозы.

54. Особенности социально-философских идей Локка.

55. Характерные черты идеализма конца ХVII - первой половине ХVIII вв.

56. Разработка Лейбницем учения о происхождении и природе сознания.

57. Философские и социально-политические взгляды Ж.Ж. Руссо.

58. Основные черты этической концепции Д. Дидро.

59. Особенности французского материализма ХVIIIв.

60. Философия Нового времени об обществе и человеке как факторах социального прогресса.

61. Особенности становления и основные этапы развития немецкой классической философии.

62. Разработка И. Кантом учения о познании.

63. Проблема категорического императива в философской системе И. Канта.

64. Особенности этики И. Канта.

65. Характерные черты субъективного идеализма Фихте.

66. И.Г. Фихте о назначении ученого и человека.

67. Философия природы и философия тождества Шеллинга.

68. Диалектический метод Гегеля.

69. Противоречие между системой и методом в философии Гегеля.

70. Учение Гегеля о гражданском обществе.

71. Философское учение Гегеля и современность.

72. Гегель о роли войн в жизни общества, связи их с политикой.

73. Антропологический материализм Л. Фейербаха и его роль в формировании философии марксизма.

74. Критика Л.Фейербахом идеализма и религии.

75. Философские воззрения в древней Руси (Новгород, до 1Х–Хв.в.).

76. Особенности философской мысли периода Киевской Руси (Х1-нач. ХIII в.в.).

77. Становление отечественной философии в Х—ХVII вв.

78. Влияние эпохи Возрождения на философскую мысль России ХVIII века.

79. Развитие диалектики в философии русских революционных демократов.

80. Пробуждение национального самосознания в русской философии: западники и славянофилы.

81. Русская религиозная философия Х1Х века.

82. Отечественная философия в ХХ веке.

83. Философия «общего дела» Н.Ф. Фёдорова и её влияние на православное христианство.

84. Философия «положительного всеединства» Вл. Соловьёва: сущность, основные идеи.

85. Основные этапы развития и проблемы национальных философских культур народов нашей страны.

86. Философско-социологические взгляды на войну и армию идеологов революционного народничества (М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачёва и др.).

87. Философско-социологические взгляды на войну и армию русских философов-идеалистов (А.Н. Бердяева, С.Л. Франка, В.С. Соловьёва, Л.И. Шестова).

88. Исторические условия возникновения философии марксизма.

89. Теоретические источники и естественнонаучные предпосылки формирования философии марксизма.

90. Социально-философские проблемы в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса.

91. О монистическом понимании истории (Г.В. Плеханов).

92. Вклад В.И. Ленина в разработку диалектики как метода научного познания.

93. Ленинская теория отражения как ядро гносеологии.

94. Основные течения западноевропейской философской мысли первой половины ХХ века.

95. Новая постановка проблемы человека в философии ХХ века.

96. «Экзистенциальная философия» и её разновидности.

97. Иррационалистическое направление в философии ХХ века.

98. Технократические концепции в немарксистской философии ХХ века.

99. Религиозная философия ХХ века: традиционализм и попытки обновления.

100. Современные формы религиозно-философского модернизма.

101. Основные школы и направления позитивизма.

102. Современные течения неопозитивизма.

103. Прагматизм и проблема истины.

104. Философский анализ современного экзистенциализма.

105. Проблема «понимания» и герменевтика.

106. Современная западноевропейская философия истории.

107. Проблемы войны и мира в западноевропейской философии ХХ века.

108. Противоположность формационного и культурологического подходов в понимании исторического процесса.

109. Концепция человека С. Къеркегора.

110. Философия нигилизма Ф. Ницше.

111. Становление и развитие содержания категории бытие в истории философской мысли.

112. Философское учение о бытии и его значение для формирования научного мировоззрения у специалистов МЧС.

113. Развитие философской категории «материя» в истории философии

114. Современная наука о строении и свойствах материи

115. Методологическое значение принципа неисчерпаемости материи для познания объективной реальности

116. Методологическое значение философского учения о движении для анализа социальных явлений и процессов.

117. Философское определение материи: современные проблемы истолкования.

118. Роль пространственно - временного фактора в деятельности специалиста МЧС.

119. Материальное единство мира и его естественнонаучное обоснование.

120. Диалектика как теория развития и всеобщий метод познания.

121. Роль диалектики в познании социальных явлений.

122. Принцип всеобщей связи и его методологическое значение.

123. Принцип развития и его методологическое значение.

124. Философские категории: их особенности и роль в познавательной деятельности специалиста МЧС.

125. Понятие единичного, особенного общего и их методологическое значение для теоретической и практической деятельности специалиста МЧС.

126. Взаимосвязь содержания и формы в деятельности специалиста МЧС.

127. Диалектика возможности и действительности в практической деятельности специалиста МЧС.

128. Категории «система», «структура», «элемент» и их значение для познания явлений сфер жизни общества.

129. Значение категорий сущности и явления для познавательной деятельности специалиста МЧС.

130. Свобода и необходимость: их взаимосвязь и роль в деятельности специалиста МЧС.

131. Особенности проявления законов диалектики в познавательной деятельности специалиста МЧС.

132. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и его методологическое значение для практической деятельности специалиста МЧС.

133. Диалектические противоречия и особенности их разрешения в современном обществе.

134. Необходимость и случайность: их взаимосвязь и значение для практической деятельности специалиста МЧС.

135. Основные виды причинно-следственных связей и их учёт в деятельности специалиста МЧС.

136. Методологическое значение принципа причинности обусловленности явлений объективного мира.

137. Проблема сознания в философии.

138. Методологическое значение философского учения о сознании для практической деятельности специалиста МЧС.

139. Современные представления о возникновении и развитии сознания.

140. Современная философия о биологических и социальных предпосылках возникновения и развития сознания.

141. Основные закономерности развития индивидуального и общественного сознания.

142. Современные взгляды на характер взаимосвязи материи и сознания.

143. Закон отрицания отрицания и его значение для практической деятельности специалиста МЧС.

144. Категории целого и части и их учет в познании социальных явлений.

145. Познание как процесс отражения и особенности его проявления в профессиональной сфере специалиста МЧС.

146. Особенности объекта и субъекта познания в военно-специальной деятельности.

147. Чувственное познание: сущность, основные формы и роль в деятельности специалиста МЧС.

148. Рациональное познание: сущность, формы и особенности проявления.

149. Диалектика чувственного и рационального познания и её проявление в деятельности специалиста МЧС.

150. Роль творчества и интуиции в познавательной деятельности специалиста МЧС.

151. Истина и её критерии в познании социальных явлений.

152. Закономерности познавательного процесса и особенности их проявления в деятельности специалиста МЧС.

153. Место и роль диалектики в системе методов научного исследования.

154. Методы эмпирического исследования и их роль в познавательной деятельности специалиста МЧС.

155. Методы теоретического исследования и их роль в познании основных сфер жизни российского общества.

156. Научное предвидение и особенности его проявления в познавательной деятельности специалиста МЧС.

157. Учение об истине и его значение в деятельности специалиста МЧС.

158. Методологическое значение учения о практике для познавательной и практической деятельности специалиста МЧС.

159. Философский анализ процесса компьютеризации как основы новых информационных технологий.

160. Методологическое значение принципов диалектики для профессиональной деятельности специалиста МЧС.

161. Познавательная деятельность специалиста МЧС: сущность, содержание и основные формы.

162. Социальное познание и его специфика в условиях современной России.

163. Законы общественного развития и специфика их проявления в социальной сфере.

164. Социальная философия как методология познания социума.

165. Общество как развивающаяся самодостаточная система.

166. Диалектика основных сфер жизни общества.

167. Категория «общественно-экономическая формация» и её мировоззренческое значение.

168. Соотношение понятий культура и цивилизация.

169. Культурологическая концепция общественного развития О.Шпенглера и современность.

170. Цивилизационная концепция общественного развития А.Тойнби и современность.

171. Основные тенденции развития социально-классовой структуры российского общества.

172. Движущие силы, источники и основные субъекты исторического процесса

173. Структура и закономерности развития общественного сознания.

174. Политическое сознание и его место в духовной жизни российского общества.

175. Правосознание и его роль в формировании правового государства в нашей стране.

176. Моральное сознание: сущность, особенности и функции в современном обществе

177. Религия как социальное явление, ее классовые и гносеологические корни

178. Мировоззрение: сущность, структура, исторические формы.

179. Человек как предмет философского анализа.

180. Человек: единство биологического и социального.

181. Проблема антропосоциогенеза в её современном понимании.

182. Психика, мышление, сознание: философский анализ.

183. Проблема бессознательного в философии.

184. Бессознательное и проблема индивидуализации.

185. Методологическое значение философского учения о социальной сущности человека в теоретической и практической деятельности военных кадров.

186. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

187. Проблема цели и смысла жизни человека в философской концепции В.Франкла.

188. Сущность, структура и типология личности.

189. Соотношение свободы и ответственности в практической деятельности специалистов МЧС.

190. Методологическое значение философского учения об обществе и личности для практической деятельности специалистов МЧС.

191. Проблемы бытия человека в современном информационно-техническом мире.

192. Общественный прогресс: сущность, критерии и исторические типы

193. Философский анализ проблемы насилия в общественном развитии и её современное значение

194. Сущность глобальных проблем современной цивилизации.

195. Основные пути и способы решения современных глобальных проблем.

196. Глобальные прогнозы и сценарии современного мирового развития.

197. Общественный прогресс и его основные критерии.

198. Современная цивилизация, её особенности и противоречия.

199. Духовная культура личности и пути ее формирования.

200. Нравственная культура специалиста МЧС.

201. Правовая культура специалиста МЧС.

202. Научное прогнозирование и особенности его проявления в деятельности специалиста МЧС.

203. Социальное прогнозирование: сущность, критерии, механизм осуществления и достоверность

204. Типы, виды и методы социального прогнозирования, особенности их применения в деятельности специалиста МЧС.

205. Сущность, структура и функции морали.

206. Философский анализ соотношения морали и права.

207. Проблема морального выбора в деятельности специалиста МЧС.

208. Духовное самосовершенствование и ответственность специалиста МЧС за свой нравственный облик.

209. Философские проблемы техники.

210. Диалектика этики и техники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: