Теоретическая методологическая подготовка исследовательской программы эмпирического исследования

Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими исследованиями в качестве телезрителя, слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т.д. Возможно, кто-то и сам бывает вовлечён в эти исследования в качестве респондента, т.е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность того, что кому-либо из нас придется самостоятельно организовывать такое исследование.

В эмпирическом исследовании можно выделить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур: 1) подготовительный (разработка программы исследования); 2) основной (проведение эмпирического исследования); 3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).

Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. Мы будем ориентироваться на прикладное социально-психологическое исследование, которое может быть проведено в какой-либо производственной организации. Поэтому мы будем исходить из тех или иных реальных проблем, которые встают в настоящее время перед производственными организациями.

Проблема – это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Заказ чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т.д. Психологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:

1) установить реальное наличие данной проблемы:

а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему,

б) есть ли учет и статистика по этому показателю,

в) достоверны ли учёт и статистика по этому показателю;

2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии или психологии, а не экономической теории, технологии производства и т.д. Например, поставлена проблема, – разобраться в причинах низкой эффективности управления тем или иным подразделением предприятия. Психологу предстоит решить, какие социальные группы и личности участвуют в возникновении и решении этой проблемы, как влияют здесь их интересы, как стимулируется их участие в разрешении данной проблемы и т.д.;

3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не
требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учёта представляют собой готовый важный материал);

4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные
компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского
поиска;

5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми – экспертами. В роли экспертов обычно выступают специалисты – ученые или опытные практики.

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Производственная проблема может быть описана с помощью пяти основных характеристик: 1) Сущность или содержание. Например, низкая эффективность производства, высокая социально-психологическая напряженность в трудовом коллективе и т.д. При определении проблемы следует установить, с чем все это сравнивается и на каком основании. В данных примерах следует ответить на вопрос: почему мы считаем, что эффективность производства низкая, а социальная напряженность высокая? Низкая и/или высокая по сравнению с какими именно «заданными» стандартами? 2) Организационное и физическое нахождение. В каком организационном подразделении (участках, отделах, филиалах) и физических объектах (заводы, здания, склады, конторы) была выявлена проблема. Насколько широко она распространена в организации. Какие подразделения она затронула. 3) Владение проблемой. Является ли проблема «открытой» (знакомой всем) или «закрытой» (то есть, известной лишь группе лиц)? Какие люди (управленцы, специалисты, рабочие и т. д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении? 4) Абсолютная и относительная величина проблемы. Насколько важна проблема в абсолютных величинах? Например, объем потерянного рабочего времени или денег; объем неиспользуемых производственных мощностей. Насколько она важна в относительном выражении? Как она влияет на подразделения, в которых она обнаружена, и на людей, которые владеют ею? Насколько она важна для организации в целом? Что может получить данная конкретная организация от её решения? 5) Временные рамки. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется? Таким образом, в результате предварительного анализа проблемная ситуация получает выражение в виде развёрнутой и чёткой формулировки проблемы. Причем, эта формулировка может значительно отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком.

На основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования данной проблемы. Программа является обязательным исходным документом любого социологического или психологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным.

Программа социологического или психологического эмпирического исследования обычно включает в себя следующие разделы: 1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий, формирование гипотезы); 2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа разнообразных данных; 3) организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.).

Цели и задачи исследования. Этот раздел программы практического социально-психологического исследования регулирует отношения заказчика (если он есть) и социолога, психолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, а также определяет объем затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.

Цели и задачи исследования могут быть различны. Например, если сформулирована такая проблема как недостаточно высокий уровень управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и в разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.

Предмет и объект исследования. Предмет исследования – это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том же эмпирическом объекте могут выделяться различные его аспекты, которые являются предметом исследования. Иначе говоря, когда психолог выбирает предмет исследования, он в то же время формулирует и гипотезу о возможном пути решения проблемы, а также определяет методы и формы проведения исследования. Так, в обозначенном нами примере исследования психолог может предположить, что причиной является неэффективная система принятия решения, тогда предметом исследования может служить система принятия решений и это может стимулировать: 1) исследование путей принятия решений; 2) роль коллективных органов в подготовке и принятии разных решений; 3) роль штатных специалистов и линейных руководителей в принятии решений; 4) решающая и совещательная роль лиц, обладающих неофициальным влиянием; 5) ответственность за решения, их внедрение и контроль за внедрением.

Но психолог может предположить, что основная причина низкой эффективности управления заключается в стиле руководства. Тогда исследование будет развиваться по другому сценарию. Если в первом случае большое значение будет иметь анализ документов, то во втором случае – анкетный опрос и психологическое тестирование.

Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятия – это необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные задачи: 1) Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании; 2) На основе предварительного теоретического анализа провести конкретно-фактологический анализ практических проблем на уровне теоретического знания и, тем самым, обеспечить научное обоснование первичных результатов, выводов и рекомендаций; 3) Обеспечить измерение и регистрацию (фиксацию) изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей.

Теоретическая интерпретация понятий осуществляется через ряд последовательных этапов. На первом этапе осуществляется перевод проблемной ситуации в формулировку в строгих научных рамках и терминах. На следующем этапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционные составляющие, которые затем могут быть исследованы количественным методом. Кроме структурной интерпретации понятий, описывающих предмет исследования, необходимо провести их факторную интерпретацию, то есть, фактически определить систему связей предмета исследования с внешними объектами и внутренними субъективными факторами.

Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами. При этом психолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.

Формирование гипотезы – это заключительная часть теоретической подготовки эмпирического психологического или социологического исследования. Гипотеза исследования — это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого явления и/или о характере связей между его компонентами. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов. В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез: 1) Гипотеза должна находиться в согласии с имеющимися фактами или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается. 2) Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число. 3) Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно более тесной. 4) При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер гипотезы и возможных выводов. 5) Нельзя руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.

Гипотезы – это отправные точки для исследования, а дальнейшие этапы эмпирического социологического и психологического исследования, находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пилотажное исследование. В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные (базовые, «гипотезы-причины», т.н. «отправные» гипотезы) и т.н. «выводные» («гипотезы-выводы», «гипотезы-следствия»). Таким образом, гипотезы образуют иерархические цепочки, частично дублирующие теоретическую интерпретацию понятий. Следует подчеркнуть, что формирование гипотез – это не праздные теоретические упражнения, а разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень исследования, а его результаты и обобщения сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и к довольно тривиальным рекомендациям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: