I. Предмет и специфика философского знания

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Учебно-практическое пособие

для студентов всех специальностей и всех форм обучения

Философия. Ч. I. История философии. Под редакцией Ю.В. Еремина. Учебно-практическое пособие. М., МГУТУ, 2009. 139 с.

В учебно-практическом пособии «Философия. Часть I. История философии» в кратком и систематическом виде изложено содержание важнейших этапов развития мировой философской мысли. Пособие знакомит с главными философскими направлениями и концепциями. Особое внимание уделено формированию и развитию русской философии, осмыслению современной духовной ситуации в многообразных философских течениях и школах. Пособие содержит вопросы, задания и тесты. Оно призвано оказать помощь при подготовке к экзамену, в написании реферата и контрольной работы по философии.

Рецензент: д. философских наук, проф. кафедры культурологии и менеджмента в культуре Государственного университета управления Сиверцева Н.Л.

I. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Философия есть «творческий

прорыв к смыслу бытия»

Н.Бердяев

1. Мировоззрение и философия.

2. Специфика философских проблем.

3. Функции философии.

1. Философское знание является достоянием духовной культуры человеческой цивилизации, выступая в качестве фундамента знания эпохи (Древность), либо оказывая явное (Новое время) или неявное (XX век) влияние на другие формы человеческого знания и деятельности. Поэтому действительного понимания роли философии в обществе можно достичь лишь в результате уяснения истории развития философского знания в различные эпохи, его связей с другими формами духовной культуры.

Специфика философского знания определяется как формой его существования и развития, так и характером рассматриваемых проблем и способами познания. Философское знание с самого начала своего возникновения носит мировоззренческий характер. Всякая философия представляет собой мировоззрение, но не всякое мировоззрение есть философия. В связи с этим важно понять, что такое мировоззрение вообще, и в каких формах оно существует в культуре.

В процессе жизнедеятельности людей на основе знаний, интересов и потребностей у них формируется мировоззрение в виде общих представлений о мире и месте человека в нем, называемое обыденным или житейским. Соответственно в ходе развития духовной культуры общества складывается мировоззрение, которое включает предельно общие знания, убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, отражающие интеллектуальный и духовный настрой той или иной эпохи. В таком общественно-историческом масштабе мировоззрение функционирует в обществе в форме мифологии, религии, философии.

Мировоззрение включает в себя знание о мире (природе, обществе), ценностные ориентации, идеалы, убеждения. Характер и уровень знания и ценностные ориентации в существенной степени определяют тип и глубину мировоззрения. В определении убеждений и идеалов, которые формируют то или иное мировоззрение, важную роль играет система ценностных ориентаций. Ценностное отношение к миру выражает отношение людей ко всему существующему в соответствии с их целями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Важнейшими оценками действительности выступают понятия добра и зла, красоты и уродства, добродетели, справедливости.

Греческое слово «философия», впервые введенное в обиход Пифагором (VI – V в.в. до н.э.), переводится как любовь к мудрости, любомудрие. Однако это не раскрывает сущности философии, поскольку стремление к мудрости характерно и для ученых, не называвших себя философами, поэтов, священников. Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на получение знания максимальной всеобщности и фундаментальной значимости.

Уже древние философы (Аристотель и Сократ) указали на два источника философского знания, «рождения» философии. Все наши знания, а философское в особенности, считал Аристотель, обязано своим происхождением такой способности человека как удивление. х Этот интеллектуальный источник философской мудрости, трактующий ее как поиск общезначимых истин, составил, развившись научно-теоретическую

х/ Способность удивляться (любознательность) рождает непрерывную работу мысли, которая необходима (и приятна) умственно развитому человеку. «Мыслю – следовательно существую», - говорит великий философ и ученый Декарт (XVII в.). Об интеллектуальном наслаждении говорили по-своему Спиноза и Гегель, Маркс и Эйнштейн. Маркс отмечал, что духовно богатый человек – всегда нуждающийся человек, ибо он всегда жаждет эти богатства умножать.

компоненту философского знания с теоретическим способом освоения действительности, позволяющую характеризовать его как научное, а философию называть наукой.

Второй источник философии – эмоционально-ценностное переживание человеком себя и мира – назвал Сократ, известный своим изречением: «Человек, познай самого себя». Человек не только познает мир. Он живет в нем. Человеческое отношение к миру (и самому себе) есть переживание, выступающее скорее как мироощущение. Самым глубоким и сильным переживанием Сократ назвал неизбежность смерти, заставляющей думать о смысле жизни, судьбе, добре и зле. х Такой подход роднит философию с религией и искусством, т.е. не с теоретическим, а ценностным, духовно-практическим способом освоения человеком действительности.

Уникальность философии в том, что в ней (и только в ней) оба эти способа человеческой жизнеориентации – научно-теоретической и ценностной, духовно-практической – объединены. Это проявляется и в специфике философского знания, которое имеет две составляющие – научную и ценностную – и в своеобразии проблем, исследуемых в философии. Философские проблемы – это мировоззренческие вопросы, ответ на которые философ ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума.

2. На протяжении многих веков философская теоретическая мысль направлена на осмысление проблем бытия системы «мир – человек».

В бытии природного мира философию интересуют не частности, а принципиально мировоззренческие вопросы о возникновении и организации

мира, что выразилось в древности в поисках первоначал мироздания, а позднее – исходных структурных элементов. Поиск же единства в

х/ При таком подходе, философия – это «ответ» человека на вызов судьбы, поставившей его – смертное, по единственно мыслящее и осознающее эту смертность существо – в положение «один на один» с бесконечной, безразличной к нему вселенной.

многообразии мира выражает характерную для философского познания задачу синтеза человеческих знаний. Принципиальными для философии выступают вопросы о развитии мира. Учение о развитии в философии называется диалектикой, а противоположное учение, тяготеющее к построению статичной, однозначной картины мира, носит название метафизики (хотя в истории философии этот термин менял свое содержание).

Окружающий человека мир, как обитель человеческой жизни – это не только природа, но и общество. Вне общества нет человека, поэтому основные принципы бытия общественной жизни, ее функционирования и развития – эпохальный интерес философии.

Философские проблемы – это вопросы о судьбе, предназначении человека, человечества. Важнейшие вопросы человеческого бытия, как считает большинство философов, выразительно и четко сформулировал И.Кант: что я могу знать?; что я должен делать?; на что я могу надеяться?; что такое человек? Последующее, после Канта развитие философии выдвинуло на осмысление вопросы: что я могу почувствовать, пережить? Что есть красота, прекрасное, возвышенное?

Не философы придумывают эти вопросы. Их выдвигает жизнь. Философы в меру своих сил и способностей – решают эти вечные, смысложизненные вопросы. Своеобразие этих вопросов состоит в том, что большинство из них никогда не закрываются и относятся к так называемым вечным проблемам человеческого познания. Человечество в лице философии вновь и вновь обращается к проблемам своего бытия в мире социальном и мире природном, решая их на базе новых научных данных, нового исторического опыта. При этом нужно учитывать, что исторические периоды различаются не только уровнем общественного знания, но и характером задач и проблем, выдвигаемых развитием общества, жизнедеятельностью людей. Иными словами, человеческие связи с миром развертываются в ходе истории, реализуясь в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, художественном опыте. Все это определяет, какие именно аспекты многоплановой мировоззренческой проблематики «мир-человек» оказываются в центре внимания философской мысли на том или ином историческом этапе.

На основании осмысления специфики философского знания философию можно определить как теоретическое мировоззрение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Конечно, эта краткая дефиниция требует своего дальнейшего пояснения и развития.

Мировоззренческая проблематика «мир – человек» на философском языке может быть сформулирована как соотношение материи и сознания (или бытия и мышления). Поскольку это соотношение так или иначе подразумевается при рассмотрении любой философской проблемы, потому что жизнь человека и общества есть взаимодействие материального и идеального, общественного бытия и общественного сознания, то в некоторых философских системах оно называется основным вопросом философии. От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. В качестве первичного, определяющего берется или материя (бытие), или сознание (мышление). Сторонники первого подхода называются материалистами (а само направление – материализмом), сторонники же второго подхода – идеалистами (само направление – идеализмом). Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях в истории философии. С точки зрения исторического развития материализма выделяют следующие его формы.

Материализм Древнего Востока и Древней Греции как первоначальные формы материализма (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит).

Метафизический (механистический) материализм Нового времени, в основе которого лежит изучение природы при сведении всего многообразия ее свойств и отношений к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф.Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций).

Диалектический материализм, в котором материализм представлен в единстве с диалектикой и материализм распространяется не только на природу, но и на общество (марксизм).

В идеализме различают две его разновидности – объективный и субъективный. Объективный идеализм любое идеальное начало (идеи, бога, духа) провозглашает независимым не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Гегель). Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли).

Важным для философии является также выяснение возможности познания мира человеком, характера этого познания. Познаваем ли мир в принципе? – ответ на этот вопрос может быть диаметрально противоположным. Но он явно или неявно присутствует во всех философских системах, поэтому его иногда называют второй стороной основного вопроса философии.

3. Предмет и специфика философского знания раскрывается более полно при осмыслении функций (значимости) философии в обществе, которые она выполняет во взаимосвязи с другими формами духовной культуры – наукой, религией, искусством, политикой, имея с ними существенно отличительные и сходные черты.

Мировоззренческая функция философии основана на связи философии с наукой с присущим им обоим теоретической формой осмысления мира. Как отмечалось выше, философия представляет собой теоретическую форму мировоззрения. Это означает, что философское мировоззрение всегда есть теория, со всеми присущими ей чертами, что и роднит философию с наукой и существенно отличает от религии. Это означает, что исследование в философии мировоззренческой проблематики осуществляется логическим, рациональным путем с помощью своего собственного понятийного аппарата на основе наличного знания, которым располагает философ в ту или иную эпоху.

С мировоззренческой функцией философии тесно связана методологическая функция. Методология есть учение о методах. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, которые обладают фундаментальным значением. В качестве таких методов в философии выступают: исторический метод, необходимо учитывающий историю исследуемых проблем и диалектический, нацеливающий на системное исследование объектов, во взаимосвязи, становлении их структурных элементов. Материализм и идеализм также можно рассматривать как общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания.

Научный характер философского мировоззрения рождает вопрос о взаимоотношении философии и науки, которое имеет длительную историю. В античности различие между ними четко не выявлялось, любовь к мудрости понималась как любовь к истине, к систематическому, доказательному, проверяемому значению, рассматриваемые в последующем как идеалы науки. С возникновением науки (XVII в.) встал реальный вопрос о взаимоотношении этих двух форм рациональности. В самой философии появились два взгляда на характер такого взаимоотношения. Один – видеть в философии только науку (Спиноза, Гегель, Гуссерль, Куайн). На основе сходства формы осмыслении проблем. Другой – противопоставление этих двух форм духа на базе своеобразия философии по отношению к науке. Такие философы, как Шопенгауэр, Ницше, Хайдеггер, Бердяев, подчеркивали: философия в принципе не согласуется с безличностью, объективностью науки, поскольку для нее характерен широкий разброс взглядов, точек зрения на одни и те же проблемы; научное освоение мира идет от низших простых форм движения материального мира к все более сложным и высшим. Путь философии, история ее – противоположны. «Человек, познает самого себя» – эти слова Сократа сказаны на заре философии. Философия антропоцентрична. Это ее естественное состояние, позволяющее на весь окружающий мир перенести проекцию человеческих отношений.

Философы и первого и второго подходов правы по-своему, поскольку одни подчеркивают сходство, а другие различия философии и науки. Философия не противоположна науке, но и не сводима к ней. Философия опирается на совокупный духовный опыт. Наука – часть такого опыта.

Как отмечалось выше специфика философского знания в том, что оно имеет две составляющие – научную и ценностную, последняя определяет аксиологическую функцию философии. Под аксиологической (греч. «аксиос» – ценный) функцией имеется в виду ориентация философии на известные ценности. Любая философская система содержит момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. В качестве главных ценностей философии выступают: истина, добро и красота. В истории развития философских систем всегда выявляется их этическое содержание. Этическая ориентация философии есть важнейшая реализация ее аксиологической функции. Подлинная философия – это всегда углубленный поиск добра, стремление к сотворению нравственного человека. Последнее сближает философию с религией.

Взаимоотношение между философией и религией – двух основных типов мировоззрения, существующих на протяжении всей истории культуры – сложно и противоречиво. Имеются принципиальные различия в характере знания, которое составляет фундамент этих типов мировоззрения. Религия опирается на догматы, выраженные в тех или иных священных учениях и книгах (Библия, Коран, Талмуд и т.д.). Философия же исходит из постоянного изменяющегося в своем развитии интеллектуального, теоретического знания. Философия в осмыслении мира и человека есть теория, религия – вера. С другой стороны, религия – это вера в высшие, абсолютные, непреходящие ценности. Эта вера требует от человека, разделяющего ее, определенного образа жизни, определенного поведения. Но и философия стремится к тому же: не к «безлюдной» картине мира, а к ценностному, жизнеориентирующему самосознанию. Как и религия, философия настроена на проникновение в трансцендектный мир, лежащий за пределами обычного понимания человеческого опыта. Поэтому философию нередко называют светской религией. Иногда сближение религии и философии настолько глубоко и сильно, что результатом становится их совместное образование -–религиозная философия. Человеку нужны и знания и вера, поскольку ему присуща способность переживать, ощущать радость бытия и таинство собственной жизни. На место соперничества, борьбы философии и религии может и должно придти созвучие и согласие как предсказывали великие мыслители – от философов эпохи Возрождения до русских философов.

Взаимосвязь философии с искусством в разные эпохи имеет как непосредственный, так и опосредованный характер. Непосредственная связь в том, что философию и искусство объединяет обостренный интерес к бытию человека, к наиболее злободневным проблемам жизни и судьбы человека и ориентирована при этом философия на возвышенные, высокие чувства. Философия существует не иначе как во имя человека и в этом проявляется ее гуманистическая функция. Неисчерпаемое богатство, многогранность жизни находит свое философское осмысление и выражение, как и в искусстве, отнюдь не единственным способом. Многообразие художественного опыта не только не вредит поэзии или музыке, но является просто необходимым для них. Так и многообразие философских систем – естественное и необходимое состояние философии. Но в отличие от искусства в философии нет конкретно-образного осмысления проблемы, оно осуществляется на понятийно-теоретическом уровне. Искусство через конкретное образное выражение отражает общее мировоззрение эпохи – и в этом его опосредованная связь с философией. Именно характер понимания художником, писателем включенности человека в мир нравственных и эстетических ценностей и идеалов, социальной и личностной проблематики определяет глубину смыслового содержания и актуальную значимость их произведений для эпохи и вечности.

Гуманистическая функция философии тесно связана с социальной функцией, которая охватывает различные аспекты общественной жизни. В этом плане философия призвана критически объяснять социальное бытие и тем самым способствовать его материальному и духовному изменению через свою связь с политикой, которая непосредственно сопряжена с социальной практикой. Философия выступает в роли идеологического обоснования политики, что особенно ярко проявляется в переломные периоды общественной жизни (например, в борьбе европейской буржуазии за власть в XYII-XIX веках, в политической борьбе в России в XX веке). Политика всегда опирается на те или иные мировоззренческие ценности, то или иное понимание организации общества, взаимодействие общественных и личных интересов.

В каком-то смысле слова, все великие философы мира – наши современники, их идеи и наследие по осмыслению человеческого бытия не устаревают. Вместе с тем каждая философия есть концентрированное выражение своего времени – «эпоха, схваченная в мыслях» (Гегель).

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Что такое мировоззрение? Какова его структура? 2. Как соотносятся между собой философия и мировоззрение? 3. Что означает в переводе с греческого слово «философия». Раскрывает ли оно сущность и специфику философского знания? 4. На какие два источника «рождения» философии указали древние философы? 5. В чем специфика философии? 6. Философские проблемы – о чем они? 7. В чем суть основного вопроса философии? Охарактеризуйте основные направления в философии в связи с его решением. 8. Как соотносятся философия и наука? 9. Назовите и охарактеризуйте функции философии. 10. В чем состоит методологическая функция философии. 11. Что понимается под аксиологической функцией философии, как она реализуется? 12. Каковы основные ценности философского знания? 13. Дайте характеристику религии и философии как двух типов мировоззрения. 14. В чем суть гуманистической и социальной функции философии? 15. В чем сопряженность философии и искусства? 16. Каково соотношение философии и политики?  
Задания. Тесты. Ответы.
1. Слово «философия» первым употребил: а) Фалес; б) Пифагор; в) Сократ; г) Диоген.   2. Что такое философия: а) мировоззрение; б) теоретическое мировоззрение; в) наука; г) методология познания; д) искусство.   3. Чем определяется научный характер философского знания: а) объективностью; б) истинностью; в) всеобщностью; г) теоретической формой осмысления проблем.   4. Две составляющие философского знания: а) научность и ценностность; б) объективность и истинность; в) доказательность и проверяемость; г) доказательность и истинность.   5. Основной вопрос философии есть: а) проблема соотношения материи и сознания; б) важнейшая проблема эпохи; в) система нравственных норм; г) проблема первоначал.   6. В чем отличие материализма и идеализма: а) в ценностном отношении к миру; б) в подходе к соотнесению материи и сознания; в) в различных идеалах жизни.   7. Определите, какие из приведенных ниже суждений верны: а) если мысль истинная, то она материалистическая; б) если мысль материалистическая, то она истинная; в) если мысль идеалистическая, то она ложная; г) если мысль ложная, то она идеалистическая; д) истинными или ложными могут быть как материалистические, так и идеалистические мысли, суждения, теории.   8.Согласие с каким из нижеследующих положений означает агностицизм? а) некоторые вещи никогда не станут объектами нашего знания; б) процесс познания бесконечен; в) все наши знания только гипотезы и таковыми останутся; г) человек никогда не сможет до конца исчерпать всех тайн природы; д) все научные теории неполны и не отражают объект абсолютно точно; е) сущность вещей принципиально непознаваема; ж) в науке есть неразрешимые задачи; з) пути господни неисповедимы; и) чем больше познаем, тем меньше знаем; к) наши знания о мире приблизительны.   9. Религию можно определить как мировоззрение, которое полагает наличие: а) акта веры; б) мистического содержания; в) всеобщего мирового закона; г) сверхъестественного начала.   10. Философию отличает от религии: а) теоретическое осмысление мировоззренческих проблем; б) отсутствие акта веры; в) отказ от сверхъестественного начала; г) идея совершенной мудрости.   11. Выделите признаки, обязательные для философского мировоззрения: а) системность; б) абстрактность; в) логическая непротиворечивость; г) простота; д) эмпирическая обоснованность; е) наглядность; ж) конкретность; з) максимальная общность; и) оценочный характер.   12. Какие из перечисленных вопросов имеют философский характер: а) в чем смысл существования человека? б) каковы пути разрешения экологического кризиса? в) возможны ли небелковые формы жизни? г) что есть истина? д) как решить продовольственную проблему человечества? е) в чем сущность гравитации? ж) возможно ли создание искусственного интеллекта? з) расширяется ли Вселенная? и) что такое свобода? к) в какой мере нравственные качества личности обусловлены генетической программой?    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: