II этап. Цели организации

Этот этап связан с определением общих долгосрочных целей организации. Термин общие означает широкие по масштабу и времени цели, которые, как правило, не имеют четко выраженных количественных характеристик.

Можно выделить восемь ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели:

1. Положение на рынке. Рыночными целями могут быть завоевание лидерства в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка организации до определенного размера.

2. Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса: организацией производства новых товаров, освоением новых рынков, применением новых технологий или способов организации производства.

3. Производительность. Более эффективна та организация, которая затрачивает на производство определенного количества продукции меньше экономических ресурсов. Показатели производительности труда, ресурсосбережения важны для любой организации.

4. Ресурсы. Определяется потребность во всех видах ресурсов. Сравнивается наличный уровень с необходимым и выдвигаются цели относительно расширения или сокращения ресурсной базы, обеспечения ее стабильности.

5. Прибыльность. Цели могут быть выражены количественно: достигнуть определенного уровня прибыли, рентабельности.

6. Управленческие аспекты. Обеспечить получение прибыли в долгосрочной перспективе можно только за счет организации эффективного менеджмента.

7. Персонал. Цели в отношении персонала могут быть связаны
с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда и т. д.

8. Социальная ответственность. С данной ответственностью связаны разработка мероприятий по формированию благоприятного имиджа фирмы, забота о ненанесении ущерба окружающей среде.

Выделяют следующие цели организации:

· общие (глобальные), разработанные для организации в целом, которые отражают концепцию организации, разработаны на длительную перспективу, определяют основные направления программ развития организации, должны быть четко сформулированы и увязаны
с ресурсами, ранжируются по принципу приоритетности;

· специфические, разрабатываемые в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении организации и выражаемые в количественных и качественных показателях (рентабельность, норма прибыли).

Многоплановость целей объясняется тем, что любая организация, любая экономическая система является многоцелевой. И сложность заключается в определении приоритетов целей. Цели организации должны обладать рядом характеристик, которые называют критериями качества поставленных целей.

К критериям качества поставленных целей относятся следующие:

· цели должны быть конкретными и измеримыми;

· четкий горизонт планирования представляет другую характеристику эффективных целей. Выделяют долгосрочные (горизонт планирования более 5 лет), среднесрочные (плановый период от 1 года до
5 лет), краткосрочные цели (обычно в пределах года);

· цель должна быть достижимой. Установление недостижимых целей блокирует стремление работников к успеху и снижает мотивацию труда;

· цели должны быть гибкими и иметь пространство для их корректировки в связи с непредвиденными изменениями внешней среды и внутренних возможностей организации. Это обеспечивает реализуемость целей;

· множественные цели организации должны быть сопоставимыми и взаимно поддерживающими, т. е. действия и решения, направленные на достижение одной цели, не должны противоречить достижению другой.

10.2. Оценка и анализ внешней среды: основные задачи
и порядок проведения работ, угрозы и возможности.
Управленческое обследование: основные
функциональные зоны и задачи обследования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: