Общая характеристика конституционного права, как отрасли права (понятие, предмет, метод)

Термин "конституционное право" можно понимать в трех смыслах: как отрасль права, как науку, как учебную дисциплину.

Конституционное право как отрасль права — это упорядоченная совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Конституционное право как наука — совокупность различных теорий, взглядов, идей по вопросам государственно-правового характера, связанных с предметом данной отрасли права.

Конституционное право как учебная дисциплина — это предмет преподавания, курс, основанный на достижениях науки.

Все эти понятия взаимосвязаны друг с другом, поскольку имеют общий источник — единую сферу базовых, исходных общественных отношений.

Конституционное право является одной из отраслей российского права, при этом ведущей отраслью. Конституционное право как отрасль права в любом государстве является составной частью его национальной правовой системы, занимая в ней ведущее положение. Отличительная особенность конституционного права от других отраслей права, воздействующих на общественные связи в какой-либо одной области жизни, заключается в регулировании отношений, складывающихся во многих важнейших сферах жизнедеятельности общества (политической, экономической, социальной и др.).

Предметом конституционного права России являются те отношения, которые регулируются его нормами:

а) отношения между человеком и государством;

б) основы конституционного строя;

в) устройство государства;

г) форма правления;

д) основы правового статуса личности;

е) систему государственной власти;

ж) организацию местного самоуправления.

Для разграничения отраслей права немаловажное значение имеет метод правового регулирования, под которым понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения.

В конституционном праве эти методы разнообразны и зависят от характера предмета правового регулирования. К ним можно отнести два основных:

- императивный (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности);

- диспозитивный (метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях).

В свою очередь они подразделяются на следующие способы воздействия:

1) дозволение (применяется преимущественно к регулированию статуса человека и гражданина и определению компетенции государственных органов);

2) обязывание (касается организации власти, исполнения долга гражданина перед государством);

3) запрещение (относится к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на государственные, общественные интересы).

В целом конституционно-правовые методы и способы регулирования общественных отношений основываются на властно-императивных началах, диспозитивный метод используется значительно реже. Их особенностью является достаточно часто встречающееся неравенство сторон — участников конституционного правоотношения, подразумевающее подчинение одной стороны другой. Например, возложение государством на гражданина конституционных обязанностей.

Понятие и предмет науки конституционного права.

Конституционное право, ранее носившее название государственного права, всегда было в центре внимания отечественной юридической науки. Это объясняется прежде всего тесной связью этой отрасли права с политической жизнью страны где национальный менталитет ориентирован на сильное государство. Нельзя забывать и о ведущей роли конституционного права в системе российского права как юридического фундамента для всех других отраслей права.

Наука российского конституционного права — это отрасль знания, предметом которой является правовое регулирование основ построения и функционирования государства и его институтов, взаимоотношений с индивидами, общественными объединениями и территориальными образованиями по поводу осуществления политической власти.

Конституционное право относится к числу отраслевых юридических наук. Отраслевой она называется потому, что в системе российского права имеется самостоятельная отрасль — конституционное право. Нормы отрасли и выступают специфическим источником познания науки конституционного права.

К предмету науки российского конституционного права относится следующее:

1) сущность, система, построение отрасли российского конституционного права, ее источники;

2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права России;

3) практика реализации норм конституционного права;

4) история самой науки конституционного права России, ее идеи, концепции, прогнозы.

Таким образом, наука конституционного права России — это отрасль правоведения, которая изучает конституционно-правовые институты и отношения, практику реализации конституционных норм и историю идей данной отрасли знания.

Наука конституционного права России включает в себя следующие разделы:

- исследование соответствующего понятийного аппарата;

- учение о Конституции России в ее историческом развитии;

- сущность, структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции РФ;

- системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя;

- изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений личности и государства, закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина;

- анализ формы правления и государственного устройства Российской Федерации.

- исследование организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Российская наука конституционного права основывается на данных общественных наук (политической экономии, философии и других), которые носят методологический характер, тесно связана с наукой "История государства и права России", изучающей процесс исторического становления и развития институтов конституционного права, с наукой международного права, ибо общепризнанные принципы и нормы международного права (согласно Конституции РФ) включены в российскую правовую систему и имеют приоритет над внутригосударственным законодательством.

Нормы конституционного права, их виды и особенности. Институты конституционного права.

Нормы конституционного права являются исходными для других отраслей права, представляя собой основу для их развития.

Конституционно-правовые нормы — это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с тем, что нормам конституционного права присущи общие признаки правовых норм, они обладают своей спецификой.

Указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государственности. Важнейшее место среди них занимают нормы-принципы, реализация которых имеет опосредованный характер. Нормы-принципы конкретизируются в статьях Конституции, законов и подзаконных актов (например, базовый принцип разделения властей). Особенностью конституционного права является то, что не все конституционные нормы способны породить правоотношения в силу наличия большого количества декларативных норм, которые реализуются не через конкретные правоотношения, а путем их провозглашения.

Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете, определяются предметом самой отрасли.

По сравнению с нормами других отраслей права они отличаются:

1. Своим содержанием, той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены.

2. Источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей правовой системе — в Конституции Российской Федерации.

3. Учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первично устанавливают обязательный для создания всех правовых норм других отраслей порядок: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

4. Особым механизмом реализации. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).

6. Специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Среди таких особых субъектов можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы.

7. Особенностями структуры. Для них не характерна трехчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция.

При этом, учитывая многообразие конституционных норм, следует их классифицировать по следующим основаниям:

1. По содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений.

Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, в которых выражаются основы конституционного строя, другие с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи — с федеративным устройством, четвертые — с системой органов государства. Внутри этих наиболее крупных группировок норм по содержанию выделяются в свою очередь и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений.

2. По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, места правовых актов данного вида в общей системе права, а также разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню необходимого правового регулирования нормы выражены в конституционных актах, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить конституции. Среди других правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные законы, федеральные законы. На основе Конституции и федерального законодательства издаются все другие правовые акты.

3. По территории действия. По этому признаку различают нормы, действующие на всей территории Федерации или в отдельных республиках, областях и других субъектах федерации, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.

4. От способа воздействия на субъекты права - управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Такой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (ст. 71-73, 83-90 Конституции Российской Федерации).

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, а так же все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме. Так, например, ст. 107 Конституции обязывает Президента Российской Федерации подписать и обнародовать закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен в ранее принятой редакции.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это оформляется обычно в правовых установлениях такого рода: «запрещается», «не допускается», «не вправе» и т. п. Так, например, ст. 13 Конституции Российской Федерации предусматривает запрещение создания и деятельности общественных объединений по указанным в ней основаниям. Определение вида нормы по характеру содержащегося предписания важно при ее применении для точного понимания содержащегося в ней предписания, границ и рамок правообязанностей субъектов регулируемых отношений.

5. По методу правового регулирования. По этому признаку различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы — такие, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них однозначно определяется вариант поведения субъекта в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

В качестве примера можно привести нормы, содержащиеся в ст. 23 Закона «О гражданстве Российской Федерации». Пункт 2 содержит диспозитивную норму, устанавливающую, что ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено при наличии предусмотренных в норме условий. Пункт 3 закрепляет императивную норму, в соответствии с которой выход из гражданства не допускается при указанных в норме условиях.

6. По назначению в механизме правового регулирования. Принято различать материальные и процессуальные нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако применение многих норм данной отрасли сопряжено с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.

Если материальные нормы предусматривают содержание действия по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет порядок, в котором она должна быть реализована, организацию работы представительных органов, процедуру принятия законов и иных актов. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов представительных органов государственной власти, о проведении референдумов.

Указанные выше критерии классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими. В зависимости от целей, которые стоят при применении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с другими родственными ей нормами.

Нормы конституционного права объединяются в отраслевые институты.

Институт конституционного права — это совокупность взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений в пределах данной отрасли права. Он объединяет в себе нормы различные по юридической силе, территории действия и другим признакам. Эти нормы могут содержаться в Конституции РФ, законах, подзаконных актах.

Исходя из объема регулируемых отношений, числа норм и юридической силы выделяют различные институты. Комплексные институты включают в себя подинституты. Например, такой комплексный институт как основы правового статуса человека и гражданина включает в себя подинституты гражданства, личных прав человека, Уполномоченного по правам человека и др. Другим важнейшим комплексным институтом является народовластие, в который входят такие подинституты, как референдум, избирательное право, система народного представительства и др. Простые институты не включают в себя нормы смежных институтов конституционного права, подинститутов (например, институт главы государства, правительства и т. д.).

По мнению большинства исследователей, нормы, регулирующие местное самоуправление, образуют укрупненный институт или подотрасль конституционного права, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права, хотя существуют и другие мнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: