Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ставропольский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Утверждаю
зав. кафедрой
госпитальной терапии
А.В. Ягода
«28» августа 2015
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
к практическому занятию для студентов
5 курса специальности «педиатрия»
по учебной дисциплине «госпитальная терапия»
ТЕМА №4. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ НЕКОРОНАРОГЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ МИОКРАДА
ЗАНЯТИЕ №1. КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ НЕКОРОНАРОГЕНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ МИОКАРДА
Обсуждена на заседании
кафедры госпитальной терапии
«28» августа 2015
Протокол № 1
Методическая разработка составлена
Знаменской И.А.
г. Ставрополь, 2015
Тема № 4. Дифференциальная диагностика и лечение некоронарогенных заболеваний миокарда
Занятие 1. Клиника, диагностика и лечение некоронарогенных заболеваний миокарда
|
|
Учебные вопросы занятия:
- этиология, патогенез и классификация миокардитов;
- клиника, диагностика, лечение миокардитов. Дифференциальный диагноз;
- этиология, патогенез и классификация кардиомиопатий;
- клиника, диагностика, лечение кардиомиопатий. Дифференциальный диагноз.
Вопросы для самостоятельной работы (самоподготовки) студентов:
- этиология, патогенез и классификация миокардитов;
- клиника, диагностика, лечение миокардитов. Дифференциальный диагноз;
- этиология, патогенез и классификация кардиомиопатий;
- клиника, диагностика, лечение кардиомиопатий. Дифференциальный диагноз.
Вопросы для самостоятельного изучения студентами:
- стресс-индуцированная кардиомиопатия (кардиопатия Такоцубо);
- миокардиты при системных заболеваниях соединительной ткани.
Перечень изучаемых заболеваний и состояний:
- очаговые миокардиты;
- диффузные миокардиты;
- первичная дилатационная кардиомиопатия;
- первичная гипертрофическая кардиомиопатия;
- первичная рестриктивная кардиомиопатия.
Место проведения занятия: клинические базы кафедры госпитальной терапии – кардиологические отделения №1 и №2 ГБУЗ СКККД и кардиологическое и терапевтическое отделения ГБУЗ СККБ.
Материально-лабораторное обеспечение:
- учебные таблицы;
- наборы рентгенограмм грудной полости;
- наборы электрокардиограмм;
- наборы эхокардиограмм;
- наборы тестовых заданий;
- наборы ситуационных задач.
Учебные и воспитательные цели:
А) общая цель – формирование у студента комплекса знаний технологий, средств и методов, необходимых во врачебной деятельности и направленных на сохранение и улучшения здоровья населения с различными формами миокардитов и первичных кардиомиопатий, путем обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи.
|
|
Б) частные цели – в результате изучения учебных вопросов занятия студент должен
ЗНАТЬ:
- основы применения статистического метода в медицинских исследованиях, использование статистических показателей при оценке состояния здоровья населения и деятельности медицинских организаций;
- этиологию, патогенез, клинику и диагностику различных форм миокардита и первичных кардиомиопатий;
- алгоритм дифференциальной диагностики миокардита и первичных кардиомиопатий;
- диагностические возможности методов непосредственного исследования и современных методов лабораторного и инструментального исследования (рентгенография грудной клетки, электрокардиография, эхокардиография с допплероанализом) при миокардите;
- основные принципы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях, возникающих на фоне миокардита (сердечная астма, отек легких, пароксизмальные тахиаритмии, фибрилляция желудочков).
УМЕТЬ:
- грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива;
- составить программу обследования больных миокардитами и первичными кардиомиопатиями;
- провести физикальное обследование больного (осмотр, пальпация, аускультация, измерение АД, определение свойств пульса) и выявить основные признаки миокардита и первичных кардиомиопатий;
- установить и обосновать клинический диагноз миокардита и первичных кардиомиопатий;
- расшифровать ЭКГ в 12 отведениях больных миокардитом и первичной кардиомиопатией с выявлением нарушений сердечного ритма и проводимости, признаков воспалительного процесса в миокарде желудочков и предсердий;
- оценить результаты биохимического анализа крови (электролиты, показатели свертывающей системы крови, показатели активности воспалительного процесса) при миокардитах и первичных кардиомиопатиях;
- составить план обследования больного с миокардитом и первичной кардиомиопатией.
ВЛАДЕТЬ:
- методами аускультации сердца и сосудов;
- интерпретацией результатов лабораторных и инструментальных методов обследования больного миокардитом и первичной кардиомиопатией;
- алгоритмом постановки предварительного и развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) миокардита и первичной кардиомиопатии.
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:
- способностью и готовностью к осуществлению первичной и вторичной профилактики миокардита и первичной кардиомиопатии;
- способностью и готовностью устанавливать отклонения в здоровье больных миокардитом и первичными кардиомиопатиями с учетом законов течения патологии по системам, областям и организму в целом; используя знания фундаментальных и клинических дисциплин;
- способностью соблюдать требования врачебной этики и деонтологии при общении с пациентами, а также их родственниками и близкими;
- способностью и готовностью проводить квалифицированный диагностический поиск для выявления миокардита и первичных кардиомиопатий на ранних стадиях, типичных, а также малосимптомных и атипичных проявлений болезни, используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в адекватном объеме;
- способностью и готовностью правильно формулировать установленный диагноз с учетом МКБ-10, с проведением дополнительного обследования и назначения адекватного лечения;
- способностью и готовностью оценить необходимость выбора амбулаторного или стационарного режима лечения, решать вопросы экспертизы трудоспособности; оформлять первичную и текущую документацию, оценить эффективность диспансерного наблюдения.
|
|
- способностью и готовностью оценивать возможности применения лекарственных средств для лечения и профилактики миокардита; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств; возможных токсических эффектах лекарственных средств;
- способностью и готовностью интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов;
- способностью и готовностью выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия, а также осуществлять оптимальный выбор лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, осложняющих течение миокардита;
- способностью и готовностью к анализу показателей деятельности ЛПУ различных типов с целью оптимизации их функционирования, к использованию современных организационных технологий диагностики, лечения, реабилитации, профилактики при оказании медицинских услуг в основных типах лечебно-профилактических учреждений;
- способностью и готовностью к ведению учетно-отчетной медицинской документации;
- способностью к самостоятельной аналитической работе с различными источниками информации, готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
- о стресс-индуцированной кардиомиопатии (кардиопатии Такоцубо);
- о миокардиты при системных заболеваниях соединительной ткани.
Интегративные связи (элементы единой программы непрерывного обучения):
- нормальная анатомия: строение сердечно-сосудистой системы;
- нормальная физиология: гемодинамика сердца в норме;
- патологическая физиология: гемодинамика сердца при миокардитах и первичных кардиомиопатиях, механизмы компенсации и декомпенсации;
|
|
- пропедевтика внутренних болезней: методы исследования сердечно-сосудистой системы;
- фармакология: антибактериальные лекарственные средства, антиаритмические препараты, нестероидные противовоспалительные препараты, глюкокортикостероиды, иммуномодуляторы, сердечные гликозиды, периферические вазодилататоры, кардиометаболические лекарственные средства.
Рекомендуемая литература:
основная:
1. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / под ред. Н. А. Мухина. Т 1. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2009 + CD. – 672 с.
2. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / под ред. Н. А. Мухина. Т 2. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2009 + CD. – 592 с.
3. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / под ред. Н. А. Мухина. – Т 1. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 672 с.
4. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / под ред. Н. А. Мухина. – Т 2. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 592 с.
5. Внутренние болезни: учебник. В 2 т. / Под ред. В.С. Моисеева, А.И. Мартынова, Н.А. Мухина. 3-е изд., испр. и доп. 2013. - Т.1. - 960 с.:ил.
6. Внутренние болезни: учебник. В 2 т. / Под ред. В.С. Моисеева, А.И. Мартынова, Н.А. Мухина. 3-е изд., испр. и доп. 2013. - Т.2. - 896 с.: ил.
7. Внутренние болезни: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. / Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Сулимов В.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 768 с.: ил.
8. Внутренние болезни: учебник. Стрюк Р.И., Маев И.В. 2-е изд., испр. и доп. 2013. - 544 с.: ил.
дополнительная:
1. Внутренние болезни: рук-во к практическим занятиям по госпитальной терапии / под ред. Л. И. Дворецкого. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 451 с.
2. Внутренние болезни. Тесты и ситуационные задачи: учебное пособие. Маколкин В.И., Сулимов В.А., Овчаренко С.И. и др. 2012. - 304 с.:ил.
3. Внутренние болезни. Руководство к практическим занятиям по госпитальной терапии: учебное пособие. Ананченко В.Г. и др. / Под ред. Л.И. Дворецкого. 2010. - 456 с.: ил.
4. Клинические разборы трудных и редких случаев внутренней патологии: практ. пособие / под ред. А. В. Клеменова, И. В. Долбина. – Нижний Новгород: изд-во НижГМА, 2011. – 188 с.
5. Тестовые задания по дисциплине «внутренние болезни» для студентов 5-го курса лечебного факультета СтГМА / сост.: А.В. Ягода, П.В. Корой, Н.Н. Гладких, А.В. Рыбас, Е.А. Кощеева. – Ставрополь, изд-во СтГМА, 2009. – 94 с.
6. Атлас клинической медицины. Внешние признаки болезней: руководство. Томилов А.Ф. 2013 г. - 176 с.: ил.
7. Госпитальная терапия. Курс лекций: учебное пособие. Люсов В.А., Байкова О.А., Евсиков Е.М. и др. / Под ред. В.А. Люсова. 2010. - 480 с.: ил.
8. Руководство по кардиологии: Учебное пособие в 3 т. / под ред. Г.И. Сторожакова, А.А. Горбаченкова. – 2008-2009.
9. Диагностика и лечение хронической сердечной недостаточности: метод. рекомендации / сост. Е. В. Щеглова. – Ставрополь: изд-во СтГМА, 2012. – 38 с.
10. Моисеев В.С., Киякова Г.К. Кардиомиопатии и миокардиты: руководство. Моисеев В.С., Киякова Г.К. 2012. – 352 с.: ил. (Серия «Библиотека врача – специалиста»).
11. Эберт, Г.-Х. Простой анализ ЭКГ: интерпретации, дифференциальный диагноз / Г.-Х. Эберт; пер. с англ.; под ред. В.А. Кокорина. – М.: Логосфера, 2010. – 280 с.
12. Черкасова Н.А., Сергеева Е.В. / Под ред. Л.И. Дворецкого. Дифференциальная диагностика при болях в грудной клетке. Черкасова Н.А., Сергеева Е.В. / Под ред. Л.И. Дворцовского. 2009. – 48 с. (Серия «Актуальные вопросы медицины»).
13. Под ред. С.Н. Козлова, Р.С. Козлова. Антибактериальные препараты в клинической практике: руководство. Андреев И.В., Белькова Ю.А., Веселов А.В. и др. / Под. ред. С.Н. Козлова, Р.С. Козлова. 2009. – 232 (Серия «Библиотека врача-специалиста»).
14. Петрова В.И. Клиническая фармакология и фармакотерапия в реальной врачебной практике. Мастер – класс: учебник. Петрова В.И. 2011. – 380 с.: ил.
15. Ягода А.В., Гладких Н.Н., Рыбас А.В. Неотложная помощь на догоспитальном этапе: учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2015. – 70 с.
Методические рекомендации по выполнению программы занятия:
- ознакомьтесь с учебными (общей и частными) целями и учебными вопросами занятия;
- восстановите приобретенные знания базовых дисциплин в рамках интегративных связей по изучаемой теме занятия;
- проработайте рекомендуемую литературу по теме занятия и при необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1);
- проанализируйте проделанную работу, ответив на вопросы для самостоятельной работы (самоподготовки) и самостоятельного изучения;
- выполните тестовые задания (приложение 2) и решите ситуационные задачи (приложение 3).
Приложение 1. Аннотация (современное состояние вопроса)
Миокардиты вместе с первичными и вторичными кардиомиопатиями объединены в группу некоронарогенных заболеваний миокарда, на долю которых приходится 7-9% всех заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Миокардиты
Миокардит представляет собой поражение сердечной мышцы преимущественно воспалительного характера, обусловленное опосредованным через иммунные механизмы воздействием инфекции, паразитарной или протозойной инвазии, химических и физических факторов, а также возникающее при аллергических и иммунных заболеваниях.
Наиболее частыми причинами миокардитов являются инфекции (инфекционные или инфекционно-токсические миокардиты). Вызвать миокардит может практически любой инфекционный агент, однако более чем в половине случаев возбудителями миокардитов являются вирусы, в первую очередь, энтеровирусы Коксаки типа В. Важную роль в возникновении инфекционных миокардитов отводят также цитомегаловирусам, аденовирусам, вирусам гриппа, кори, краснухи, инфекционного мононуклеоза и др. Наиболее известными из бактериальных инфекционно-токсических миокардитов являются дифтерийный (летальность — до 50–60%) и скарлатинозный миокардиты.
Вторая группа причин, вызывающих так называемые аллергические (иммунопатологические) миокардиты, объединяет различные заболевания и синдромы, в основе которых лежат аллергические или иммунопатологические реакции, в том числе на применение лекарственных препаратов, сывороток, при системных заболеваниях соединительной ткани, бронхиальной астме, синдроме Лайелла, ожогах, трансплантациях сердца и др.
К этой же группе причин миокардитов относятся иммунопатологические (аутоиммунные) процессы, которые развиваются в результате перенесенной в прошлом инфекции, например вирусной инфекции Коксаки типа В. Как правило, на этой стадии заболевания присутствия вирусных частиц в кардиомиоцитах и интерстициальной ткани обнаружить не удается. Отсутствуют также внесердечные проявления инфекции. В этих случаях основное значение в возникновении воспаления сердечной мышцы имеет клеточный и гуморальный иммунный ответ, “запущенный” инфекционным агентом, при котором миокард инфильтрируется Т-лимфоцитами, IgG, аутоиммунными антителами, комплементом и другими агрессивными иммунными факторами, повреждающими кардиомиоциты. В этих случаях речь может идти о так называемых инфекционно-аллергических миокардитах, которые нередко представляют собой лишь дальнейшую стадию повреждения сердечной мышцы инфекционным агентом.
Наконец, к третьей группе причин миокардитов относятся заболевания и патологические состояния, для которых характерно прямое токсическое воздействие на миокард различных химических и биологически активных веществ (тиреотоксикоз, уремия, алкоголь и др.), вызывающее иммунное воспаление сердечной мышцы с признаками реакции гиперчувствительности замедленного типа. Миокардиты, обусловленные этими причинами, принято называть токсико-аллергическими миокардитами.
Таблица 1