double arrow

Классификация источников трудового права.

Для того, чтобы получить четкое представление о видах нормативных актов, их свойствах, взаимосвязях при регулировании трудовых отношений, пользуются их классификацией, с помощью которой подразделяют нормативные акты на группы по какому-либо признаку. Наиболее часто акты классифицирует по:

органам, которые их принимают;

по юридической силе;

по сфере действия;

по сроку действия;

Все нормативные акты по своей юридической силе и по органам, их применяющим, делятся на законы и подзаконные акты. Закон обладает высшей юридической силой и принимается высшим органом государственной власти - Парламентом РК.

Основным законом государства является Конституция РК, которая была принята 30 августа 1995г. на республиканском рефендуме.

Конституция является основным законом, источником всех отраслей права, в том числе и отрасли трудового права. В ней закреплены наиболее важные положения, исходя из которых осуществляется единое правовое регулирование труда рабочих и служащих, чем достигается единство законности в трудовых отношениях. Конституция устанавливает основные принципы организации труда, закрепляет основные трудовые права и обязанности граждан, гарантии их осуществления и защиты от нарушения.

В статье 24 Конституции РК закреплен ряд гарантий в области трудовых правоотношений - право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также социальную защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых. Работающим по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Следующий по юридической силе и степени важности в области трудовых правоотношений, является Закон Республики Казахстан “О труде в Республике Казахстан”, который был подписан Президентом РК 10 декабря 1999г. и вступил в силу с 1 января 2000г. Данный закон регулирует трудовые отношения, возникающие в процессе реализации гражданами конституционного права на свободу труда в Республике Казахстан.

Нынешнее законодательство состоит из 12 глав и 109 статей.

В первой главе Закона (общие положения) определяются задачи законодательства, сфера его действия, закреплены гарантии равных возможностей в реализации трудовых прав, запрещение принудительного труда, основные права и обязанности работников и работодателей.

Данное законодательство регулирует трудовые отношения на территории Республики Казахстан и распространяет свое действие на иностранцев и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность в республике, если иное не предусмтрено законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Закон закрепляет равные возможности в реализации своих трудовых парв. Никто не может быть ограничен в трудовых правах или получать какие-либо преимущества в их реализации в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к гражданству, общественным объединениям и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника и результатами его труда. При нарушении указанных прав лицо может обратиться с соответствующим заялением в суд.

Законами регулируются как отдельные институты трудового права, так и комплекс общественных отношений, образующих предмет трудового права. Законы - основной вид актов, издаваемых высшими органами государственной власти. Законы отличаются от других актов государственной власти тем, что они всегда имеют нормативный характер, в то время как иные подзаконные акты могут быть как нормативными, так и ненормативного содержания.

Трудовые отношения между работодателем и работником регулируются нормативными правовыми актами, индивидуальным трудовым, коллективным договором, заключенными в соответствии с законодательством о труде.

Закон обуславливает минимальные сроки и условия, регулирующие трудовые отношения. При этом стороны индивидуального трудового, коллективного договоров могут изменить этот минимум в сторону улучшения.

В Республике Казахстан запрещается принудительный труд. Это условие может быть нарушено по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения.

Согласно закону, работники имеют право заключать, изменять и расторгать индивидуальный трудовой договор с работодателем в установленном законом порядке, на равную оплату за равный труд, без какой-либо дискриминации, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу в связи с исполнением им трудовых обязанностей, на предоставление гарантий и компенсаций и т.д.

В обязанности работника входит: добросовестно выполнять трудовые обязанности, обусловленные индивидуальным трудовым, коллективным договорами и актами работодателя, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять требования по охране труда и т.д.

В свою очередь, работодатель также наделен определенными правами: издавать в пределах своих полномочий акты, поощрять работников, привлекать их к дисциплинарной, а также к материальной ответственности, требовать возмещения вреда, нанесенного ему работником, создавать и вступать в обьединения работодателей в целях представительства и защиты своих прав и интересов и т.д.

В обязанность работодателя входит: обеспечить работникам условия труда в соответствии с законодательством о труде, индивидуальным договором, обеспечить работников средствами и материалами, необходимыми для выполнения ими трудовых обязанностей, своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату, страховать ответственность за нанесение вреда здоровью и жизни работника, предупреждать работника о вредных и опасных условиях труда и возможности профессионального заболевания и т.д.

В последующих правах излагаются нормы, регулирующие: индивидуальный трудовой договор (Гл.2), коллективный договор (Гл.3), регулирование трудовых отношений отдельных категорий работников (Гл.4), рабочее время (Гл.5), время отдыха (Гл.6), заработная плата и нормирование труда (Гл.7), гарантии, компенсационные выплаты работникам (Гл.8), материальная ответственность сторон индивидуального трудового договора (Гл.9), меры поощрения и наказания работников (Гл.10), трудовые споры (Гл.11), контроль за соблюдением законодательства (Гл.12)

В законе наибольшее предпочтение и внимание уделяется индивидуальному трудовому договору, который становится основным регулятором трудовых отношений, возникающих между работником и рабоодателем.

Во все главы Закона “О труде в Республике Казахстан” внесены значительные изменения, по сравнению с Кодексом о труде 1972г.

На данный период законодательство Республики Казахстан не приведено еще в соответствие с Законом Республики Казахстан “О труде в РК”, поэтому применяются действующие акты трудового законодательства РК, если они не противоречат указанному закону.

Также среди важнейших источников трудового права необходимо выделить: Закон РК “Об охране труде” от 22 января 1993г., Закон РК “О занятости населения” от 23 января 2001г. (с изменениями), Закон РК “О коллективных договорах” от 4 июня 1992г., Закон РК “О государственной службе” от 23 июля 1999г.

Президент РК на основе и во исполнение Конституции и законов издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики. Различаются указы двоякого характера: нормативные и ненормативные. Законы, в отличие от Указов, всегда носят нормативный характер. Например, Указы о награждении кого-либо орденами и медалями имеют характер разового применения и потому не являются источниками права.

Указы, имеющие силу закона, изменяющие или отменяющие действующее законодательство - это нормативные Указы, являющиеся источниками права. Такие указы в последующем подлежат утверждениюПарламентом, после этого они становятся законами.

Предусмотрены Указы, которые не вносят никаких изменеий и дополнений в действующее закоодательство, а развивают или уточняют законы. Эти Указы являются подзаконными нормативными актами, стало быть, и источниками права. Но они не нуждаются в утверждении Парламентом, поскольку не создают новые нормы.

Источником права являются нормативные акты Правительства в форме постановлений и распоряжений. Они, являясь подзаконными актами, развивают, конкретизируют, разъясняют действующее законодательство, определяют порядок его применения. Постановления и распоряжения Правительства имеют обязательную силу на всей территории республики, но не должны противоречить Конституции, законодательным актам, указам и распоряжениям Президента республики.

Классификацию источников можно провести по юридической силе актов: Законы и подзаконные нормативные акты высшей юридической силы. Это значит, что они стоят выше всех прочих подзаконных нормативных актов, которые должны соответствовать нормам Закона. В случае несоответствия или противоречия нормам Закона они признаются недействительными и подлежат отмене в установленном порядке.

Высшим среди всех законов, как уже было сказано, является Конституция. Затем по юридической силе стоят Конституционные законы, затем прочие законы. Особенность состоит в том, что Закон всегда содержит в себе нормы права, регулирующие те или иные общественные отношения. Законы могут быть временного и постоянного действия, вплоть до отмены.

Среди подзаконных актов на первом месте стоят Указы Президента. Указы бывают нормативные и ненормативные. Среди нормативных особое значение как источник права имеют Указы Президента, имеющие силу Закона.

Среди источников можно выделить правотворчество местных органов власти. Это акты органов местного самоуправления в лице областных и районных маслихатов и администрации. Их деятельность в области труда охватывает следующие сферы: учет и распределение трудовых ресурсов на своей территории, утверждение планов трудоустройства, осуществление в соответствии с законодательством республики иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан.

В сфере нормативного регулирования труда особая роль принадлежит государственной системе экономических нормативов, фондов и стандартов. Все предприятия в своей деятельности должны строго выполнять основные положения государственной системы стандартизации. Среди многочисленных стандартов, имеются и стандарты, содержащие нормы, правила, связанные с обеспечением безопасности условий труда и охраны здоровья работников, а также общетехнические и организационно-методические требования, обеспечивающие безопасность людей и сохранность материальных ценностей. Несоблюдение стандартов, установленных соответствующими государственными органами, преследуется по закону.

В масштабе отрасли распространенными нормативными актами в области правового регулирования труда являются приказы, распоряжения и инструкции министерств, государственных комитетов, промышленных объединений. Они содержат предписания по отдельным вопросам регулирования труда на предприятиях данной отрасли. К числу таких актов относятся, в частности, отраслевые правила внутреннего трудового распорядка, типовые штаты административно-управленческого персонала, инструкции по технике безопасности и др. Нормативные приказы министерств, следует отличать от приказов, издаваемых по конкретным вопросам повседневной производственной деятельнсти или адресованных отдельным лицам (например, приказы о назначениях, увольнениях, переводах и т.д.). Такие приказы не имеют нормативного характера, поскольку не содержат в себе общего правила поведения и адресованы конкретным исполнителям.

К нормам права относятся инструкции, исходящие от компетентного органа. В них содержатся правила, которые предназначены для всех работников или широкого круга лиц, расчитанные на применение в течение длительного времени.

Перечень источников трудового права не исчерпывается перечисленными нормативными актами. Внутри трудового коллектива также происходит определенная нормотворческая деятельность. Разрабатываемые нормативные акты представляют собой высшую степень конкретизации актов внешнего регулирования применительно к условиям трудовой деятельности данного коллектива. К ним, в частности, относятся некоторые приказы работодателя (администрации), правила внутреннего трудового распорядка, нормативные положения коллективных договоров, положения о поощрении и т.д. Внутриорганизационная нормотворческая деятельность, осуществляемая на основании и во исполнение государственных актов, получила в юридической науке название локального правового регулирования, а нормативные акты, принимаемые внутри предприятий, - локальных норм права.

По сроку действия нормативные акты бывают временного и длительного действия.

Примером временного акта является коллективный договор, который заключает профсоюз работников, либо работники не являющиеся членами профессионального союза, образовавшие свою организацию, и работодатель на срок, определяемый сторонами. Примером длительного действия (на неопределенный срок) являются многие нормативные акты - Конституция РК, Закон “О труде в Республике Казахстан” и т.д., которые действуют в течение длительного срока, вплоть до их отмены.

Пределы действия нормативного акта во времени ограничиваются моментом, с которого он приобретает обязательный характер, и момент, с которого действие акта прекращается и он теряет значение юридически обязательного акта.

Отмененный или не вступивший в силу нормативный акт, считается недействующим, и его применение противозаконно.

Срок введения в действие нормативного акта может быть указан в самом акте. Для тех актов, в отношении которых нет прямого указания о сроке введения их в действие, законодательно установлен определенный порядок вступления их в силу.

Как правило, нормативный акт действует в отношении фактов и ситуаций, возникших после его вступления в силу, и не распространяется на факты, предшествующие его вступлению в силу.

Если акт временный, то об этом указывается в его тексте. По истечении обозначенного срока акт прекращает свое действие и специальная отмена не требуется. В некоторых случаях срок действия временного акта продлевается на новый период, причем решение о продлении может приниматься неоднократно.

По территориальному признаку действия нормативные акты подразделяются на две группы: республиканского (централизованного) и местного (локального) значения.

Республиканские распространяют свое действие на всю территорию Республики Казахстан (Закон “О труде в Республике Казахстан”).

Локальные (местные) нормативные акты, будучи подзаконными, конкретизируют, развивают общие нормы права применительно к местным условиям конкретных предприятий, организаций. Принимать их правомочны работодатели. В качестве локальных нормативных актов выступают местные правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, о выплате вознаграждения по итогам годовой работы, графики отпусков, сменности и др.

В зависимости от сферы действия правовые нормы подразделяются на общие и специальные.

Общие правовые нормы - нормы, сформулированные без учета особенностей производства и личности. Они распространяются на всех без исключения работников, применяются без оговорок, исключений и т.д.

К специальным отнсятся нормы, распространяющиеся на определенный круг работников (женщин, подростков, и др.). Они, в свою очередь, делятся на нормы-изъятия (например, нормы, регулирующие труд сезонных работников), нормы-дополнения (дополнительные отпуска, льготы работающим в особых условиях труда и т.д.), нормы-приспособления (установление особого режима труда).

В трудовом праве можно выделить также процессуальные нормы (например, нормы, определяющие порядок удержания материального ущерба, порядок наложения дисциплинарных взысканий и т.д.).

Источником права, в том числе и трудового, служат международно-правовые акты (договоры, пакты, конвенции), которые имеют не только источниковедческое значение, но вместе с тем имеют примат над внутригосударственными национальными актами. Большое значение для источников трудового права имеет Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., а также конвенции Международной организации труда (МОТ), ратифицированные Правительством Республики Казахстан.

Это говорит о том, что нормы внутреннего законодательства не должны противоречить нормам международного права. Так, в законе “О труде в Республике Казахстан” статья 2 пункт 2, говорится, что международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим законом и иными нормативными правовыми актами о труде и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона Республики Казахстан.

Термины и понятия

Источник права

Локальный нормативный акт

Закон

Подзаконные акты

Действие нормативного акта во времени,

в пространстве и по кругу лиц

Тесты для самоконтроля знаний

1. Источник права - это:

a) правоотношение

b) нормативный акт

c) норма права

d) нормотворчество

2. В соответствии со ст. ст. 50 и 51 Закона “О труде в РК” устанавливается предельное количество сверхурочных работ и основания привлечения к ним. В то же время ст. 49 не допускает привлечения к сверхурочным работам работников моложе 18 лет.

Какая из этих норм общая, а какая специальная?

3. По юридической силе нормативные акты делятся на:

законы и подзаконные акты

временного и длительного действия

республиканские и локальные

общие и специальные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: