Анализ розничного товарооборота аптеки

РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Понятие товарооборота, его разделы, измерители. Факторы, влияющие на товарооборот аптеки

Экономическая деятельность аптечной организации является отражением таких элементов товарного обращения, как поступление и продажа. В аптечных организациях процесс обращения товаров называется товарооборотом. Товарооборот состоит из трех разделов, между которыми существует балансовая связь (рис. 6.1.).

Рис. 6.1. Основные экономические показатели деятельности аптеки

С другой стороны, согласно экономической теории, товарооборот представляет собой процесс купли-продажи, обмена товара на деньги. В его основе лежит уступка права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент. И здесь товарооборот отождествляется с такими понятиями, как объем реализации, выручка от продаж и является финансово-экономическим показателем торговой деятельности аптеки, характеризующим расход товаров.

Товарооборот – объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»

От величины товарооборота зависят такие экономические показатели деятельности аптечной организации, как издержки, валовый доход, валовая и чистая прибыль.

Товарооборот аптеки измеряется в абсолютных показателях (сумма в рублях). Как количественный показатель статистики рынка он дает информацию о:

- размере аптечной организации,

- объеме выручки за проданные товары,

- размере денежных расходов покупателей на приобретение товаров,

- общем потреблении товарной массы.

Качественными показателями товарооборота являются (1) реализация на одного жителя; (2) реализация на одного работника (производительность труда); (3) реализация по группам товаров.

На величину товарооборота аптечной организации влияют факторы, которые можно объединить в две группы:

Факторы внешней среды:

- численность населения;

- количество аптечных организаций и лечебно-профилактических учреждений;

- структура потребителей товаров аптечного ассортимента;

- число врачей и др.

Факторы внутренней среды:

- объем товарных ресурсов;

- число фармацевтических работников;

- товарная номенклатура;

- способ продажи;

- интенсивность и эластичность спроса;

- уровень цен;

- качество информационной работы и т.д.

Под влиянием одних факторов товарооборот аптеки может увеличиваться. Другие факторы, наоборот сдерживают реализацию лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента.

Повышают объем продаж: расширение товарной номенклатуры, применение приемов мерчандайзинга в выкладке товаров аптечного ассортимента, совершенствование работы товаропроводящей сети, увеличение доходов населения, рост доли высокоэффективных ЛП и др. Среди факторов, сдерживающих рост объема продаж ЛП и ИМН: отпуск более половины лекарств по рецептам, запрещение рекламы ЛП, отпускаемых по рецептам, и информации населения о новых ЛП, отпускаемых по рецептам, необходимость промежуточного потребителя (врача), развитие концепции здорового образа жизни и др.

Общей положительной тенденцией является ежегодное увеличение объема товарооборота аптеки.

Так как аптечные организации осуществляют продажу товаров для конечного потребления, такой вид реализации называется розничным товарооборотом.

Розничный товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования. В состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется совместное потребление товаров. Такая продажа может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»

Общий объем розничного товарооборота может быть разделен на отдельные составные части, т.е. иметь определенную структуру. При определении структуры товарооборота используются следующие признаки (рис. 6.2.):

Рис. 6.2. Структура товарооборота

Распределение товарооборота по составным частям можно рассматривать как сегментирование рынка и отражение структуры реализованного спроса, что в свою очередь является составным элементом характеристики конкурентоспособности аптечной организации.

Анализ розничного товарооборота аптеки

Сбор и анализ данных о товарообороте необходим аптечной организации для оценки результатов ее текущей деятельности, а также для разработки и прогнозирования стратегий на будущее. Необходимость проведения анализа товарооборота также продиктована тем, что от него напрямую зависит удовлетворение покупательского спроса, финансовое состояние аптеки, а также уровень издержек обращения, валового дохода и полученной прибыли.

Основные этапы анализа розничного товарооборота аптеки следующие:

1. Изучение динамики его объема

2. Оценка степени выпол­нения плана

3. Анализ факторов, влияющих на динамику и степень выполнения плана

4. Выявление резервов увеличения товарооборота.

На рис. 6.3 представлена схема анализа розничного товарооборота аптечной организации.

Рис. 6.3. Схема анализа розничного товарооборота аптечной организации

Прежде, чем приступать к проведению анализа, необходимо проверить соответствие используемых показателей друг другу по 3-м направлениям:

- по ценам: товарооборот отчетного периода должен быть рассчитан в таких же ценах, что и товарооборот базисного периода (для этого применяется индекс цен).

- по времени: товарооборот отчетного и базисного периода должны быть взяты за одинаковые промежутки времени, а если эти временные периоды различаются, необходимо использовать такой показатель, как среднедневной товарооборот.

- сопоставимость в пространстве: товарооборот отчетного и базисного периода должен быть рассчитан на одну и ту же торговую площадь.

Основные источники информации для анализа товарооборота: данные планов, бизнес-планов, если таковые разрабатываются в аптечной организации, данные бухгалтерской и статистической отчетности, текущего бухгалтерского и оперативного учета.

Фактический объем розничной реализации товаров в продажных ценах показывается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Информацию о розничном товарообороте за месяц можно получить из регистров бухгалтерского учета (счет «Продажи»), данных оперативного учета движения товаров. Так, реализация товаров конечным потребителям отражена в следующих первичных документах: Рецептурный журнал, Журнал учета рецептуры, Кассовая книга, Расходная часть Товарного отчета материально-ответственного лица, данные контрольно-кассовой ленты.

К основным документам, отражающим реализацию товаров институциональным потребителям, относятся: Журнал учета оптового отпуска и расчетов с покупателями, Накладная-требование, Счет, Реестр выписанных покупателям требований-накладных, Оборотная ведомость по лицевым счетам покупателей и прочим расчетам, Товарный отчет материально-ответственного лица.

Изучение динамики объема товарооборота.

Осуществляется с помощью расчета цепных и базисных темпов роста (прироста), а также среднегодового темпа изменения реализации товаров, что помогает оценить общие тенденции изменения показателя. В условиях инфляции темпы изменения объема товарооборота следует рассчитывать в сопоставимых ценах, т.е. в ценах базисного года:

Рс.ц. = Рф.ц. / Iц

где Рс.ц. — объем товарооборота в сопоставимых ценах (или физический товарооборот);

Рф.ц. — объем товарооборота в фактических ценах;

Iц — индекс изменения цен.

Последовательность анализа динамики розничного товарооборота представлены в примере 6.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: