Курс на строительство социализма в одной стране

Поскольку была провозглашена победа социализма в стране, в Конституции были отражены новые отношения в обществе. Отменялись ограничения прав граждан по классовому признаку, неприкосновенность личности, тайна переписки. была изменена избирательная система: провозглашалась система всеобщего прямого избирательного права при тайном голосовании. Государственное устройство страны определялось как федеративное объединение республик. Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет СССР, состоявший из Совета Союза и Совета Нацио­нальностей. Правительство (СНК СССР) формировалось на совместном за­седании палат. В Конституции законодательно закреплялось преобразование Казахской (Киргизской автономных республик в союзные, вошедшие в состав СССР качестве субъектов Федерации; упразднение ЗСФСР - Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР стали субъектами Федерации. В составе СССР было 11 союзных и 27 автономных республик, 9 автономных областей и 10 национальных округов (52 национальных государ­ства и национально-государственных образования).

По Конституции политическую основу СССР составляли Советы депута­тов трудящихся. Экономическую основу - социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственностъ на средства производства в двух формах: государственной и кооперативной. Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народно-хо­зяйственным планом. В Конституции 1936 г. были закреплены итоги социалистической рекон­струкции народного хозяйства и политическая победа правящей партии. Конституция получила название «конституции победившего социализма». Первые внеш­неполитические принципы Советского государства были сформулированы. Уже в Декрете о мире, принятом в октябре 1917 г. Внешняя политика Советского государства, сохранив преемственность политики Российской империи в реализации геополитических задач, отлича­лась от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща идео­логизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях, сформулированных В. И. Лениным.

Первое положение - принцип пролетарского интернационализма, преду­сматривающий взаимную помощь международному рабочему классу и анти­капиталистическим национальным движениям в слаборазвитых странах. Он основывался на вере большевиков в скорую социалистическую революцию в мировом масштабе. В развитие этого принципа в 1919 г. в Москве был со­здан Коммунистический Интернационал (Коминтерн). В него вошли многие лево-социалистические партии Европы и Азии, перешедшие на большевист­ские (коммунистические) позиции. Коминтерн с момента своего основания использовался Советской Россией для вмешательства во внутренние дела многих государств мира, что обостряло ее отношения с другими странами.

Второе положение - принцип мирного сосуществования с капиталистиче­ской системой - определялось необходимостью укрепления позиций Совет­ского государства на международной арене, выхода из политической и эконо­мической изоляции, обеспечения безопасности его границ. Он означал при­знание возможности мирного сотрудничества и, развития экономических связей с Западом.

Таким образом, противоречивость этих двух принципиальных положений вызывала непоследовательность внешнеполитического курса молодого Со­ветского государства.

В начале 20-х гг. отношения Советской России с Западом претерпели зна­чительные изменения. Этому способствовали провал прямой военной интер­венции, усилившийся кризис перепроизводства и рост рабочего движения в капиталистических странах.Введение нэпа было расценено европейскими правительствами как ослаб­ление большевистской политической системы и фактор, открывающий воз­можность для экономического сотрудничества. Со своей стороны Советская Россия нуждалась в помощи развитых капиталистических стран для восста­новления разрушенного народного хозяйства.

16 января 1920 г. Верховный совет союзников принял резолюцию, соглас­но которой разрешался обмен товарами между Россией, союзными и нейтральными странами. Это было формальное снятие экономической блокады, уже 31 марта 1920 г. был подписан советско-эстонский торговый договор - первый торговый договор Советской России с европейским государством.

Огромную роль в разрыве экономической блокады сыграл декрет СНК от 23 ноября 1920 г. о концессиях.16 марта 1921 г. было заключено советско-английское торговое соглаше­ние, которое означало прежде всего, что Великобритания признала Советское государство де-факто. Кроме того, это был первый договор, заключен­ный с великой капиталистической державой.6 мая 1921 г. было подписано торговое соглашение с Германией, которая пошла дальше Англии, признав представительство РСФСР в Германии и предоставив ему дипломатические права и привилегии. Аналогичные соглашения вскоре были подписаны с Норвегией, Австрией, Италией, Данией и Чехословакией. В них также содержались обязательства от­казаться от враждебной взаимной пропаганды. Одновременно подписаны договоры, налажены политические и экономические контакты с соседними западными государствами, образовавшимися в результате распада Российской империи, - Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией.

Большое значение имело укрепление отношений Советского государства с его восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией. Советско-монгольский договор 1921 г. фактически означал установление протектората Советской России над Монголией и первый опыт «экспорта революции». Части Красной Армии, введенные в эту страну, поддержали монгольскую революцию и укрепили режим ее вождя Сухэ-Батора. 28 октября 1921 г. Правительство РСФСР выступило с нотой по поводу финансовых долгов царской России, в которой выражалась готовность РСФСР приступить в переговоры по этому вопросу и признать долги при условии пре­кращения враждебных действий в отношении Советской России и других республик. Для более подробного обсуждения данной проблемы предлага­лось провести международную конференцию. Предложения правительства РСФСР обсудила конференция Верховного Совета Антанты, проходившая в 1922 г. Было решено созвать экономическую конференцию в Генуе и пригласить на нее Россию. В апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция. В ней участвовали 29 государств: Россия, Англия, Франция, Германия и др. США участвова­ли в ней в качестве наблюдателя. Делегацию Советской России возглавлял Г. В. Чичерин.

Основной вопрос конференции - о национализированном имуществе ино­странных капиталистов в России и о долгах царского и Временного прави­тельства. Советское правительство предложило начать политику разоруже­ния и поиск путей нормализации международных отношений, а также вы­двинуло программу в области экономического сотрудничества.

16 апреля 1922 г. между советской Россией и Германией был подписан Рапалльский договор. Этим соглашением обе стороны отказывались от взаимных претензий по вопросам о долгах, о возмещении ущерба и национализированном имуществе, предоставляли друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле и возобнов­ляли дипломатические и консульские отношения. Подписав договор, Совет­ская Россия и Германия, исключенные из мирового сообщества и притесняе­мые им, одновременно выходили из дипломатической изоляции; обе сторо­ны отвергали Версальский договор, навязанный «империалистическими бандитами» с целью «колонизации Германии» (термины, употреблявшиеся в Коминтерне). В результате подписания договора рейхсвер получал возмож­ность разместить в Советской стране свои центры военной и учебной подго­товки, получать или производить там при участии своих специалистов оружие, которое Германии запрещалось иметь по условиям Версальского договора. Это сотрудничество Советского государства с правыми милитаристскими силами Германии продлилось до 1933 г.Россия продолжала добиваться признания на Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях.

Гаагская конференция (июль 1922 г.) явилась продолжением Генуэз­ской, но на ней присутствовали не полномочные представители стран-участ­ниц, а только эксперты. Были приглашены все страны - участницы Генуэз­ской конференции, кроме Германии. Обсуждались те же вопросы, что и в Ге­нуе. Из-за непримиримой позиции США, Франции и Бельгии конференция не привела к каким-либо практическим результатам. Московская конференция (2—12 декабря 1922 г.). Участвовали: Россия, Польша, Финляндия, Латвия и Эстония. Советская делегация предложила план взаимного пропорционального сокращения сухопутных вооруженных сил. Предлагалось также сократить военные расходы путем установления одинаковой для всех договаривающихся сторон бюджетной цифры расходов на одного военнослужащего; осуществить взаимную нейтрализацию погра­ничной зоны и распустить все нерегулярные военные формирования. Лозаннская конференция (20 ноября 1922 г. - 24 июля 1923 г.; 2-й этап на­чался 23 апреля 1923 г.). Участвовали: Англия, Франция, Италия (в качестве приглашающих держав), Япония, Греция, Румыния, Югославия, Турция. От США присутствовал наблюдатель. К обсуждению отдельных вопросов были привлечены: Советская Россия (вопрос о черноморских проливах), Болгария, Албания, Бельгия, Голландия, Испания, Португалия, Норвегия и Швеция.Советскую делегацию возглавлял Г. В. Чичерин.

В 1923 г. возник конфликт между СССР и Великобританией. Она предъ­явила советскому правительству ноту {ультиматум Керзона), в которой про­тестовала против расширения влияния России на Ближнем и Среднем Восто­ке. Через некоторое время конфликт удалось погасить дипломатическими средствами, стороны заявили, что считают его исчерпанным.

С 1924 г. начинается период международного признания СССР. Первой офи­циально признала Советское государство Англия. Вслед за ней оно было при­знано Италией, Францией и другими странами мира. Полоса дипломатическо­го признания была вызвана тремя причинами: 1) изменением внутриполити­ческой обстановки в странах Запада (приход к власти правосоциалистических сил); 2) широким общественным движением в поддержку СССР; 3) экономи­ческими интересами капиталистических государств. В 1924-1925 гг. Совет­ский Союз установил дипломатические отношения с государствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Из ведущих капиталисти­ческих держав только США оставались на позиции политического непризна­ния СССР. Выход из международной изоляции явился главным итогом внеш­ней политики Советского Союза в первой половине 20-х гг.

Особенностями вхождения Советской страны в мировое сообщество было то, что этот процесс происходил на условиях Советского государ­ства, которое отказалось платить долги царского правительства, и, что Советское государство продолжало стремиться к роли мирового центра революционного движения. Вытекавшая из этого двойственность советской внешней политики означала настоящий переворот в нормах и правилах меж­дународных отношений.

Дуализм внешней политики Советского государства, обусловленный существованием в ней двух приоритетов - государственных интересов страны и интересов мирового революционного движения, - привел после смерти Ленина к острой дискуссии между Сталиным, сторонником теории «построе­ния социализма в одном лагере», и теоретиком всемирной «перманентной ре­волюции» Троцким. Во второй половине 20-х гг. официальный внешнеполитический курс Советского правительства был направлен на укрепление международного престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и международной безопасности. В 1926 г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией. В 1927 г. СССР выступил с декларацией о необходимости полного разоруже­ния, в 1928 г. - с проектом конвенции о сокращении вооружений. Несмотря на то что Запад отверг эти предложения, СССР присоединился к пакту Бриана-Келлога 1928 г., содержавшего призыв к отказу от войны как средству ре­шения межгосударственных споров.

Проведение официальной внешнеполитической линии советского пра­вительства осложнялось его вмешательством (через Коминтерн) во внутрен­ние дела других государств.

Для укрепления безопасности своих южных границ СССР расширял свое влияние в Иране, Афганистане и Турции. В середине 20-х гг. с ними были заключены новые соглашения политического и экономического характера. В 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна, определивший основные направления внешней политики Советского правительства. Он констатировал усиление напряженности в международных отношениях и объявил социал-демократов Европы своим главным политическим про­тивником. В связи с этим была провозглашена линия на отказ от всякого сотрудничества и на борьбу с ними. Чистка Коминтерна, проходившая во вто­рой половине 30-х гг., сопровождалась утверждением все более откровенной националистической идеологии, окончательно занявшей место провозгла­шавшихся ранее принципов интернационализма и стремления «раздуть по­жар» мировой революции.

Столь же радикально в 1929-1930 гг. был обновлен аппарат Наркомата иностранных дел. Г. В. Чичерин был заменен на посту наркомом М. М. Лит­виновым, который руководил советской дипломатией до мая 1939 г.

Таким образом, в 20-е гг. советская страна путем сложнейших усилий нормализовала свои международные отношения, постепенно входя в миро­вое сообщество.

В конце 20-начале 30-х гг. расширение советской дипломатической деятельности происходило в условиях, когда Советский Союз продолжал играть на реально существующих противоречиях между великими державами, всеми способами стремясь избегать конфликтов и провокаций, поскольку страна переживала период глубочайших экономических и социальных потрясений и была ими на какое-то время ослаблена. Поэтому одновременно с преимущественным развитием отношений с Германией советская дипломатия направила свои усилия на расширение отношений с другими государствами, надеясь на уве­личение торгового обмена с ними, необходимого для выполнения планов экономического строительства и обеспечения безопасности страны.

9 февраля 1929 г. СССР расширил сферу действия пакта Бриана - Келлога о всеобщем отказе от войны, к которому он присоединился несколькими ме­сяцами раньше. Подписано соглашение, известное как «Протокол Литви­нова», с Латвией, Эстонией, Польшей, Румынией, а немного позже с Литвой, Турцией и Персией, предусматривавшее отказ от применения силы в урегу­лирований территориальных споров между этими государствами и СССР-В октябре 1929 г. восстановлены отношения с Великобританией, где пост премьер-министра вновь занял Макдональд.

Начиная с 1931 г. советская дипломатическая деятельность стала более активной. В то жe время и пережившие экономический кризис индустриальные страны проявляли все больший интерес к улучшению своих отношений с Советским Союзом, который рассматривался ими как огромный потенциальный рынок. Рост правого экстремизма и национализма в Германии побуждали страны, подписавшие Версальский мирный договор и заинтересованные в сохранении послевоенного статус-кво, развивать дипломатические отношения с Советским Союзом. Уже в 1932 г. СССР подписал серию пактов о ненападении с Финляндией (21 января), с Латвией (5 февраля), с Эс­тонией (4 мая), с Польшей (25 июля).

В начале 30-х гг. быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напряжен­ности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских Германии и Италии. Второй - на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов. С учетом этих факторов в 1933 г. советское правительство определило но­вые задачи внешней политики: отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих во­енный характер; признание возможности сотрудничества с демократическими западны­ми странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика «умиротворения»); борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке.

В первой половине 30-х гг. СССР добился дальнейшего укрепления своих Позиций на международной арене. В конце 1933 г. США признали Советский Союз, и между двумя странами были установлены дипломатические отношения. Нормализация политических отношений между США и СССР благоприятно сказалась на их торгово-экономических связях. В сентябре 1934 г. Совет­ский Союз был принят в Лигу Наций и стал постоянным членом ее Совета. В 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий Договоры о взаимопомощи на случай любой агрессии против них в Европе.

Во второй половине 1933 г. советские руководители вынуждены были от­казаться от принятой в 1919-1920 гг. аксиомы советской внешней политики, в соответствии с которой всякое усиление международной напряженности было только на пользу СССР. Приход к власти Гитлера в 1933 г. и последовав­шая за этим победа нацизма в этой стране разрушили ту основу, на которой строилась вся система безопасности, возведенная Советским Союзом с таким трудом. Советские руководители следили за ходом развития событий в Германии, не проявляя особого беспокойства до тех пор, пока Гитлер не укре­пил свои позиции в результате чистки 1934 г. Ухудшение советско-германских отношений в течение лета 1933 г. стало первым признаком изменения внешне­политической ситуации. Заключение в 1934 г. договора о ненападении между Германией и Польшей заставило по-иному взглянуть на нацистскую Германию. Стало очевидно, что от сближения Гитлера, никогда не скрывавшего своих намерений попы­таться захватить Украину, и Пилсудского, который уже попытался это сде­лать и мог в любой момент повторить такого рода попытку, ничего хорошего ждать не приходится. За год до заключения договора с Польшей Германия вышла из Лиги Наций. Начиналась милитаризация Германии.

В 1936—1937 гг. происходит создание Антикоминтерновского пакта (Гер­мания, Япония, Италия). В этой связи чрезвычайно актуально выглядели попытки СССР создать систему коллективной безопасности: 2 мая 1935 г. -договор о взаимопомощи между Францией и СССР (на 5 лет). Чуть позже был (подписан аналогичный договор между СССР и Чехословакией.

Гражданская война в Испании сильно осложнила политическую игру со­ветской дипломатии. Вначале Советский Союз какое-то время пытался огра­ничить свое участие в испанских событиях. Как и другие великие державы, в августе 1936 г. он объявил о политике невмешательства. Лишь в октябре СССР открыто заявил о своей поддержке Испанской республики. Советский Союз направил в Испанию три тысячи «советни­ков». Военная помощь рес­публиканской армии представляла собой лишь один из аспектов советского вмешательства. Генералу Франко оказывали политическую и во­енную поддержку Германия и Италия. Франция,Англия и США придерживались нейтралитета. Гражданская война в Испа­нии закончилась в 1939 г. победой франкистов.

В марте 1938 г. Герма­ния осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. Гитлеровская агрессия угрожала и Чехословакии. Поэтому СССР выступил в защиту ее территори­альной целостности. Опираясь на договор 1935 г., советское правительство предложило свою помощь и двинуло к западной границе 30 дивизий, авиа­цию и танки. Однако правительство Бенеша от помощи отказалось и выпол­нило требование Гитлера передать Германии Судетскую область, населенную в основном немцами.

Во второй половине 30-х гг. наблюдался провал политики Советского Со­юза по оформлению системы коллективной безопасности в Европе. 17 марта 1938 г. советское правительство предложило созвать международ­ную конференцию для рассмотрения «практических мер против развития агрессии и опасности новой мировой бойни». Это предложение было отвергнуто Лондоном. Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии, надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и направить ее агрессию на Восток. Кульминацией этой политики стало Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938г.) между Германией, Италией, Англией и Францией. Оно юридически оформи­ло расчленение Чехословакии.

В середине 30-х гг. осложняется положение СССР на Дальнем Востоке. К 1938 г. значительные силы японцев сконцентрировались в Маньчжурии, их секретные агенты активно действовали в Монголии, Синьцзяне и в самом Советском Союзе. Летом 1938 г. произошел вооруженный конфликт на территории СССР в районе озера Хасан. Японская группировка была отброшена. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. Части Красной Армии под командованием Г. К. Жу­кова разгромили их в районе реки Халхин-Гол. 15 сентября 1939 г. было заклю­чено перемирие. Совет­ский Союз принял решение о дальнейшем сближении с Германией, не отка­зываясь при этом от переговоров с западными демократиями.

Таким образом, в конце 20-начале 30-х гг. дипломатическая активность Советской России была направлена на раскол враждебных ей коалиций и утверждение своего внешнеполитического статуса. В 30-е гг. СССР стал ба­лансировать в политической борьбе между Германией и западными держава­ми, выбирая подходящий блок.

В начале 1939 г. была осуществлена по­следняя попытка создания системы коллективной безопасности между Англи­ей, Францией и Советским Союзом. Однако западные государства не верили в потенциальную возможность СССР противостоять фашистской агрессии. Поэтому переговоры ими всячески затягивались. Кроме того, Польша кате­горически отказывалась дать гарантию пропуска советских войск через свою территорию для отражения предполагавшейся фашистской агрессии. Одно­временно Великобритания установила тайные контакты с Германией с целью достижения договоренности по широкому кругу политических проблем.17 апреля 1939 г. СССР предложил Великобритании и Франции заклю­чить трехстороннее соглашение, военные гарантии которого распространя­лись бы на всю Восточную Европу от Румынии до Прибалтийских государств. В тот же день советский посол в Берлине поставил в известность статс-секретаря германского министерства иностранных дел, о жела­нии советского правительства установить самые хорошие отношения с Гер­манией, невзирая на обоюдные идеологические расхождения. Спустя две недели был смещен М. М. Литвинов, возглавлявший НКИД СССР, его пост был передан В. М. Молотову. Улучшаются советско-германские отношения. В мае германскому послу в Москве было поручено за­няться подготовкой переговоров с Советским Союзом в связи с решением Германии оккупировать Польшу. Советская дипломатия одновременно про­должала вести переговоры с Францией и Великобританией. Для СССР главным было добиться гарантий того, что Прибалтийские госу­дарства не окажутся так или иначе в руках Германии, и получить возможность в случае войны с ней перебрасывать свои войска через территорию Польши и Румынии. Однако Франция и Великобритания уклонялись от решения этого вопроса. Видя, что переговоры зашли в тупик, англичане и французы согласились на обсуждение военных аспектов соглашения с СССР. Однако отправленные 5 августа морем представители Англии (адмирал Драке) и Франции (генерал Думенк) прибыли в Москву только 11 августа. 21 августа советская делегация перенесла переговоры на более поздний срок. К этому времени советское руководство уже окончательно решилось пойти на заключение договора с Германией. Было подписано торговое согла­шение.23 августа 1939 г. заключен советско-германский Договор о не­нападении сроком на 10 лет. «Пакт о ненападении» («пакт Молотова-Риббен­тропа») включал секретный протокол, фотокопия которого была позже обнаружена в Германии, но существование которого в СССР тем не менее отрицалось вплоть до лета 1989 г. Протокол разграничивал сферы влияния сторон в Восточной Европе. Судьба Польского государства была диплома­тично обойдена молчанием, но при любом раскладе белорусские и украин­ские территории, включенные в его состав по Рижскому мирному договору 1921 г., а также часть «исторически и этнически польской» территории Вар­шавского и Люблинского воеводств должны были после военного вторжения Германии в Польшу отойти к СССР. Через восемь дней после подписания договора нацистские войска напали на Польшу.

Великобритания и Франция 3 сентября объявили войну Германии. Однако они не оказали реальной военной помощи польскому правительству, что обес­печило Адольфу Гитлеру быструю победу. Началась Вторая мировая война.

Вторая мировая война

В условиях нарастания угрозы военного нападения на СССР, особенно с началом Второй мировой войны, правительство провело ряд мероприятий по усилению военно-экономической базы, укреплению армии и обеспечению безопасности границ СССР.

17 сентября 1939 г. когда немецко-фашистские армии оккупировали часть Польши, наши войска перешли советско-польскую границу и взяли под свою защиту Западную Белоруссию и Украину, отошедшие от СССР к Польше в 1920 г. Впоследствии они были воссоединены с Белорусской и Украинской ССР. Осенью 1939 г. советские войска вступили на территорию Прибалтики. В 1940 г.в республиках были сформированы народные правительства, взявшие власть в свои руки. В 1940 г. Верховный Совет СССР принял в свой состав прибалтийские республики.

Граница Финляндии проходила всего в тридцати километрах от Ленинграда. Попытки правительства мирным путем, на основе взаимных территориальных уступок отодвинуть границу, не увенчались успехом. Возник военный конфликт, завершившийся 12 марта 1940 г. В Москве был подписан мирный договор. Финляндия уступала СССР весь Карельский перешеек с Выборгом. Граница от Ленинграда была отодвинута на 150 км. Летом 1940 г. в состав СССР были включены Бессарабия и Северная Буковина, отторгнутые Румынией в 1918 г. Была создана Молдавская ССР. В результате всех этих действий границы СССР были отодвинуты к Западу на 250 - 300 км, что имело весьма важное значение для укрепления обороны страны. Планы немецкого командования использовать эти районы в качестве выгодных плацдармов для войны против СССР были сорваны.

Укреплялись позиции СССР и на востоке. Заключенный в апреле 1941 года договор с Японией о нейтралитете, хотя не являлся гарантией ненападения с ее стороны, но свидетельствовал об успехах советской внешней политики.

Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года фашистская Германия и ее союзники обрушили на Советскую страну военный удар невиданной силы. 190 дивизий, свыше 4 тыс. танков, более 47 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. самолетов, до 200 кораблей агрессора начали боевые действия на огромном пространстве от Черного до Белого морей.

Война фашистской Германии против СССР носила особый характер. Классовая ненависть к стране социализма, захватнические устремления и звериная сущность фашизма слились воедино в политике, стратегии и методах ведения войны.

Война началась в крайне неблагоприятных для Советского Союза условиях. В области внешнеполитической преимущества были на стороне агрессора. К июню 1941 года Германия оккупировала 12 стран Европы. Итало-немецкие войска проникли в Африку и развернули наступление на Египет. Милитаристская Япония, захватив значительную часть Китая, готовилась к войне против СССР. Фашистская Германия, подчинив себе большую часть Европы и используя ее ресурсы, обладала значительным преимуществом. Советский Союз по сути дела стоял один перед упоенным успехом врагом.

В области экономической не все вопросы подготовки к войне были решены. Только разворачивалось производство современной военной техники, новых танков и самолетов. По этой причине весьма низкой была боеспособность механизированных корпусов западных военных округов, принявших на себя главный удар противника.

В области подготовки Вооруженных Сил имелись серьезные недостатки. Численность Красной Армии и Флота значительно возросла (с 1,9 млн. человек в 1939 г. до 5,4 млн. человек к июню 1941 года), однако быстрый рост новых формирований происходил без учета реальных возможностей в снабжении их вооружением, боеприпасами, средствами связи, автотранспортом. Не были завершены работы по техническому оснащению, развертыванию, организационному совершенствованию, обучению Вооруженных Сил. В то же время вермахт имел двухлетний опыт войны и превосходил Красную Армию по профессиональной подготовке.

В области военно-политического руководства имели место грубые просчеты в определении сроков начала фашистской агрессии и направления главного удара, в переоценке боеспособности и степени боевой подготовки своих войск и недооценке противника.

В области духовной осознание военной опасности не было определяющим, в обществе царили пацифистские настроения, обстановка благодушия и беспечности. Несмотря на усилия по военно-патриотическому воспитанию народа, не все задачи удалось решить. Перевод сознания с мирного на военное время осуществлялся с началом войны в течение значительного периода, последнюю точку в этом процессе поставил, пожалуй, знаменитый приказ N 227 от 28 июля 1942 г. "Ни шагу назад". Отрицательно сказались также необоснованные репрессии против руководящих кадров Вооруженных Сил, народного хозяйства, которые привели к кадровой неразберихе, особенно в высшем эшелоне военного руководства. Армия испытывала значительный некомплект командных и политических кадров. В таких неблагоприятных условиях германская военная машина обрушила удар чудовищной силы на Советскую Страну. В результате неблагоприятного исхода приграничных сражений немецко-фашистские войска в течение нескольких недель продвинулись на 350 - 600 км, захватили территорию Латвии, Литвы, часть Эстонии, Украины, почти всю Белоруссию и Молдавию, часть территории РСФСР, вышли к Ленинграду, Смоленску и Киеву. Над страной нависла смертельная опасность. Для организации отпора и разгрома врага партийно-государственное руководство осуществляло работу по следующим направлениям: формирование органов военно-политического управления; организация сопротивления врагу на оккупированной территории; налаживание эффективной военно-экономической деятельности; обеспечение снабжения армии и населения; организация всенародной помощи фронту; укрепление национальных отношений;- военно-мобилизационная деятельность;- руководство вооруженной борьбой.

Первостепенной задачей явилось формирование органов военно- политического управления, способных осуществить эффективное руководство вооруженной борьбой и организовать работу фронта и тыла.

30 июня 1941 года совместным решением ЦК ВКП б), Президиума Верховного Совета СССР и Совета Народных Комиссаров Союза ССР был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО). В состав ГКО вошли И.В. Сталин (председатель), В.М. Молотов (зам. председателя), К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Н.А.Булганин, К.А. Вознесенский, Л.М. Каганович, А.И. Микоян.

На второй день после начала войны постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) для руководства всей боевой деятельностью Вооруженных Сил СССР была создана Ставка Главного Командования, в которую вошли С.К. Тимошенко (председатель), К.Е. Ворошилов (зам. председателя), В.М. Молотов, И.В. Сталин, Г.К. Жуков, С.М. Буденный, А.Г. Кузнецов. 10 июля она была преобразована в Ставку Верховного Командования (председатель И.В. Сталин), в состав введен Б.М. Шапошников, а 8 августа в Ставку Верховного Главнокомандования. Секретарь ЦК ВКП(б) И.В.Сталин был назначен Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР. На ставку возлагалось непосредственное руководство боевыми действиями армии и флота, а также партизанских сил. Ее рабочими аппаратами являлись Наркомат обороны и Генеральный штаб Красной Армии, а также Центральный штаб партизанского движения, созданный в мае 1942 г. Руководство воинскими формированиями осуществлялось через военные советы направлений, видов Вооруженных Сил, фронтов, армий, военных округов. В ходе войны количество военных советов постоянно росло в связи с увеличением числа фронтов и армий. В начале войны было 5 фронтов, а к исходу 1944 г. их насчитывалось 17. Вместо 14 общевойсковых армий к концу войны действовали около 80 общевойсковых и 6 танковых армий. Были созданы военные советы Военно-Воздушных Сил, Войск ПВО, бронетанковых и артиллерийских войск. Важным направлением было руководство всенародной борьбой в тылу врага, которая оказывала огромную помощь Вооруженным Силам и явилась одним из стратегических факторов победы.

Всего за годы войны в тылу врага на оккупированной территории Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии и Молдавии действовало 6200 партизанских отрядов и подпольных групп, в которых сражалось более миллиона партизан. Было организовано небывалое по масштабам движение сопротивления. Миллионы советских граждан участвовали в саботаже, срыве политических и экономических мероприятий германских властей, сотни тысяч сражались с врагом в партизанских отрядах, десятки тысяч боролись в подполье.

Борьба советских людей в тылу врага нанесла захватчикам большой урон и способствовала разгрому немецко-фашистских оккупантов. По неполным данным, советские партизаны и подпольщики организовали более 21 тыс. крушений поездов с войсками и боевой техникой врага, вывели из строя 1618 паровозов, 170,8 тыс. вагонов, взорвали и сожгли 12 тыс. железнодорожных и шоссейных мостов, уничтожили и взяли в плен более 1,6 млн. гитлеровских солдат, офицеров и их пособников, доставили много ценнейших разведывательных данных командованию Красной Армии. Важнейшим направлением в годы войны была военно-экономическая деятельность, организация тыла.

Перед началом Великой Отечественной войны гитлеровская Германия располагала в 1,5 - 2 раза более значительным военно-экономическим потенциалом, чем Советский Союз. Ее военная мощь опиралась не только на собственное производство, но и на производственные мощности, сырьевые ресурсы многих оккупированных государств. Только во Франции агрессор захватил Гитлеровское командование оснастило французским автотранспортом 92 дивизии. В самой Германии в промышленности и сельском хозяйстве использовались миллионы иностранных рабочих.

Что касается советской экономики, то она оказалась в трудном положении. Была временно потеряна огромная территория, на которой до войны проживало около половины населения страны, добывалось более 60% угля, выплавлялось почти 60% стали и собиралась добрая половина зерна. Самыми трудными были последние два месяца 1941 года. Так, если в третьем квартале 1941 года было выпущено 6000 самолетов, то в четвертом - только 3177. В ноябре объем промышленного производства уменьшился в 2,1 раза. Сократилось поступление на фронт самой необходимой военной техники, вооружения и особенно боеприпасов. Но советское руководство сумело в неимоверно трудных условиях превратить тыл страны в мощный арсенал победы.

Прежде всего было перестроено руководство народным хозяйством. Были направлены на руководящие посты в наркоматы оборонной промышленности лучшие организаторы. Важнейшей составной частью военно-экономической программы было массовое перебазирование производительных сил в восточные районы страны. 24 июня 1941 года постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) был создан Совет по эвакуации при СНК СССР (25 декабря 1941 года Совет был преобразован в Комитет по разгрузке транспортных грузов). По сути дела, целая индустриальная держава в условиях войны переместилась на многие сотни, а то и тысячи километров.

Благодаря небывалому патриотическому подъему советских людей в тылу удалось в невиданно сжатые сроки восстановить весь тот военно-промышленный потенциал, который был перебазирован на восток. Уже в марте 1942 года восточные районы страны превзошли по выпуску военной продукции ее общее производство в стране перед началом войны. Перевод народного хозяйства на военный лад занял примерно один год против четырех лет, которые потребовались для этого фашистской Германии. К концу 1942 года в стране было создано слаженное военное хозяйство. Шансы врага получить перевес в войне были окончательно утрачены. Увеличение выпуска военной продукции в значительной мере достигалось и за счет капитального строительства, освоения новых энергетических и сырьевых ресурсов. Всего за военные годы в советском тылу было построено 3500 крупных предприятий и восстановлено 7500 разрушенных во время войны крупных промышленных объектов.

Небывалый трудовой подвиг был совершен тружениками сельского хозяйства Сельское хозяйство, как и промышленность, оказалось в сложном положении. Уже в первый период войны в руках врага оказались области, в которых производилось более половины всей продукции земледелия и животноводства. На фронт ушла значительная часть мужчин трудоспособного возраста. Основной производительной силой на селе стали женщины, дети и старики. Была организована постоянная помощь селу со стороны горожан. Благодаря мерам, осуществленным Советским правительством, а также великой самоотверженности сельских тружеников были решены вопросы снабжения действующей армии и населения продуктами сельского хозяйства, а промышленности - сельскохозяйственным сырьем. Население городов обеспечивалось продуктами питания в нормированном порядке.

Даже в 1943 году, когда к огромным трудностям, вызванным войной, прибавилась сильная засуха, труженики сельского хозяйства обеспечили Красную Армию и население продовольствием и сырьем.

Развернулась всемерная помощь фронту. Люди отдавали в пользу фронта свои сбережения, драгоценности. На добровольные пожертвования были построены тысячи самолетов, танков, артиллерийских орудий. В целом в фонд обороны за четыре года войны поступило от населения 94,5 млрд. рублей, значительное количество драгоценных металлов. Общая сумма поступивших от населения за годы войны денежных средств составила 118 млрд. рублей. Она превысила все государственные расходы на военные нужды в 1942 году.

Для многонациональной страны, каким являлся Советский Союз, важную роль играло укрепление национальных отношений. Начиная войну против СССР, гитлеровское руководство рассчитывало на неспособность советского многонационального государства объединиться, развернуло националистическую пропаганду, пустило в ход клевету и провокации для того, чтобы посеять разлад между народами нашей Родины. Несмотря на то, что после нападения фашистской Германии Вооруженные Силы СССР в еще больших масштабах стали пополняться воинами нерусских национальностей, они успешно решали боевые задачи. В течение войны соединения, разгромившие врага, были в полном смысле многонациональными. Определяющее значение имела военно-мобилизационная деятельность, решавшая вопросы создания вооруженных войсковых и вневойсковых формирований.

Важнейшим направлением военно-мобилизационной работы явилось формирование и развертывание воинских частей по призыву. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР о мобилизации военнообязанных 1905 - 1918 годов рождения уже к 1 июля 1941 года было мобилизовано 5,3 млн. человек.

Существенную роль играла подготовка военных кадров. Предпосылками для ее решения явились успехи культурной революции, формирование отечественной интеллигенции. За годы войны 220 военных училищ, 31 военная академия, около 200 военных курсов смогли подготовить 1,6 млн. офицеров. В боевых действиях проявлялись лучшие качества советских людей, выдвигались талантливые военачальники. К концу войны в Вооруженных Силах было 12 Маршалов Советского Союза, 14 главных маршалов родов войск, 5600 генералов и адмиралов. 126 офицеров прошли путь от рядового до командира полка. Эти примеры свидетельствуют о неисчерпаемых источниках народных талантов. Весь мир узнал имена советских полководцев, таких как Г.К. Жуков, А.М. Василевский, Н.Ф. Ватутин, А.А. Гречко, М.В. Захаров, И.С. Конев, Н.Г. Кузнецов, Р.Я. Малиновский, К.А. Мерецков, К.К. Рокоссовский, И.Д. Черняховский, В.И. Чуйков, Б.М. Шапошников и другие.

Важным элементом военно-мобилизационной работы явилась поддержка патриотического движения народа. Многие из тех, кто не подлежал призыву в армию, вступали в народное ополчение.

Среди добровольцев-ополченцев было немало участников гражданской войны, и много юношей, впервые взявших в руки винтовку. Ополченские дивизии, став кадровыми в великой битве под Москвой, сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны. За боевые заслуги дивизиям народного ополчения Ленинградского, Куйбышевского и Киевского районов впоследствии было присвоено звание гвардейских. Всего в течение лета - осени 1941 года было сформировано 60 дивизий народного ополчения, 200 отдельных полков, численностью около 2 млн. человек.

Большую роль в вооруженной борьбе с врагом сыграли истребительные батальоны. В них вступали партийные, советские, профсоюзные и комсомольские активисты, рабочие, колхозники, служащие. Благодаря истребительным батальонам и группам содействия был обезопасен тыл Действующей армии. Большую помощь в подготовке боевых резервов оказала система Всевобуча (всеобщего военного обучения), развернутая по решению Государственного Комитета Обороны от 17 сентября 1941 года. Решающую роль в войне играла вооруженная борьба с армиями агрессора, боевые действия на фронтах Великой Отечественной войны. По своим масштабам вооруженная борьба на советско-германском фронте превосходит боевые действия всех времен и народов. Таких размахов не знала история войн. Весь ход Великой Отечественной войны делится на следующие периоды:

I. 22 июня 1941 г. - 18 ноября 1942 г. Это период стратегического обороны Советских Вооруженных Сил, закончившийся переходом в наступление Советских войск под Сталинградом.

II. 19 ноября 1942 г. - конец 1943 г. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

III. январь 1944 г. - 9 мая 1945 г. Разгром фашистского блока, изгнание вражеских войск за пределы СССР, освобождение от оккупации стран Европы.

Отдельным периодом второй мировой войны стоит разгром милитаристской Японии (9 августа - 2 сентября 1945 г.).

Германская армия на основных направлениях в 3 - 4 раза превосходила советские войска, быстро продвигалась вперед и к сентябрю 1941 года блокировала Ленинград, захватила Киев и вышла на подступы к Москве. Первым крупным сражением, в ходе которого были разбиты фашистские войска, явилась битва под Москвой. Она продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. В ней с обеих сторон участвовало 3 млн. человек. В результате советские войска отбросили противника на 100 - 350 км от Москвы, но стратегическая инициатива продолжала оставаться за Германией.

Решающее значение сыграла Сталинградская битва. (17 июля 1942 г. - 2 февраля 1943 г.), положившая начало коренному перелому в войне. На некоторых этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 млн. человек. В результате была окружена и разгромлена группировка немецко-румынских войск численностью в 330 тыс. человек, 80 тысяч немецких солдат и офицеров вместе с командующим фельдмаршалом фон Паулюсом попало в плен. Завершила коренной перелом в войне Курская битва, проходившая с 5 июля по 23 августа 1943 года. В ней с обеих сторон участвовало более 4 млн. человек, 13 тыс. танков и САУ, более 12 тыс. самолетов. Потери германских войск составили 500 тыс. человек, 1500 танков. Стратегическая инициатива полностью перешла к Советской Армии.

Зимой 1944 года советские войска разгромили гитлеровцев под Ленинградом, на Правобережной Украине и в марте вступили на территорию Румынии. В мае 1944 года был освобожден Крым. В ходе этих операций были разгромлены более 170 дивизий. Крупнейшей операцией 1944 года была Белорусская наступательная операция "Багратион", проводившаяся с 23 июня по 29 августа 1944 г. Она проводилась войсками советских 4-х фронтов в составе 168 дивизий и 20 бригад численностью 2,3 млн. человек. В результате операции было разгромлено 80 дивизий противника, причем 17 дивизий и 3 бригады были полностью уничтожены, а 50 потеряли более половины своего состава. Белорусская операция, оттянув с западного фронта более 50 немецких дивизий, способствовала открытию второго фронта, началом которого послужила Нормандская десантная операция, начавшаяся 6 июня 1944 года. Высадившиеся англо-американские войска в составе 15 дивизий прорвали оборону немцев и начали освобождение Франции. В конце августа 1944 года был освобожден Париж. Фашистский блок распался. Фашистские войска были изгнаны из Бельгии и Северной Италии. Из войны вышли Румыния, Болгария, Финляндия и Венгрия. Советские войска освободили Польшу и вместе с Народно-освободительной армией Югославии вступили в Белград.

В январе 1945 года советские войска начали Висло-Одерскую операцию, завершили освобождение Польши и вышли на подступы к Берлину. В апреле 1945 года советские войска развернули решающее наступление на Берлин. Операция проводилась войсками 3-х советских фронтов, 1-й и 2-й армиями Войска Польского, общей численностью около 2 млн. человек. В результате 23-дневной операции советские войска разгромили берлинскую группировку войск противника и 2 мая штурмом овладели г. Берлином. 9 мая советские войска вошли в Прагу. Германское командование капитулировало, Великая Отечественная война победоносно закончилась.

Великая Отечественная война была составной частью второй мировой войны. Но Советский Союз и его Вооруженные Силы сыграли решающую роль в победоносном исходе мировой войны. На протяжении почти 4-х лет советско-германский фронт приковывал к себе основную массу сил и средств фашистской Германии. Результаты военных действий - один из главных показателей роли Советских Вооруженных Сил в войне. На советско-германском фронте были разгромлены и пленены основные силы фашистского блока - 607 дивизий, тогда как союзники за все время войны разгромили и пленили 176 дивизий. Советскими войсками было уничтожено и захвачено более 75% оружия и военной техники врага. Победа явилась ярким свидетельством неоспоримого превосходства отечественной военной науки и военного искусства, мастерства выдающихся полководцев.

Однако главным источником победы были великий патриотический дух, стойкость, мужество, упорство, величайшее трудолюбие советского народа, качества, которые всегда позволяли преодолевать неимоверные тяготы и лишения.

На стороне гитлеровцев сражались Румыния, Венгрия, Италия, Финляндия. Безвозвратные потери Германии на советском фронте составили около 7 млн. человек, ее союзников - 1,7 млн., в том числе Венгрии - 863 тыс., Италии - 94 тыс., Румынии - 680 тыс. человек.

Потери Советских Вооруженных Сил в боевых действиях вместе с внутренними и пограничными войсками составили 8,7 млн. человек, в том числе 1,1 млн. человек пали, освобождая другие страны Европы. Итоги Великой Отечественной войны:1.Советский народ отстоял свою свободу и независимость, суверенное государство в борьбе с самыми могучими вооруженными силами иностранных держав. Главную тяжесть войны вынес великий русский народ, сплотивший многие народы Советского Союза в едином порыве.2. Победа Советского Союза внесла решающий вклад в спасение европейской и мировой цивилизации от фашизма. Народы Европы получили возможность самостоятельно развиваться на демократической основе. Страны Восточной Европы избрали путь социалистического строительства, влившись в число стран социалистического содружества; другие развивались на основе буржуазной демократии.3. Значительно укрепился авторитет Советского государства. Победа в войне показала способность страны концентрировать политические, экономические, духовные, национальные и военные силы в интересах разгрома могущественного агрессора. Творческий потенциал народа показал свои неисчерпаемые возможности.

12. Попытки осуществления политиче­ских и экономических реформ

Основной задачей послевоенного разви­тия страны было восстановление народного хозяй­ства и перевод его на мирные рельсы. В 1946-1950 гг. было восстановлено большинство про­мышленных предприятий. Разворачивалось но­вое крупное промышленное строительство, осо­бенно на востоке страны, в Поволжье, Закав­казье. Были технически переоборудованы вос­станавливаемые предприятия. Восстановлена ме­таллургическая и топливно-энергетическая база страны. К 1950 г. был реконструирован железно­дорожный транспорт и оста­новлены важнейшие отрасли земледелия. Послевоенное политическое развитие Советского государства ха­рактеризовалось усилением тоталитарных тенден­ций. В 1946 г. высший исполнительно-распоря­дительный орган - СНК и наркоматы были преобра­зованы в Совет Министров (председатель - И. Ста­лин) и министерства, а возникшее в 1944 г. Бюро СНК было преобразовано в Президиум Совета министров. Ведущую роль в контроле за страной играли КГБ и НКВД.

В конце 40-х гг. проявились тенденции стремле­ния Сталина к единоличной власти. С марта 1939 г. по октябрь 1952 г. не созывались съезды партии, а с 1947 по 1952 г. - Пленумы ЦК ВКП (б). Политбюро ЦК партии утратило свое значение. Важнейшие во­просы решались на совещаниях узкого круга лиц, куда входили Л. Берия, Г. Маленков, Л. Каганович, Н. Хрущев, др. Во второй половине 40-х гг. возобно­вились репрессии, однако не достигавшие масшта­бов 30-х гг. Смерть Сталина 5 марта 1953 года привела к борьбе за власть. Наиболее сильными были позиции Г.Маленкова (Председатель совета министров и глава Секретариата ЦК), Л. Берии (глава МВД) и Н.С.Хрущева (секретарь ЦК)

Обеспокоенные возможностью прихода к власти Берии, имеющего диктаторские амбиции, остальные руководители объединились и выступили против него используя поддер­жку армии. Берия был осужден и расстрелян. Устранение главы политической полиции сделало возможным ее реор­ганизацию с целью ослабить роль карательных институтов в системе государственной власти. В частности, были устранены «тройки» - органы внесудебного рассмот­рения политических дел. У МВД также отобрали систему управления лагерями, передав его Министерству юстиции. Политическая полиция была преобразована в самостоятель­ную организацию, получившую название Комитета государ­ственной безопасности (КГБ) Контро­ль за ее деятельностью были предоставлены прокуратуре. Некоторые политические заключенные, в основ­ном бывшие военнопленные, были амнистированы.

Внутриполитическая жизнь в стране характеризовалась продолжением борьбы за власть. Пре­тендентами оставались председатель Совета министров Г.М. Маленков и один из ближайших соратников Сталина Н.С. Хрущев, ставший в сентябре 1953 года первым секре­тарем ЦК КПСС. Позиции Маленкова были ослаблены вследствие падения Берии, с которым он был связан как один из организаторов послевоенных репрессий. Хрущев, напротив, сумел укрепить свои позиции. В начале 1955 года Маленкова сняли с поста председателя Совета министров, возложив на него полити­ческую ответственность за отставание сельского хозяйства.

После отстранения Маленкова с поста председателя Сов­мина, во главе государства фактически становится Хрущев, занявший в 1957 году эту должность. С именем Хрущева связывается политика, получившая название «оттепели», затронувшая общественно-политическую жизнь страны. На XX съезде партии он выступил с разоблачением культа личности, сталинских репрессий. Вслед за этим из тюрем и лагерей были возвращены сотни тысяч людей, арестован­ных по политическим мотивам. Предпринимаются некото­рые шаги по де­мократизации политической системы: расширяются права Советов всех уровней в решении хозяйственных и соци­альных проблем, увеличивается объем полномочий обще­ственных организаций, в частности, профсоюзов.

Главным направлением политических преобразований хрущевского руководства являлось расширение самостоятель­ности местных государственных и экономических структур. Все про­блемы и трудности хозяйственного развития Хрущев объяснял недо­статком управления – сверх централизацией и бюрократи­зацией. Он считал, что существующий порядок согласова­ния решений и ограниченные полномочия местных органов власти не отвечают потребностям страны, тормозят ее социально-экономическое развитие. Еще в 1954 году по инициа­тиве Хрущева производится упрощение структуры мини­стерств и сокращение численности аппарата государствен­ных служащих. В последующие два года было упразднено около десяти тысяч главков, трестов и прочих организаций. Весной 1955г. принимаются меры по расширению прав союз­ных республик в финансово-экономической сфере. Так были созданы предпосылки для осуществления глав­ной реорганизации хрущевского руководства - перестройки системы управления народным хозяйством по территориаль­ному принципу и создание совнархозов. Хрущев полагал, что реорганизация ограничит всевластие министерств и ведомств, будет способствовать развитию инициативы на местах. Согласно закону от 10-го мая 1957 г. промышлен­ные министерства были заменены сотней совнархозов, уп­равляющих предприятиями на региональном уровне. Рефор­ма в целом принесла мало положительных результатов. Ко­нечно, она облегчила развитие некоторых отраслей местной промышленности, финансировавшихся по остаточному прин­ципу ранее, когда руководство осуществлялось из центра, но затруднила функционирование ряда секторов крупной промышленности. Главным результатом реформы стало воз­буждение недовольства десятков тысяч чиновников, вынуж­денных отправиться из столицы в регионы.

Бесконечные нововведения Хрущева постепенно вызы­вали все растущее недовольство партийного аппарата. По­нижению его авторитета способствовали сложности в экономическом развитии, обозначившиеся в начале 60-х годов. Ухудшилась ситуация в главном «детище» вождя - сельском хозяйстве. Провальным в аграрном производстве оказался 1960 год. Сократился урожай зерна и других сель­скохозяйственных культур, уменьшилось производство мяса. Правительство было вынуждено повысить цены на продук­ты, что вызвало массу недовольства. Пытаясь как-то отрегулировать ситуацию в стране, удер­жать растущий спад производства, Хрущев предпринима­ет ряд организационных мер: он лично выезжает в дерев­ню, пытаясь наладить на месте управление сельским хо­зяйством, обрушивается на «спекулянтов». Способ реше­ния экономических проблем Хрущев видит в очередной перестройке системы управления - партийно-хозяйствен­ного аппарата. Еще в 1961 году принимается новый устав партии, в котором подчеркивается необходимость перио­дического обновления партийных кадров всех уровней - от сельских парт ячеек до ЦК. На каждых выборах замене подлежало определенное количество членов выборных ор­ганов. Дополнительное правило запрещало избираться в одни и те же инстанции более определенного количества раз. Хрущев, будучи непритязательным в быту человеком, начинает требовать чуть ли не аскетизма от сво­их приближенных. Он стал закрывать спец распределители и переводить аппаратчиков на обслуживание через обыч­ную торговую сеть. В начале шестидесятых годов был рез­ко сокращен перечень лиц, имеющих право на пользова­ние персональными государственными автомобилями. Вес­ной 1962 года Хрущев начал перестройку административ­но-хозяйственного управления в сельских районах. Не за­кончив ее, он сразу взялся за коренную реорганизацию партийного руководства по производственному принципу. Областные и районные комитеты партии были разделены на промышленные и сельские, что лишь привело к резко­му увеличению численности функционеров. Затем, с осени 1962 года, началось укрупнение совнархозов. Но все эти попытки административно-силового решения экономиче­ских проблем окончились крахом.

Действия Хрущева привели к дезорганизации экономи­ки и политической жизни. Организационные реформы Хру­щева окончательно настроили против него номенклатуру. В условиях безраздельного господства партийного аппарата Хрущев фактически становится его заложником. Аппарат стал сплачиваться для отпора вождю, что в итоге закончи­лось отставкой. 14-го октября 1964 года на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен со всех государственных и партийных постов и отправлен на пенсию.

Причины провала хрущевских реформ: Прежде всего, необходимо отметить, что целью реформ ставилось лишь усовершенствование политической системы, а не ее коренное изменение. Ни вожди, ни общество не были готовы к радикальным переменам. Руководители сталинской плеяды не мыслили общества вне командно-административной системы. Свою задачу они ви­дели лишь в том, чтобы заменить неэффективные, по их мнению, не оправдавшие себя компоненты и механизмы системы. Общество не мыслилось без жесткого планирова­ния и руководящей роли партийных комитетов во всех сфе­рах жизни. Пути совершенствования системы определялись без должного представления, за что следует браться в пер­вую очередь, как и в каких границах проводить преобразо­вания, а Хрущев исчерпал все организационные варианты поиска путей эффективного раз­вития социализма. Проводившиеся реформы не выходили за рамки командно-административной системы. Руководи­тели, проводившие преобразования, были людьми прошло­го. Кризис реформаторской политики привел к возникнове­нию консервативных тенденций в политическом руковод­стве. В результате произошел откат назад, выразившийся в восстановлении некоторых элементов тоталитаризма.

В результате Великой Отечественной и второй мировой войн произошел ряд кардинальных изменений в расстанов­ке сил на мировой арене. Потерпели поражение и на время утратили роль великих держав Германия и Япония, значи­тельно ослабли позиции Англии и Франции. В то же время неизмеримо вырос удельный вес США: на долю этой страны к концу войны приходилось 46% мирового промышленного производства. Укрепилось международное положение СССР. Он не только вышел из внешнеполитической изоляции, но стал признанной всеми международными субъектами вели­кой державой. Официальным подтверждением этого стату­са Советского Союза явилось его участие в формировании Организации Объединенных Наций (1945 г.). В Совете Бе­зопасности ООН СССР стал одним из пяти постоянных чле­нов наряду с США, Англией, Францией и Китаем.

Победа принесла небывалый рост международного авто­ритета советского государства, что способствовало усилению левых сил, прежде всего коммунистов, во многих странах Запада. Крупнейшие капиталистические державы были вынуждены признать интересы СССР в Восточной Европе. Однако каждый из союзников по-своему представлял себе итоги войны. После ее окончания произошло расхождение их интересов. В итоге, на смену второй мировой пришла «холодная война». Сам термин «холодная война» был введен в оборот Госсекретарем США Д.Ф. Даллесом. Суть данного понятия заключается в политической, экономической, идеологиче­ской конфронтации двух систем, балансирование на грани вооруженного столкновения. Вопрос о том, кто начал «хо­лодную войну» до сих пор остается открытым. Хорошо из­вестен тот факт, что уже в ходе войны с Германией в Анг­лии и в некоторых кругах США разрабатывались планы будущей войны с Россией. Атомная бомбардировка япон­ских городов Хиросимы и Нагасаки (август 1945 г.) была не столько военной операцией, сколько политическим актом, имевшим целью оказать давление на СССР.

Территориальный экспансионизм сталинского руковод­ства и его действия, направленные на быстрое вовлечение стран Центральной и Юго-Восточной Европы в орбиту ис­ключительного влияния СССР, не мог не вызывать опасе­ний правящей элиты США, Великобритании и других стран. Фултонская речь Черчилля. План Маршалла и созда­ние Коминформа.

Начало «холодной войны» принято датировать речью экс-премьера Великобритании У. Черчилля, произнесенной 5-го марта 1946 г. в городе Фултон в присутствии и с одоб­рения президента США Г. Трумэна. В этой речи содержался призыв к усилению давления на Советский Союз с целью достижения как внешнеполитических уступок со стороны советского руководства, так и изменений во внутриполити­ческом развитии страны. В следующем году, 12-го марта 1947 г., президентской администрацией США была провоз­глашена доктрина Трумэна, предусматривавшая оказание американской военной помощи тем странам, над которыми нависла «коммунистическая угроза». Эта доктрина стала иде­ологическим обоснованием «холодной войны».

Отношения между Советским Союзом и Западом посте­пенно начинают приобретать характер острого политиче­ского и военного противостояния. В качестве ключевых со­бытий в этом процессе следует выделить отказ СССР от плана Маршалла, гражданскую войну в Греции и создание Ин­формационного бюро коммунистических и рабочих партий - Коминформа. 5-го июня 1947 г. глава Госдепартамента США Д. Маршалл заявил, что для укрепления режимов ев­ропейских демократий необходимо предоставить им сроч­ную финансовую и экономическую помощь. Советский Союз расценил этот план как концепцию экономического закаба­ления Европы Америкой и оказал давление на восточноев­ропейские страны с тем, чтобы они отказались от участия в его реализации. План Маршалла приняли 16 западных стран. Политическим условием предоставления помощи стало вы­ведение коммунистов из состава правительств. К 1948 г. представителей коммунистических партий не осталось ни в одном правительстве Западной Европы. С образованием осе­нью 1947 г. Коминформа (призванного координировать дей­ствия партий коммунистической направленности для при­нятия совместных постановлений) Европа оказалась окон­чательно разделенной: с одной стороны - СССР и его союз­ники, а с другой - США со своими партнерами.

В первые годы противостояние определялось острыми дипломатиче­скими выпадами, ожесточенными пропагандистскими ком­паниями, резкими дебатами на сессиях ООН. Международная обстановка второй половины 40-х гг. ос­ложнялась искусственно создаваемыми кризисами. Среди них наиболее значительным был берлинский кризис, разра­зившийся после проведения в июне 1948 г. в Западной Гер­мании сепаратной денежной реформы. Реакция советской стороны была резкой и незамедлительной: по настоянию ру­ководства СССР прерывалось транспортное сообщение меж­ду Берлином и западными оккупационными зонами. По су­ществу, это была блокада западных секторов Берлина. С це­лью ее прорыва Запад организовал «воздушный мост» - до­ставку грузов с помощью военно-транспортной авиации, - действовавший до мая 1949 г.

Психологическая атмосфера вокруг берлинского кризиса способствовала организации западного альянса, направлен­ного против СССР. Экономический союз, рожденный в рам­ках плана Маршалла, быстро превратился в военный и по­литический. 4-го апреля 1949 г. США и Канада подписали вместе с 10-го западноевропейскими странами Североатлан­тический пакт - НАТО. В том же году ТАСС сообщил, что у Советского Союза имеется атомная бомба. Это означало лик­видацию американской монополии на ядерные виды ору­жия. Соперничество СССР и США перешло в новую фазу, атрибутом которой стала гонка вооружений.

Происходит фор­мирование экономического и военно-политического союза со­циалистических стран. В 1949 г. был создан Совет экономи­ческой взаимопомощи (СЭВ) - орган экономического сотруд­ничества государств Восточной Европы, в 1955 г. - Варшавс­кий военно-политический договор (ОВД), Консолидация сло­жившихся блоков привела к биполяризации мира. «Холодная война» расколола мир на две части, две военно-политические и экономические группировки, две общественно-политические системы. Она усилила милитаризм в политике и мышлении. Циклы мировой политики.

Развитие международных отношений в годы «холодной войны» определялось, главным образом, состязанием меж­ду двумя сверхдержавами - СССР и США. Их соперниче­ство носило военно-политический характер, но при этом и та, и другая стороны стремились избежать открытого воен­ного конфликта вследствие своей неуверенности в его воз­можном исходе. Данное положение сыграло решающую роль в определении циклического характера послевоенной миро­вой политики. «Холодная война» была чередой обострений и «разрядок» международной жизни.

Первый крупный конфликт возник в июне 1950 г., в ходе кровопролитной войны на Корейском полуострове. В 1948 г.на территории Кореи было создано два государства: на севере - в советской зоне оккупации - Корейская Народно-Демок­ратическая Республика (КНДР) - и на юге, контролируемом американской администрацией, - Республика Корея. Отно­шения между двумя корейскими государствами складыва­лись весьма напряженно. Каждое из них стремилось воссое­динить страну под своей властью. В вооруженный конфликт прямо или косвенно было вовлечено до 20 государств. Только в июле 1953 г. в Корее было, наконец, подписано перемирие. Однако война закончилась на тех же рубежах, на которых и началась. Корея, как и Германия, осталась расколотой.

В эти же годы сформировались и очаги региональной напряженности. Возникли арабо-израильский, индопакистанский и индокитайский конфликты, через которые так­же пролегли линии глобального соперничества сверхдержав. 1953 год стал переломным в развитии международных отношений. Этому способствовала смена руководителей в обоих государствах. В 1954 г. было подписано Женевское соглашение по Индокитаю. В 1955 г. удалось договориться о выводе американских и советских войск из Австрии в об­мен на ее строгий нейтралитет. Впервые после Потсдамской конференции, в 1955 г. в Женеве состоялась встреча руко­водителей Англии, США, СССР и Франции. В том же году СССР и ФРГ установили дипломатические отношения. На­конец, в 1959 г. состоялся первый визит главы советского правительства Н.С. Хрущева в США.

Вместе с тем, в то же время произошли события, кото­рые сделали неизбежным новое обострение соперничества Советского Союза и Соединенных Штатов. Начиная с 50-х годов, советское руководство стало активно поддерживать освободительное движение в так называемых странах «тре­тьего мира». В 1955 г. СССР оказал протекцию президенту Египта Г.А. Насеру, когда его страна после национализа­ции Суэцкого канала подверглась нападению Англии, Фр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: