Методика анализа товарооборота и товарного обеспечения оптовой торговли

Основная цель анализа оптового товарооборота — определить, как оптовая база выполняет возложенные на нее функции по сбыту товаров производителей и обеспечению товарами розничной торговой сети. Особенностью анализа оптового товарооборота является приведение его в сопоставление с розничным товарооборотом зоны, которую обслуживает база.

Методика проведения анализа оптового товарооборота аналогична методике анализа розничного товарооборота. Источниками информации для анализа выступают данные бухгалтерского учета и статистическая отчетность по оптовому обороту. При проведении анализа важное значение имеет обеспечение сопоставимости данных. Анализ проводится как за отчетный год, так и в динамике.

Анализ оптового товарооборота производится в следующей последовательности (Рис. 4.2):

1. Анализ общего объема оптового товарооборота по видам и формам товародвижения за текущий год и в динамике.

2. Анализ оптового товарооборота по квар­талам и месяцам.

3. Анализ оптового товарооборота по ассортименту (в разрезе основных групп товаров), по поставщикам, по покупателям.

4. Определение доли оптового предприятия в обеспечении потребителей товарами номенклатуры данного оптового предприятия.

5. Исследование взаимосвязи динамики оптового и
розничного товарооборота.

6. Определение рентабельности сделок по отдельным каналам закупки и сбыта продукции.

Проведение анализа в такой последовательности позволяет не только выявить тенденции и закономерности развития оптового товарооборота, но и определить ритмичность закупки и сбыта продукции, долю оптового предприятия в обеспечении товарами своей номенклатуры населения региона и государства, изучить рентабельность каналов закупки и сбыта продукции.

При проведении анализа, кроме показателей, рассмотренных в теме «Розничный товарооборот» целесообразно использовать показатели, характерные только для оптового товарооборота.

Общая закономерность развития оптового товарооборота находит отражение прежде всего в деятельности отдельных предприятий и организаций оптовой торговли. Их товарооборот также характеризуется общей тенденцией к росту, хотя темпы прироста могут и не совпадать. Выявления таких тенденций является первым шагом анализа оптового товарооборота.

В условиях конкуренции, которая развивается, одной из актуальных проблемы является увеличение доли рынка, на каком функционирует то или иное оптовое предприятие. Сегмент рынка, который занимает конкретное оптовое предприятие, зависит от уровня цен, расходов на рекламу, доходов потребителей.

Условием развития оптового товарооборота является его товарное обеспечение. Товарное обеспечение в оптовой торговле формируется за счет различных источников. Анализ поступления и закупок товаров ведется по источникам поступления и поставщикам. При анализе поступления и закупок товаров по источникам исследуется поступление от предприятий своего региона, предприятий других регионов, поступление по импорту, прочие поступления. Анализ поставок товаров отдельными поставщиками осуществляется по количеству, ассортименту, качеству товаров, срокам и другим показателям. Для анализа поставок товаров отдельными поставщиками учитываются данные оперативного учета. На каждого поставщика, на каждый заключенный договор заполняется отдельная карточка с реквизитами, соответствующими реквизитам договора поставки. Особое внимание следует обращать на повторяющиеся факты нарушения условий поставки. В связи с этим к анализу привлекаются и претензионные материалы, а также данные о финансовых санкциях

Таким образом, можно представить анализ поступления товаров на оптовую базу как совокупность двух этапов. На первом - работники коммерческих служб оптовых предприятий проводят оперативный анализ, в ходе которого дается оценка степени выполнения заключенных с поставщиками соглашений по количеству, качеству и ассортименту поставленных товаров и срокам поставок. В случае нарушения условий соглашения проводятся оперативные мероприятия по проверке качества, отказу от оплаты, возвращению товаров поставщикам и предъявление штрафных санкций согласно с действующим законодательством.

 
 


Рис.4. 2 Этапы анализа оптового товарооборота

На втором этапе экономисты оптовых баз осуществляют согласование отчетных данных о поступлении товаров с товарными запасами и товарооборотом. Такое согласование предусматривает исследование выполнения плана снабжения в разрезе товарных групп, по поставщикам, срокам и объемам снабжения. Исследуется влияние ритмичности поступлений товаров на товарооборот, принимаются меры относительно стабилизации поставок с отсрочкой платежа, разрабатываются рекомендации относительно установления долгосрочных связей с производителями товаров.

Контроль и анализ ведется и за ритмичностью оптовой реализации товаров, равномерностью отгрузки товаров торговым предприятиям для последующей продажи населению, промышленным предприятиям для промышленной переработки и других нужд. Равномерность отгрузок находится в непосредственной зависимости от ритмичной работы поставщиков, но и организация работы оптовых предприятий также влияет на обеспечение равномерности отгрузок. В качестве показателя, характеризующего ритмичность оптового товарооборота используется коэффициент равномерности отгрузки.

При анализе товарной структуры оптового оборота важным моментом является и исследование объема закупок и поставок товаров. Для этого рассчитывается показатель недозакупки товаров по каждой группе товаров (Кнз) по формуле:

где, НЗ – сумма недозакупки товаров по группам;

Закпл – план закупки товаров.

Общий процент выполнения плана закупки с учетом недозакупки в ассортименте определяется как разница между 100 процентами и коэффициентом недозакупки:

100 – Кнз;

Целесообразно также использовать сведения об удельном весе (доле) участия оптового предприятия в обеспечении товарами потребителей, которые находятся в зоне его деятельности.

Топт= ТрЗДП * dРОЗН.;

dРОЗН = 1 – dВН

где, Т опт – оптовый товарооборот;

ТрЗДП – розничный оборот предприятий зоны деятельности оптовой базы;

dРОЗН– доля участия оптовой базы в обеспечении розничного товарооборота зоны деятельности оптовой базы, коэффициент;

dВН – доля поставки товаров внерыночным потребителям в общем объеме оптового товарооборота, коэффициент.

Зная долю участия оптовой базы в обеспечении розничного товарооборота зоны деятельности можно определить процент охвата розничного товарооборота оптовой базой (%ОХТр)

%ОХТр= ; %ОХТр= dРОЗН

где ТрЗДП – розничный товарооборот предприятий зоны деятельности оптовой базы

Трын – оптовый товарооборот по реализации розничным предприятиям

Целесообразно рассчитывать также коэффициент текущей реализации товаров оптовым предприятием (КТР), который позволяет оценить и сравнить текущие условия реализации по отдельным товарам и товарным группам с учетом организации товародвижения и нормативной потребности в товарных запасах.

Он рассчитывается по формуле:

где, - объем оптовой продажи товара по i-й группе в анализируемом периоде;

- запасы товара на начало анализируемого периода по i-й группе товаров;

- поступление i-го товара на протяжении анализируемого периода.

Коэффициент текущих условий реализации находится в границах от 0 до 1. Чем ближе к единице, тем проще сбыт данного товара в пределах тех ресурсов, которыми располагает предприятие. Этот коэффициент используется для корректировки плановых значений товарооборота.

Отдельным направлением анализа является анализ товарных запасов в сумме и в днях оборота и их соответствие нормативу. Кроме того важно определить равномерность размещения товаров в розничной сети. Важным является анализ скорости обращения товарных запасов, поскольку она влияет на финансовые показатели и платежеспособность оптовых предприятий.

При расчетах товарных запасов в днях на конкретную дату (Здопт)или скорости обращения за отчетной период () пользуются такой же методикой, как и в розничной торговле. Особенностью является то, что для расчета запасов в днях на конкретную дату используется среднедневный складской товарооборот оптовой базы.

; (4.13а) = (4.13б)

где ТскСр.дн – товарооборот складской среднедневной,

Зск – сумма запасов на складе на конкретную дату,

Тск – товарооборот складской.

7. Продолжительность одного оборота товарных запасов оптового предприятия (tзопт ) характеризуетза сколько деней товарные запасы совершают один оборот.

; (4.14а) (4.14б)

= (4.14в)

где ТскСр.дн – товарооборот складской среднедневной,

Зсрск – средняя сумма запасов на складе,

Тск – товарооборот складской.

Продолжительность одного оборота товарных запасов оптового предприятия (tзопт ) характеризуетза сколько деней товарные запасы совершают один оборот

Если имеет место наличие сверхнормативных запасов или замедление товаро-оборачиваемости, то следует глубоко выучить внутригрупповую структуру запасов и соответствие их спросу населения.

При анализе следует выявить запасы неходовых товаров, которые не имеют спроса из-за большого количества или недостаточного качества, а также такие, которые потеряли качество из-за длительного срока хранения.

Для более глубокого анализа следует исследовать факторы, которые замедляют скорость обращения товаров: рост цен на товары, снижение покупательной способности населения, рост массы конкурентоспособных товаров заграничного производства, недостатки в организации рекламы товаров, отсутствие соответствующей упаковки и тому подобное.

При анализе товарных запасов и поступления товаров нужно различать понятия объем закупки (ЗАК) товаров и объем поступления товаров на склад (П).

ЗАК= Топтуч + Зк – Зн

где ЗАК – объем закупок;

Топтуч – оптовый товарооборот с участием базы в расчетах;

Зк, Зн – запасы на складе и в пути на начало и конец периода.

П = ТСКЛ + ЗСКк – ЗСКн

где ЗСКк, ЗСКн – запасы на складена начало и конец периода;

Т Скл – товарооборот складской.

В оптовых предприятиях при анализе и планировании показателей товарооборота рекомендуют использовать развернутый баланс оптового товарооборота.

Зн + ЗАКпр + ЗАКопт + ЗАКим + ЗАКдр =

Трын + Твнерын + Твс + Тэк + Рд + Зк;

где, ЗАКпр, ЗАКопт, ЗАКим, ЗАКдр – объем закупок соответственно, у предприятий отечественной промышленности, у других оптовых предприятий и посредников, по импорту, из других источников;

Трын; Твнерын; Твс; Тэк – объемы оптового товарооборота, соответственно, покупателям рыночного фонда, внерыночного фонда, внутрисистемный оборот (продажа другим оптовым предприятиям), по экспорту.

Рд – документированный расход товаров (удовлетворение собственных потребностей оптового предприятия, потери, возврат товара).

В результате проведенного анализа разрабатываются мероприятия по совершенствованию оптовой торговли и развитию оптового товарооборота, которые предусматривают устранение всех выявленных недостатков и стимулирование достижения лучших показателей в отдельных звеньях оптового предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: