Минилексикон: розничный и оптовый товарооборот, товарооборот общественного питания, состав розничного товарооборота, выручка от реализации, виды и формы товарооборота, ожидаемое выполнение плана товарооборота, структура розничного товарооборота, физический объем товарооборота, факторы, определяющие объем и ассортиментную структуру товарооборота, базисные и цепные темпы роста товарооборота, сопоставимая база, методы планирования товарооборота, стратегические модели регулирования розничного товарооборота.
Понятие розничного товарооборота, показатели и состав. Важнейшим показателем, характеризующим развитие внутренней торговли, является товарооборот в оптовой и розничной разновидности.
Товарооборот как экономическая категория характеризует стадию воспроизводственного процесса, связывает производство и потребление. Реализация произведенных товаров одними субъектами рынка другим составляет товарооборот.
Товарооборот как экономический показатель используется для характеристики объема деятельности (мощности) торговой организации, а также для оценки эффективности использования ресурсов предприятия.
Товарооборот в стоимостной оценке определяется объемом денежной выручки от реализации товаров за рассматриваемый период времени в фактических продажных ценах. Розничный товарооборот как экономический показатель имеет важное значение не только для экономики самого предприятия, но он один из важнейших показателей, характеризующих жизненный уровень населения. Он характеризует основные пропорции между производством и потреблением. Развитие розничного товарооборота является необходимым условием устойчивого развития всей экономики страны.
В статистике используются следующие показатели товарооборота.
Общий объем розничного товарооборота через все каналы реализации складывается из объема розничного товарооборота торговли (торговых организаций) и объема розничного товарооборота на рынках, в торговых центрах.
Розничный товарооборот торговли представляет собой стоимость товаров, проданных населению торговыми организациями через розничную (торговую) сеть, либо организациями других видов деятельности с оплатой через свою кассу для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве.
Розничный товарооборот на рынках, в торговых центрах ─ стоимость потребительских товаров, проданных населению на рынках, в торговых центрах для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. Продажа товаров на рынках, в торговых центрах определяется на основании данных выборочного государственного статистического наблюдения за объемами продажи на рынках, в торговых центрах.
Розничный товарооборот общественного питания включает стоимость собственной кулинарной продукции, а также покупных товаров, проданных населению через торговые объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, столовые и другие) для потребления, главным образом на месте, без кулинарной обработки, а также юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за наличный и безналичный расчет для организации питания различных контингентов населения.
Общий объем продажи включает объем розничной продажи отдельных потребительских товаров субъектами торговли, осуществляющими розничную торговлю, общественное питание через розничную (торговую) сеть и объекты общественного питания (далее – торговые организации); объем розничной продажи отдельных потребительских товаров на рынках, в торговых центрах.
Розничный товарооборот учитывается в ценах фактической реализации в момент отпуска товаров. Фактически объем товарооборота определяется строго за отчетный период на основе первичный бухгалтерский документов: товарно-денежного отчета магазина и прилагаемых к нему документов, подтверждающих сдачу выручки в банк и расходы, произведенные из выручки не неотложные хозяйственный нужды, выплату заработной платы.
Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах называется физическим объемом товарооборота. Он определяется путем деления суммы товарооборота в действующих ценах за соответствующий период на индекс цен. Физический объем товарооборота нельзя отождествлять с физическим или весовым объемом товарной массы. Физический объем товарооборота может не измениться, а количество реализованных товаров измениться, т.е. если цена снижается, то количество реализуемых товаров растет, и наоборот.
В состав розничного товарооборота включается:
1) продажа товаров населению:
- за наличный расчет;
- по безналичному расчету (по банковским пластиковым карточкам, чекам, электронным картам, по перечислениям денежных средств со счетов вкладчиков банков, по кредитам банков и т.д.);
- в кредит;
- по почте;
- в магазинах беспошлинной торговли, комиссионных магазинах (отделах), на аукционах;
- по образцам и с использованием электронных средств связи;
- на борту самолетов, на судах речного флота, в пассажирских поездах;
- со складов и непосредственно с лесных участков лесоматериалов и древесного топлива, леса на корню;
2) продажа рабочим и служащим форменной одежды со складов материально-технического снабжения организации;
3) стоимость товаров, выданных населению по всем видам выигрышей (денежно-вещевым и т.д.);
4) стоимость проданных по подписке подписных изданий (книг, газет, журналов), изданий видео;
5) стоимость упаковки, не входящая в цену товара и стоимость проданной населению порожней тары;
6) стоимость стеклянной посуды, проданной населению с товаром за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды и стоимости стеклянной посуды, принятой от населения в обмен на товар;
7) продажа по безналичному расчету продовольственных и непродовольственных товаров исправительно-трудовым учреждениям для отпуска спецконтингенту за счет их личных денежных средств;
8) лекарственные средства, бензин, дизельное топливо.
В состав розничного товарооборота не включается:
1) продажа товаров за пределами Республики Беларусь;
2) продажа товаров по безналичному расчету продовольственных и непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям, индивидуальным предпринимателям;
3) выдача товаров рабочим и служащим своей организации в счет заработной платы и в погашение заработной платы;
4) стоимость возвращенных покупателями товаров;
5) отпуск товаров по товарообменным (бартерным) операциям или в порядке взаиморасчетов между организациями, а также между организациями и населением при закупках у населения сельхозпродуктов;
6) выдача товаров (включая новогодние подарки) рабочим и служащим за счет прибыли и средств профсоюзной организации;
7) стоимость реализованных проездных билетов и талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов, телефонных карточек.
Анализ розничного товарооборота и резервы его роста. План розничного товарооборота составляется на год с поквартальной разбивкой, с распределением квартальных заданий по месяцам. Составлению плана предшествует экономический анализ розничного товарооборота за текущий год. Так как план составляется в 4-м квартале текущего года, то отсутствуют данные за полный год работы. Поэтому предварительно определяется ожидаемый товарооборот за текущий год и дается оценка ожидаемого выполнения плана. Расчет ожидаемого товарооборота может быть произведен различными методами:
1) к фактическому товарообороту за текущий год (9 месяцев) прибавляется плановое задание за оставшийся период, т.е. план 4 квартала;
2) по квартальным темпам развития товарооборота в предшествующих периодах;
3) по удельному весу 4 квартала за 2-3 года в годовом товарообороте;
Пример.
Если удельный вес 4 квартала в годовом товарообороте составляет 27,1%, фактический товарооборот за 9 мес. равен 592 200 млн р., то ожидаемый товарооборот за год =
4) по соотношению товарооборота второго и первого полугодия.
Пример.
Год | Т/о за 2-3 предшеств. года | Ожид. т/о тек. года |
1-е полугодие прошлого года, млн р. 2-е полугодие прошлого года, млн р. Итого за год, млн р. 2-е полугодие прошл. года к 1-му полугодию прошлого года, % | 325850 (факт) 366255 (ожид) 112,4 |
млн р.
Ожидаемый товарооборот за год: 325850+366255=692105 млн р.
Задачи анализа розничного т/о:
1) определить долю рынка, занимаемую организацией, т.е. удельный вес товарооборота в товарообороте региона, города, района;
2) определить степень выполнения плана или оперативного задания по т/о по общему объему, составу, структуре;
3) установить равномерность выполнения плана товарооборота по месяцам (кварталам), структурным подразделениям;
4) изучить динамику товарооборота в действующих и сопоставимых ценах, в абсолютных и относительных показателях по общему объему, составу, структуре;
5) исследовать динамику товарооборота по структурным подразделениям;
6) рассчитать и оценить влияние основных факторов на товарооборот. Принято выделять 3 основные группы факторов:
а) факторы, связанные с товарным обеспечением:
- товарные запасы на начало и конец отчетного периодов;
- поступление товаров;
- прочее выбытие.
б) факторы, связанные с использованием основных средств или производственной мощности торговой организации:
- торговая площадь;
- эффективность ее использования через показатель товарооборота на 1 м² торговой площади;
в) факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов:
- производительность труда;
- структура штатов (удельный вес торгово-оперативных работников);
- использование календарного фонда времени.
7) выявить резервы роста и разработать мероприятия по увеличению товарооборота.
Равномерность выполнения плана товарооборота определяется путем расчета коэффициента равномерности:
,
где – коэффициент равномерности; V - коэффициента вариации.
Коэффициент вариации (V) определяется:
;
где - среднеквадратическое отклонение; – процент выполнения плана товарооборота в среднем по торговой организации за год.
Значение квадратического отклонения () вычисляется по формуле:
;
где – процент выполнения плана товарооборота за каждый месяц (квартал) отчетного года; – процент выполнения плана товарооборота в среднем по торговой организации за год; – число месяцев (кварталов) в изучаемом периоде; – коэффициент равномерности.
Анализ розничного товарооборота должен проводиться в сопоставимых ценах.
Таблица 3 −Анализ общего объема розничного товарооборота по фирме за текущий год, млн р.
Период | Факт. т/об за прош. год | Текущий год | Темп роста, % | |||
план-прогноз | ожид. выполнен. | % выполн. плана | отклонение, +,- | |||
I II III IV | 153 300 159 090 | 160 000 162 000 | 157 600 168 000 | 98,8 103,7 | -2 400 +6 000 | 102,8 105,6 |
Год | 650 420 | 671 000 | 692 100 | 103,1 | +21 100 | 106,4 |
В нашем примере фирма успешно справилась с выполнением плана-прогноза по товарообороту. Степень выполнения плана составила 103,1%. Сверх плана получено 21 100 млн р. По сравнению с прошлым годом товарооборот увеличился на 6,4 %. Но в первом квартале план товарооборота не выполнен на 2 400 млн р. Степень выполнения 98,8 %.
Таблица 4 − Анализ структуры товарооборота фирмы, млн р.
Тов. группа | Прош. год, факт | Текущий год | Темп роста, % | Уд. вес в т/об | |||||
план | ожид. вып. | % вып. | откл, +,- | прошл. год | текущий год | ||||
план | ожид. вып. | ||||||||
Ткани Трикотаж Одежда… | 53 980 65 040 | 55 020 69 110 | 54 680 73 360 | 99,4 100,6 | -340 +4250 | 101,3 112,8 | 8,3 | 8,2 10,3 | 7,9 10,6 |
ИТОГО | 103,1 | 21 100 | 106,4 |
Несмотря на успешное выполнение плана товарооборота в целом по торговой организации фирма допустила снижение объемов реализации по тканям по сравнению с планом-прогнозом на 340 млн р. Произошло снижение удельного веса товарооборота данной группы в общем объеме по сравнению с прошлым годом. По группе трикотаж наблюдался рост удельного веса в товарообороте и по сравнению с планом, и по сравнению с прошлым годом. Темп роста составил 112,8 % при среднем 106,4 %.
Резервы роста товарооборота и пути его увеличения:
1) изыскание дополнительных товарных ресурсов за счет децентрализованных источников снабжения, т.е. за счет поставок местной промышленности, закупки у коммерческих фирм, индивидуальных предпринимателей. Наибольший эффект дает закупка товаров на условиях оплаты по мере реализации, т.е. отсрочка платежа;
2) организация комиссионной торговли непродовольственными товарами;
3) ускорение оборачиваемости товаров, т.е. активизация рекламной деятельности, организация выставок-продаж;
4) повышение коэффициента эффективности использования торговой площади и на этой основе рост товарооборота на 1 м² торговой площади за счет организации дополнительных рабочих мест, установления оптимального режима работы с учетом движения покупательских потоков по часам и за счет организации продажи сопутствующих товаров;
5) внедрение или расширение торговли прогрессивными методами;
6) улучшение организации труда и сокращение на этой основе потерь рабочего времени, т.е. установление рациональных графиков выхода на работу;
7) организация завоза товаров повседневного спроса с учетом интенсивности покупательских потоков в отдельные часы;
8) использование механизма ценообразования, т.е. грамотное установление размеров торговых надбавок, скидок и др.
Методы прогнозирования розничного товарооборота. Исходная информация для составления плана розничного товарооборота. При имеющейся в настоящее время системе информации и уровне обеспеченности информационными технологиями имеется возможность осуществлять в торговых организациях многовариантные прогнозные расчеты объема товарооборота и выбирать оптимальный вариант с учетом складывающейся конъюнктуры рынка в прогнозируемом периоде.
Для прогноза общего объема товарооборота можно использовать 5 групп методов:
1) экономико-статистические (метод скользящей средней, метод прогнозирования товарооборота с помощью коэффициента эластичности от покупательных фондов населения или др. показателей, производственная функция, учитывающая ресурсы предприятия);
2) экономико-математические (уравнение простой регрессии, методы экстремумов, уменьшенных средних, удвоенных средних, многофакторные экономико-математических модели, полулогарифмическая модель);
3) балансовый;
4) нормативный метод прогнозирования;
5) в условиях развития рынка приоритет в прогнозировании товарооборота должен быть отдан прогнозированию исходя из потребности организации в прибыли или исходя из целевой функции предприятия.
Прогнозирование проводят по тем же элементам, что и анализ, т.е. прогнозируется:
1) общий объем и структура товарооборота;
2) товарные запасы и товарооборачиваемость;
3) товарное обеспечение.
Исходные предпосылки для разработки плана товарооборота:
1) расчеты объема товарных ресурсов, которые могут быть привлечены в соответствии с заключенными документами на поставку и выделяемыми квотами на социально значимые товары;
2) материалы изучения спроса и конъюнктуры торговли, в том числе результаты маркетинговых исследований;
3) учет изменений в экономике района деятельности торгового предприятия (рост численности населения, развитие торговой сети других систем, открытие или закрытие аналогичных магазинов и т.д.);
4) учет изменения состояния материально-технической базы предприятий (изменение товарной специализации, режима работы, расширение торговой площади, планы проведения ремонтов и др. факторы);
5) учет потребностей торговой организации в прибыли, необходимой для самофинансирования;
6) анализ и оценка состояния и динамики розничного товарооборота с учетом изменения цен на товары.
Начинать прогноз общего объема товарооборота следует с учета изменений социально-экономических показателей района деятельности (это развитие транспорта, увеличение объемов производства, учет изменений в конъюнктуре торговли, и т.д.). При прогнозе товарооборота практически невозможно учесть важнейший показатель обоснования товарооборота ─ изменение покупательских фондов населения.
Ключевой предпосылкой для планирования товарооборота является экономический анализ товарооборота за предшествующий период.
При прогнозировании товарооборота обязательно следует учитывать ожидаемое выполнение за прошлый год и изменения в составе материально-технической базы фирмы, т.е. определять сопоставимую базу. Чтобы определить сопоставимую базу необходимо к ожидаемому товарообороту прибавить товарооборот новых магазинов и вычесть товарооборот переданных или ликвидированных предприятий. Если в фирме в течение года были открыты свои магазины, то по таким магазинам делается досчет до полного года. Если фирма открывает новые магазины, то их товарооборот прибавляется к рассчитанному ранее товарообороту.
Пример.
Необходимо определить прогнозируемую величину общего объема товарооборота фирмы на прогнозируемый год, учитывая следующие данные.
1. С 1 мая отчетного года был введен магазин и его товарооборот до конца года составил – 1600 млн р.
2. С 1 ноября отчетного года был введен еще 1 магазин и его товарооборот до конца года составил 1200 млн р.
3. Ожидаемый товарооборот 692 100 млн р.
4. С учетом ожидаемого товарного обеспечения в действующей сети фирма планирует увеличить объем товарооборота на 6 %. В прогнозируемом периоде фирма планирует ввести еще 2 магазина с предполагаемым товарооборотом 17 030 млн р. К началу планируемого года фирма закрыла 1 магазин по ветхости с товарооборотом 2 700 млн р.
Решение:
Сопоставимая база = 692 100 – 2700+1600:8*4+1200:2*10 = 696 200 млн р.
План-прогноз = 696 200: 100*106 + 17 030 = 755 000 млн р.
Объем товарооборота далее распределяется по кварталам, исходя из удельного веса каждого квартала с учетом сезонных колебаний.
Затем определяется структура товарооборота, т.е. определяется план продажи по отдельных товарным группам. Учитываются факторы: сезонность, перспективы снабжения товарами и др. Чаще всего используется удельный вес продажи отдельных групп в общем товарообороте за ряд предшествующих лет.
При прогнозировании общего объема и структуры товарооборота целесообразно использовать модели и др. экономико-математические методы. Чаще используются:
1) метод скользящей средней. Исходной информацией являются цепные темпы прироста товарооборота за ряд лет (или цепные темпы роста товарооборота), как правило, в сопоставимых ценах.
По методу скользящей средней рассчитываются выровненные показатели Кn. При этом темпы прироста товарооборота суммируются за 3 смежных периода и делят на 3. На основании выровненных показателей устанавливается среднегодовое изменение.
∆ = Кn – К1/ n-1
Кn+1=Кn + 2∆
Кn=Кn-1 + ∆
где ∆ − среднегодовой темп роста (прироста) товарооборота; n – число выровненных показателей; Кn+1 – прогнозируемый темп прироста товарооборота.
2) определение объема товарооборота по коэффициенту эластичности т/об от покупательных фондов населения возможно с использованием следующей формулы:
,
где − прирост товарооборота в отчетном году по сравнению с базисным; − товарооборот в базисном периоде; − прирост покупательных фондов населения; − покупательные фонды в базисном периоде.
3) метод удвоенных средних предполагает определение значения прогнозируемого товарооборота при помощи уравнения вида:
у = ax+b,
где y – товарооборот; х – порядковый номер года; a, b – параметры уравнения.
Параметры уравнения находятся через систему уравнений:
где − сумма порядковых номеров первой половины временного ряда; − сумма порядковых номеров второй половины временного ряда.