Корпоративные стратегии

Все вышесказанное относилось к фирмам, оперирующим на одном рынке, даже достаточно широком. Между тем многие крупные фирмы оперируют на разнородных рынках, включают в свой состав предприятия разных отраслей. Закономерно встают вопросы, как отбирать наиболее перспективные направления бизнеса и что делать с бизнес-единицами, которые «не дотягивают» до необходимого уровня прибыльности и общей конкурентоспособности. В теории и практике стратегического менеджмента накопилось достаточное число моделей для поиска ответов на данный вопрос. Большинство из данных моделей используют (как это было изложено выше в разделе 6.2) эталонные корпоративные стратегии (табл. 6.1).

Таблица 6.1. Эталонные корпоративные стратегии

Стратегии роста Стратегии стабилизации Стратегии выживания
1. Концентрированный рост (развитие продукта, развитие рынка) 2. Интегрированный рост (интеграция с поставщиками и потребителями) 3. Диверсифицированный рост (обслуживание связанных потребностей) 1. Пауза (намеренная приостановка увеличения сбыта) 2. Осторожное продвижение (продолжение начатых программ в ожидании успеха) 3. Без изменений (замораживание ситуации) 4. Снятие прибыли (прекращение перспективных и текущих инвестиций в продукт) 1. Сокращение расходов 2. «Сбор урожая» 3. Сокращение рынка 4. Банкротство 5. Ликвидация

В табл. 6-1 отражено все, что может происходить с бизнес-единицей - от интенсивных инвестиций до полной ликвидации. Основной вопрос заключается в том, каковы критерии применения тех или иных эталонных стратегий. Среди наиболее надежного инструмента отбора корпоративных стратегий можно выделить матрицу жизненного цикла продукта и стратегий бизнеса, или так называемую матрицу Arthur D. Little (табл. 6.2).

Таблица 6.2. Матрица жизненного цикла продукции и стратегий бизнеса

  Относительный возраст отрасли  
Рождение Рост Зрелость Старение  
Конкурентные позиции фирмы Доминирующая Рост 1 Рост 1-2 Рост 1-3 Стабильность 1 Рост 2-3 Стабильность 1-3  
Сильная Рост 1-2 Рост 1-3 Рост 2-3 Стабильность 1-2 Стабильность 2-4 Выживание 1
Благоприятная Рост 1-3 Рост 3 Стабильность 1-3 Стабильность 1-4   Стабильность 3-4 Выживание 1-2
Проблематичная Рост 2-3 Стабильность 1-2 Стабильность 2-4 Выживание 1 Стабильность 3-4 Выживание 1-2 Стабильность 4 Выживание 2-4
Слабая Рост 3 Стабильность 1-3 Стабильность 2-3 Выживание 1-2 Стабильность 3-4 Выживание 1-2 Выживание 2-5
               

Модель ADL/LC была разработана известной в области управления консалтинговой компанией Артур Д. Литтл. Ее исходное предназначение состояло в том, чтобы обеспечить менеджеров оригинальной методикой стратегического анализа и планирования, дать им по возможности мощный инструмент анализа портфельных стратегий для определения разумной диверсификации деятельности многоотраслевой корпорации, который можно было бы использовать как на корпоративном уровне, так и на уровне отдельных хозяйственных звеньев.

Согласно концепции жизненного цикла отрасли, которой придерживаются специалисты ADL, она в своем развитии, как правило, проходит последовательно четыре стадии: зарождение, рост (или развитие), зрелость, старение. Основное теоретическое положение модели ADL/LC состоит в том, что отдельно взятый вид бизнеса любой корпорации может находиться на одной из указанных стадий жизненного цикла, и, следовательно, его нужно анализировать в соответствии именно с этой стадией.

Помимо последовательных смен стадий жизненного цикла отрасли может меняться и конкурентное положение одних видов бизнеса относительно других. Вид бизнеса может занимать одну из 5 конкурентных позиций: доминирующую, сильную, благоприятную, прочную или слабую. Хотя иногда называется еще одна позиция (шестая) — нежизнеспособная, которая, правда, чаще всего не рассматривается.

Каждый вид бизнеса анализируется отдельно для того, чтобы определить стадию развития соответствующей отрасли и его конкурентное положение внутри нее.

Соответственно предложенной модели фирмы должны сосредотачивать усилия на развитии подразделений, имеющих по меньшей мере благоприятную конкурентную позицию в нестарых отраслях. При старении отрасли следует с минимальными финансовыми и социальными потерями выводить активы и инвестировать средства в новые виды деятельности.

Рождение. Отрасль, находящаяся на этой стадии, как правило, является возникшей недавно, как осознанное существования некоторой неудовлетворенной потребности группы потребителей или путем развития рынков товаров, основанных нa новых технологиях, ранее не существовавших или не использовавшихся, для удовлетворения определенных потребностей потребителя. Основными характеристиками такой отрасли являются изменения в технологии, энергичный поиск новых потребителей и фрагментарность предложений на быстpo меняющемся рынке. Объем продаж быстро растет, прибыли, как правило, нет, а скорее наоборот, только инвестиции. Поэтому поток денежной наличности здесь пока еще отрицательный. Идет поглощение денежной наличности для развития отрасли.

На этапе рождения в отрасли еще не существует единых стандартов деятельности, принятых большинством производителей, и идет активное соревнование между фирмами-пионерами, чтобы потребитель принял их стандарты как основные. Когда система стандартов выработана, отрасль может привлечь массового покупателя.

Рост. Начинается стремительный рост отрасли, идет образование отдель­ных рынков и сегментов рынков, ориентированных на потребителей различного типа. На этой стадии продукция отрасли начинает пользоваться спросом у все большего числа покупателей, и конкуренты начинают бороться за получение все больших долей «увеличивающегося доходного пирога». На стадии роста покупатели, доли и технологии становятся известны гораздо лучше, и вхождение в отрасль новых «игроков» оказывается гораздо более трудным делом. Объем продаж быстро увеличивается, появляется прибыль, объемы которой быстро нарастают, хотя поток денежной наличности все еще может быть отрицательным.

Подобный рост не может продолжаться бесконечно. Наступает момент когда первичный спрос насыщен, когда потребители (например, на рынке холодильников) не столько впервые приобретают товар, сколько меняют старую модель на новую. Фирмы обычно не замечают подобный момент, продолжают инвестировать в расширение производства, и на определенном этапе наступает общий избыток производственных мощностей по сравнению с уровнем текущего спроса. Это и естъ признак перехода отрасли в стадию зрелости.

Зрелость. На данной стадии происходит полное насыщение рынка. Все или большинство потенциальных покупателей приобретают продукцию достаточно регулярно. Зрелость характеризуется стабильностью известных покупателей, технологий, распределения долей на рынке, хотя конкуренция на рынке за его перераспределение все еще может продолжаться. Объем продаж достигает предельно высокого уровня, после чего наступает замедление роста и затем полная остановка, прибыли достигают предельно высокого уровня и остаются на этом уровне или начинают немного снижаться, в то время как движение наличности становится или остается позитивным.

Старость. Стадия зрелости может продолжаться достаточно долго, и старение отрасли, как и старость человека, может подкрасться незаметно.

На данной стадии покупатели постепенно теряют интерес к продукции либо потому, что новые и более качественные ее заменители начинают вытеснять старую продукцию, либо потому, что меняются потребительские предпочтения или вкусы покупателей. Главными характеристиками этой стадии являются падение спроса, уменьшение числа конкурентов и, во многих аналогичных производствах, сужение ассортимента товаров. Объем продаж резко падает, прибыли снижаются, движение наличности падает медленно; все параметры сходятся к нулю.

Основным признаком старения отрасли может служить появлениe конкурентоспособных товаров-заменителей. При этом одни отрасли практически вечны (например, выварка поваренной пищевой соли), другие родились, состарились и умерли практически на протяжении каких-нибудь 40-50 лет.

Конкурентные позиции вида бизнеса можно охарактеризовать следующим образом:

Доминирующая. Только один представитель бизнеса, если такой вообще есть, может занимать данную позицию в отрасли. Позиция часто является результатом квазимонополии или сильно защищенного технологического лидерства. Такой представитель бизнеса устанавливает стандарт для отрасли и контролирует поведениедругих конкурентов. Ведущий бизнес имеет широкий выбор стратегическихвариантов, которыми он может воспользоваться по собственному усмотрению.

Сильная. Сильный вид бизнеса обычно сам выбирает стратегии независимо от поведения своих конкурентов и имеет определенные преимущества перед ними. Относительная доля на рынке в 1.5 раза больше, чем для самого крупного ближайшего конкурента, но абсолютного преимущества у такого вида бизнеса нет.

Благоприятная. Этот вид бизнеса имеет определенные особенности и преимущества. Это, как правило, один из лидеров в слабо концентрированных отраслях, где конкуренты находятся примерно на одном уровне и ни один из них не доминирует. Если у него есть своя ниша, то этот вид бизнеса находится в относительной безопасности от конкурентов, и обычно ему удается вскоре значительно улучшить свое конкурентное положение.

Проблематичная. В этой позиции вид бизнеса добивается прибыли, специализируясь в узкой и относительно защищенной нише, будь то специализация на небольшой части большого рынка или на определенном подтипе продукции. Прочный бизнес может долго сохранять такое положение, но практически не имеет шансов улучшить его.

Слабая. Данная позиция может означать, что вид бизнеса имеет ряд критически слабых сторон, мешающих ему в конечном счете стать центром генерации прибыли для корпорации. Слабость может объясняться самим видом бизнеса (он может быть слишком маленьким или могут отсутствовать важные рeсурсы для его поддержания) или ошибками, допущенными в прошлом при его развитии. В любом случае такой бизнес не может выжить самостоятельно вусловиях сложившейся в отрасли конкуренции.

Можно назвать еще одну позицию, положение которой не отображается моделью:

Нежизнеспособная. Такой вид бизнеса не будет иметь сильных сторон ни в настоящем, ни в будущем. Единственный возможный стратегический отклик для такого положения бизнеса, помимо де-инвестиции — попытаться на некоторое время продлить его существование.

По своей структуре модель ADL - это матрица размерностью 5x4, где все виды бизнеса корпорации расположены в соответствии со стадиями жизненного цикла отрасли и их конкурентными позициями. Положение конкретного вида бизнеса указывается в одной из 20 ячеек матрицы наряду с другими видами бизнеса корпорации. Помимо отображения положения всех видов бизнеса корпорации, каждая клетка матрицы подразумевает определенное стратегическое решение в отношении доли на рынке, необходимых инвестиций и выбора стратегий, которые могут быть применены на данной стадии жизненного цикла для данного вида бизнеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: