Обеспечение качества — функция, включающая все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству (ISO 8402–94). Для упорядоче6ния требований по обеспечению качества продукции они сгруппированы в зависимости от видов процессов ЖЦП следующим образом:
─ процессы, связанные с потребителями (процессы 1 и 9 ЖЦП);
─ разработка задания на новую продукцию, проектирование и разработка новой продукции (процессы 2 и 3 ЖЦП);
─ обеспечение материальными ресурсами (процесс 5 ЖЦП);
─ производство продукции, послепроизводственное и послепродажное обслуживание (процессы 4, 6, 7, 9, 10, 11 ЖЦП).
Согласно определению функции обеспечения качества этот вид деятельности предусматривает выполнение превентивных, или предупреждающих, и проверочных мероприятий по процессам ЖЦП и мероприятий по устранению дефектов или несоответствия в характеристиках продукции.
|
|
Назначение мероприятий состоит в следующем.
1. Предупреждающие (превентивные) мероприятия — это действие, предпринятое для того, чтобы исключить причины потенциального несоответствия, дефектов или другого нежелательного явления и таким образом предотвратить эти явления. Они направлены на то, чтобы с самого начала все делалось правильно.
2. Проверочные мероприятия — это действия, направленные на проверку, что все делается по правилам: осуществляется контроль по процессам ЖЦП и элементам СМК, аудит качества процессов, продукции и СМК, периодическая оценка качества продукции и труда.
3. Мероприятия по устранение дефектов («того, что получилось плохо») внутри организации и вне организации.