Управление процессами и качеством продукции, согласно ISO 9000, — это функция, осуществляющая виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству (ISO 8402–94) и направленные как на управление процессами, так и на устранение причин неудовлетворительного их функционирования в контурах ЖЦП. На практике этот вид деятельности относят к оперативному управлению.
Целью оперативного управления качеством является увеличение выхода продукции соответствующего качества путем своевременного выявления существенных отклонений (несоответствий) в измеряемых показателях продукции и параметрах процессов и оперативной их ликвидации с помощью корректирующих мероприятий. Корректирующее действие — это действие, предпринятое для того, чтобы исключить причины обнаруженного несоответствия, дефекта или другого нежелательного явления и, таким образом, предотвратить повторение этих явлений.
Причины отклонений или несоответствий требованиям могут быть следующими:
• отказы, неисправности или несоответствия нормативам качества материалов,
процессов, инструментов, оборудования или помещений, где продукция производится, перерабатывается и хранится;
• неадекватные требованиям методики и документация, рабочие условия и ресурсы;
• отсутствие опыта и плохое планирование;
• изменчивость, присущая параметром процессов, и др.
Оперативное управление качеством ведется в режиме минимизации отклонений фактических результатов деятельности от требований. К его функциям относят:
• оперативное планирование качества продукции и процессов;
• контроль качества продукции и процессов;
• информационное обеспечение;
• корректирование процессов обеспечения качества;
• принятие оперативных решений по корректирующим действиям;
• разработку и реализацию корректирующих мероприятий.
При оперативном управлении качеством особое значение придается сбору и обработке информации в режиме «on line» для анализа исполнения оперативных планов. Основой информационного обеспечения управления качеством является автоматизированная система технологических процессов (АСУ ТП).
| 8. Упаковка и хранение |
| Процессы жизненного цикла продукции |
| 1. Маркетинг |
| 3. Проектирование и разработка продукции |
| 5. Обеспечение входными ресурсами |
| 11. Техническое обслуживание и ремонт |
| 10. Монтаж, эксплуатация и использование |
| 9. Распределение и доставка продукции |
| 12. Утилизация |
| 2. НИОКР Планирование качества |
| 4. Технологическая подготовка производства |
| 6. Производство. Предоставление услуги |
| 7. Контроль готовой продукции |
Рис. 7.3.4. Модель жизненного цикла продукции






