I. Принцип относительности

Как только тело начинает двигаться со скоростью, сравнимой со скоростью света в пустоте , рассмотренные законы механики (классическая механика) становятся неприменимыми. В этом случае они заменяются более общими законами теории относительности (релятивистской теории). Основное содер­жание этой теории составляет доказательство принципа относительности - независимости физических процессов от выбора сис­темы отсчета. Доказательство этого закона в инерциальных системах отсчета рассматривается в специальной теории относи­тельности (С.Т.О.). Таким образом, теория относительности по называет, что законы природы не зависят от выбора системы отсчета, положения и движения наблюдателя, а результаты измерений в различных системах отсчета могут быть сопоставлены.

В классической механике математическим выражением прин­ципа относительности являлись преобразования Галилея. позволявшие сопоставлять результаты измерении в разных И.С.О.

Для случая движения двух И.С.О., изображенных на рис. 5.1,

(5.1)

где - скорость движения системы относительно . Из формул (5.1) вытекает и классический закон сложения ско­ростей:

Эта формула оказалась неприменимой при определении скорости света по отношению к Земле (опыт Майкельсона и Морли, 1887 г.). Результат опыта показал, что скорость свата во всех инерциальных системах отсчета постоянна, она не зависит ни от ско­рости источника, ни от скорости приемника.

Постулаты Эйнштейна

Выход из создавшегося положения был найден Эйнштейном, который, анализируя опытные факты, сформулировал два постула­та:

1. Не только механические, но и все физические процессы про­текают одинаково во всех И.С.О.

2. Скорость света в вакууме есть величина постоянная.

Этих двух постулатов оказалось достаточно, чтобы разре­шить все возникшие противоречия. Однако второй постулат ока­зался в противоречии с преобразованиями Галилея, из чего сле­довало, что преобразования Галилея необходимо было пересмот­реть. Такой пересмотр оказался связанным с коренной ломкой представлений о пространстве и времени. В частности, из пос­тулатов следует, что понятие одновременности, считавшееся са­мо собой разумеющимся, не является абсолютным: в разных сис­темах отсчета время течет по-разному .


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: