Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий

Образовательные результаты, заявленные в ГОС:

Студенты должны знать:

– понятие архитектуры ПК;

магистрально-модульный принцип построения компьютера;

– состав устройств компьютера, их назначение и основные характеристики;

– классификацию ПО;

– понятие операционной системы, ее назначение и состав;

– понятие и основные элементы графического интерфейса операционной системы;

– типы вирусов и антивирусное ПО;

принципы организации информации на дисках;

– понятия файла, файловой системы.

– безопасность, гигиена, требования к рабочему месту;

– типичные неисправности и трудности в использовании ИКТ.

Студенты должны уметь:

– выбрать конфигурацию компьютера для решения конкретной задачи;

– пользоваться различными накопителями и носителями информации;

– ориентироваться в графическом интерфейсе операционной системы;

– выполнять основные действия с папками и файлами;

– проверять файлы на наличие вируса.

Обеспеченность занятий (средства обучения):

Компьютер, доступ к Интернету, проектор, экран, презентации

Занятие 9

Практическая работа по теме:

3.1.Магистрально-модульный принцип построения ПК.

Учебные цели и задачи:

Познакомиться с магистрально-модульным принципом построения компьютера, назначением и характеристиками процессора и оперативной памяти. Составить таблицу сравнительных характеристик ЦП и ОП для ПК разных поколений.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы:

Структурная схема ПК

 
 


Шина – совокупность токопроводящих линий, по которым обмениваются информацией устройства компьютера.

Отличительным признаком шины от других систем соединения является наличие трех групп линий, по каждой из которых передается свой вид информации: шины данных, шины адреса, шины управления.

Системная шина - это главная магистраль, по которой происходит обмен информацией между процессором и памятью и их связь с периферийными устройствами.

Шина адреса - Выбор устройства или ячейки памяти, куда пересылаются или откуда считываются данные по шине данных, производит процессор.

Каждое устройство или ячейка оперативной памяти имеет свой адрес.

Шина управления - По шине управления передаются сигналы, определяющие характер обмена информацией по магистрали.

Процессор - «мозг» компьютера. Он выполняет обработку закодированной информации (данных), которая находиться в памяти.

Оперативная память компьютера хранит информацию во время работы ПК

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Укажите лишнее устройство:

а) жесткий диск;

б) монитор;

в) дискета;

г) лазерный диск;

д) магнитная лента.

Остальное – это ______________________________.

2. Какое устройство служит для вывода информации?

а) принтер;

б) сканер;

в) системный блок;

г) процессор;

д) веб-камера.

3. Продолжи ряд, выбрав недостающее устройство из списка: МОНИТОР, ПРИНТЕР:

а) системный блок;

б) клавиатура;

в) наушники;

г) графический планшет;

д) фотокамера.

4. Укажите устройство, которое используют для хранения информации:

а) лазерный диск;

б) процессор;

в) принтер;

г) сканер;

д) трекбол.

5. Для хранения информации используют:

а) телефон;

б) монитор;

в) диск;

г) автомобиль.

6. Выберите лишнее устройство:

а) жесткий диск;

б) магнитная лента;

в) дискета;

г) лазерный диск;

д) принтер

7. Выберите устройство для обработки информации:

а) лазерный диск;

б) процессор;

в) принтер;

г) сканер.

8. Устройство ввода предназначено для:

а) передачи информации от человека компьютеру;

б) обработки данных, которые вводятся;

в) реализации алгоритмов обработки и передачи информации.

9. Манипулятор «мышь» - это устройство для:

а) сканирования информации;

б) вывода;

в) передачи информации;

г) ввода.

10. Устройством ввода является:

а) сканер;

б) принтер;

в) монитор;

г) наушники.

11. При выключении компьютера информация стирается:

а) на дискете;

б) на лазерном диске;

в) на жестком диске;

г) в оперативной памяти.

12. Во время выполнения прикладная программа хранится:

а) в видеопамяти;

б) в процессоре;

в) в оперативной памяти;

г) на жестком диске;

д) в постоянной памяти (ПЗУ).

13. Персональный компьютер не будет функционировать, если отключить:

а) дисковод;

б) оперативную память;

в) мышь;

г) принтер.

Выполнение практической работы.

Заполнить таблицу сравнительных характеристик процессоров и ОП для ЭВМ разных поколений

Поко- ление процессор Оперативная память
  тип разрядность быстродействие тип объём
           
           
           
           
           
             

Форма контроля выполнения практических работ:

Студент предоставляет отчёт о проделанной работе в электронном виде.

Критерии оценки:

Все задания выполнены - оценка 5

Выполнены все, но с недочётами – 4

Задания выполнены частично, пояснения нечеткие – 3

Задание не выполнено-2.

Занятие 10

Практическая работа по теме:

3.2. Внешняя память ПК. Структура данных.

Учебные цели и задачи:

Рассмотреть характеристики и принцип работы устройств внешней памяти, файловую структуру дисков

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы:

Внешняя память - для долговременного хранения информации.

Внешняя память энергонезависимая и позволяет сохранять большой объем информации.

Под внешней памятью подразумевают обычно как устройства чтения/записи информации – накопители, так и устройства, где непосредственно хранится информация – носители информации.

Как правило, для каждого носителя информации существует свой накопитель.

Магнитные носители

Гибкие магнитные диски;

Жесткие магнитные диски;

Магнитные ленты.

Оптические носители

CD и DVD

Flash – диски (карты)

Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов. Файл – это область внешней памяти, имеющая имя. Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и так далее). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании. Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов. Порядок хранения файлов на диске определяется используемой файловой системой. Каждый диск разбивается на две области: область хранения файлов и каталог. Каталог содержит имя файла и указание на начало его размещения на диске. Причем, диск состоит из секторов.

Т.К. на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска используется многоуровневая иерархическая файловая система, которая имеет древовидную структуру. Начальный, корневой каталог содержит вложенные каталоги 1-го уровня, в свою очередь, каждый из последних может содержать вложенные каталоги 2-го уровня и так далее.

Путь к файлу

Каждый диск имеет логическое имя (А:, В: - гибкие диски, С:, D:, Е: и так далее - жесткие и лазерные диски). Чтобы найти нужный файл на диске, необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель "\" логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых содержится нужный файл.

Пример: C:\GAMES\CHESS\

Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.

Пример полного имени файла:

С \GAMES\CHESS\chess.exe

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. К средствам манипуляции относятся:

1. клавиатура и мышь.

2. монитор и принтер.

3. сканер и видеокарта.

4. жесткий диск и оперативная память.

2. Монитор относится к …

1) системному блоку.

2) средствам отображения.

3) средствам манипулирования.

3. Программы, необходимые для работы компьютера и файлы пользователя находятся …

1) на материнской плате.

2) в оперативной памяти.

3) на видеокарте

4) на жестком диске.

4. Для вывода информации на бумагу используются…

1) сканеры.

2) принтеры.

3) мониторы.

4) клавиатуры.

5. Цифровая клавиатура напоминает клавиатуру…

1. сотового телефона.

2. микрокалькулятора.

3. пишущей машинки.

4. рояля.

6. Стандартная мышь имеет…

1. две клавиши.

2. три клавиши.

3. две клавиши и скроллинг.

4. пять клавишей и скроллинг.

7. Для запуска программы или открытия объекта применяется…

1) правый щелчок.

2) щелчок.

3) двойной щелчок.

4) протягивание.

Задания для практического занятия:

Задание 1. Заполнить таблицы характеристик внешних устройств. Информацию подобрать в интернете

Задание 2.

Запишите полные имена всех файлов

Форма контроля выполнения практических работ:

Студент предоставляет отчёт о проделанной работе в тетради.

Критерии оценки:

Все задания выполнены - оценка 5

Выполнены все, но с недочётами – 4

Задания выполнены частично, пояснения нечеткие – 3

Задание не выполнено-2.

Занятие 11

Практическая работа по теме:

3.3. Виды программного обеспечения компьютеров. Операционные системы

Учебные цели и задачи: рассмотреть виды программного обеспечения, познакомиться с назначением и составом операционных систем.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы:

Программное обеспечение включает:

  1. Прикладное ПО – программы, которые пользователь использует для решения своих задач: текстовые редакторы, графические редакторы, базы данных …
  2. Системное ПО – обеспечивает взаимодействие пользователя и прикладных программ с аппаратными средствами: операционные системы, драйверы, утилиты
  3. Системы программирования – средства создания новых программ.
  4. Программы пользователей – пользователи составляют их для своих собственных нужд.

Операционная система (ОС) – это комплекс программ, обеспечивающих пользователю и прикладным программам удобный интерфейс (способ обмена информацией) с аппаратными средствами компьютера.

Функции ОС (что она обеспечивает):

    • обмен данными с внешними устройствами
    • работу файловой системы (файлы, папки)
    • запуск и выполнение остальных программ
    • тестирование компьютера, обработка ошибок

распределение ресурсов (процессор, память, внешние устройства)

Состав операционной системы

  • загрузчик ОС – это небольшая программа, которая находится в секторе 1 загрузочного диска, ее задача – загрузить в память основную часть (ядро) ОС
  • система распределения памяти
  • система ввода и вывода (BIOS = Basic Input and Output System), в микросхеме
    флэш-памяти на материнской плате

▫ тестирование при запуске

▫ чтение и запись на диски

▫ обмен данными с клавиатурой, монитором, принтером

▫ календарь и часы

▫ настройки данного компьютера

  • командный процессор (command.com, cmd.exe)

▫ выполняет команды, введенные с клавиатуры

▫ обеспечивает загрузку и выполнение других программ

  • утилита (лат. utilitas – польза) – это служебные программы для проверки и настройки компьютера:

▫ разбивка диска на разделы (fdisk.exe)

форматирование диска (format.com)

▫ тестирование диска (chkdsk.exe)

▫ редактирование реестра (regedit.exe)

▫ проверка соединения (ping.exe)

  • драйвер (англ. driver – водитель) – это программа, которая постоянно находится в памяти и обеспечивает обмен данными с внешним устройством (файлы *.sys в Windows)

▫ драйвер видеокарты, звуковой карты, сетевой карты, принтера, сканера, …

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

4) Операционная система это -

a) совокупность программ, используемых для операций с документами;

b) программа для уничтожения компьютерных вирусов.

c) программная среда, обеспечивающая функционирование всех устройств

d) совокупность основных устройств компьютера;

e) система программирования на языке низкого уровня;

5) Программы, обеспечивающие взаимодействие внешних устройств с компьютером называются:

a) загрузчиками;

b) интерпретаторами;

c) компиляторами

d) драйверами;

e) трансляторами;

6) Попадают ли элементы, удаляемые с сетевого или гибкого дисков, в Корзину?

a) Да

b) только после переименования

c) нет

d) только если они небольшого размера

7) Куда будет помещён восстановленный файл из корзины?

a) в исходное местоположение

b) на Рабочий стол

c) в папку Мои документы

d) в корневой каталог

8) Как выделить в папке несколько файлов, расположенных вразброс?

a) щёлкнуть по первому файлу и при нажатой клавише <Shift> по последнему файлу

b) щёлкнуть по каждому файлу при нажатой клавише <Shift>

c) щёлкнуть по первому файлу и при нажатой клавише <Ctrl>по последнему файлу

d) щёлкнуть по каждому файлу при нажатой клавише <Ctrl>

9) Из каких частей состоит обозначение файла в операционной системе Windows?

a) из двух частей: имени и доменного имени

b) из одной части: имени

c) из двух частей: имени и расширения

d) из трех частей: имени, расширения и доменного имени

10) Какие программы из ниже перечисленных являются антивирусными?

a) WinZIP, WinRAR

b) Word, PowerPoint

c) Excel, Internet Explorer

d) NC, MSDOS

e) NOD32, Avast

11) Программное управление работой компьютера предполагает:

a) двоичное кодирование данных в компьютере;

b) выполнение компьютером серии команд без участия пользователя;

c) использование специальных формул для реализации команд в ПК.

d) необходимость использования операционной системы для синхронной работы аппаратных средств;

12) Расширение файла, как правило, характеризует:

a) место создания файла.

b) место, занимаемое файлом на диске;

c) тип информации, содержащейся в файле;

d) объем файла;

e) время создания файла;

13) Утилиты это…

a) Комплекс программ, осуществляющих общее управление ПК

b) Программы для перевода программ и данных в машинные коды

c) Программы, обеспечивающие взаимодействие внешних устройств с ПК

d) Программы, оптимизирующие работу компьютера

Выполнение практической работы.

1. Открыть Мои документы, сделать окно ¼ экрана, переместить окно в центр экрана

2. Развернуть окно на весь экран, вывести содержимое папки в виде таблицы

3. Упорядочить значки по размеру файлов

4. Выделить 10 документов, идущих подряд

5. Снять выделение и выделить 5 текстовых документов, идущих не подряд

6. Снять выделение и свернуть папку Мои документы

7. Создать на РС папку по номеру вашей группы

8. Найти на РС или в МД свои файлы (из интернета о профессии, набор текста) и скопировать их в свою папку (если своих файлов нет, выбрать любых 2 текстовых документа)

9. Переименовать папку «№ группы и фамилия ваша»

10. Переместить папку в Мои документы

11. Создать для неё ярлык на РС

12. Вызвать Панель управления

13. Посмотреть возможные настройки.

14. Используя настройку Даты и времени выяснить, в какой день недели каждый из вас родился

15. Используя Свойства экрана выяснить и записать в тетрадь сведения о мониторе:

a. Разрешение экрана

b. Глубина цвета

c. Частота обновления

d. Масштаб (количество точек на дюйм)

e. Тип видеокарты

f. Объем видеопамяти

16. Выполнить следующие настройки экрана:

a. Заставка – Branded

b. Интервал 10 мин

c. Фонового рисунка – нет

d. Цвет – зелено-голубой

Форма контроля выполнения практических работ:

Студент предоставляет отчёт о проделанной работе в электронном виде.

Критерии оценки:

Все задания выполнены - оценка 5

Выполнены все, но с недочётами – 4

Задания выполнены частично, пояснения нечеткие – 3

Задание не выполнено-2.

Занятие 12

Практическая работа по теме:

3.4. Объединение компьютеров в локальную сеть. Защита информации в сети.

Учебные цели и задачи: получить представление о компьютерных сетях, их классификациях, топологии, ознакомиться с видами компьютерных вирусов и с антивирусным ПО, научиться устанавливать и настраивать антивирусное ПО, рассмотреть примеры комплектации рабочего места.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы:

Компьютерная сеть– это совокупность компьютеров и различных устройств, обеспечивающих информационный обмен между компьютерами в сети без использования каких-либо промежуточных носителей информации.

Создание компьютерных сетей вызвано практической потребностью пользователей удаленных друг от друга компьютеров в одной и той же информации. Сети предоставляют пользователям возможность не только быстрого обмена информацией, но и совместной работы на принтерах и других периферийных устройствах, и даже одновременной обработки документов.

Все многообразие компьютерных сетей можно классифицировать по группе признаков:
• Территориальная распространенность;
• Ведомственная принадлежность;
• Скорость передачи информации;
• Тип среды передачи;

По территориальной распространенности сети могут быть локальными, глобальными, и региональными.

По принадлежности различают ведомственные и государственные сети. Ведомственные принадлежат одной организации и располагаются на ее территории.

По скорости передачи информации компьютерные сети делятся на низко-, средне- и высокоскоростные.
По типу среды передачи разделяются на сети коаксиальные, на витой паре, оптоволоконные, с передачей информации по радиоканалам, в инфракрасном диапазоне.

Топология сети.
Общая схема соединения компьютеров в локальные сети называется топологией сети. Топологии сети могут быть различными. Чаще всего сети имеют топологию «шина» и «звезда». В первом случае все компьютеры подключены к одному общему кабелю (шине), во втором - имеется специальное центральное устройство (хаб), от которого идут «лучи» к каждому компьютеру, т.е. каждый компьютер подключен к своему кабелю.

Структура типа «шина» проще и экономичнее, так как для нее не требуется дополнительное устройство и расходуется меньше кабеля. Но она очень чувствительна к неисправностям кабельной системы. Если кабель поврежден хотя бы в одном месте, то возникают проблемы для всей сети. Место неисправности трудно обнаружить.

В этом смысле «звезда» более устойчива. Поврежденный кабель – проблема для одного конкретного компьютера, на работе сети в целом это не сказывается. Не требуется усилий по локализации неисправности.

В сети, имеющей структуру типа «кольцо» информация передается между станциями по кольцу с переприемом в каждом сетевом контроллере. Переприем производится через буферные накопители, выполненные на базе оперативных запоминающих устройств, поэтому при выходе их строя одного сетевого контроллера может нарушиться работа всего кольца.

Компьютерный вирус – это программа, которая при запуске способна распространяться без участия человека, чаще всего передается по сети.

Признаки заражения:

    • замедление работы компьютера
    • перезагрузка или зависание компьютера
    • неправильная работа ОС или прикладных программ
    • изменение длины файлов
    • появление новых файлов
    • уменьшение объема оперативной памяти

Вредные действия вирусов

  • звуковые и зрительные эффекты
  • имитация сбоев ОС и аппаратуры
  • перезагрузка компьютера
  • разрушение файловой системы
  • уничтожение информации
  • шпионаж – передача секретных данных

Классические вирусы

  • Файловые – заражают файлы *.exe, *.sys, *.dll (редко – внедряются в тексты программ).
  • Загрузочные (бутовые, от англ. boot – загрузка) – заражают загрузочные сектора дисков и дискет, при загрузке сразу оказываются в памяти и получают управление.
  • Полиморфные – при каждом новом заражении немного меняют свой код.
  • Макровирусы – заражают документы с макросами (*.doc, *.xls, *.mdb).
  • Скриптовые вирусы – скрипт (программа на языке Visual Basic Script, JavaScript, BAT, PHP) заражает командные файлы (*.bat), другие скрипты и Web-страницы (*.htm, *.html).

Сетевые вирусы - распространяются через компьютерные сети, используют «дыры» – ошибки в защите Windows, Internet Explorer, Outlook и др.

  • Почтовые черви – распространяются через электронную почту в виде приложения к письму или ссылки на вирус в Интернете; рассылают себя по всем обнаруженным адресам
  • Сетевые черви – проникают на компьютер через «дыры» в системе, могут копировать себя в папки, открытые для записи (сканирование – поиск уязвимых компьютеров в сети)
  • IRC-черви, IM-черви – распространяются через IRC-чаты и интернет-пейджеры (ICQ, AOL, Windows Messenger, MSN Messenger)
  • P2P-черви – распространяются через файлообменные сети P2P (peer-to-peer)
  • Троянские программы - позволяют получать управление удаленным компьютером, распространяются через компьютерные сети, часто при установке других программ (зараженные инсталляторы)

Для защиты от вирусов можно использовать: общие методы защиты информации, которые полезны также как страховка от физической порчи дисков, неправильно работающих программ или ошибочных действий пользователя; профилактические меры, позволяющие уменьшить вероятность заражения вирусом; специализированные антивирусные программы.

Антивирусы-сканеры - умеют находить и лечить известные им вирусы в памяти и на диске;

используют базы данных вирусов; необходимо ежедневное обновление баз данных через Интернет

Понятие об информационном и математическом обеспечении вычислительных систем

Наряду с аппаратным и программным обеспечением средств вычислительной техники в некоторых случаях целесообразно рассматривать информационное обеспечение, под которым понимают совокупность программ и предварительно подготовленных данных, необходимых для работы данных программ.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Что такое компьютерный вирус?

2. Признаки заражения?

3. Назвать типы вирусов

4. Назначение антивирусных программ

5. Какие настройки в них можно выполнить?

6. Как должно быть укомплектовано рабочее место специалиста?

7. Какие программы-антивирусы Вы знаете?

8. Отличительными особенностями компьютерного вируса являются …(выбрать верное)

1) значительный объем программного кода

2) необходимость запуска со стороны пользователя

3) способность к повышению помехоустойчивости операционной системы

4) способность к самостоятельному запуску и к созданию помех корректной работе компьютера

5) невозможность удалить его

Задания для практического занятия:

Задание 1. Скачать с интернета ДЕМО-версию антивирусной программы Касперского

Установить на ПК и проверить свой компьютер.

Методические указания по настройке антивируса Касперского.

Интерфейс Касперского очень прост в обращении. В самом верху мы видим командную строку, которая включает в себя файл (начать проверку, остановить проверку, проверить путь, проверить память, очистить список отчета), вид (список отчета, дерево дисков, статистика), настройка (изменить настройки, сохранить настройки, восстановить настройки, обновить), язык, помощь. Ниже мы видим панель инструментов.

Далее – дерево каталогов, где отображается информация в компьютере. В дереве каталога выбираем объект, который необходимо проверить на наличие вируса. Два раза щелкнем левой кнопкой мыши в дереве каталогов на диске С – Program File – Ulead Systems. Т. е. объект Ulead Systems находится на диске С, в Program File. Компьютер сам выделяет себе путь проверки синими кружками, а красным кружком – то, что будет проверяться на вирус (после того как необходимый объект будет выделен – один щелчок левой кнопкой мыши).

Выделяем файл Ulead Systems, который необходимо проверить на наличие вируса, затем: файл – начать проверку (или один щелчок правой кнопкой мыши по зелёному кружку в правом верхнем углу экрана).В этот момент происходит запуск сканера.

Внизу экрана в строке задач – путь проверки. Выше – прогресс бар по которому мы видим быстроту выполнения проверки. Внизу экрана справа – количество обнаруженных вирусов, количество проверенных файлов.

Теперь откройте Вид – Статистика. Здесь видим количество исцелённых файлов. Если программа не может вылечить файл, то предлагается удалить его. Если у вас имеется, например, системный файл, а в нем имеется вирус, но вам необходим этот файл и удалять его не хотите (есть возможность вылечить с помощью другой программы), то его возможно переименовать. Если программа “сомневается” в наличии вируса, а вы уверены, что это не вирус, то задаете команду проигнорировать. Наиболее часто это встречается в игровых программах.

Если вирус обнаружен, то в таблице записывается объект, в котором обнаружен вирус, путь к нему, статус вируса (его имя, например: “троянский конь”), действие, произведённое над вирусом (исцелено, удалено, и т. д.).

Задание 2. Важное характеристическое свойство вируса. Напишите хотя бы три признака появления вируса. По каким признакам классифицируют вирусы. Назначение антивирусных программ. Проверяет ли антивирус Касперского при постоянной защите повторно те объекты, которые были проанализированы во время предыдущей проверки и с тех пор не изменялись? Что это дает?

Задание 3. Условие активизации вируса. Описать вирусы, которые различаются по среде обитания. Охарактеризовать резидентные вирусы. Назвать вирусы наиболее распространенные в компьютерных сетях. Написать не менее 3-х видов антивирусных программ.

Задание 4. Проверить на наличие вирусов один из документов на диске С. Необходимо написать:

Путь проверки, обозначенный программой. Количество обнаруженных вирусов, количество проверенных файлов.

Задание 5. Ответьте письменно на вопросы:

1. Что необходимо сделать перед запуском проверки с проверяемым объектом?

2. Какую команду необходимо выбрать в случае, если программа не может вылечить объект и предлагает вам удалить его, но этот объект вам необходим (его можно вылечить другой программой)?

3. Какую команду необходимо выбрать в случае, если программа “сомневается” в наличии вируса, а вы уверены, что это не вирус?

4. Чем для вируса является статус?

Форма контроля выполнения практических работ:

Студент предоставляет отчёт о проверке ПК и ответы на практические вопросы письменно.

Критерии оценки:

Задание выполнено в полном объёме -5

ПО установлено, но ПК не полностью проверен, ответы даны не на все вопросы -4

Только установлено, ответы на некоторые вопросы -3

Только скачено ПО -2

Занятие 13

Практическая работа по теме:

3.5. Безопасность, гигиена, эргономика. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.

Учебные цели и задачи: рассмотреть примеры комплектации рабочего места.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы:

Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение. Расположение рабочих мест за мониторами для взрослых пользователей в подвальных помещениях не допускается.

Площадь на одно рабочее место с компьютером для взрослых пользователей должна составлять не менее 4,5 кв.м, а объем не менее -20 куб.м.

Помещения с компьютерами должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно-вытяжной вентиляцией.

В помещении должны находиться аптечка первой медицинской помощи, углекислотный огнетушитель для тушения пожара.

Требования к освещению помещений и рабочих мест

В компьютерных залах должно быть естественное и искусственное освещение. Естественное освещение обеспечивается через оконные проемы с коэффициентом естественного освещения КЕО не ниже 1,2% в зонах с устойчивым снежным покровом и не ниже 1,5% на остальной территории. Световой поток из оконного проема должен падать на рабочее место оператора с левой стороны.

Искусственное освещение в помещениях эксплуатации компьютеров должно осуществляться системой общего равномерного освещения.

Требования к организации и оборудованию рабочих мест

Рабочие места с персональными компьютерами по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, желательно слева.

Схемы размещения рабочих мест с персональными компьютерами должны учитывать расстояния между рабочими столами с мониторами: расстояние между боковыми поверхностями мониторов не менее 1,2 м, а расстояние между экраном монитора и тыльной частью другого монитора не менее 2,0 м.

Рабочий стол может быть любой конструкции, отвечающей современным требованиям эргономики и позволяющей удобно разместить на рабочей поверхности оборудование с учетом его количества, размеров и характера выполняемой работы. Целесообразно применение столов, имеющих отдельную от основной столешницы специальную рабочую поверхность для размещения клавиатуры. Используются рабочие столы с регулируемой и нерегулируемой высотой рабочей поверхности. При отсутствии регулировки высота стола должна быть в пределах от 680 до 800 мм.

Клавиатура должна располагаться на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края, обращенного к пользователю.

Для удобства считывания информации с документов применяются подвижные подставки (пюпитры), размеры которых по длине и ширине соответствуют размерам устанавливаемых на них документов. Пюпитр размещается в одной плоскости и на одной высоте с экраном.

Для обеспечения физиологически рациональной рабочей позы, создания условий для ее изменения в течение рабочего дня применяются подъемно-поворотные рабочие стулья с сиденьем и спинкой, регулируемыми по высоте и углам наклона, а также расстоянию спинки от переднего края сидения.

Конструкция стула должна обеспечивать:

§ ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;

§ поверхность сиденья с закругленным передним краем;

§ регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400-550 мм и углом наклона вперед до 15 градусов и назад до 5 градусов.;

§ высоту опорной поверхности спинки 300±20 мм, ширину — не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости 400 мм;

§ угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах 0±30 градусов;

§ регулировку расстояния спинки от переднего края сидения в пределах 260-400 мм;

§ стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной 50-70 мм;

§ регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230±30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350-500 мм.;

§ поверхность сиденья, спинки и подлокотников должна быть полумягкой, с нескользящим, не электризующимся, воздухонепроницаемым покрытием, легко очищаемым от загрязнения.

Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 град. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.

Режим труда и отдыха при работе с компьютером

Режим труда и отдыха предусматривает соблюдение определенной длительности непрерывной работы на ПК и перерывов, регламентированных с учетом продолжительности рабочей смены, видов и категории трудовой деятельности.

Виды трудовой деятельности на ПК разделяются на 3 группы: группа А — работа по считыванию информации с экрана с предварительным запросом; группа Б — работа по вводу информации; группа В — творческая работа в режиме диалога с ПК.

Если в течение рабочей смены пользователь выполняет разные виды работ, то его деятельность относят к той группе работ, на выполнение которой тратится не менее 50% времени рабочей смены.

Задание:

1. В программе БЛОКНОТ наберите кратко текст о требованиях к помещению. Сохраните этот документ под именем «Рабочее место» в папку со своим именем.

Ход работы

1. Вопросы к заданию:

а) Какие требования к помещению при работе за ПК?_______________________________

_____________________________________________________________________________

б) Какие требования к микроклимату?____________________________________________

_____________________________________________________________________________

в) Какие требования к освещению________________________________________________

г)

2. Продолжите предложение о требованиях к организации и оборудованию рабочих мест:

а) Схемы размещения рабочих мест - ____________________________________________________

б) Рабочий стол может быть - __________________________________________________________

в) Рабочая поверхность стола не должна иметь:____________________________________________

3. Опишите рабочее место по своей профессии:

__________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

Все задания выполнены - оценка 5

Выполнены все, но с недочётами – 4

Задания выполнены частично, пояснения нечеткие – 3

Задание не выполнено-2.





Подборка статей по вашей теме: