double arrow

Самоаудит как форма внутришкольной системы оценивания образовательных результатов и контроля качества обучения.


Глава 1

Модель организации внутришкольной системы оценивания образовательных результатов и контроля качества обучения.

Актуальность

Модель организации внутришкольной системы оценивания образовательных результатов и контроля качества обучения является частью системы обеспечения образовательной политики Департамента образования г. Москвы и Южного окружного управления образования в вопросах контроля и управления качеством образования в школах. Политика повышения привлекательности школы в сочетании с более качественным управлением своими ресурсами является важной для руководства каждого образовательного учреждения, впрочем, как и для всей системы образования округа. Основой этой проблематики является реструктуризация всего бюджетного сектора в Российской Федерации создающего условия для усиления хозяйственной ответственности руководителей школ за работу своих учреждений и стимулирует определенную конкурентную борьбу между школами. Этому во многом способствуют и демографические изменения, связанные с колебанием численности учащихся в привычных ареалах школ и изменение их образовательных интересов. К последним, можно отнести перенос своего образования в сетевые и дистантные формы, частичная внутриокружная миграция школьников (в пределах плеча географической доступности и транспортной сети) и использование различных форм заочного обучения. В этих условиях актуализируется новая миссия школ - создание достаточных и необходимых образовательных условий для социальной успешности учащихся и выпускников. Такая задача, естественно, выполнима только при высоком качестве самого процесса образования.

Основная стратегия создания модели организации внутришкольной системы оценивания образовательных результатов и контроля качества обучения реализована в системе сочетания принципов внешней независимой оценки и дружественного контроля, внутренней независимой оценки и самоаудита, диалогового формирования путей улучшения. Внутришкольная модель особое внимание обращается на самооценку школы при разработке механизмов постоянного совершенствования и, что более важно, механизмов обеспечения и проверки измеряемых улучшений в качестве обучения. Основу составляет ориентация на динамику и результат. Методы самостоятельной оценки проектируются с учетом соответствующего передового опыта как лидерских школ округа, так и сложившейся практики контроля качества образования в странах с эффективными образовательными системами.

Создаваемые методы самооценки должны обеспечивать каждой школе возможность сбора информации для управления и оценки эффективности организации образовательного процесса на всех ступенях обучения, по сути отвечая на следующие вопросы:

- Каких основных результатов достигла школа?

-Насколько она соответствует образовательным потребностям и запросам заинтересованных участников – учеников, родителей, учителей, учредителей?

- Насколько эффективен образовательный процесс?

- Насколько успешно осуществляется управление школой и ее фрагментами?

- Насколько профессиональны руководители и административно – управленческий персонал(АУП)

- Какими ресурсами, условиями и возможностями для улучшения располагает школа?

Ответ на каждый из этих вопросов может быть получен путем оценки качества образования по набору основных направлений. При этом наиболее существенными являются показатели эффективности и тот результат, который деятельность школы приносит ученикам, их семьям, сообществу и персоналу. Лидерство и управление, обеспечивают эффективность образовательного процесса и содействуют формированию целостной оценки возможностей развития и совершенствования школы, ее инновационного потенциала и направления инновационного импульса. Использование показателей эффективности и качества предполагается как для самостоятельной оценки, так и для внешней дружественной оценки. Несмотря на то, что эти два процесса различаются по целям и аудитории, их методологическая и критериальная основа должны быть едины. Это повышает степень корреляции полученной информации и согласованность процессов оценки.

В данном тексте представлена 5-я модель внутришкольной системы оценки качества образования (ВСОКО) созданная для управления качеством в Центре образования №548 «Царицыно». Поэтому система носит названия ВСОКО – 548 – 5м. Цель создания данной модели организации внутришкольной системы оценивания образовательных результатов и контроля качества обучения – создание механизмов и систем управления качеством всего образовательного процесса в образовательном учреждении. В ходе ее реализации предполагается получение научно и методически обоснованных технологий, позволяющих установить соответствие для каждой позиции модельной характеристики выпускника:

- условий ее достижения,

- ресурсов для ее достижения,

- показателей ее достижения, (индикаторы);

- периодичности, способов и видов мониторинга ее достижения;

- системы контроля качества процесса формирования данного показателя.

Модельные характеристики - это набор измеряемых качеств выпускника, которые должны позволить ему: успешно продолжить образование; точно выбирать уровни и содержание профессионального образования; реализовать принципы свободы географического перемещения, академической и профессиональной мобильности; достигнуть предполагаемого социального статуса; приобрести ожидаемое качество жизни; применять освоенные культуры в практике повседневной жизни. Социокультурную составляющую модельных характеристик выпускника определяют особенности гражданского общества. В нем актуальны: жизненная концепция, базирующаяся на принципах индивидуальности и нестандартности; умение действовать самостоятельно, а значит, осуществлять выбор; быть толерантным, воспринимать и уважать другие культуры; создавать планы (программы, проекты) собственной жизни, в которых реализуется принцип социальной ответственности; умение организовать самообразование; умение пользоваться информацией и вовлеченность в современную информационную культуру; понимание основ современной культуры; владение этнокультурной традицией и историческим кругозором.

Специфика социально-экономических отношений, в которых предстоит действовать выпускнику, предполагает наличие совокупности качеств, делающих выпускника конкурентным; экономическую и правовую готовность к действию; ориентацию на измеряемый и объективный результат, способность конкретизировать проблему, анализировать риски принимаемых решений, лидерство как комплекс качеств, направленных на действия в рыночных условиях.

Безусловно, «качество» выпускника не является единственным критерием качества образования. В науке о качестве, квалитологии, принцип динамизма предполагает единство качества процесса (деятельности) и качества результата.

Концепция

Поскольку образовательный процесс представляет собой сложный комплекс взаимодействующих элементов, была взята модель, позволяющая выделить ключевые объекты контроля его качества:

- качество управленияобразовательным процессом, образовательной среды, содержания образования, методов обучения;

- качество организации образования, используемых материальных ресурсов, квалификационного ресурса персонала;

- качество целеполаганияобразовательной деятельности,

- качество жизни учащихся в семье;

- качество социального и культурного взаимодействия .

Выделенные нами объекты не являются бесспорными, но они имеют преимущество в виде возможности их количественныхизмерений с помощью систем разработанных и разрабатываемых нами индикаторов.

Не существует дилеммы, в каких значениях описывать качество образовательной деятельности, в значениях процесса - услуги или в значениях модельной характеристики – результата. Опыт показывает, что необходимо иметь показатели двух измерений качества: образовательной услуги и образовательного результата.

Образовательная услуга - комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых заинтересованному сообществу возможностей. Эти возможности позволяют приобретать определенные знания, умения, компетентности для удовлетворения тех или иных образовательных потребностей.

Можно выявить две ключевые проблемы, на решение которых направлена данная модель .

Перваяобеспечение качества результата образовательной деятельности.При этом результат должен быть обеспечен как в значениях услуги (комплекса обязательных действий в рамках образовательного процесса), так и значениях продукта (модельных характеристиках выпускника). Решение этой проблемы зависит от принятия всеми субъектами образовательного процесса образовательного учреждения понятных и измеряемых стандартов выполнения школой обязательств по качеству процесса и результатов.

Втораяуправление качеством образовательного процесса. Реализация идей качества и управления качеством в школьной практике имеет ряд трудностей: проблемы качества в образовании решаются в отрыве от всеобщих вопросов качества. Но очевидно, что сложные аспекты качества школьного образования можно исследовать и решить, применяя междисциплинарный подход, используя потенциал и понятийный аппарат педагогики, квалитологии, теории управления, теории систем и учитывая богатый опыт, накопленный в других сферах человеческой деятельности - концепция TQM, стандарты качества ISO серии 9000: 2000.

Концепция управления качеством исходит из посылки, что эффективная школа имеет три основания управления качеством, на которых базируются остальные компоненты: динамичное руководство; продукт преуспевания; непрерывное улучшение результатов.

Технология управления качеством, Total Quality Management (TQM) - Всеобщее Управление Качеством - широко используется в постиндустриальном обществе для непрерывного совершенствования качества продуктов и услуг. TQM введен в международные стандарты систем качества (ISO 9000), которые приняты и Россией, и является методом улучшения управления процессом; он рассматривает улучшение процесса как такового. Поэтому естественно предположить, что образовательные системы также могли бы выиграть от использования модели TQM в управлении качеством. TQM, перенесенный в образование, получил название Total Quality Education (TQE). Целью TQE является достижение более высокого качества образования. TQE - это ориентированная на школьника учебная философия непрерывного улучшения качеств, процесс, который фокусируется на удовлетворении и превышении ожиданий заказчика, непрерывное улучшение, разделение ответственности с персоналом и исключение издержек и переделок. TQE предполагает наличие и развитие демократических взаимоотношений между участниками процесса. В связи с этим, многие полномочия делегируются учителям, ученикам и их родителям. Настоящая модель основывается на адаптации, разработке, использовании и применении стандартов качества TQE с интеграцией элементов стандартов качества ИСО -9000.

Итак, базовые элементы управления качеством- динамичное руководство, продукт преуспевания; непрерывное улучшение результатов.

Реализуя принцип динамичного руководства,настоящая модель предполагает использовать следующие принципы и технологии:

§ при персональном видении процесса мотивировать других сотрудников таким образом, чтобы они стремились к достижению целей организации;

§ демонстрировать всем участникам образовательного процесса, что целое может быть много больше суммы его отдельных частей и что объединение усилий может принести большую выгоду;

§ поддержать учителей и руководителей различных звеньев управления школы, принимающих на себя риски, направленные на серьезные изменения.

Для оптимизации этого процесса рекомендуется создавать в разных организационных формах ( например при Управляющем совете) группы представителей родителей, старшеклассников, сотрудников, общественности, местной власти, в качестве группы качества, задача которой сделать политику качества открытой, конвенциональной и обеспечить все аспекты внутришкольного контроля и самоконтроля.

Принцип создания образовательного результата и образовательной услуги высшего качества, базируется на экспертном мнении, что усвоение основных навыков и знаний - это всего лишь базовая линия резюме выпускника. В связи с постоянным изменением требований к профессиональной деятельности обучение теперь не может закончиться в 17 лет. Оно может и должно длиться от рождения человека до его смерти. Ученики должны знать, как работать в коллективе, знать ключевые проблемы процесса, быть способны измерить степень успеха в достижении своих целей, быть способны идентифицировать встречающиеся препятствия и развивать методики для их преодоления. Они должны быть креативными, способными искать и находить решения, прежде чем препятствия перерастут в проблемы. Все эти и целый ряд других признаков высшего качества образовательного результата должен быть заложен в конвенциональном внутришкольном документе «Модельные характеристики выпускника».

Принципнепрерывного улучшения результатов, определяет преодаления такой ключевой опасности, которая стоит на пути развития любой лидерской школы как привычка к успеху. Такая привычка, основанная исключительно на внешних признаках успеха (высокий спрос на места в школе, регулярные победы на олимпиадах, общественное признание лидеров) неизбежно приводит к застою, а затем и к стагнации. Именно поэтому важно иметь точные, количественные, объективные измерения качества результатов и процесса образования. Постоянное измерение результатов и оценка степени удовлетворенностивсех участников образовательного процесса определяют степень преуспевания школы.

В рамках модели реализуются несколько подходов к оценке качества образования. Чаще всего этот показатель становится предметом договора (конвенции) таких заинтересованных сторон сообщества как: 1) государство или учредитель школы; 2) родитель; 3) ученик; 4) работодатель, или руководитель ВУЗа. Кроме этого существует и еще целый ряд независимых комплексов, таких как TIMS, PISA, PIRLS, система централизованного тестирования, но в отношении этих процедур договор (конвенция) находится только в стадии оформления.

Но даже в сложившихся системах оценки качества образования проблема соглашения по интерпретации результатов остается. В качестве примера можно привести Единый Государственный экзамен. Сама процедура работает с каждым годом все лучше, но по содержанию все еще вызывает массу нареканий со стороны специалистов, родителей, высшей школы и даже самих разработчиков.

Можно предположить, что оценка качества образования будет развиваться в ближайшие годы по трем направлениям. Первое – исполнение государственных стандартов и требований, необходимых для получения легитимного сертификата об образовании. Второе – реализация образовательных услуг и их результаты. Третье направление – сопоставление разных школ по типам и качеству услуг, а также результатам образования.

В реализации каждого из трех направлений остается определенный волюнтаризм выбираемых индикаторов. В этом случае всегда остается проблема сопоставимости результатов. Но тот факт, что количественно оценить степень реализации отдельных задач образования представляется затруднительным, не означает, что не следует количественно оценивать другие важные результаты, которые поддаются такой оценке.

Мониторинг учебных достижений учащихся фактически отвечает на вопросы о состоянии качества образования в данном учреждении или образовательной системе и о результативных параметрах, которых мы хотели бы достичь. Задачи аналитического характера, вопросы о причинах должны возникать задолго до возникновения сбоя в состоянии системы. Эта же аналитика должна порождать изменение целей, если система образования школы нас по каким-то причинам не устраивает. Планируя изменения в работе школы, или образовательной системы, необходимо соотнести ожидаемые изменения с ресурсами необходимыми для реализации этих изменений. То же касается ситуации стабилизации ситуации, если качество образования является оптимальным и достаточным.

Период подготовки любого управленческого решения направлен на поиск альтернатив, оценку рисков и ограничений, проработку нескольких вариантов развития будущих событий. Альтернативы должны быть соотнесены не только с оценкой ресурсов к моменту начала изменений, но и с прогнозами состояния ресурсов в некоторой динамике развития. Кроме этого этот период позволяет определить наиболее оптимальный тип управленческого поведения при проведении изменений.

Комплексный мониторинг позволяет контролировать и сам процесс реализации управленческого решения. Он может вовремя предупредить руководителя, что изменения, или стабилизирующие действия не соответствуют прогнозам. Комплексный мониторинг способствует повышению эффективности системы образования и более полному обеспечению равенства возможностей учащихся.

Отсутствие такой системы отрицательно сказывается на долгосрочных целях всей системы образовательного учреждения. Создает предпосылки ложного определения квалификации учителей. Нарушает баланс между содержанием, методикой и организацией. А самое главное – отсутствие комплексного мониторинга дезориентирует школу относительно социальных запросов.

За последние годы в российском обществе, государстве, в окружающем нашу страну пространстве произошли существенные изменения, которые в совокупности являются факторами влияния на все социальные системы и на образование в частности. Особенно стоит отметить влияние двух факторов – информационного и личностного.

В процессе роста информационного потока именно первые годы 21 века охарактеризовались резким скачком количества, как потоков, так и содержания информации. В этот же период окончательно оформилась и утвердилась основная тенденция – перевод различных видов коммуникаций в единую формализованную среду общения (как образец – Internet) и использование компьютерных систем для замещения человеческого труда, не требующего нюансного подхода. Овладение информационными технологиями и работа с объектами их инфраструктуры стала обязательным требованием для успешного вхождения, в современную жизнь, создав сложную дилемму существования человека: одновременно и субъектом и объектом информационной среды.

Принципиальным подходом является утверждение перспективности использования прогностического метода формирования решений перед рефлексивным. К сожалению, в последнее десятилетие система управления образованием действует в рефлексивном режиме, где все необходимые решения и изменения являются следствием некоторого общественного вызова, во многом уже состоявшегося и активно действующего (введение таких предметов, как экономика, право, увеличение объема часов физкультуры, профильность, дистантность и т.д.). Учитывая, что результаты деятельности образовательной системы имеют сильно отсроченный характер (11 – 12 лет школа + 5–6 лет вуз = 16 – 17 лет появление первых комплексных результатов) то необходимо поставить под сомнение саму объективность и целесообразность действия такой системы образования, которая на момент достижения некоторой объективной цели может утратить полезность, вследствие изменения характеристик общественного вызова (только научились формировать экономическое «мышление», как общество срочно востребовало «экологическое» мышление и т.д.).

Для руководителя ОУ, такая система является мощным аналитическим инструментом для формирования и принятия решений, связанных со всем спектром как системных так и частных проблем – от изменения ценностного ряда миссии школы до определения уровней профессиональной компетентности отдельных учителей. Такая система повышает «иммунитет» к неоправданным инновациям в системе образования. Устраняет предпосылки ложной стратификации учителей.

Сегодня существуют 4 группы, с различной степенью определенности формирующие требования к результатам образования в школе. Это: государство, которое формирует свои требования в значениях государственных интересов; родители (семьи), которые ориентируются на перспективные рынки труда, на образование своих детей как семейный инвестиционный проект; учащиеся, которые реализуют личные и общественные потребности и установки, связанные с успешной социализацией. Свой вызов к школе обращают работодатели и их профессиональные сообщества, которые через требования к персоналу начинают формировать требования и к выпускнику школ. Не удовлетворяясь качеством образования, общего и профессионального, они начинают создавать корпоративные образовательные институты.

Таким образом можно сформулировать основное назначение и приоритеты организации внутришкольной системы оценивания образовательных результатов и контроля качества обучения, как системы оценки эффективности школы для основных «внешних» субъектов образования:

– для родителей: значительно повысить уровень информированности, как об образовательных успехах своего ребенка, так и об общем качестве образования в конкретном учебном заведении;

– для государства (округ, муниципалитет): адекватно оценивать и сопоставлять результативность действующих образовательных программ, оптимально распределять ресурсные потоки в системе, совершенствовать образовательные сети различных уровней.

– для социума: контролировать реализацию конституционных доктрин обеспечения равенства в доступности образования;

Несмотря на различие целевых установок, требования этих групп возможно свести к двум основаниям. В первую очередь, это требования к результатам деятельности образовательного учреждения, представленным в модельных характеристиках его выпускника. Поскольку результат образовательной деятельности есть закономерное следствие уровня качества образовательного процесса и именно качество процесса приводит к ожидаемому качественному результату, общество, предъявляя требования к результату, фактически определяет уровни качества процесса, как вторую группу требований..

Описывая и сопоставляя идеальную модель выпускника с фактически сложившейся системой требований к профессиям и социокультурным компетентностям гражданина, мы определяем объем и содержание значимых направлений образования учащихся через их модельные характеристики.

Выстраивается логичная система взаимовлияющих факторов:

качество жизни социальная успешность модельные характеристики выпускника качество образования качество образовательного процесса.

Для достижения школой такого интегрального результата необходима диагностика реального состояния системы образования, наличие надежных и объективных технологий оценки качества, четкой дефиниции результирующего и процессуального аспектов школьного образования. В этом контексте процесс самооценки в рамках предлагаемой модели является центральным в обеспечении качества образования и достижении отличных результатов. Он становится реалистичной основой планирования улучшений и подготовки отчетности о выполнении требования стандартов и императивов школы (уклада) для всего заинтересованного круга лиц. Самооценка дополняет результаты внешних дружественных проверок. Чтобы самооценка была максимально эффективна, она не должна быть мерой единичного или периодического характера, а скорее это должен быть постоянный процесс, который пронизывает всю культуру организации школьного образовательного процесса, поскольку цель этого процесса — поддерживать и развивать качество образования. Это средство, направленное на цель (качество), а не цель сама по себе (организация внутришкольной системы оценивания образовательных результатов и контроля качества обучения). Ее назначение определить сильные и слабые стороны, где для получения модельного (идеального) результата необходимо повышение эффективности или качества. Ее задача – позволить судить руководству школы и внешнему заинтересованному сообществу о степени достижения соответствующих целей по оптимизации деятельности и планировать следующие шаги развития, чтобы поддерживать качество, обеспечивать постоянное улучшение и стремиться к совершенству.

Особое место в модели оценке качества образования в школе занимают два показателя, которые характеризуют важные составляющие образовательного процесса: качество содержания образования и качество жизни в школе. В совокупности эти процессы вбирают в себя всю сумму взаимовлияющих элементов комплекса образования.

Проблема содержания рассматривается не в контексте конкретного предметного содержания, методик, фактографии и феноменологии предметных областей и учебных предметов. Проблема содержания образования состоит в неразрешенности или неочевидности ответов на следующие вопросы:

· Какими способами действий владеет ученик в определенном возрасте и на определенных ступенях образования и каков уровень успешности этих действий?

· Как формируются устойчивые поведенческие модели, основанные на сформированной системе гуманитарных и нравственных ценностей?

· Какими способами достигаются принятые на мировом уровне стандарты функциональной, в первую очередь, информационной и социально-экономической грамотности?

· Как формируется культура здоровья, культура семьи и вся система личностных и межличностных отношений?

· Каким образом достигаются высокие уровни гуманитарной, естественно-математической и технологической культуры, понимание моделей окружающей среды, которые в совокупности дают возможность приобретать знания, моделировать и проектировать объекты и ситуации, создавать новые знания?

· Каким образом особенности школьного уклада подготовят ученика к условиям успешной жизни в ее актуальной и перспективной зонах, и как повлияет школьный уклад на становление его личности?

· Каким образом содержание образования формирует такие компетентности, как «учиться жить», «учиться в течение всей жизни», «жить в мире и понимании с другими»?

Поставленные вопросы выполняют функции целевых установок организации работы по организации внутришкольной системы оценивания образовательных результатов и контроля качества обучения. В сочетании с системой управления качеством это должно дать интегральный эффект повышения качества образовательного процесса, поскольку стандарты качества, принятые в системе TQE, в большей степени динамичны и ориентированы не только на результат, но и на процесс образования.

Сегодня уже широко известны следующие признаки оптимального результата организации качественного образовательного процесса:

- лидерство и вовлеченность коллектива в улучшение образовательного процесса;

- активное реагирование и консультации;

- интерактивное и профессиональное управление на стратегическом и исполнительном уровнях;

- эффективное управление ресурсами;

- использование анализа, оценки альтернатив и проработка рисков и ограничений в процессе планирования и обеспечения деятельности;

- конкурентоспособность и привлекательность;

- применение коммерческих методов в организации софинансирования образовательных программ и целевых инновационных проектов;

- высокая исполнительская культура нормативов государственных органов;

- устойчивое развитие;

- создание равных возможностей для всех участников образования;

- совместная работа с другими образовательными учреждениями и поддержка кооперационных проектов;

- прозрачная (транспаретная) отчетность .

Транспарентность модели обеспечивается системой публичной отчетности, которая позволяет на основании системы индикаторов и объективных показателей, анализа, сравнительных характеристик системно предоставлять заинтересованному сообществу, всем участникам образовательного процесса, учредителю и коллегам информацию о своей деятельности в зоне социальной ответственности. Наиболее корректной формой является публичный доклад директора школы. Такая форма самоконтроля интегрируется во внутришкольную систему управления и планирования результатов для увеличения степени общественного контроля за этим сегментом управления качеством.

Анализ результатов, условий и факторов влияния, актуальных для школы и сообщества, приводит к постановке проблемы, о которой упоминалось выше: в каких значениях необходимо описывать результат образовательной деятельности – в значениях услуги (процесса) или в значениях продукта (характеристик выпускника). Опыт показывает, что необходимо иметь показатели двух значений результативности. Показатели услуги актуальны для потребителя (родителя и ученика), а показатели «продукта» (выпускника) актуальны и для общественности, учредителей, государства, профессиональных сообществ.

Важно отметить, что в отношении результата образования налицо ситуация двойственности его значения. Суть противоречивости образовательного результата в том, что мы не можем давать интегральные (суммируемые) оценки. Либо мы говорим в значениях услуги, либо в значениях качества «продукта», имеющего свои модельные характеристики.

Признаки образовательной услуги со всей очевидностью приводят к утверждению: образовательная услуга является совместным действием обучающих и обучающихся, образовывающих и образовывающихся, воспитанников и воспитателей. Процесс ее создания носит многосубъектный характер. Поэтому, когда мы говорим о качестве образования, мы говорим о качестве образовательной услуги. В современном образовательном пространстве преобладают показатели качества образования, ориентированные исключительно на результат, что противоречит современной концепции пожизненного образования (е-learning), нацеленной на социальную успешность.

Поэтому стихийным регулятором качества образования выступает его неосознанная, не имеющая экономического обоснования, достаточно субъективная потребительная стоимость, которая не имеет своего реального стоимостного выражения. В данной модели это основание переведено в показатель роста потребительной привлекательности образования в школе, соответствующей современным социальным вызовам. Одним из системных результатов введения внутришкольной системы оценивания образовательных результатов и контроля качества обучения является развитие возможностей образовательного учреждения как ресурсного центра по разработке и продвижению школьных систем управления качеством с использованием современных информационных технологий.

Этапность задач, решаемых в ходе построения внутришкольной системы оценивания образовательных результатов и контроля качества обучения предполагает следование логике параллельного развития системы контроля с развитием системы ассимиляции результатов этих процедур системой управления и субьектами школьной жизни. Задачами построения модели являются:

1. Создание системы комплексного взаимодействия всех субъектов образования, направленного на управление качеством.

2. Создание критериальной основы качества образования в данном ОУ.

3. Создание корпоративных стандартов школыкачественного образования.

4. Оформление стандартов качества образования в школе формализованным общественным договором (конвенцией) между субъектами образования.

5. Разработка индикаторов этих стандартов как на существующей нормативной основе, так и на основании внутреннего общественного договора.

6. Создание системы индикаторов роста качества образовательного процесса и достижения модельных характеристик выпускника школы.

7. Создание единой системы управления качеством, подчиняющейся принципу: качество образовательного процесса - непременное условие качественного результата – модельной характеристики выпускника.

8. Создание ИКТ - ресурсов,поддерживающих и обеспечивающих систему управления качеством.

9. Формализация во внутренних нормативах, локальных актах, инструкциях и положениях организованной системы управления качеством.

Измерение результатов и ключевых стандартов процесса имеет важное значение, но еще важнее знать, что именно следует измерять. Все методы по оценке оптимального результата должны вносить существенный вклад в устойчивое развитие в самом широком смысле, включая социальные, экономические и управленческие эффекты. В целом, достижение оптимального результата должно вести к формированию культуры тщательной самооценки, направленной на улучшение услуг, а также к равным возможностям для всех посредством совместной партнерской работы.

В мировой образовательной практике признано и доказано, что эффективные системы управления школой, эффективны в случае, когда руководители используют внешние сравнения и сопоставление с лидерами для максимизации использования именно школьных ресурсов. Оценка оптимальности образовательного результат требует всеобъемлющего подхода к анализу образовательных услуг, которые характеризуется рациональностью предложения (по группам и категориям) потребителей и тщательностью отбора (по номенклатуре). Таким образом, все услуги должны постоянно подвергаться подробному изучению и сопоставлению. В сфере образования, такой подход не только будет максимизировать эффективность и оптимизацию ресурсов, но и расширит возможности для постоянного повышения качества преподавания и учебы, будет содействовать повышенному уровню усвоения знаний, увеличению их объема и другим положительным результатам как для детей, так и для персонала школы.

Все предлагаемые образовательные услуги должны оцениваться по четырем основным направлениям:

- соответствие социальным запросам и общественным вызовам;

- обеспечение консультационных и ориентационных возможностей в обеспечении индивидуализации образования ;

- сопоставимость;

- конкурентные преимущества;

Самоаудит как форма внутришкольной системы оценивания образовательных результатов и контроля качества обучения.

Целью системы самоаудита является создание условий оценки и повышения качества образования через усиление прозрачности и содержательности потоков информации о результатах образования и соответствующих факторах. Сегодня возможно реализовать два принципиально разных подхода к оценке качества образования в независимых образовательных системах.

Первый определяет самоаудит как проверку, где оценка качества нужна вышестоящим органам для оценки работы подведомственных школ. При таком подходе набор показателей и процедуры оценки разрабатываются «наверху» и стандартным, «неизбежным» образом применяются к школам. В этом суть идеи любой суровой инспекции «сверху». Она исходит из определенной картины, которая включает в себя предположение о том, что исполнители (подчиненные школы) изначально злонамеренны и склонны к нарушениям. Поэтому оценка качества превращается в проверку и строится на стремлении выявить недостатки. В ответ такой подход провоцирует рост различного рода нарушения и отклонения, поскольку только они и оправдывают существование контроля. Нередко такие процедуры основываются на специально завышенных критериях, которым не могут соответствовать большинство школ.

Более продуктивным является альтернатива – второй подход к саооценки как механизм диалога и саморазвития

В этом случае основными потребителями информации о результатах являются непосредственные участники образовательного процесса – учителя, ученики и их родители. В этом случае ответственность возникает не из подконтрольности, а из открытости и прозрачности. При этом процедуры оценки результатов образования становятся полезны для самих учителей. При таком подходе сердцевиной системы оценки качества становится методическая работа по обеспечению школ и учителей новыми средствами оценки достижения целей образования, новыми средствами диалога с внешкольным сообществом. Т.есть целью создания такой системы самоконтроля является создание условий повышения качества образования через усиление прозрачности и содержательности потоков информации о результатах образования и соответствующих факторах.

1. Характеристики школы

Каковы основные характеристики вашей школы?

1.1 Обозначьте ключевые характеристики учащихся, включая:уровень их подготовки на момент поступления в школу и источник ваших знаний об этом; их экономический и социальный фон с обозначением уровня их благосостояния или бедности.

1.2 Кратко сформулируйте особые цели и опишите отличительные черты вашей школы, например:

планируется ли перевод школы в разряд специальных школ или школ с особым статусом;

если ваша школа уже является таковой, опишите основные изменения, произошедшие вследствие этого;

имеет ли ваша школа религиозное направление;

существуют ли какие-либо особые группы, дополнительные услуги или расширенные сферы деятельности;

имеется ли важное сотрудничество с другими учреждениями или организациями (например, совместные мероприятия в рамках учебного плана, федеральные мероприятия или партнерство с потенциальными работодателями).

1.3 Опишите особые обстоятельства, способствующие или препятствующие улучшению характеристик школы, например:

проблемы набора и сохранения состава персонала или управляющих;

недавняя или предстоящая реорганизация;

мобильность учащихся;

важные события в недавней истории школы, такие как смена директора.

1.4. Приведите любые дополнительные характеристики школы, на которые вы хотели бы обратить особое внимание проверяющих.

1.5. Кратко опишите основные приоритеты вашей деятельности по усовершенствованию и развитию, как они отражают условия вашей работы.

2. Мнения учащихся, родителей и других заинтересованных лиц

Каковы мнения учащихся, родителей и других заинтересованных лиц и каков ваш источник знаний о них?

2.1. Каким образом вы собираете информацию о мнениях учащихся, родителей/опекунов и других заинтересованных лиц, например, по поводу нововведений, как часто вы это делаете и как вы проверяете объективность полученной информации?

2.2. Какие сведения вы получили путем исследования мнений учащихся, родителей/опекунов и других заинтересованных лиц об уровне знаний учащихся, их индивидуальном усовершенствовании и условиях обучения, а также о качестве средств обеспечения учебного процесса?

2.3. Каким образом вы сообщаете родителям/опекунам и прочим заинтересованным лицам о выводах, сделанных в результате сбора мнений?

2.4. Можете ли вы привести примеры мер, которые вы предприняли, основываясь на мнениях, полученных от учеников, родителей опекунов или других заинтересованных лиц, а также оценку эффективности подобных мер?

Существуют ли примеры действий, которые вы решили не предпринимать (и каковы были причины этого)? Существуют ли примеры, когда анализ взглядов заинтересованных лиц изменял приоритеты, указанные вами в части 1.1?

3. Успеваемость и уровень обученности.

Какова успеваемость учащихся?

При ответах на вопросы четко формулируйте основные данные, такие как информация о работе школьников, оценке этой работы, а также об их достижениях, на которых основаны ваши выводы.

3.1. Каковы успеваемость и уровень знаний учащихся?

При этом следует выделить:

- уровень, которого достигли учащиеся, согласно результатам экзаменов и тестирований, обращая особое внимание на: значительную разницу между уровнями групп учащихся, предметы, курсы и ключевые стратегии; тенденции;

- сравнение с другими школами;

- достижение учениками установленных целей;

- уровень оценки текущей работы учащихся в соотношении с их целями (обращая особое внимание на значительные различия уровня и результатов текущей работы у различных учащихся);

- достижения учащихся по сравнению с их первоначальным уровнем и способностями, обращая особое внимание на значительную разницу между уровнями групп учащихся.

3.2. Какова успеваемость учащихся «конкретного класса»

3.3. На основании вашей оценки укажите свои основные приоритеты для усовершенствования.

3.4. Оценка общего уровня учащихся– Отлично(5) Хорошо(4) Удовлетворительно(3) Неудовлетворительно(2)

4. Индивидуальное усовершенствование и условия обучения

Как оценивается индивидуальное усовершенствование и условия обучения учащихся? При ответе на следующие вопросы, обратите внимание, что необходимо указать главные факты, на основе которых вы строили свои заключения.

4.1. В какой мере учащиеся соблюдают здоровый образ жизни? Активны ли ученики физически, следят ли за правильным питанием? Углубляется ли их понимание здорового образа жизни?

4.2 Насколько ученики чувствуют себя в безопасности и как усваивают меры безопасности? Чувствуют ли себя учащиеся в безопасности относительно проявлений национализма или межнациональной неприязни? Чувствуют ли себя ученики достаточно уверенно, чтобы обратиться к учителям или иным взрослым, почувствовав себя в опасности?

4.3. Насколько ученикам нравится процесс обучения?

Примите во внимание отношение учащихся к учебе, их поведение и посещаемость, а также духовное, нравственное, социальное, эмоциональное и культурное совершенствование.

4.4. Как учащиеся могут сделать свой вклад в общественную жизнь округа? Каков рост понимания учащимися своих прав и обязанностей, а также прав и обязанностей других людей? Насколько хорошо учащиеся выражают свое мнение и принимают участие в общественной жизни округа?

4.5. Насколько хорошо учащиеся готовятся к своему будущему экономическому благополучию? Как учащиеся развивают свои умения и личностные качества, которые помогут им достичь экономического благополучия в будущем? Что понимают учащиеся под выбором карьеры, приобретением рабочих навыков?

4.6. Если уместно: насколько хорошими являются личные достижения учащихся в «конкретном классе» и их благополучие?

4.7. Какие, по вашему мнению, приоритеты являются ключевыми для развития?

4.8. Пожалуйста отметьте уровень личного развития и благополучия учащихся. Отличный(5) Хороший(4) Удовлетворительный(3) Недостаточный(2)

5. Качество образования

При оценке качества образования следует учитывать влияние на достигнутые стандарты, личное развитие и здоровье учеников. Отвечая на данные вопросы, проясните основные причины, на которых основывается ваша оценка.

5.1. Насколько высоко качество преподавания и обучения? Насколько обучение отвечает потребностям всех учеников и требованиям курсов? Насколько пригодны и точны оценки в планировании обучения и контроле прогресса учащихся? Как определяются и обеспечиваются индивидуальные образовательные потребности учащихся? Как вовлекаются родители в процесс обучения и развития детей?

5.2. Насколько хорошо учебный план и другие виды деятельности соответствуют ряду потребностей и интересов учащихся? В какой степени учебный план или деятельность соответствуют потребностям учащихся, стремлениям и способностям, основанным на предшествующих достижениях и опыте работы? Насколько учебный план соответствует внешним требованиям и приспособлен к местным условиям? В какой степени обеспечение позволяет и способствует поддержанию здоровья и безопасности учащихся? В какой степени учащиеся имеют возможность развивать предпринимательские качества, финансовые навыки и умение работать в команде? В какой степени развитая деятельность и дополнительные услуги приносят удовольствие учащимся и способствуют достижению ими успеха? В какой степени потребности работодателей удовлетворяются развитием связанных с работой навыков?

5.3. Как оказывается учащимся поддержка? При этом обратите внимание на следующие аспекты:

- оказание помощи, в том числе уполномоченным по правам участников образовательного процесса, медицинская помощь(медсестра, медкабинет), советы, руководство и другую поддержку, гарантирующую социальное обеспечение, содействующую индивидуальному развитию и успехам в работе;

- качество и доступность информации, советы и руководство ученикам в соответствии с курсами и программами, и, где возможно, прогресс в успехах;

- степень, в которой школа и какие-либо дополнительные услуги способствуют возможности ученика быть здоровым, включая, уязвимые группы требующих присмотра детей.

5.4. Каково качество образования в ступенях школы?

При этом обратите внимание на следующие аспекты:

- преподавание и обучение;

- участие родителей;

- доля индивидуализации и дифференциации ;

- учебный план;

- руководство и поддержка учеников.

5.5. На основании своей оценки укажите основные приоритеты развития.

5.6 Отметьте уровень (Отличный Хороший Удовлетворительный Недостаточный) для следующих параметров:

- Уровень обучения

- Качество преподавания и обучения (Школа и Ступени);

- Качество учебного плана и других видов деятельности (Школа и Ступени)

- Качество заботы, руководства и поддержки учеников (Школа и Ступени)

6. Руководство и управление

Ваша оценка руководства и управления должна принимать во внимание их влияние на результаты учащихся и качество преподавания. Отвечая на данные вопросы, поясните основные причины, на которых основывается ваша оценка.

6.1. Из чего складывается результативность и эффективность руководства и управления? Насколько эффективно лидеры и управленцы всех уровней устанавливают правильное направление в руководстве для усовершенствования и активизации высокого качества комплексного образования и социальной поддержки детей? Насколько эффективно осуществляются контроль и усовершенствованием преподавания, выполняющие стимулирующие цели через проверку качества и самооценку? Насколько действенно равенство возможностей, чтобы все ученики имели возможность реализовать свой потенциал (т.е. охват)? Каковы адекватность и соответствие штата, профессионального оборудования, образовательных ресурсов и помещений? Насколько эффективно и разумно используются ресурсы, чтобы потраченные на них средства можно было считать «не выброшенными на ветер»? Как (качественно) руководители исполняют свои обязанности?

6.2. Если есть такая информация, то какова результативность и эффективность руководства и управления в на разных ступенях школы?

6.3. Что, по вашему мнению, является ключевыми приоритетами развития?

6.4. Отметьте уровень эффективности и результативности руководства и управления (Отличный Хороший Удовлетворительный Недостаточный)

Общий (Школа Ступени)

Уровень учащихся (Школа «Ступени)

7. Общая эффективность и результативность

Насколько эффективны и результативны условия образования, социальная поддержка и другие образовательные услуги, отвечающие потребностям учеников и почему? Чтобы ответить на вопросы, поднятые в этом разделе, вы должны объединить свои оценки предыдущих разделов. В ответе на следующие вопросы, пожалуйста, в каждом случае дайте ясно понять, на чем основывается ваша оценка.

7.1. Что является полной эффективностью образования, включая любые дополнительные услуги. Каковы его главные сильные и слабые стороны?

7.2. Что является эффективностью мер, предпринятых для дальнейшего усовершенствования в результате последней проверки и в результате вашей самооценки?

7.3. В чем состоит дальнейшее усовершенствование?

7.4. Насколько эффективны связи с другими организациями для содействия росту успешности учеников?

7.5. Какие шаги должны быть предприняты для дальнейшего улучшения условий?

Собранная таким образом информация систематизируется, накапливается и обрабатывается. Представленные позиции собираемой в ходе самоаудита информации являются взаимодополняющим и ни один из них в отдельности не может обеспечить необходимых данных для надежной и эффективной самооценки. В процессе сбора этой информации могут (и должны) участвовать основные заинтересованные лица, которые в полной мере принимают участие в продуктивном обсуждении выявленных или известных проблем. Итоговый смысл этого самоаудита - стремление школы к ясному пониманию ситуации связанной с эффективностью конкретной школы (результат к ресурсам). Основа - реализованная на анализе взаимосвязей между лидерством и управлением, самооценкой и созданием возможностей для будущих улучшений. Чтобы самооценка была эффективной она должна соответствовать нескольким условиям:

- быть составной частью организационной культуры;

- быть беспристрастной, всеобъемлющей, системной и транспаретной;

- сосредотачиваться на определении сильных и слабых сторон или сфер, которые требуется улучшить;

- основываться на обширном практическом материале;

- быть подготовленной при широком участии заинтересованных лиц;

- быть зафиксированной;

- быть постоянным, систематическим процессом, а не отдельной акцией или случайным управленческим событием, произошедшим «по поводу».


Сейчас читают про: