Служба независимого экспертного оценивания

Для внутришкольной системы оценивания образовательных результатов и контроля качества обучения, в ГОУ ЦО №548 «Царицыно» создана служба Мониторинга или НЭО – независимого экспертного оценивания. Создание такой Службы в виде подразделения оптимально по признаку большего соответствия отдельной структуры требованиям конфиденциальности и независимости измерения. Служба создана в виде отдельного структурного подразделения Центра т.к. школа имеет для этого достаточно нормативных и иных ресурсов. В случае дефицитности ресурсов такая структура может создаваться на кооперационной основе несколькими школами. В этом случае руководство службой может осуществлять один из специалистов школ, входящих в кооперацию. Специалисты по разным направлениям сбора информации предоставляются школами кооперации в зависимости от собственных ресурсных возможностей в рамках достигнутых договоренностей. План и график работы такой кооперационной службы, а также объемы и виды измерений координируется всеми школами – участниками.

Служба мониторинга интегрирована в систему управления и осуществляет информационно-аналитическое обеспечение управления.

Предметом ее деятельности являются:

- Уровни обученности учащихся, характеристики прохождения программ, используемые методы обучения.

- Ресурсы, используемые (или влияющих) для достижения модельных характеристик учащихся.

- Результаты (сопоставление, корреляция, зависимости) и оценка (определение эффективности, оценка рисков и ограничений, определение перспективности или деструктивности процесса) качества, эффективности решаемых задач.

- Экспертизы педагогической целесообразности образовательных проектов, программ и мероприятий, предлагаемых для реализации в рамках школы.

Для этого служба проводит замеры в области педагогических, социологических, психологических, валеологических, экономических и демографических показателей в соответствии с утвержденным Планом работы Службы.

Структура Службы определена наличием трех направлений деятельности: независимая экспертная оценка учебных достижений учащихся (НЭО), оценка качества используемых ресурсов (ОКР), комплексный анализ и оценка (КАО).

Задача группы НЭО – замеры уровней обученности учащихся, характеристик прохождения программ, статистика используемых методов обучения.

Задача группы Группа ОКР (оценка качества ресурсов) – замеры характеристик ресурсов, используемых (или влияющих) на качество образования. Объекты изучения:

потребители образовательной услуги - соционормативные требования, социальная стратификация родителей, ранжирование приоритетов ожидания; педагогический персонал - квалификационные показатели (уровень, зона развития, обучаемость), стабильность (текучесть), резервы, гендерная и социальная стратификация); информационная среда -(источники внешней и внутренней информации, техническое оснащение, интенсивность информационных потоков; материальная база (сохранность и возобновляемость основных фондов, их целевое использование для обеспечения учебного процесса);

финансовые и материальные - ресурсы (источники пополнения бюджета, динамика, размеры, обязательные расходы, мотивы, классификация, периодичность и размеры дополнительных расходов).

Задача группы Группа КАО (комплексного анализа и оценки) – анализ (сопоставление, корреляция, установление зависимостей) и оценка (определение эффективности, оценка рисков и ограничений, определение перспективности или деструктивности процесса).

Ее организационная структура позволяет обеспечивать все формы мониторинга – текущий, проблемный, фоновый и пр. Полноценная система независимого инструментального оценивания создает для школы целый ряд прямых и косвенных преимуществ. И в первую очередь в области оценивания.

Современные тенденции развития системы образования ставят перед стандартами оценочной системы несколько ключевых задач. Первая – высокий уровень объективности оценивания. Вторая – отражение не просто разовых результатов, но определение тенденций развития образовательного процесса у конкретного ученика. Третья –снятие эмоционального негатива с оценки (особенно в младшей и средней школе). Четвертая – изменить случайный характер оценки на плановый, порождающий стремление к постоянному (а не от «случая к случаю») учебному труду. Пятая - сделать процесс оценивания более наглядным (для ученика и родителя в первую очередь). Шестая – процесс оценивания должен давать возможность ученику оценить свои успехи относительно некоторого среднего эталона, относительно своих предыдущих результатов, относительно результатов других учеников. Седьмая – процесс ввода, вывода, хранения и многопрофильного анализа оценочного материала должен быть прост для учителя, понятен для ученика и родителя, достаточен для проведения любых возможных аналитических мероприятий (в том числе в части прогноза развития ситуации).

Основная проблема создания эффективной системы независимого инструментального контроля – создание и действие понятных стандартов. В том числе – внутришкольных. Не подвергая оценке систему государственных стандартов в образовании (это дискуссионное поле для отдельного издания) необходимо отметить необходимость именно внутришкольных стандартов. Грамотное использования стандарта, как своеобразного аттрактора (области «притяжения» решений) позволяет задать приемлемое и для социума и для руководства школы изменение и контроль качества.

Показатели соответствия внутришкольным стандартам устанавливают соответствие качества и процессов соответствующим нормам. Эти показатели позволяют измерить степень соответствия продукта, услуги потребностям заказчика (потребителя); количество претензий; приверженность процедурам; результаты тестирования; эффективность бюджета; согласованность с законодательными и нормативными актами; а также характеристики, связанные с безопасностью, защищенностью и влиянием на здоровье.

Внутришкольный стандарт включает:

а) требования и условия;

б) аудиторию стандарта;

в) область применения.

В качестве основных объектов стандартизации в школе можно определить:

1. Достижения учащихся представленные эталоном (внешним – государственные стандарты и внутренним – образовательные императивы школы)

2. Ресурсы, используемые для достижения эталонных характеристик.

3. Процессы и процедуры, использующие ресурсы.

4. Регламенты контроля и управления процессами и процедурами.

При этом внутришкольный стандарт разрабатывается с учетом того, что он должен обеспечивать:

1. Выявление причин несоответствия учащихся принятым стандартам.

2. Выявление эффективного и неэффективного использования ресурсов, для достижения стандартов.

3. Выявление зон риска и ограничений при достижения характеристик стандартов.

4. Формирование информации, необходимой для принятия управленческого решения.

5. Возможность создания системы комплексного мониторинга результатов и ресурсов образовательных программ школы.

6. Возможность создания группы многообразных, универсальных и объективных индикаторов мониторинга.

7. Возможность использовать стандарты в системе мониторинга как фактор влияния на эффективность школы для изменений образовательных, финансово-экономических и организационно-правовых условий развития.

Особое значение имеет создание конвенциональных предпосылок разработки и принятия стандартов. Внутришкольный стандарт только тогда даст эффект и станет организующим фактором управления, когда в его создании и легитимизации принимают участие все субъекты образовательного процесса. Именно такая процедура наиболее тождественна принципам общественного соуправления школой и формирует предпосылки создания новой переговорной площадки.

При этом внутришкольный стандарт обеспечивается ясной системой измерений и индикаторов. Основными критериями отбора индикаторов служат:

1. Способность индикатора отражать динамику соответствия стандарту.

2. Возможность получать количественные значения индикаторов.

3. Наличие для индикатора легитимной процедуры измерения.

4. Наличие ясных и признанных единиц измерения для индикатора

5. Валидность индикатора по выбранной характеристики.

6. Возможность технологического обеспечения аутентичности (подлинности) показателей индикатора на этапе сбора информации.

7. Возможность корректного соотнесения значений индикатора со значениями остальных индикаторов.

Основной объем измерений направлен на оценку эффективности в тех областях и направлениях, которые сформулированы в рамках Образовательной программы и Программы развития данной школы.

Ключевым фактором успеха, который позволит школе серьезно повысить эффективность и действенность внутришкольной системы оценивания образовательных результатов и контроля качества обучения является модернизация ИКТ-структуры школы.

Как компонент ИКТ-насыщенной среды Служба независимой инструментальной оценки должна стать основой сложной, автоматизированной технологии системы обеспечения качества образования и фактором, влияющим на качество образовательного результата.

Рассматривая развитие школы с точки зрения повышения качества уже имеющихся ресурсов, очевидно, что важным действующим элементом качества является программа развития ИКТ - среды, ее активное проникновение во все составляющие образовательного процесса – от управления до обучения и воспитания. Для этого может быть использована стандартизированная платформа на единой базе данных, позволяющая использовать следующие ее возможности для оценки качества обарзваония:

§ оперативный мониторинг школьной жизни: электронный классный журнал, просмотр отчетов, ведение расписания, алфавитных книг, личных дел сотрудников, учеников;

§ организация тестирования с мощным механизмом подготовки и проведения тестирования для всего класса, подготовка к сдаче единого государственного экзамена благодаря легкости подготовки тестов и автоматической обработке результатов;

§ возможности интеграции с электронными учебниками и курсами;

§ возможность для родителей своевременно получать информацию о посещаемости и успеваемости своего ребенка;

§ единая среда обмена информацией в рамках школы (доска объявлений, «школьный портал», внутренняя электронная почта, список именинников и т.п.), что улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками учебного процесса.

Серьезным фактором развития данной системы контроля качества является развитие системы АРМов – автоматизированных рабочих мест учителя. Их применение в оценке качества носит универсальный характер, поскольку нтегрированные в локальную сеть школы АРМы используются и для организации учебного процесса и для подготовки материалов к уроку, и для индивидуальной работы с детьми с использованием дистанционных технологий, и главное - для накопления собственных баз данных по учебным достижениям учащихся, которые возможно использовать в дальнейшем для анализа в системе оценки качества. Поскольку модельные характеристики выпускника описаны не только и не столько в значениях ЗУН, важными индикаторами эффективности работы школы можно считать показатели, связанные с оценкой внутришкольной среды, внутришкольного уклада и социо-культурного климата, который опирается на школьный уклад и систему ценностей.

Инновационный потенциал предлагаемой многоуровневой модели организации внутришкольной системы оценивания образовательных результатов и контроля качества обучения состоит в ее востребованности и реалистичности, в способности непосредственно влиять на управление качеством образовательного процесса, на организацию и обеспечение его составляющих, на оптимизацию образовательных технологий, и создание ясных критериев достижимости результата. Данная модель создает возможности оперативно корректировать образовательный процесс, персонализировать и индивидуализировать его формы, а также содержит потенциальные возможности для создания стандартов качественного образования и может внести серьезный вклад в систему оценки качества и эффективности образования позволив:

§ используя принцип концентрации и универсальности ресурсов повысить качество и, следовательно, доступность образования, создать систему, в которой действуют понятные принципы и признаки качества как процесса образования, так и образовательного результата;

§ создать ситуацию управляемого и планируемого развития, ориентированного на социальные ожидания, в условиях социальной ответственности;

§ создать механизм контроля и управления качеством в сложной многомодульной и вариативной образовательной среде, являющийся условием групповых и индивидуальных успехов в образовании;

§ создать организационную архитектуру управления качеством, применимую как в разных образовательных моделях, включая образовательные сети;

Глава 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: