double arrow

Дети процессора

в том, что она дает аналитические инструменты, необходимые для понимания почему и как». Но виртуальный мир намного удобнее! Здесь можно безнаказанно изменить возраст или пол (мужчины выдают себя за женщин, чтобы подобраться к ним поближе, десятилетние девчушки удваивают свой возраст...) или идентифицировать себя с любимым героем на время игры. Здесь, в сущности, так хорошо, что некоторые уже спрашивают себя, будет ли у взрослых XXI века необходимость в физическом контакте.

Во всяком случае, любовь вездесуща в этой Сети сетей. Во всевозможных формах. Здесь можно найти родственную душу, заняться СПК (виртуальным сексом), а также познакомиться с теорией любовных отношений. Если у предшествующих поколений был медицинский Ларусс или семейная энциклопедия и почти все узнавали о секретах своего рождения до того, как родители отваживались затронуть эту тему, то те, кто впитает Интернет с молоком матери, будут гораздо более испорченными. В Вебе полно псевдомедицинских сайтов, где можно найти ответы на все навязчивые вопросы — от сведений о нормальном или патологическом размере женской груди до данных о технике страстного поцелуя, включая то, что следует знать о нежелательной беременности.

Но, набирая на клавиатуре слова из любовного лексикона, любопытные могут угодить на почти неконтролируемые сайты. Магия и кошмар Веба не в том, что он уводит вас в мир, но в том, что он приводит весь мир в ваш дом. Теперь ничто не принимается в расчет — ни семейный комендантский час, ни квартал, в котором вы живете, ни дверь, запертая на два оборота ключа. Единственным кликом мыши ваш маленький мальчик может оказаться в секс-шопе, у педофилов или неонацистов *. Интернет — это огромная клоака, где можно найти все, в том числе и то, чего не ищешь. Но силы общества едва ли могут запретить такие сайты, которые «предоставляют яд во всеобщее пользование», как сказал прокурор

* См. главу 3: «Затерянные на гигантской помойке».


Введение

Эрнест Пинар в своей обвинительной речи против... «Мадам Бовари» в 1857 году. С какими же опасностями могут на самом деле столкнуться будущие пользователи Интернета? Можно ли их ограничить? Существуют, мы увидим это ниже, способы защиты и программы, могущие послужить первым барьером.

Барьер... если только маленькие гении информатики не обойдут родительские запреты с помощью своих «профессиональных» знаний. Ибо технология — это еще и чудовищный вызов любым формам авторитетов. Десятилетние мальчуганы разбираются в ней лучше, чем их родители, и этот феномен сам по себе является примечательным. Возможно, впервые в истории человечества дети учат своих родителей революционным вещам. Не потрясет ли это отношение к авторитету? Не подвергнутся ли сомнению основы воспитания? Кстати, корректен ли Интернет в педагогическом плане? Он понемногу вошел в школы, благодаря некоторым преподавателям-первооткрывателям, но вот уже многие говорят о классах, где каждый ученик будет работать за компьютером в своем собственном ритме, имея в качестве репетитора программу, адаптированную для его уровня: опасаться ли, что ПК займет однажды место учителя? И здесь современный опыт позволяет если не ответить, то хотя бы приподнять уголок покрова.

Интернет представляет собой огромную энциклопедию. Гигантскую библиотеку. Но Сеть не так уж похожа на универсальное знание. Ибо любое слово здесь стоит другого. Здесь можно найти лучшее и худшее, безо всякой иерархии либо рассортированное неизвестно кем. И нет никого, с кем можно было поговорить об этом или кто научил бы этим пользоваться, разве что иногда с преподавателями. Школа — это последний рубеж против «Интернет-разрыва»; она должна сыграть свою роль и не допустить того, чтобы только дети из состоятельных семей могли овладеть технологией, тогда как другие получают лишь дополнительное отставание. Способна ли на это сегодняшняя школа? Учителя, а также министры, бывшие министры или ответственные за национальное образование дали нам свой ответ.


Дети процессора

Если дети PlayStation испытывают меньше почтения к иерархии, какими же служащими и работниками они станут? Когда кто угодно может послать электронное письмо своему начальнику, когда информация принадлежит всем благодаря Интернету, этим внутренним сетям предприятия, такое предприятие с пирамидальной структурой, со своим недосягаемым генеральным директором и своими маленькими начальниками, чья власть зиждется на владении информацией, сотрясается до самых основ. Не так уж много времени прошло с тех пор, когда Жак Ширак срочно учился пользоваться Интернетом и водил дружбу с парижскими start up и можно было предположить, что деятельность молодой поросли заразит их старых коллег. Это было в 1999-м. Но галстуки вернулись, и Биржа сожгла то, перед чем она преклонялась. Больше никто не смеет сказать, что дети мультимедиа уничтожат иерархию, переосмыслят менеджмент или разовьют работу в Сети. Может быть, напрасно.

Пассивность по отношению к медиа, как бы там ни было, неприлична. Эта идея пришла из Соединенных Штатов, где те, кто еще не достиг пятнадцатилетия, несколько подзабыли о телевидении в пользу компьютера и Интернета: их потребление телепродукта понизилось до двух часов в неделю в течение пяти лет. Жестокое сравнение, долгое время бывшее очень модным за океаном, иллюстрирует эту перемену. С одной стороны поколение «сидячих картофелин»: тучный пятидесятилетний мужчина, развалившийся в кресле, загипнотизированный телеэкраном, погрузивший свои жирные руки в огромный пакет с чипсами. Напротив — поколение Интернета: молодой человек, сидящий за компьютерным столом, устремленный к монитору с увлеченным видом, в одной руке — чашка кофе, в другой — компьютерная мышь. Чудное виденье, не так ли?

Чудным также представляется утверждение группы американских и английских психологов, которые заявили, с разницей в несколько месяцев — им удалось доказать, что цифровые медиа обогащают юные мозги. По их


Введение

мнению, двигательные и когнитивные умения и навыки гораздо быстрее развиваются в интерактивном мире. Так что новое поколение превзойдет предыдущее не только в росте: средний IQ кибердетей вырос на пятнадцать пунктов за десять лет. Иначе говоря, игра — это не потерянное время, а продуктивное! Вот только игра не является единственной причиной, ответственной за этот рост среднего умственного коэффициента. Но уверенность в том, что она его не понижает, уже стала бы большим шагом, когда многие детские психиатры утверждают, что, мешая детям гулять и отпускать на волю свое воображение, электронные игры сокращают их способность к творчеству.

Сам мобильный телефон, который только начинают подозревать в опасности для нашего здоровья — мы увидим в главе 12, что наименее встревоженные из экспертов рекомендуют все-таки остерегаться влияния волн на детей, — меняет нашу психологию. После терактов 11 сентября американский школьник, чей брат погиб в одной из башен Всемирного торгового центра, не переставая набирал его номер, чтобы послушать голос на автоответчике. Он оставил ему десятки посланий. Сегодня вы умираете не в тот момент, когда перестало биться ваше сердце, но когда ваш телефон отключают. Присутствие мобильного телефона успокаивает нас, как любимая игрушка, даже когда связь иллюзорна, когда мы не звоним. Дети мобильника, с которыми можно связаться всегда и всюду, которые носят свой дом с собой, будут ли они иметь то же чувство дистанции, отсутствия или личного пространства, как старшие, выросшие с недвижимым телефоном, а то и вовсе без него?

Если по некоторым вопросам и наблюдается какое-то единодушие, по крайней мере среди специалистов, споры на другие темы далеки от разрешения. Например, тот, что касается будущего французского языка. Язык Мольера будет в скором времени сведен к языку SMS, официальной идиоме мобильных? «Че, дурак» и «Я 1 внуЗ» заменят «Мой дорогой, вас нет дома?». Если академики негодуют, практические умы испытывают радость при виде того, что новое


Дети процессора

поколение обрело вкус к написанному слову (пусть даже урезанному, замученному, перебиваемому гримасничающими мордочками) и переписке (пусть электронной или в форме SMS). Не важно, что они нашли общий язык с одноклассницей благодаря SMS-ке, главное, они его нашли!

Как уже было сказано, в силу того что эта тема мало изучена, серьезные исследования и достоверная статистика — редкость в этой области, а многие вопросы далеки от окончательных ответов, в нашей работе мы в основном опирались на интервью с экспертами, психотерапевтами, социологами и на свидетельства пользователей или причастных лиц (преподавателей, родителей...). Все, от министров Ксавье Дарко или Джека Ланга до профессора Коппенса, специалиста по доисторическим обществам, были увлечены этой темой, представляющей настоящий общественный вызов. Мы также уделили особое внимание Соединенным Штатам, поскольку американское общество, с его несколькими годами технологического преимущества, являет собой, несмотря на свои особенности, непревзойденную лабораторию.

С момента появления новых технологий интеллектуалы рвут друг друга на части. С одной стороны оборону держат профессионалы подозрения, которые усматривают в каждом устройстве новый смертельный удар, направленный на свободу личности и коллективную культуру. С другой стороны — технологические пророки и другие просвещенные идеологи, для которых прогресс всегда движется в единственном направлении — в правильном. Эта книга претендует, по меньшей мере, на то, чтобы предоставить читателю не только максимально объективную информацию, но и конкретные ответы. Превратить каждую из предполагаемых опасностей или благодеяний видеоигр, Интернета или мобильного телефона в часть реальности и вероятности, доказанного и гипотетического. Иначе говоря, оценить воздействие технологий на неокрепшие умы сегодняшний детей с тем, чтобы набросать портрет завтрашних взрослых. И общества, совершенно иного, которое они нам готовят.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: