double arrow

Понятие науки и история формирования

Наука является одним из типов социокультурного творчества исторического субъекта, специфической деятельностью людей с целью получения объективных знаний об окружающей реальности (скрытой и явной), включая и самого человека. Именно знания являются главным результатом научного постижения мира как мысленного моделирования действительности (интеллектуального, понятийного и концептуального). Вместе с тем, производство знаний в процессе высокоорганизованной и высокоспециализированной научной деятельности не является для общества самодостаточным. Оно необходимо для обеспечения, поддержания и развития всех сфер жизнедеятельности людей.

Однако, не всякое знание является научным. Знания приобретаются людьми в самых разнообразных сферах жизнедеятельности:в обыденной жизни, политике, искусстве, ремесле и т.д. Но во всех этих сферах знания не являются главной целью, важнее – их применение и использование.

Продуктом научной деятельности, кроме знаний (научных и ненаучных, рациональных и иррациональных, объективных и субъективных, истинных и ложных), являются методология и методы, приборы и инструменты, стиль жизнедеятельности, формы организации и так далее. Непосредственными целями научной деятельности являются описание, объяснение, предсказание явлений и процессов действительности. Результаты научной деятельности могут быть представлены в виде теоретических описаний, заключений и предположений, формул, измерений, схем, сводок экспериментальных и справочных данных и так далее.

Решающим фактором оценки научности знаний является их объективность и универсальность. В одинаковых условиях действие научных законов должно давать одинаковые результаты. Вариативность результатов не отменяет закон, а лишь указывает на особый характер его проявления.

Важнейшим отличительным признаком научного знания является его систематизированность. К структурным элементам научного знания относятся факты, закономерности, гипотезы, аксиомы, теории, концепции и научная картина мира.

Существенной характеристикой научного знания является его интерсубъективность. По сравнению с искусством, где любое произведение органически связано с конкретным автором, в науке, несмотря на то, что многие законы, теории, концепции, открытия и изобретения называются по имени ученого, они все равно были бы открыты, исследованы, созданы и изобретены. Если искусство – это «мышление в образах», то наука – «мышление в понятиях». Искусство посредством художественных образов отражает жизнь, реальность, создает эстетические ценности, воспитывает чувство прекрасного. В науке «генетически» заложено стремление к логическому, максимально обобщенному, объективному знанию о мире и человеке. Искусство опирается на чувственно–образную сторону творческих способностей человека, а наука – на понятийно–интеллектуальную. Наука отличается от искусства своеобразным сочетанием интуиции и рациональности. Она не останавливается на уровне образов, а доводит наблюдаемое до уровня теории и исследования. В отличие от других видов предметной деятельности, где результат известен заранее, наука дает постоянное приращение знаний, и ее результат принципиально нетрадиционен.

Науку из других видов деятельности людей выделяют специфические, присущие только ей методы. К методам научного познания относятся: индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, идеализация, аналогия, гипотеза, объяснение, описание и другие. От мифологии наука отличается тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а к формированию законов развития природы и общества, предполагающих эмпирическую проверку.

Научное знание, наука и научная культура, техника и технология прошли сложную и разностороннюю эволюцию. Существуют различные виды периодизации истории науки и техники. Проблема периодизации заключается в соотношении общих тенденций и закономерностей эволюции человеческого общества с пониманием исследователями сущности науки и техники. При всей условности периодизация выполняет задачи структурирования фактического исторического материала в хронологической последовательности. Порой в исторических исследованиях трудности возникают уже на этапе определения хронологических рамок периодов.

На основе классификации науки выделяются три этапа ее развития, кроме того, данные периоды не имеют четких хронологических границ.

1 этап: нерасчлененная наука древности.

2 этап: дифференциация науки в XV–XVIII веках (аналитическое расслоение знаний на обособленные отрасли: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социальные науки).

3 этап: интеграция науки в XIX–XX веках (соединение наук в единую систему знаний, появление новых направлений). Периодизацию истории науки можно представить и с точки зрения эволюции научного знания и становления науки как социокультурного явления.

Момент возникновения науки до сих пор является дискуссионным. В эпоху существования древних цивилизаций (Древний Египет, Шумер, Древний Китай и другие) начали формироваться первые системы рационального знания. Создавались общие методологические механизмы формирования астрономических, математических, филологических и медицинских знаний. Шумерами был создан свод знаний, который можно интерпретировать как систему с установлением причинно–следственных связей важнейших явлений. Кроме того, эти знания были мало связаны с магией, культом и астрологией. Было создано светское школьное образование, для целей которого и систематизировались знания в форме «учебных пособий» – глиняных дощечек. Составлялись пособия в виде таблиц по математике, астрономии, медицине, праву, ботанике, минералогии, химической рецептуре и так далее. Но в древних цивилизациях систематизация научных знаний в значительной мере имела случайный характер. Древние цивилизации создали условия для возникновения античной науки, научной культуры и мышления.

В конце XIX века известный французский историк естествознания Поль Таннери обосновал понятие «древнегреческая наука», а в 30–е годы XX века отечественный исследователь античной политической истории, философии и общественной мысли Соломон Яковлевич Лурье – понятие «античная наука». Уже более двух тысяч лет наука создается сообществами ученых, формируется в условиях развития отношений ученого и действительности, а также отношений ученых между собой. Именно в античную эпоху формируются структура, методы, проблемы и язык, присущие современной науке. В частности, в эллинистический период происходил процесс дисциплинарного дробления (дифференциации) «единой науки» древности. Обособились такие науки, как математика, астрономия, география, логика, психология, ботаника, зоология, этика, поэтика и другие. В целом античная наука была комплексной и связана с мифологией.

В средние века (включая и эпоху Возрождения), несмотря на влияние религиозной догматики, продолжалось поступательное развитие науки в направлении дальнейшего дисциплинарного и организационного оформления. С конца XII века наиболее популярные европейские школы стали преобразовываться в университеты (studiumgenerale и universitas). Главной причиной их создания была необходимость профессионального (цехового) лицензирования интеллектуальной деятельности – организация корпораций преподавателей и студентов. Научная деятельность становилась профессиональной. Значением эпохи Возрождения является системное разрушение старого «Космоса», создание новых принципов «конструирования» мира (нового «Космоса»). Меняется место человека – художника, мыслителя и инженера («универсальная личность»).

XVII век общепризнанно считается временем возникновения современной науки – классического естествознания – во взаимосвязи всех составляющих: теоретического знания, его логического обоснования и математического описания (язык), экспериментальной проверки и самопроверки. Сформировалась и стала автономной социальная структура науки с сетью коммуникаций и общественным применением. В науке появились свои нормы и правила поведения. Создаются профессиональные научные организации (академии), печатные органы и т.д. Благодаря деятельности Кеплера, Галилея, Бэкона, Декарта, Ньютона и других ученых получила завершение новая модель мира.

В течение XVIII–XX веков наука развивается в условиях научно–технической революции. XVIII век – век Просвещения, период осмысления Ньютонова наследия. XIX век – век промышленной революции. XX век – век научно–технического прогресса. Происходит сближение науки и техники, науки и производства. Неуклонный рост научно–технических изобретений, сокращение времени между изобретением и его внедрением к началу XX века привели к созданию нового уровня «второй природы», институализации технического знания и технического образования. Выделилась основная схема дисциплин:

– в научном развитии: физика, химия, биология, генетика, космические исследования, гуманитарныенауки и другие;

– в техническом развитии: энергетика, транспорт, связь, технологии машинного производства, электроника;

– в научно–техническом развитии: компьютерные и информационные технологии.

В настоящее время научное обоснование становится целесообразным и необходимым во всех сферах жизнедеятельности человека. Наука стала венцом и образцом рациональности. Основой для развития науки являются деятельность человека, его опыт, цель по освоению и обустройству окружающего мира и творчество в научной сфере.

Современное развитие науки ведет к дальнейшему преобразованию всей системы жизнедеятельности людей. Особо впечатляет ее воздействие на развитие техники и новейших технологий, воздействие научно–технического прогресса на жизнь общества. Наука и техника постоянно открывают перед человеком новый мир и новые возможности существования в нем, а в этом мире – новую близость к природе. В современном мире для человека существуют новые возможности, расширение знаний о мире и самом себе.

В настоящее время наука и техника, выполняя функцию средства человеческой деятельности, интегрируют в себе основные сферы этой деятельности человека: материальную, духовную, художественную и научную. Они все более активно и масштабно воздействуют на социальные процессы и самого человека, формируя его сознание и поведение, ценности и традиции общества.

Классификация наук

В разные периоды предпринимались попытки классификации наук. Сейчас принято делить науки на 3 группы: технические; общественные и гуманитарные; естественные.

Технические науки – это науки для техники, а не для человека. Важные технические изобретения были сделаны до становления экспериментального естествознания (например, телескоп, созданный Галилеем для решения научных проблем, сам является результатом развития научного знания, геометрической оптики и учения о перспективе; микроскоп, многие большие архитектурные проекты). Хотя многие естествоиспытатели использовали технический опыт, существом переворота в научном естествознании стал новый подход к этому опыту как к идеализированному эксперименту, опирающемуся на построение идеальных моделей и точный математический расчет, что отсутствовало на донаучном этапе развития техники, с опорой на случайные эмпирические находки.

Технические науки это науки о компромиссах, так как невозможно абсолютно строго учесть все факторы, участвующие в конкретном процессе, к тому же, почти всегда, приходится искать решение между несколькими взаимопротиводействующими свойствами системы или материалов, а, также учитывать допуски на точность изготовления реальных деталей и точность выдерживания свойств реальных материалов, используемых при изготовлении устройств. Наука, опираясь в своем развитии на совершенствование технических средств и инструментов, представляет собой попытки исследовать и систематизировать способы и методы, посредством которых функционирует техника.

К техническим наукам относятся авиационная наука и техника, ракетостроение и космонавтика, электроэнергетика, гидроэнергетика, теплоэнергетика, ядерная энергетика, ветроэнергетика, техническая кибернетика, машиноведение и технология производства машин.

Общественные и гуманитарные науки – это совокупность наук, изучающих различные аспекты жизни человеческого общества. Среди них, в первую очередь, следует выделить историю – комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Она состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов; подразделяется на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую, новейшую историю. По отраслям различают экономическую, военную история и т.п., историческую географию, историографию и др. Изучается на базе исторических источников, с помощью источниковедения специальных и вспомогательных исторических дисциплин, специальных исторических наук: археологии, этнографии, антропологии и др. История различных сторон культуры, науки и техники изучается историческими разделами соответствующих наук (история математики, история физики и т.д.) и видов искусства (история музыки, история театра и т.д.).

Другая общественная наука – социология,– наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым. В отличие от утопических теорий, умозрительно конструирующих образцы идеального общества, социология ориентирована на изучение, с помощью многообразных научных методов, реально существующих общественных отношений, на предвидение тенденций их развития с целью использования полученного знания для управления социальными процессами.

Гуманитарные наукиисследуют явления культуры в различных их проявлениях и развитии, изучают человека в сфере его умственной, нравственной и общественной деятельности: философия, психология, этика, история, история литературы и искусств, и др. Научно–исследовательская деятельность в области социальных и гуманитарных наук – систематическая и творческая деятельность, задачей которой является расширение или улучшение полученных знаний о человеке, культуре и обществе, включая их использование для решения социальных и гуманитарных проблем.

Естественные науки – совокупность наук о природе. Традиционно естественными науками считаются: математика, физика, химия, биология, науки о Земле, науки о человеке как социально–биологическом существе. Образование естественных наук, имеет целью подготовку специалистов в области естественных наук – биологии, геологии, географии, физики, астрономии, химии, математики и др.

Объяснение явлений природы, знание её основных законов способствуют наиболее рациональному использованию этих законов в интересах развития современного общества, а также формированию материалистического мировоззрения. Различают общее и специальное естественнонаучное образование. Систематическое изучение и познание основ естественных наук и отдельных наиболее общих законов природы осуществляются в средней общеобразовательной школе, начиная с младших классов (изучение основ биологии, химии, физики, математики, астрономии, географии даёт школьникам общие представления о различных формах движения материи, о законах развития природы и др.). Общее образование естественных наук получают учащиеся профессионально–технических и средних специальных учебных заведений, студенты вузов независимо от избранной специальности.

Специальное естественнонаучное образование (подготовка специалистов в области естественных наук для ряда отраслей народного хозяйства, науки и просвещения) осуществляется в университетах, педагогических, сельскохозяйственных, медицинских, геологоразведочных, а также в некоторых технологических и технических высших и средних специальных учебных заведениях.

Научное исследование

Научное исследование является формой существования и развития любой науки. Научно–исследовательская деятельность – это такая деятельность, которая направлена на получение новых знаний и их практическое применение. Несмотря на то, что науки классифицируются в зависимости от сферы познания, предмета и метода познания, основы научных исследований составляют неотъемлемую часть любой науки.

Понятием «научное исследование» определяется деятельность, которая направлена на всестороннее изучение исследуемого объекта, явления или процесса, их внутренней структуры и связей, получение на этой основе и внедрение в практику полезных результатов для человеческого существования.

Процесс научного исследования в норме должен подчиняться определённому порядку:

1. Выявление противоречия в научном знании и постановка проблемы.

2. Определение объекта, предмета, цели и задач исследования

3. Выдвижение рабочей гипотезы и эмпирических гипотез.

4. Теоретическое обоснование и описание.

5. Планирование исследования.

6. Проведение исследования.

7. Проверка гипотез на основе полученных данных.

8. В случае опровержения старой – формулирование новой гипотезы.

Ошибкой является такое изменение этого порядка, когда сначала проводится исследование, а потом формируется гипотеза, цель и задачи. Эта ошибка приводит к обесцениванию результатов исследования. Во–первых, боязнь неподтверждения гипотезы является необоснованной, т.к. опровержение гипотезы порождает такое же научное знание, как и её подтверждение. Во–вторых, творчество исследователя как раз и заключается в построении теоретической модели, которую потом подвергают проверке. Формулируя гипотезу на основе уже проведённого исследования, автор лишает свою работу творческого начала. В–третьих – уверенность исследователя в том, что гипотеза в любом случае будет подтверждена лишает его критической мысли, заставляя использовать «правильные» научные источники. И, наконец, в–четвёртых, пропуск этапа планирования приводит к тому, что при интерпретации данных вскрывается недостаток необходимых данных.

Существуют общие для всей науки типы исследований. В Федеральном Законе «О науке и государственной научно–технической политике» от 23.08.1996 г. даны понятия основных видов научных исследований, к которым относятся фундаментальные, прикладные исследования и научно–технические разработки.

Фундаментальные исследования это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды. Они направлены на познание реальности без учета практического эффекта от применения знания.

Прикладные исследования – это исследования, направленные на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Они проводятся в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

Научно–техническая деятельность – это деятельность, направленная на применение полученных новых знаний для решения конкретных проблем.

Если исследования проводятся в рамках отдельной науки, их принято называть монодисцилинарными.

Междисциплинарные исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин.

Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.

Однофакторное, или аналитическое, исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

По цели проведения исследования можно разделить на несколько типов:

Поисковые исследования проводятся с целью решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Иногда аналогичные исследования называют исследованиями «методом тыка»: «Попробуем так, может, что–то и получится». Научные работы такого рода направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области.

Критические исследования. Они проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.

Уточняющее исследование. Это самый распространённый вид исследований. Их цель – установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.

Воспроизводящее исследование. Его цель – точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование – основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.

Приведённые классификации исследований призваны облегчить путь учёного к цели исследования. С одной стороны, учёный ставит себя в строгие рамки типа и вида исследования, с другой стороны получает возможность наиболее глубоко проработать свою проблему, т.к. за каждым типом исследования стоит огромный ряд конкретных методов.

Фундаментальное исследование требует применения аналитических методов. Целостность и масштабность фундаментальных работ делает их малопригодными для решения конкретной практической проблемы, однако сама постановка проблемы требует обращения к фундаментальным знаниям.

Прикладные исследования всегда проводятся в рамках уже существующей теории или нескольких теорий. Результатом таких исследований являются сведения об эффективности различных методов решения проблем, прогностические выводы, нормативные данные по конкретной выборке людей и другие данные, касающиеся решения конкретной задачи, проблемы.

Комплексные исследования необходимы в случае неясности структуры изучаемого объекта. В этом случае строится теоретическая модель структуры, затем все её компоненты проверяются на достоверность, после чего модель уточняется. Так, объектом комплексного исследования может стать ценностно–мотивационная сфера личности, структура семейных отношений, особенности взаимодействия в группе. Как видим, в приведённых примерах нет ясного указания на то, что исследовать (не выделен предмет), а лишь указана сфера исследования. В таком случае перед исследователем стоит задача найти такое оптимальное количество параметров (факторов, особенностей), которое позволит без значимых потерь описать структуру изучаемого объекта.

Однофакторные исследования направлены на изучения одного фактора, явления. Чаще всего этот фактор является неделимым (целостным). К примеру, можно исследовать роль установки при запоминании, влияние особенностей темперамента на успешность в бизнесе и т.д. Однофакторные исследования требуют большой аналитической работы, так как, чтобы доказать значимость изучаемого фактора и выдвинуть какие–либо первичные положения, необходимо проанализировать очень много особенностей взаимодействия этого фактора с другими.

Типичной ошибкой многих начинающих исследователей является непонимание масштаба их работы. Так, в однофакторном прикладном исследовании может вдруг обнаружиться «теоретическая часть», напоминающая по объему учебник, в комплексном исследовании «рациональная» мысль может свести причину всего сущего к одному–двум факторам либо наоборот – может быть взято слишком много факторов. Междисциплинарное исследование требует также и междисциплинарного мышления. Выбор вида исследования по его цели является важным шагом. Критические исследования требуют досконального изучения объекта критики. Сама суть научного знания – его опровержимость, делает критическое исследование очень важным в процессе научного поиска. Воспроизводящее и уточняющие исследования являются основой всей науки и способствуют её постепенному и закономерному развитию.

Порядок научного исследования предполагает чёткое определение компонентов научного аппарата, таких как проблема работы, актуальность, объект, предмет, гипотеза и т.д.

Проблема исследования – теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Проблема является основой всей работы. Следовательно, нужно четко, ясно, корректно сформулировать проблему. Она может быть осознана в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п.

Этот вопрос должен соответствовать двум критериям:

– Объективность. Возникновение проблемы должно быть продиктовано объективными факторами.

– Значимость. Проблема должна иметь теоретическое или прикладное значение для науки.

Формулировка проблемы научного исследования – это, по сути, кристаллизация замысла научной работы. Поэтому правильная постановка проблемы – залог успеха. Чтобы верно обнаружить проблему, необходимо понять, что уже разработано в выбранной теме, что слабо разработано, а чего вообще никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы.

Проблема – это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы.

Актуальность работы – одно из основных требований, предъявляемых к научной работе. В обосновании актуальности определяется уровень изученности избранной проблемы, указывается степень ее новизны для современной науки, дается краткий обзор истории исследований в русле данной проблемы. Здесь же выделяется именно та часть проблемы, которая еще не получила должного освещения в науке, но имеет большое значение для раскрытия психологических механизмов и закономерностей проблемы в целом.

Определить актуальность темы – означает также подчеркнуть ее связь с важными аспектами тех или иных социальных проблем современности, решению которых может способствовать ее исследование.

Обоснование актуальности темы должно соответствовать следующим конкретным требованиям: во–первых, должны быть кратко освещены причины обращения именно к этой теме именно сейчас; во–вторых, должна быть раскрыта актуальность обращения к этой теме применительно к внутренним потребностям науки – объяснить, почему эта тема назрела именно сейчас, что препятствовало адекватному раскрытию ее раньше, показано, как обращение к ней обусловлено собственной динамикой развития науки, накоплением новой информации по данной проблеме, недостаточностью ее разработанности в имеющихся исследованиях, необходимостью изучения проблемы в новых ракурсах, с применением новых методов и методик исследования и т.д.

Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение, во–первых, отвечает насущной потребности практики, а во–вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.

Объект – это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как–то проявляет свою отделенность от окружающей его среды. Объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения.

Предмет – это свойства, стороны, отношения, особенности, процессы данного объекта, которые выделяются для изучения. Таким образом, в одном и том же объекте может быть выделено множество предметов исследования.

Определение предмета исследования означает и установление границы поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленении и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими научными средствами и методами.

Точное определение предмета избавляет исследователя от заведомо безнадежных попыток «объять необъятное», сказать все, притом новое об объекте, имеющем в принципе неограниченное число элементов, свойств и отношений. Формулирование предмета исследования – результат учета задач, реальных возможностей и имеющихся в науке эмпирических описаний объекта, а также других характеристик исследования.

Цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. По существу, в цели формулируется общий замысел исследования. Поэтому она должна быть сформулирована кратко, лаконично и предельно точно в смысловом отношении. Как правило, определение цели позволяет исследователю окончательно определиться с названием своей научной работы, ее темой.

Задачи – действия, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Важно выстроить такую последовательность задач, которая позволяла бы определить «маршрут» научного поиска, его логику и структуру.

В научных работах задачи ставятся как перед теоретической частью, так и перед эмпирической. Для теоретического анализа ставятся задачи типа «Раскрыть содержание понятия...», «Определить структуру феномена...» и т.п. Задачи эмпирического исследования формулируются примерно так: «Установить зависимость...», «Разработать и апробировать методику...», «Изучить влияние... на развитие...» и т.п.

Гипотеза – это предположение о фактах, связях, принципах функционирования и развития явлений, не имеющих эмпирического или логического обоснования, или обоснованных недостаточно.

Гипотеза не может быть истинной или ложной, поскольку утверждение, содержащееся в ней, носит проблематичный характер. О гипотезе можно говорить лишь как о корректной или некорректной по отношению к предмету исследования.

По масштабу применения гипотезы разделяют на:

1. Рабочая гипотеза– отражает основное содержание исследования, которое выводится из общих знаний и теорий и служит в качестве руководства для более глубоких размышлений.

2. Эмпирические гипотезы– конкретизация общих для данного исследования гипотез. Эти гипотезы являются частными следствиями рабочей гипотезы.

3. Статистические гипотезы – гипотезы, сформулированные в терминах математической статистики. Служат для организации сравнения и обработки полученных данных. Наличие этой гипотезы обязательно, так как она организует процесс статистической обработки данных так же, как гипотеза исследования организует процесс исследования. При проверке статистических гипотез используются два понятия: Н1 (гипотеза о различии) и Н0 (гипотеза о сходстве). Как правило, ученый ищет различия, закономерности. Подтверждение первой гипотезы свидетельствует о верности статистического утверждения Н1, а второй – о принятии утверждения Н0 – об отсутствии различий.

Виды гипотез можно разделить на гипотезы о наличии:

а) явления;

б) связи между явлениями;

в) причинной связи между явлениями.

Отличаясь от предположения, гипотеза должна соответствовать следующим методологическим требованиям: логической простоты и непротиворечивости, вероятности, широты применения, концептуальности, научной новизны и верификации.

Первое требование – логической простоты – предполагает, что гипотеза не должна содержать в себе ничего лишнего. Ее назначение – объяснять как можно больше фактов возможно меньшим числом предпосылок, представлять широкий класс явлений, исходить из немногих оснований. Часто излишним является некое предварительное вступление перед формулировкой гипотезы: в результате констатирующего эксперимента сделано предположение, что, в результате предварительного изучения указанной проблемы и анализа предмета исследования выдвинута гипотеза... и т. п.

Требование логической непротиворечивости расшифровывается следующим образом: во–первых, гипотеза есть система суждений, где ни одно из них не является формально–логическим отрицанием другого; во–вторых, она не противоречит всем имеющимся достоверным фактам, в–третьих, соответствует установленным и устоявшимся в науке законам. Однако последнее условие нельзя абсолютизировать, иначе оно станет тормозом для развития науки.

Требование вероятности гласит, что основное предположение гипотезы должно иметь высокую степень возможности ее реализации. Иначе говоря, гипотеза может быть и многоаспектной, когда помимо основного предположения имеются и второстепенные. Некоторые из них могут и не подтвердиться, но основное положение должно нести в себе высокую степень вероятности.

Требование широты применения необходимо для того, чтобы из гипотезы можно было бы выводить не только те явления, для объяснения которых она предназначена, но и возможно более широкий класс других явлений.

Требование концептуальности выражает прогностическую функцию науки: гипотеза должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозировать дальнейшее развитие теории.

Требование научной новизны предполагает, что гипотеза должна раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми.

Требование верификации означает, что любая гипотеза может быть проверена. Как известно, критерием истины является практика. Наиболее убедительны те гипотезы, которые проверяются опытно–экспериментальным путем, но возможен также вариант логических операций и умозаключений.

Опираясь на эти требования можно сформулировать ряд практических рекомендаций для описания гипотезы исследования:

• она не должна включать в себя слишком много предположений (как правило, одно основное, редко больше);

• в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

• при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений;

• гипотеза должна быть адекватным ответом на поставленный вопрос, соответствовать фактам, быть проверяемой и применимой к широкому кругу явлений;

• требуется безупречное ее стилистическое оформление, логическая простота;

• соблюдение преемственности с уже имеющимся знанием.

Научная новизна – это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Чаще всего научная новизна сводится к так называемому элементу новизны. Элементы новизны могут присутствовать как в теоретических положениях (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т.д.), так и в практических результатах (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т.д.)

Научная новизна может заключаться в уточнении данных о каком–либо объекте, определении структуры какого–либо процесса и критериев его оценки, в выявлении зависимости между исследуемыми переменными, а также в разработке средств влияния на развитие каких–либо свойств, качеств и т.д.

Практическая значимость работы может состоять в разработке системы коррекционной работы, программы формирования какого–либо качества, методики диагностики отдельных качеств, свойств, состояний, в разработке конструкции, технологии, рекомендаций и т.д.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: