Товар как средство удовлетворения потребностей

В теории маркетинга товар рассматривается как средство, при помощи которого можно удовлетворять конкретные потребности.

Товары - это продукт деятельности, предложенный на рынке для продажи по определенной цене и пользующийся спросом по этой цене как удовлетворяющий потребность. Основными составляющими товара являются (рис. 1.1):

• набор физических и потребительских свойств;

• сопутствующие товары (шнурки для ботинок, дискеты для компьютеров и т. д.);

• марочное название;

• качественная упаковка;

• сопутствующие услуги;

• гарантии

Удовлетворению потребностей покупателей служит огромное множество разнообразных товаров. Для их систематизации используются различные классификационные признаки. Прежде всего по общему назначению выделяются товары потребительские и производственного назначения.

Потребительские товары — это товары, приобретаемые для удовлетворения личных потребностей конечных потребителей, семейного или домашнего использования.

Товары производственного назначения предназначены для использования в производстве других товаров.

Обе представленные группы товаров могут далее классифицироваться по другим признакам. В соответствии с характером потребления среди потребительских товаров выделяют:

- товары краткосрочного использования, полностью расходуемые за один или несколько циклов употребления (например, продукты питания, моющие средства, косметика и др.);

- товары длительного использования, служащие в течение длительного периода (например, бытовая техника, мебель, одежда и др.);

- услуги — действия, приносящие человеку пользу или удовлетворение (основное отличие услуг от товаров определяется их характеристиками: неосязаемость, неразрывность производства и потребления, неоднородность или изменчивость качества, неспособность к хранению).

Второй принцип классификации потребительских товаров учитывает поведение потребителя, его привычки в потреблении. В соответствии с ними выделяют:

- товары повседневного спроса — те, которые покупаются часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение (средства гигиены, канцелярские принадлежности, многие продукты питания, хозяйственные мелочи и т.д.). Среди товаров повседневного спроса особое место занимают товары импульсной покупки (приобретаются без предварительного планирования и поиска, под воздействием минутного желания, например, журналы, жевательная резинка и др.) и товары для экстренных случаев (покупаются при возникновении острой потребности в них, например, лекарственные препараты, зонтики);

- товары тщательного выбора — те, приобретение которых обычно заранее планируется, при этом потребитель сравнивает их между собой по показателям пригодности, качества, цены, внешнего оформления. Примерами могут служить одежда, мебель, электробытовые машины и приборы и т.д.;

- товары особого спроса — товары, которые либо действительно обладают специфическими, уникальными, особыми характеристиками (предметы роскоши, драгоценности, особо модные товары), либо ассоциируются с названиями известных производителей. На их приобретение потребитель готов потратить больше средств и усилий, чем на покупку товаров аналогичного назначения, но не являющихся, по его мнению, «особенными».

Товары производственного назначения в зависимости от степени их участия в процессе производства подразделяются на:

- основные материалы — сырье (сельскохозяйственное и природное), полуфабрикаты (стандартные и специализированные), детали (стандартные и специальные);

- капитальное имущество (основные фонды) — здания и сооружения, основное оборудование;

- вспомогательное оборудование, включая производственное (приборы, инструменты, оснастка и т.п.) и конторское (мебель, оргтехника и т.п.);

- вспомогательные материалы (для технического обслуживания и ремонта, рабочие материалы — ветошь, бумага, карандаши и т.п.);

- деловые услуги (по ремонту, техническому обслуживанию, научно-технические, правовые, маркетинговые и т.п.).

Потребительские товары и товары производственного назначения требуют применения разных инструментов маркетинга. Так, например, товары повседневного спроса, с одной стороны, имеют стабильный постоянный сбыт, осуществляемый, как правило, по традиционным каналам, а с другой — мало подвержены ценовым колебаниям, поставляются на рынок многими конкурирующими предприятиями и их эффективная реклама — весьма трудное дело. Участники рынка стандартных полуфабрикатов ориентируются прежде всего на цены, надежность поставок, сервисные услуги и качество. Специфика маркетинга капитального имущества связана, как правило, с индивидуализацией учета интересов потребителей, оказанием большого объема пред- и послепродажных услуг, широким применением техники личных продаж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: