Процесс обучения, его сущность, функции

Характеристика категорий: знания, умения, навыки. Компоненты процесса обучения. Основные этапы процесса обучения.

Обучение – это целенаправленный управляемый процесс, взаимодействия учителя и ученика, направленный на реализацию трех дидактических целей – обучить. Основой обучения следует считать учение, объектом обучения является ученик. Обучающий - учитель (преподаватель), который различными средствами педагогического воздействия оказывает влияние на психику обучаемых, развивая ее, формирует у них определенные знания, навыки и умения. Обучаемые - дети и взрослые люди, которые, отражая в своем сознании учебный материал, активно реагируют на воздействия преподавателя, овладевая при этом определенными знаниями, навыками и умениями. Обучение как процессуальное явление имеет все свойства диалектического развития, свои механизмы, движущие силы и функции. Следует различать понятия «учебный процесс» и «процесс обучения» Процесс обучения - специально организованная и смоделирована познавательная деятельность, охватывающая преподавания учителя и учения учащихся. Учебный процесс - ход обучения, охватывающая все компоненты: преподавателя, ученика, методы, приемы, формы и средства, материально-техническое обеспечение и др. Сущность процесса обучении – это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся. Одним из главных процессов является процесс обучения. Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:

1) образовательная – дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки;

2) развивающая – это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер;

3) воспитательная – формирует эстетическую культуру, морально-нравственную сферу;

4) социальная – формирование личности ребенка, отвечающая социальному обществу;

5) валеологическая – функция здорово сбережения;

6) функция социальной защиты или ф-я пед. поддержки;

Основными понятиями процесса обучения явл-ся: знания, умения, навыки. (ЗУН)

Знание - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.д.)

Умение - это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.

Навык - составной элемент умения, автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства

Вструктуре процесса обучения выделяет следующие компоненты (Ю.К. Бабанский ):

1) целевой;

2) стимулирующе-мотивационный;

3) содержательный;

4) операционно-действенный;

5) контрольно-регулировочный;

6) оценочно-результатовный.

Эти компоненты отражают весь процесс взаимодействия педагога и обучаемых от постановки цели обучения до анализа его результатов.

Целевой компонент процесса обучения представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета). Цели и задачи процесса обучения определяются социальным заказом, уточняются на основе требований государственных образовательных стандартов, программ, уровня подготовленности обучаемых и материально-технической базы учебного заведения.

Стимулирующе-мотивационный компонент процесса обучения отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности, интересов.

Содержательный компонент процесса обучения - это содержание обучения, определяемое государственными образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями.

Операционно-действенный компонент процесса обучения отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства.

Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых с целью установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения.

Оценочно-результативный компонент процесса обучения объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности. Все компоненты процесса обучения тесно взаимосвязаны между собой.

Все компоненты учебного процесса необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации й обучения, в процессе которого необходим текущий контроль и регулирование. Наконец, все компоненты в совокупности своей обеспечивающих определенный результат.

В процессе обучения выделяют четыре основных этапа процесса обучения:

-восприятие учебного материала, подлежащего усвоению;

-осмысливание учебного материала, образование понятий;

-закрепление и совершенствование знаний, образование умений и навыков;

-применение на практике полученных знаний, умений и навыков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: