Философия истории: методологические проблемы

 

 

Философия истории рассматривает проблемы связанные со смыслом и предназначением истории, о том, что такое прогресс и его критерии, проблема отношения культуры и цивилизации. Философия истории – один из фундаментальных блоков социальной философии. Тематика философии истории требует отдельной глубокой проработки.

Философия истории как особый предмет изучения общества была изучена Г.Гегелем. Гегель глубоко и последовательно соединил философию и историю. Им была разработана концепция всемирной истории движущей силой которой является разум. Гегель – первый из философов дал попытался осмыслить ход истории и дать ему оценку. Гегель указывал: «Единственной мыслью, которую привносит с собой философия, является та простая мысль разума, что разум господствует в мире, так что, следовательно, и всемирно-исторический процесс совершался разумно. Это убеждение и понимание являются предпосылкой по отношению к истории как таковой вообще; в самой философии это не является предпосылкой. Путем умозрительного познания в ней доказывается, что разум является как субстанцией, так и бесконечною мощью; он является для самого себя бесконечным содержанием всей природной и духовной жизни, равно как и бесконечной формой, - проявлением этого ее содержания».1

Впервые о необходимости философии истории говорит средневековый мыслитель Аврелий Августин. Проблематика философии истории формируется в эпоху Французского Просвещения. Термин «философия истории» употребляет Вольтер. Под философией истории он понимал совокупность философских размышлений об исторических событиях вне какого-либо теоретического, философского метода. Отличие истории как описания событий и истории как особого знания, использующего теоретические методы впервые было обосновано Ж-Ж. Руссо. Ранее, Дж. Б. Вико отделил эмпирическую историю от истории постигаемую с помощью «новой науки».

Аврелий Августин в своем трактате «О граде божьем» впервые делает предметом философских размышлений развитие человечества как единого. Опираясь на Библию, Августин соединяет библейскую историю с историей народов Средиземноморского региона. Главная тема размышления над историей - провиденциализм. Провиденциализм - (от лат. providentia – провидение). Понимание истории, в которой движущей силой является воля Бога. В истории осуществляется заранее предусмотренный божественный план. Бог обладает властью не только над явлениями природы, но и на жизнь отдельного человека, а так же на коллективные формы жизни человека. Различные проявления человеческой коллективной жизни составляют ход истории. Ход истории Августин объясняет с помощью иррационального. История определена борьбой двух царств - божьего царства и земного царства. Ход истории определяется борьбой этих двух царств.

Неотъемлемой частью философских размышление Дж.Вико над историей становится представление о непрерывном развитии человеческого рода («поступательного движения наций»). Первым этапом исторического развития Вико считает «героический век». Это эпоха личной зависимости, мифологии эпоса. «Героический век» переходит в стадию «Нового века». Он характеризуется независимостью личности и рациональностью. Вико подвергает критике данную стадию, так как в ней теряется неповторимость и своеобразие культуры. Развитие цивилизации на стадии «Нового века» приводит к появлению нового варварства. Оно обусловлено варварством рассудка, варварством рефлексии. Характерная черта нового мира - лицемерие. Справедливость и нравственность можно гарантировать, если попытаться сохранить неповторимую культуру «героического века». Вико различает монархию, которая последовала после разложения родового строя, и первоначальную монархию «божественных времен (римских царей или греческих базилевсов). Должна быть установлена такая демократия, которая была бы высшим результатом культуры.

Философия CUIII века рассматривала историю в единстве с природой. Она пытается осмыслить историю и природу с помощью одних и тех же методов. Универсальной методикой здесь выступает разум. Вольтер формулирует концепцию философии истории, основные мысли которой он раскрывает в работе «Опыты о нравах». Развивается метод «философской историографии». Суть этого метода - создание метода исследования истории на основе «живых» событий истории. Так же как математика становится критерием научного знания, так и история становится образцом для изучения человека и культуры. Главной задачей становится освобождения от влияния теологии. Первую решающее обоснование философии истории предпринял Монтескье в трактате «Дух законов». Исторические факты изучаются ради постижения духа законов. Законы можно постичь только на материале истории. По мнению Монтескье нужно выработать образец изучения истории, который бы с помощью теории фиксировал бы всеобщие связи и отношения.

Монтескье пишет: «Я начал с изучения людей, и нашел, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии. Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собой подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего закона»1. Монтескье - первый мыслитель, который попытался создать теорию исторического развития. Монтескье показал, что та или иная форма правления - выражение специфики культуры, определенного исторического этапа. Монтескье утверждает. что история показывает насколько разнообразные формы жизни людей. Многообразие Монтескье пытается свести к общим закономерностям.

Вольтер в своем труде «Опыт о нравах»сделал попытку систематического описания «духа эпох» и «духа народов». Вольтер задается вопросом: чем обусловлен прогресс цивилизации и какова суть цивилизации? Предметом размышлений над истории являются не события и не формы правления, о особенности человеческого рода. Девизом историка должно стать положение: «Я - человек» («homo sum»). Подлинный предмет истории, по мнению Вольтера, - история духа, а не исторические факты. Вольтер пишет: «Моей целью было не столько собрать как можно больше фактов, из которых одни всегда противоречат другим и уничтожаются ими, сколько в том, чтобы отобрать самые важные и самые документированные факты для того, чтобы направить читателя и чтобы он сам мог вынести суждение относительно исчезновения, обновления и прогресса человеческого духа, а так же мог познакомиться с характером народов и их обычаями».

Под «историей духа» Вольтер подразумевает совокупность изменений, которые должно пройти человечество, для того чтобы осознать себя и свою историю. Вольтер впервые высказывает мысль о прогрессе.

Гердер соединяет всеобщее, универсальное и уникальное в историческом процессе. История наполнена жизнью уникальных и неповторимых культур. Каждая фаза истории обладает своей ценностью. Этапы истории составляют единый исторический процесс. В то же время каждая фаза в истории занимает в этом единстве свое неповторимое место. Истинное единство истории состоит из различных исторических этапов, которые по своему содержанию неоднородны и уникальны.

Наиболее последовательную разработку метод исследования истории получил в философии немецкого мыслителя Г. Гегеля. Согласно Гегелю, философия размышляет над сущность окружающего мира, она пытается открыть его универсальные, вечные законы. История, напротив, изучает закономерности всего относительного, возникающего и исчезающего. Европейская философия, начиная с Парменида находила в мире вневременные абстрактные законы. Истина едина, тогда как история многообразна и вариативна. Гегель трактует исторический процесс как всемирный. Такое понимание истории стало результатом обоснования Гегелем своей концепции абсолютного объективного идеализма. История - завершение системы объективного идеализма. Уникальные и неповторимые исторические события - результат воплощения Идеи. Философия истории, согласно Гегелю, - осмысление развития форм духа, к которым относятся искусство, религия, философия.

Истории предшествует абсолютная идея, которая существует в форме «понятия». В ней заложен потенциал какого-либо развития, понятие порождает ступени развития. Понятие способно существовать не только в идеальной форме (как мыслимое), но и способно «осуществить себя в реальности». Предшествующая философия по термином «идея» понимала понятия и представления, которые существуют в голове человека, у Гегеля, «идеей» называется понятие, способное взаимодействовать с реальностью. Гегель утверждает, что предмет всемирной истории - осуществление свободы в реальной действительности, и одновременно познание этой свободы. В основе истории лежит мировой дух. Это означает, что дух воплощаясь в реальности, становится предметом познания. Предмет познание - одно из исходных элементов познания. Так, дух познает самого себя.

Предмет философии истории - идея истории, рассматриваемая Гегелем в качестве всемирной истории. Во всемирной истории воплощено тожество понятия и реальной действительности. Таким образом, история имеет онтологическое (бытийное) основание. Исторический процесс, согласно Гегелю, подчинен закону необходимости. Необходимость - принцип философии. Отражает устойчивые, повторяющиеся связи и отношения действительности. С помощью этого принципа исследуется сущность того или иного предмета или явления. Историческая необходимость, согласно Гегелю, заключается в том, что идея обнаруживает себя в реальной действительности и тем самым познает себя. Это особенность называется тождеством мышления и бытия. Тождество мышления и бытия делает возможным исторический процесс.

Развитие Идеи рассматриваем как основа истории, говорит о том, что историческая задача человека - развитие способности к самосовершенствованию.

Принципом периодизации истории выступает становление народов. Движущей силой этого становления является государство. Государство - институт порядка и организации. В основе государства лежит диалектическое единство противоположных элементов - общества и личности. Государство, согласно Гегелю является предпосылкой развития общественных ценностей: религии, искусства, науки.

Венцом человеческой истории является идея всечеловеческой или универсальной истории. В борьбе между нациями и народам заложено единство истории и человечества. Идею единства истории Гегель выводит на основе эмпирического материала. Диалектика Гегеля помогает найти в большом количестве фактов, те факты которые доказывают единство истории.

Последователь Г.Гегеля, К. Маркс создает концепцию «материалистического понимания истории». Основные понятия этого учения: общественное бытие и общественное сознание, материальное производство, общественно-экономическая формация. Согласно К. Марксу, общество представляет собой целостную систему, в которой все элементы взаимосвязаны. Взаимосвязь общественных элементов представляет собой иерархию. В основе общественной жизни лежит способ производства. Способ производства обуславливает «социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание».1Способ производства обладает структурой: производственные силы; производственные отношения. Производительные силы - способы и средства труда, а так же человек их использующий. Производственные отношения - материальные, экономические отношения между людьми в процессе общественного производства.

Производственные силы и производственные отношения составляют базис, на котором возвышается политическая и юридическая надстройка. В свою очередь надстройка оказывает обратное влияние на базис. Надстройка активно влияет на базис. Основным источником развития выступают противоречие между производительными силами и производственными отношениями. В определенный момент времени возникает социальный взрыв - социальная революция. История - процесс смены общественно-экономических формаций независимый от сознания людей. История движется от простых, низших форм к формам более развитым, высшим. Общественно-экономическая формация - определенное общество, которое является особой ступенью исторического процесса. Общественно-экономическая формация занимает центральное место в концепции материалистического понимания истории.

Формация, согласно Марксу, содержит ту или иную форму организации социально-экономической жизни общества. Например, в основе феодальной формации лежит экономическая организация общества основанная на натуральном хозяйстве. Капитализм - это формация, основанная на индустриальном (промышленном) производстве.

В своих представлениях, Маркс, по сути остался в рамках представлений своего времени. В частности, в русле философии Гегеля. Так, мировая история обладает единством, в ней действуют законы, она имеет направленность. Заслугой Маркса является создание концепции исторического развития в форме пяти формаций. Впервые Маркс зафиксировал в качестве формации первобытнообщинное общество. До него, первобытное общество рассматривалось как доисторическое общество. Концепция общественно-исторической формации позволяло с помощью научного метода исследовать общество, которое ранее не исследовалось в качестве общества развивающегося. Последней, завершающей формацией пятичленного деления общества является коммунистическое общество. Коммунизм, согласно Марксу – высшая цель истории, высшая цель развития человечества. С этой точки зрения нужно различать марксизм в качестве научной теории и марксизм представляющий собой идеологию.

В первой половине CIC века на историю распространяются идеи позитивизма. Согласно О. Конту, целью истории является рациональное предвидение развития человеческого общества. Основой развития истории становился «человеческий дух». Конт формулирует универсальный закон развития человеческого духа - закон «трех стадий». Человечество в своем развитии проходит три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную. На теологической стадии наблюдался рост мифологический представлений. Конт определяет эту стадию как «фиктивный способ мышления». Для второй стадии был характерен «абстрактный способ мышления. Это - стадия развития науки и философии. На третьей стадии развития формируется «позитивный способ мышления». Он характеризуется развитием научного знания.

Исторический процесс, по мнению Конта, представляет собой механическое прямолинейное движение, идущее по пути прогресса. Исторические же законы подобны законом физики. Конт отрицает значение классовой борьбы. Движущей силой истории выступает этнический коллектив, обладающий особыми нравами. На него большое влияние оказывает географическая среда. Позитивизм абсолютизировал естественно-научные интерпретации истории. Позитивисты отводили роли личности в истории второстепенное значение. Они утверждали доминирующую роль биологического начала и общественной практики. В истории действует ряд факторов: экономический, политический, культурный, идеологический, расовый.

В изучении истории тесно примыкал к марксизму социологический подход («социологизм»). Представителем этого направления был Э. Дюркгейм. Социология и теория истории Э.Дюркгейма отрицали значение биологизаторского подхода к истории. Основой развития истории является общество. Общество рассматривалось как система «коллективных представлений», противопоставляющих себя индивидуальному, индивидуальным ценностям и взглядам. Индивидуальные ценности, согласно Дюркгейму, были производными от коллективных представлений. Дюркгейм утверждал, что общество строиться на оппозициях: (противопоставления) индивидуального и коллективного, «коллективного сознания» и «индивидуального сознания»; «социально обусловленного» и «биологически заданного»; «общественного альтруизма» и «индивидуального эгоцентризма». На человеком довлеет «надындивидуальная реальность» - общество.

В человеке, по мысли Дюркгейма, сосуществуют две составляющие, ведущие борьбу между собой: социальная и индивидуальная. Господство общества над человеком нарушает его целостность. Историческое развитие, согласно Дюркгейму обусловлено борьбой социального и индивидуального начала в обществе и в человеке. Общество стремиться к достижению равновесия. Это равновесие представляет собой социальную солидарность. Дюркгейм писал: «Здоровье состоит в усредненной деятельности. Оно предполагает гармоническое развитие всех функций, а функции могут развиваться гармонически только при условии взаимного умеряющего действия, т.е. взаимного удерживания в известных границах, за которыми начинается болезнь и прекращается удовольствие».1

Э. Дюркгейм - один из родоначальников функционализма. Функционализм - принцип анализа общественных явлений, который рассматривает то или иное общественное явление как целое. Постижение целого ведется путем разложения его на составные части. Одним из главных принципов функционализма является трактовка общества как устойчивого явления. Историческое развитие идет от «механической солидарности» (традиционные общества) к «органической солидарности (современное общество). «Органическая солидарность» означало то, что общество представляет собой организацию. «Органической солидарности» характерна «социальная солидарность». Это - высшая нравственная ценность, которую должно достичь общество.

Переход от «механической солидарности» к «органической» сопровождается состоянием «аномии». «Аномия» - характеристика переходного периода, в ходе которого наблюдается распад прежних социальных норм, роста преступности, депрессии. Аномия возникает в результате утраты моральной регламентации традиционного общества. Оно базируется на механических связях между людьми, которые поддерживаются жесткими нормами (кастовыми ограничениями, различными установками и запретами). Итогом аномии должна стать «органическая солидарность», основанная на свободной деятельности человека. «Органическая солидарность», по мнению Дюркгейма, - будущее, высшая цель его развития.

В CIC веке социально-исторические условия развития Франции, которые характеризовались катаклизмами порождают потребность нахождения равновесия в истории. Редакторы научного исторического журнала «Анналы истории» Л. Февр и М.Блок, приходят к мнению: необходимо устранить разрыв между точными науками и историей. Точные науки ушли вперед в выработке методологии. Она отличалась системностью, строгостью, целостностью. Л. Февр и М. Блок утверждали, что необходимо расширить материал истории за счет исследования развития истории экономики, техники, орудий и инструментов. Большое значение в исследованиях представителей школы «Анналов» стала играть «история образа мышления эпохи» (М.Блок). Сущность истории, с точки зрения, школы «Анналов» заключалась истории ментальностей., которая позволяла рассматривать историю как целостный процесс. Экономические и социальные явления должны быть рассмотрены через призму их восприятия людьми.

Представители школы «Анналов» создали новую науку об обществе - историческую антропологию. Историческая антропология придавала огромное значение «образу человека» в историческом процессе. Историческая антропология попыталась дать психологическую характеристику социальных и культурных институтов в истории той или иной страны. В центре внимания новой исторической науки были не социальные революции (К.Маркс) и кризисы (Э.Дюркгейм), а «эпохи равновесия» и «история повседневности». Представители исторической антропологии делали акцент на «глобальности истории». Поздний представитель этой школы, Ф. Бродель основал теорию «длительных циклов». Согласно этой теории необходимо исследовать исторические явления как широкомасштабные длительные процессы.

Развитие исторической антропологии поставила в центр своего внимания непосредственную, повседневную жизнь человека. Человек становится исходной точкой исторических исследований. Во главу угла, представители исторической антропологии ставят антропологический фактор как движущий фактор истории. Экономическая и социальная жизнь человека обусловлена особенностями жизни человека. Коллективная ментальность по своей значимости уподоблялась экономическим явлениям, которые предопределяли жизнь человека. Исследователи попытались понять причины изменчивости, они рассматривали историю как процесс творческого развития, который в концентрированном виде выражался в поведении и поступках человека. «История твориться не тогда, когда все с неизбежной очевидностью повторяется и воспроизводится во времени, а когда совершается качественная эволюция человеческого общества, приводящая к усложнению, дифференциации и многообразию окружающего мира в результате свободного творчества человека».1

Философско-исторический смысл исторической антропологии заключался в том, что история - процесс, который обусловлен духовным измерением человеческой повседневности. История эпох и народов различается между собой культурой, человеческим и личностным измерением. Исторический процесс обусловлен социальной жизнью и менталитетом.

Ряд представителей школы «Анналов» придавали большое значение ментальности как коллективных представлений (М. Блок). Другие определяли ментальность как сознание конкретного человека. (Л.Февр). Таким образом, изучение ментальности говорило о том, что в истории делается акцент на «образе человека».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: