double arrow

Формационный и цивилизационный подходы к истории.

 

 

 

Опыт исследования истории содержит некоторые общие черты:

1. История - процесс, осуществляющийся в пространстве и времени. Этот процесс обусловлен причинами. Причины предопределяют движение истории, ее направленность.

2. Изучение народов и цивилизаций приводит к пониманию истории как единого процесса, но при этом отмечается уникальность и своеобразие каждой цивилизации.

3. Исторический процесс носит телеологический (целеполагающий) характер.

4. Познание сущности исторического процесса, которая на выходе трактует исторический процесс в качестве дихотомии (разделения): линейное - циклическое.

5. История рассматривается как стадиальный процесс. История имеет свои этапы развития. Ряд мыслителей определяет эти этапы по аналогии с живым организмом (детство, юность, старость). Другие выделяют культурные особенности развития ( религия, техника, экономика).

6. История - процесс, обусловленный социокультурными факторами.

В философии истории образовалась два основных методологических подхода:

§ Монистический - марксистская концепция (формационная), теория постиндустриального общества.

§ Цивилизационный (плюралистический). Отрицание единства исторического процесса и идеи прогресса.

 Формационный подход к истории. Основой этого подхода является марксистская концепция «материалистического понимания истории».Основными понятиями этого похода выступают: общественное бытие и общественное сознание, способ материального производства, базис, надстройка, общественно-экономическая формация, социальная революция. Общество - система, обладающая иерархией. Способ производства обуславливает социальный, духовный и политический процессы. Общественное бытие определяет сознание людей. В общественном производстве главную роль выполняют производительные силы. Ведущая роль здесь, по Марксу, отдана технике. Производственные отношения - отношения людей, складывающиеся в процессе производства. Совокупность производительных сил и производственных отношений составляют экономическая основа общества. Она составляет базис. На базисе выстраивается надстройка - юридические и политические отношения в обществе.

История, по мысли К. Маркса, - независимый от сознания людей процесс смены общественно-экономических формаций

Общественно-экономическая формация, согласно Марксу - определенный тип организации социально-экономической сферы общества на основе способа производства. Общественно - экономическая формация - ступень в историческом развитии общества. Маркс определяет общественно-экономическую формацию следующим образом: «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером»1.

На рубеже CIC - CC вв. учение Маркса подверглось критике. В основном критика концепции Маркса содержалась в трудах русских мыслителей: М. Бакунина, Н. Михайловского, П. Струве, Н. Бердяева. Выделим два направления критики учения К. Маркса. Согласно первому направлению: основные положения учения Маркса в ходе развития истории обнаружили свои коренные недостатки (несостоятельность социалистической и коммунистической формации, отрицательные последствия социальной революции). Марксизм нужно заменить новым подходом. Представители второго направления отрицают необходимость формирования нового подхода к учению Маркса. Учение Маркса – марксизм, сохраняет свое значение.

Критика учения Маркса согласно первому направлению:

1. Формационная теория не имеет достаточных основания для переноса ее на всю историю в целом. История многих регионов и стран мира не укладывается в пятиступенчатую теорию общественно-экономических формаций;

2. Формационная теория изучает только один аспект общественной жизни - социально-экономический;

3. Концепция общественно-экономических формаций отрицает многоукладность общества. Многоукладность является закономерностью общественной жизни;

4. Формационная теория изучая производительные силы и производственные отношения упускает из виду значение ценностей, норм поведения, массового сознания, религиозной картины мира;

5. Формационная концепция рассматривает исторический процесс имеющий однолинейный характер, строгую последовательность, начало и конец. В этом смысле история трактуется эсхатологически. Она наследует эсхатологизм из религиозной концепции истории.

Другая критика учения Маркса представлена М.А. Баргом:

1. Формационная теория изучает только отношения борющихся между собой классов (классов-антогонистов). Она не исследует другие слои общества;

2. Формационный подход сводит духовную культуру к интересам основных классов. Она игнорирует многообразие социальных идей и представлений, характерных для общества в целом;

3. Формационная теория отводит государству роль инструмента политической власти класса собственников средств производства. Другие функции государства: осуществление правосудия, олицетворение народности, не принимаются во внимание формационной концепцией;

4. Формационный подход отводит второстепенную роль духовной культуре . Духовной культура рассматривается у Маркса как отражение экономической сферы. Культура является независимым фактором истории, способствующим формированию общества.

Формационный подход не обладает глобальным познавательным потенциалом. Он упускает из поля зрения большое количество важных для развития общества элементов Формационная теория рассматривает исторический процесс как объективный. История складывается из групповых действий, содержание которых обусловлено обществом как внешней силой по отношению к человеку.

В отличии от формационной концепции, цивилизационный подход изучает сущность истории с точки зрения уникальности и неповторимости каждой эпохи. Цивилизационный подход уделяет большое внимание «человеческому измерению» истории. На первый план выходит «история ментальностей» (школа Анналов). Цивилизация включает в себя как объективный элемент - формацию, так и субъективный - человеческий фактор. Цивилизационный поход позволяет рассмотреть историю как динамический процесс, в котором взаимосвязаны объективный и субъективный факторы. В понятии «цивилизации» идея всемирной и национальной истории представляют собой единство.

Цивилизационный подход к истории. Термин «цивилизация» - (от лат. civilis – государственный, гражданский) – многозначное понятие, которое означает:

  • то или иное общество в реальном историческом времени;
  • этап в эволюции общества, пришедший на смену первобытно-общинному обществу;
  • совокупность средств и программ деятельности, с помощью которых люди достигают целей, поставленных перед ними обществом и культурой.

Термин «Цивилизация» появляется в CUIII веке в философии Просвещения. Кондорсе, Вольтер, Гердер, называют «цивилизацией общество, основанное на справедливости и разуме.

И.Н. Ионов выделяет три этапа эволюции понятия «цивилизация»:

Первый этап. С середины CUIII века - середину CIC века .Основные представители: Ф.Вольтер, А. Фергюссон, А.Р. Тюрго, И.Г. Гердер, Ф.Гизо, Гегель. Цивилизация ассоциируется с прогрессом, обладает линейным характером развития. «Цивилизация олицетворяла человечество в целом. Национально-культурные различия выступали вторичными характеристиками.

Второй этап. Вторая половина CIC века. Исторический процесс трактуется как целостный. В основе истории лежит последовательность этапов, обусловленная причинно-следственными связями. Под сомнение ставится идея прогресса. Основные представители: О.Конт, Г.Спенсер, Г. Бокль, Г. Риккерт, Э. Дюркгейм. Развиваются представления о локальных цивилизациях.

Третий этап. CC век. История представляет собой совокупность локальных цивилизаций. Это - социокультурные системы, появление которых обусловлено условиями деятельности человека, личностными особенностями. Представители: О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин. Ведущую роль играет мировоззрение людей, обусловленное особенностями культуры. Основный принцип изучения истории - не объяснение, которое использовалось в трактовке истории как единого и универсального процесса, а понимание. Метод понимания включает исследование особенностей культуры, языка, миропонимания в конкретный исторический период. Монистическая концепция истории (всемирная история Гегеля, общественно-экономическая формация Маркса) сменяется плюралистической. Метод понимания носит название – герменевтический метод. Герменевтика - (от греч.ermhneuw разъясняю, истолковываю) – теория истолкования текстов, «искусство понимания письменно фиксированных жизненных проявлений». Основные представители: В.Дильтей, М.Вебер, К.Ясперс, М.Блок, Л.Февр, Ф.Бродель.

Основополагающим понятием в цивилизационном подходе является понятие «цивилизации». С учетом различных трактовок «цивилизацию» следует определять как длительно существующее самодостаточное общество, обладающее неповторимым социокультурным основанием. Оно (основание) обусловлено объективными условиями жизни, а так же деятельностью человека1. Цивилизации в ходе эволюции проходят этапы: возникновения, становления, расцвета, разложения. Сосуществование таких цивилизаций составляет единство мировой истории.

Сущность современного цивилизационного подхода заключается: во-первых, в определении социокультурного основания цивилизации; во-вторых, в исследовании этого основания, так как именно оно обеспечивает развитие цивилизации. Важным понятием выступает культура.

В современной философии истории можно говорить о соотношении формационного и цивилизационного подходов. Формационная теория рассматривает историю объективно. История не зависит от сознания и воли людей. Сфера цивилизационного подхода - история ментальностей, процесса жизнедеятельности людей, обладающих сознанием и волей. Большую роль в цивилизационном подходе играют ценности. Формационная теория относится к субстанциональной концепции истории. Субстанционализм в изучении истории - выявление сущностных, глубинных оснований истории. Цивилизационный подход в основном строится на герменевтическом методе. В нем большое значение имеет точка зрения исследователя. Предметом формационного подхода выступает движение человечества от простейших форм организации жизни к сложным формам исторического развития. Предмет цивилизационного подхода - уникальные неповторимые цивилизации, существующие в разных пространственно-временных периодах.

Формационный подход представляет собой социально-экономическое исследование истории. В основе которого лежит способ материального производства. В основе цивилизационного подхода лежит культура. Культура рассматривается с точки зрения человеческого поведения, традиций, обычаев, обрядов. Цивилизационный подход рассматривает жизнь как таковую. Формационный подход делает акцент на истории как саморазвивающемся процессе. Основное внимание уделяется развитию общества как социальной системы. Цивилизационный подход уделяет внимание внешним причинам организации людей в те или иные сообщества. Недостатком формационного подхода является недооценка роли культуры в истории. Недостатком цивилизационного подхода исключая при этом важную роль производства материальных благ.

Формационная теория, созданная К. Марксом может многое пояснить, если ее применить к цивилизационному подходу. Нельзя игнорировать тот факт, что цивилизации могут различаться в зависимости от простых или сложных форм развития. Древние и современные цивилизации обладают принципиальным различием. Нельзя отрицать понятия «прогресса» применительно к современной цивилизации. Ряд цивилизационных концепций применяют, выработанное Марксом понятия «традиционное общество» и «современное общество». Формационный подход представляет собой одну из первых попыток изучения истории на основе научного подхода. Он пытается найти глубинные основания истории, системно рассмотреть ее процесс. Теоретический, абстрактный характер этой теории не позволяет применять ее к конкретным, локальным обществам, которых не мало в истории. Для исследования таких обществ необходимо выработать промежуточную теорию.

Общества, находящиеся на стадии современного капитализма невозможно рассматривать вне категорий учения Маркса. К анализу субъективных факторов истории, различных ее проявлений, в полной мере применим цивилизационный подход. Необходимо модернизировать теорию общественно-экономических формаций, привнести в него элементы цивилизационного подхода, усилить «человеческое измерение» истории. Результатом объединении фомационной теории и цивилизационного подхода является концепция истории, разработанная Ю.И. Семеновым. Основной недостаток формационной теории по мнению Ю.И. Семенова, всемирная история трактовалась как совокупность историй множества социальных организмов. Внимание Маркса было направлено на «вертикальные» связи в обществе. Это – отношение господства и подчинения, в зависимости от прав собственности; отношение базиса и надстройки. «Горизонтальным» связям в обществе не уделялось никакого внимание. Семенов называет такой подход унитарно-стадиальным. Согласно Семенову нужно дать иную интерпретацию теории Маркса. Формация - стадия развития. Она так же может быть стадией развития конкретного общества, стадией развития той или иной цивилизации. В основу истории Семенов кладет различие обществ как социально-исторических образований.

Общество, по мнению Ю.И. Семенова - социально-исторический организм. Социально-исторический организм - общество, существующее в том или ином пространстве и времени. Такие общества образуют общий субъект исторического развития. Семенов следующим образом обозначает социально-исторические организмы и их территории: гнездовая система, историческая арена, историческое пространство. С точки зрения Семенова, формацией можно называть только такое общество, которое «является одновременно стадией всемирно-исторического развития. В истории могут встречаться и такие общества, которые представляют собой определенную стадию развития, однако не являются стадией развития истории в целом.

Модернизация Ю.И. Семеновым формационной теории предпринята с учетом развития современной философии истории. Действительно, прогресс осуществляется в изучении новых очагов цивилизаций. Исторический процесс представляет собой, как полагает Семенов «унитарно-эстафетно-стадиальное» развитие. Исторический процесс - полиунитарен, включая самостоятельные и уникальные цивилизации. Подход Семенова позволяет исследовать поливариативность, полиструктурность, многопотоковость исторического процесса. Тем не менее, некоторые решения Семенова является неубедительными. Концепция истории является весьма усложненной. Ученый соотносит понятие формации только с общественно-экономическим строем.

Другую методологическую концепцию истории, отличающуюся как от материалистической версии Ю.И. Семенова, так и от концепции Маркса, представляет концепция Л.С. Васильева. В центр своего исследования Васильев западную цивилизацию. Она представляет собой уникальную цивилизации, с тенденцией формационного развития. Другие цивилизации Васильев определяет как застойные. Кратко охарактеризуем его концепцию. Развитие предыстории привело к возникновению вида Homo sapiens. В объяснении социогенеза Васильев склоняется к теории Леви-Стросса, согласно которой основой социокультурного процесса стали сексуальные табу, что в свою очередь породило систему упорядоченных брачных связей. В ходе развития возникли брачные классы. На их основе возникают родовые, семейно-клановые и этноплеменные общности.

Основа исторического прогресса - избыток производимых продуктов потребления. Источник развития человечества заключается в социальном неравенстве. «Неравенство является не только гарантией успешного существования всех, но и своего рода страховым полисом для непреуспевающего большинства»1. История человечества начинается с «политогенеза». Политогенез - процесс формирования первых структур власти над общиной в зоне формирования ранних городов. Такие структуры порождают «протогосударственную структуру». В отличии от Маркса, Васильев утверждает, что власть порождает не собственность. Напротив, власть порождает собственность. «Верховная власть правителя рождает представление о его верховной собственности, собственность рождается как функция воли и владения, как функция власти. Власть и верховная собственность ее высшего субъекта нерасчленимы. Перед нами - феномен власти-собственности». А эта последняя есть «альтернатива развитой, т.е. европейской частной собственности»1. Характерной чертой восточных обществ является: общинно-государственная форма хозяйства, командно-административная форма правления, отсутствие независимого от государства собственника. Античная культура и цивилизация положили начало западной цивилизации. Концепция Л.С.Васильева представляет собой по-сути одну из версий модернизации материалистического понимания истории.

 Подведем итоги

1. Философия истории - система взглядов о прошлом и будущем человечества, о движущих силах исторического процесса, о смысле и направленности истории. Основными методологическими ориентирами философии истории являются: проблема субстанционального подхода , цивилизационный подход в трактовке истории.

2. Интерпретация исторического процесса имеет несколько уровней. В философии истории существует несколько парадигм интерпретации исторического процесса: циклическая парадигма истории, парадигма исторического прогресса, постмодернистская парадигма истории.

3. Осмысление исторического процесса ведется с учетом социо-культурных факторов. В настоящее время сформировалось два основных методологических подхода: монистический и цивилизационный. В рамках первого выделяются две концепции: марксистская концепция исторического процесса и теория постиндустриального общества.

4. Философия истории CC века направлена на модернизацию формационного подхода. Наиболее последовательная модернизация формационной теории представлена в работах Ю.И. Семенова, в исследования Л.С. Васильева. Семенов утверждает, что плюралистическое толкование истории не дает ее верной интерпретации. Васильев полагает: исторический процесс обусловлен культурными изменениями, которые приводят к устойчивым социально-политическим формам, способствующим развитию истории.

Основные понятия

История -движение и изменение общества во времени. История представляет собой прошлое человеческого общества, изучение которого, позволяет понять исторический характер современности. Динамический характер истории характеризует ее как осуществление некоторой цели.

Философия историираздел философии, содержанием которого является интерпретация исторического процесса. Термин «философия истории» ввел философ эпохи Просвещения Ф.Вольтер (1694-1778).

Формация -общественно-экономическая формация исторически определенный тип общества, являющийся ступенью его развития. Данное понятие вводит Маркс с целью рассмотрения исторического процесса в его единстве и целостности. Основой общественно-экономической формации является способ материального производства. Структуры общественно-экономической формации составляют производственные силы и производственные отношения.

Формационный подход- теория «материалистического понимания истории». В ее основе лежит трактовка истории как смены общественно-экономических формаций. Основными понятиями этого учения выступают: общественное бытие, общественное сознание, способ материального производства, базис и надстройка, общественно-экономическая формация, социальная революция.

Цивилизация -длительно существующие самодостаточные общества, выделенные по социокультурному признаку. Своеобразие цивилизаций обусловлено естественными, объективными условиями жизни и материального производства.

Цивилизационный подходподход в трактовке истории, в котором исходным понятием выступает понятие «цивилизации». Единство истории трактуется как совокупность уникальных цивилизаций, существующих в определенном пространстве и времени. Данные сообщества проходят следующие этапы эволюции: возникновение, становление, расцвет, разложение. Основные представители цивилизационного подхода: Н. Данилевский, О.Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин.

Прогресс -(от лат. progressus- движение вперед). Характеристика направленности развития, которое заключается в переходе от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному и сложному. Понятие прогресса применительно к истории характерно для философии эпохи Просвещения.

Монизм -(от греч. monoz - один единственный). Способ рассмотрения многообразия окружающего мира, источником которого является единое начало (субстанция). В истории философии выражением монизма стал субстанционализм истории. (Шеллинг, Гегель, Маркс).

Плюрализм -(от лат. pluralis – множественный). Философская концепция, согласно которой

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какой раздел философии называется «философией истории»?

2. Кто впервые употребляет термин «философия истории» применительно к изучению общества?

3. Что составляет предмет философии истории?

4. В чем заключается актуальность философии истории? Каковы ее современные задачи?

5. Дайте краткую характеристику развитию предмета философии истории. Назовите основных представителей философии истории.

6. Дайте краткую характеристику эволюции методологии философии истории.

7. Назовите основные методологические понятия философии истории.

8. Как характеризовался смысл мировой истории в контексте разных культурных традиций?

9. В чем смысл и значение субстанциалистского метода Г.Гегеля в трактовке истории?

10. В чем смысл и значение концепции исторического процесса К. Маркса?

11. Охарактеризуйте понятие общественно-экономической формации.

12. Дайте сравнительную характеристику философско-исторической концепции Г.Гегеля и формационного учения К. Маркса.

13. В заключается методологическое значение формационной теории?

14. Дайте развернутую характеристику понятия «цивилизации».

15. В чем суть циклической парадигмы истории?

16. Опишите цикличность эволюции цивилизаций у О.Шпенглера и А. Тойнби.

17. В чем суть цикличности «культурно-исторических типов» Н. Данилевского?

18. Охарактеризуйте парадигму исторического прогресса. Назовите основных представителей этой парадигмы.

19. Дайте развернутую характеристику цивилизационного подхода к истории. Назовите основных представителей.

20. Охарактеризуйте соотношение формационного и цивилизационного подходов к истории.

Литература

1. Альтернативные пути к цивилизации. М.,2006.

2. Бажов С.И. Философия истории Н.Я. Данилевского. М., 1997.

3. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М.,1984.

4. Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историцизма. М.,1987.

5. Бердяев Н.А. Смысл истории. М..1990.

6. Блок М. Феодальное общество.Т.1.Ч.1.// Блок М. Апплогия истории или ремесло историка. М.,1986.

7. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность.//Философия и методология истории. М.,1977. С.115-142.

8. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса. Соч. в 2 т. Т.2. М., 1993.

9. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. М., 2007.

10. Гегель Г. Лекции по философии истории . М., 2010.

11. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.,1977.

12. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М.,2008.

13. Гринин Л.Е. Производительные силы и исторический процесс. М.,2006.

14. Губин В.Д. Стрелков В.И. Власть истории. Очерки истории философии истории. М.,2007.

15. Майданский А.Д. Феноменология мировой истории: от Гегеля к Марксу// Феноменология духа Гегеля в контексте современных исследований. М., 2010. С.541-550.

16. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844. М.,2010.

17. Панарин А.С. Философия истории. М.,1999.

18. Семенов Ю.И. Философия истории. М.,2003.

19. Тойнби А. Постижение истории. М.,1996.

20. Шпенглер О. Закат Европы. М.,2003.

 

 


Сейчас читают про: