Высшая нервная деятельность ребёнка. Её развитие

Высшая нервная деятельность. Это деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. Структурную основу высшей нервной деятельности у человека составляеткора больших полушарий вместе с ближайшими к ней подкорковыми образованиями. Функции этих отделов – осуществление сложных рефлекторных реакций.

Безусловные рефлексы относительно постоянны, проявляются в ответ на адекватное раздражение и служат основой для формирования многочисленных условных рефлексов. Безусловные рефлексы обеспечивают координированную деятельность, направленную на поддержание внутренней среды и взаимодействие организма с внешней средой.

Безусловные рефлексы – это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма. Прежде всего, они делятся на: простые и сложные. Особой группой были выделены сложнейшие безусловные рефлексы к числу которых были отнесены индивидуальные (пищевой, оборонительный, исследовательский и др.) и видовые (половой и родительский).

Особое место среди безусловных рефлексов занимает ориентировочный рефлекс или рефлекс на новизну. Он возникает в ответ на любое достаточно быстро происходящее изменение окружающей среды и выражается внешне в настораживании, прислушивании, повороте глаз и головы, а иногда и всего тела в сторону появившегося нового раздражителя и т.п. Отличием ориентировочного рефлекса от других безусловно рефлекторных реакций является то, что он сравнительно быстро ослабевает - угасает при повторных – применениях одного и того же раздражителя.

Таким образом, безусловный рефлекс - это реакция организма на непосредственно действующие раздражители, способствующая взаимодействию организма с окружающей средой и имеющая адаптивное значение для него.

Условные рефлексы. Условные рефлексы - реакции, приобретенные организмом в процессе индивидуального развития на основе «жизненного опыта». Носят приспособительный характер, что делает поведение наиболее пластичным, приспособленным к конкретным условиям среды. Любые условные рефлексы требуют для своего участия высших отделов головного мозга, приобретаются и отменяются в индивидуальной жизни каждой конкретной особи, имеют сигнальный характер, т.е. предупреждают последующее возникновение безусловного рефлекса, подготавливая к нему организм.

В зависимости от наличия или отсутствия подкрепления условные рефлексы делятся на: положительные, вызывающие соответствующую реакцию организма, и отрицательные или тормозные, которые не только не вызывают соответствующей реакции, но и ослабляют ее.

Различия безусловных и условных рефлексов. Безусловные рефлексы являются видовыми, т.е. свойственными всем представителям данного вида. Условные рефлексы индивидуальны: у одних представителей одного и того же вида они могут быть, а у других отсутствуют.

Безусловные рефлексы относительно постоянны; условные непостоянны и в зависимости от определенных условий могут вырабатываться, закрепиться или исчезнуть.

Осуществляются безусловные рефлексы в ответ на адекватные раздражения, приложенные к определенному рецептивному полю. Условные рефлексы могут образовываться на любые воспринимаемые организмом раздражения любого рецептивного поля.

Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных. Они являются преимущественно функцией коры большого мозга. Безусловные рефлексы могут осуществляться на уровне спинного мозга и мозгового ствола.

Возрастные особенности условных рефлексов. Условные рефлексы в период новорожденности носят очень ограниченный характер. Уже в первые дни жизни ребенка можно отметить образование натурального условного рефлекса на время кормления, выражающееся в пробуждении детей и повышенной двигательной активности. С середины первого месяца жизни возникают условные рефлексы на различные первосигнальные стимулы: свет, звук, обонятельные раздражения. Скорость образования условных рефлексов на первом месяце жизни очень мала и быстро увеличивается с возрастом.

У детей дошкольного возраста значительно возрастает роль подражательного и игрового рефлекса. Так играя в куклы, дети точно копируют жесты, слова, манеры, воспитателей, родителей и т.д.

Скорость образования условных рефлексов у детей старше 10 лет и у взрослых практически не отличается. В подростковом периоде затрудняется образование временных связей, а также уменьшается скорость образования условных рефлексов. Поэтому особенности высшей нервной деятельности требует внимательного к ним отношения, продуманной организации учебно-воспитательного процесса.

  Внутреннее торможение. Является приобретенным и проявляется в форме задержки, угасания, устранения условных реакций. Условное торможение свойственно, главным образом, высшим отделам нервной системы. Оно возникает внутри центральных нервных структур самих условных рефлексов, а отсюда и его название – внутреннее.

Условное торможение зависит от физиологической силы безусловного рефлекса, подкрепляющего положительный условный сигнал, развивается при неподкреплении раздражителей. Заторможенный условный рефлекс может самопроизвольно восстанавливаться и это важно при воспитании в раннем возрасте.

Известно 4 вида условного торможения: угасательное, дифференцировочное, условный тормоз, торможение запаздывания.

  Угасательное торможение возникает тогда, когда условный раздражитель предъявляется несколько раз без подкрепления. Оно представляет собой очень распространённое явление и имеет большое биологическое значение, т.к. помогает человеку избавиться от выработанной привычки. Угасанием можно объяснить временную утрату трудового навыка, непрочность знаний учебного материала, если он не закрепляется повторением.

  Дифференцировочное торможение развивается при неподкреплении раздражителей, близких по свойствам к подкрепляемому сигналу. Оно ведет к различию положительного (подкрепляемого) сигнала и отрицательного (дифференцированного). В этом случае работа внутреннего торможения направлено на то, чтобы «не путать» сходные раздражители.

Дифференцировочное торможение служит основой анализа действующих на организм раздражителей, различения предметов и явлений окружающей действительности. Процесс обучения и воспитания опирается на выработку дифференцировочного торможения: чрезвычайно важное его значение при изучении букв и звуков родного и иностранного языков, на уроках математики, пения и др. Время начала различения раздражителей у детей бывает разным. Оно зависит от «возрастной зрелости» мозговой коры, предыдущей подготовки, степени утомления организма.

  Условный тормоз образуется при неподкреплении комбинации из положительного условного сигнала и соответствующего раздражителя. Если у ребенка положительный условный рефлекс на учителя, то он хорошо усваивает материал, проявляет интерес к предмету, если контакт между учителем и учеником отсутствует, отрицательное отношение к преподавателю переносится на предмет и, как следствие, плохая успеваемость.

При выработке торможения запаздывания подкрепление соответствующим безусловным рефлексом не отменяется, а значительно отодвигается от начала действия условного раздражителя. Подкрепляется лишь последний период действия сигнала, а предшествующий ему значительный период его действия лишается подкрепления.

Типичным примером приспособительного значения торможения запаздывания может служить условное выделение желудочного сока. Благодаря торможению запаздывания избегается бесполезное и вредное наполнение пустого желудка кислым желудочным соком, сок вовремя встречает поступающую в желудок пищу, обеспечивая полноценное ее переваривание.

Условное торможение у грудных детей уже начинает вырабатываться, но в силу слабости возбудительного процесса, выраженности ориентировочного рефлекса, этот процесс идет трудно, с большими индивидуальными различиями. Во второй половине первого года жизни у ребенка начинает развиваться запаздывающее торможение.

  Первая и вторая сигнальные системы. Рассмотренные закономерности рефлекторной деятельности являются общими как для высших животных, так и для человека, поскольку они рефлекторно отвечают на конкретные сигналы внешней среды (звук, свет, температуру и др.). Для животных – это единственная сигнальная система, а для человека – только первая. Высшая нервная деятельность человека принципиально отличается от высшей нервной деятельности животных благодаря труду и членораздельной речи. Слово для человека приобрело значение сигнала и составило специфически человеческую вторую сигнальную систему. Оно стало таким же условным раздражителем, как и все другие, составляющие первую сигнальную систему. На протяжении первых месяцев жизни у ребенка проявляются условные рефлексы, не связанные со смысловым значением слов. И только в конце первого года жизни ребенка слово приобретает для него смысловое значение.

С этого момента работа головного мозга ребенка становится на ступень выше, чем у животных. Через членораздельно произнесенное слово ребенок входит в контакт с социальной, чисто человеческой средой.

Возникновение второй сигнальной системы, связанной со словесной сигнализацией, коренным образом изменило высшую нервную деятельность человека. Раздражители второй сигнальной системы – слова – обеспечивают более высокую степень обобщения, нежели раздражители первой сигнальной системы. Наличие второй сигнальной системы способствует осуществлению любой условно-рефлекторной реакции и становится фундаментом всей мыслительной деятельности человека, ибо человек мыслит словами. Сознательно овладевать языком ребенок начинает только в школе, когда знакомится с высшей формой его проявления – письменной речью. У детей дошкольного возраста словарный запас составляет 300-500 слов, у детей младшего школьного возраста – 3000-4000 слов, а у взрослого человека – 11000 и более слов.

Развитие и совершенствование второй сигнальной системы происходит непрерывно в процессе обучения и воспитания. Для нормального функционирования ее необходимо взаимодействие различных зон коры головного мозга. При нарушении этих связей возникают различные патологические явления. Так, при болезненных изменениях левого полушария, в котором в лобной доле расположены центры речи и письма, забываются отдельные слова, теряется возможность правильно произносить их, нарушается механизм письма. Деятельность всей коры головного мозга находится в сложных взаимоотношениях с подкоркой, причем вторая сигнальная система выступает как «высший регулятор поведения», поэтому она может подавлять и сдерживать оборонительные, пищевые, половые, болевые рефлексы.

Речь значительно повысила способность мозга человека отражать действительность и обеспечила высшие формы анализа и синтеза: сознание и мышление.

Сознанием называют высшую, свойственную лишь человеку форму отражения объективной деятельности. Оно представляет единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего бытия. Сознание возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с речью.

Мышлением называется процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний.

Мысленное моделирование человеком различных событий составляет сущность его мышления. Человек оценивает свои действия, ведущие к поставленной им цели, условия которые приводят к успешному результату.

Сон и сновидения.

Сон – это состояние, характеризующееся значительным ослаблением связей с внешним миром. Сон играет роль восстановительного процесса. Во время сна снижается интенсивность обменных процессов, мышечный тонус, уменьшается частота сердечных сокращений. Сон необходим для нормальной умственной работы. Это не просто отдых, а активное восстановление сил организма.

Сон и внутреннее торможение по своей природе являются единым процессом. Однако, внутреннее, торможение во время бодрствования охватывает лишь отдельные группы клеток, а во время сна распространяется по коре больших полушарий и на нижележащие отделы головного мозга, обеспечивая необходимый покой и возможность восстановления.

Он состоит из двух больших стадий, которые закономерно и циклически сменяются:

Медленный сон также сложно организован и в свою очередь состоит из нескольких фаз. Для быстрого же сна характерны сновидения – те сновидения, которые мы помним после пробуждения. В это время отмечается движение глазных яблок, сокращение мимических мышц, учащение дыхания и пульса, повышение давления. Мозг во время парадоксального сна работает очень напряженно, напоминая своей активностью период бодрствования. Медленный сон сопровождается снижением вегетативного тонуса, сужаются зрачки, розовеет кожа, усиливается потоотделение, снижается слёзоотделение и слюноотделение, снижается активность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной системы. Для медленного сна характерны и медленные движения глаз.

Быстрый сон, очевидно, более древнее приобретение в эволюции человека, так как за него отвечают более глубокие структуры мозга. У маленьких детей быстрый сон доминирует, и лишь с возрастом увеличивается доля медленного сна. Медленный сон связан с более молодыми эволюционными структурами мозга, более сложно организован и сложнее регулируется.

У взрослого человека наблюдается монофазный сон (1раз в сутки). Новорожденный спит 21час, до года 14 часов, 10 лет - 10 часов, старше 12 лет- 7-8 часов. Не спать более 3-5 суток невозможно. Субъективные ощущения при 40-80 часовом лишение сна очень неприятны. Возникает эмоциональная неуравновешенность, повышенная утомленность, бредовые идеи, нарушается зрение, вестибулярная функция. Через 90 ч. лишения сна появляются галлюцинации. Человек в среднем спит 8 часов в сутки, что представляет примерно, одну треть суток, а следовательно, одну треть жизни, т.е. из 75 лет он спит 25 лет.

Память. Физиология памяти.

Образование условных рефлексов возможно благодаря особому свойству мозга – памяти. Память – это способность организма, воспринимая воздействие извне, закреплять, сохранять и в последующем воспроизводить вызываемые этими воздействиями изменения функционального состояния и структуры.

Информационные сигналы в начале воздействуют на органы чувств, вызывая в них изменения, которые держатся, как правило, не более 0,5 секунды. Эти изменения называют сенсорной памятью – она позволяет человеку сохранять, например, зрительный образ во время мигания или просматривать кинофильм, воспринимая единство изображения, несмотря на сменяющиеся кадры.

Следующей за сенсорной памятью по длительности хранения информации выделяют краткосрочную память, которая позволяет оперировать информацией десятки секунд. Забывание материала стирается при его замене старой информации на новую.

Наиболее же важная и значимая часть информации храниться в долговременной памяти, которая обеспечивает эти функции годы и десятилетия. Долговременная память формируется при непременном участии систем подкрепления, т.е. она имеет условно-рефлекторную природу. Долговременная память формируется на основе синтеза молекул - нуклеиновых кислот и белков - и происходит с участием генетического аппарата нервной клетки, в результате чего возникают изменения в мембранах нейронов и межнейронных связях.

Лежащее в основе памяти запоминание может происходить неосознанно и сознательно. В первом случае воспроизвести информацию обычными способами сложно, во втором – легче. Механизм запоминания можно представить себе в виде цепочки: потребность (или интерес) мотивация выполнение – концентрация внимания – организация информации – запоминание. При этом нарушение любого участка цепи ухудшает память. Кроме того, в связи с особенностями восприятия могут преобладать образные формы памяти (зрительная, слуховая и т.д.). В связи с функциональной асимметрией мозга можно выделить вербальную форму памяти и образную, поэтому в младших классах, например, большее значении имеет иллюстративная и эмоциональная подача информации, а в старших — логическая.

Детская память обладает фотографичностью. Взрослый, пропустив в сказке деталь или какую-либо подробность, тут же будет поправлен ребенком. Ребенок обычно связывает по случайному признаку отдаленные предметы или события. Кроме того, необходимо, чтобы память ребенка приобрела готовность к запоминанию. Т.е. ученик должен заранее знать, когда и как пригодится ему заученный материал.

Расстройства памяти (ослабление, усиление, искажение, амнезия и др.) могут возникать вследствие возрастных изменений психической деятельности, при физических и эмоциональных нагрузках (утомление, стресс), травмах головного мозга, ряде психических заболеваний (психозы).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: