Пояснительная записка к программе

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

(английский)

для образовательных программ

36.5 «Фотограф», 36.3 «Парикмахер»

(социально-экономический профиль)

 

Учебно-методическое пособие для преподавателей

 

Челябинск, 2010г.

Одобрено Научно-методическим советом

Технологического колледжа сервиса

Рецензент: Л.С.Носова

Уварова Г.П.

Иностранный язык (английский): Учебно-методическое пособие для преподавателей. – Челябинск: ТКС ЮУрГУ, 2009. – 511с.

 

 

В пособии предлагается учебно-методический комплекс по предмету «Иностранный язык», разработанный в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по профессии 36.5 «Фотограф», 36.3 «Парикмахер» на основе инновационной модели образования доктора педагогических наук, профессора К.Я. Вазиной.

Учебно-методический комплекс предмета включает в себя: блочно-модульную программу, систему модулей и семантическое поле предметного содержания, организационно-деятельностную карту управления процессом обучения, ситуации учебных занятий, методологические и предметные средства обучения, средства контроля, понятийно-терминологический словарь, литературу.

Учебно-методическое пособие предназначено для методистов и преподавателей учреждений начального профессионального образования.

 

 

© Издательство ТКС ЮУрГУ, 2010


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

   
От автора ………………………………………………………………  
1. Рабочая блочно-модульная программа …………………………  
1.1. Пояснительная записка к программе……………………………  
1.2. Тематический план………………………………………………..  
1.3. Содержание программы ………………………………………….  
1.4. Система модулей к программе …………………………………..  
1.5. Системно-семантическое поле …………………………………..  
   
2 Организационно-деятельностная карта управления процессом обучения……………………………………………………………………..  
   
3 Система ситуаций занятий………………………………………….  
   
4 Система методологических и предметных средств ……………..  
   
5 Система средств контроля..…………………………………………  
   
6 Понятийно-терминологический словарь.…………..……….…….  
   
7 Литература..………………………………………………………….  

 


От автора

Обучение студентов в Технологическом колледже сервиса Южно-Уральского государственного университета осуществляется по инновационной модели «Саморазвитие человека», разработанной доктором педагогических наук, профессором Вазиной Кимой Яковлевной.

Данная модель осуществляется через авторскую рефлексивную технологию, состоящую из трех функционально взаимосвязанных этапов: целевого, поискового, рефлексивного.

Технологическая организация образовательного процесса включает в себя инвариантный инструментарий, позволяющий создать единое образовательное пространство для непрерывного развития компетентности преподавателей и студентов.

В сборнике представлены материалы инновационного проектирования непрерывного развития компетентности преподавателей и учащихся по предмету «Иностранный язык» (английский) для профессии36.5

«Фотограф», 36.3 «Парикмахер».

 

Инновационное проектирование осуществляется под руководством научно-методического центра колледжа и внедряется в течение ряда лет в образовательный процесс Технологического колледжа сервиса ЮУрГУ.

 

 

РАБОЧАЯ БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка к программе

Рабочая блочно-модульная программа учебного предмета базового цикла «Английский язык» разработана на основе примерной программы учебного предмета «Английский язык» для профессий начального профессионального образования под редакцией Тимофеева В.Г. для реализации образовательных программ с учетом социально-экономического профиля (156 часов) по профессиям: 36.5 «Фотограф», 36.3 «Парикмахер».

В программе из 156 учебных часов 76 часов отводится на изучение профессионально ориентированного (профильного) модуля. Это обусловлено возрастающей потребностью общества в высококвалифицированных кадрах, в том числе в области владения иностранным языком в сфере профессиональной коммуникации. Включение профильного модуля в процесс обучения иностранному языку позволит будущему специалисту овладевать информацией, связанной с его профессией, не только по русскоязычным литературным источникам, но и зарубежным. Такое построение учебного процесса создаст условия для развития как коммуникативной, так и профессиональной компетенций и, таким образом, обеспечит мобильность студента, а затем и специалиста-практика.

Основное назначение предмета ориентировано на достижение следующих целей:

· дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):

речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;

языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

компенсаторная компетенция дальнейшее развитие умений объясняться в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

учебно-познавательная компетенция развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания;

· развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределениюв отношении будущей профессии; социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.

Изучение английского языка по данной программе направлено на достижение общеобразовательных, воспитательных и практических задач, на дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции.

Общеобразовательные задачи обучения направлены на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, логического мышления, памяти; повышение общей культуры и культуры речи; расширение кругозора обучающихся, знаний о странах изучаемого языка; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельной работы, совместной работы в группах, умений общаться друг с другом и в коллективе.

Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся.

Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной).

Данная программа состоит из 12 взаимосвязанных блоков, на каждый из которых разработана система модулей, позволяющих по-новому структурировать содержание обучения:

1 КУРС

Блок №1 «Межличностные отношения»

Блок №2 «Образование, обучение»

Блок №3 «Страны, народы, история»

Блок №4 «Искусство»

Блок №5 «Social English. Социальная сфера»

Блок №6 «Организация сферы обслуживания»

2 КУРС

Блок №7 «Правила этикета»

Блок №8 «Средства массовой информации»

Блок №9 «Моя профессия»

Блок №10 «Мир науки. Научно-технический прогресс»

Блок №11 «Business English. Деловой английский»

Блок №12 «Праздники»

Блоки изучения английского языка непосредственно связаны с другими дисциплинами гуманитарного и естественнонаучного цикла: «Русский язык», «Литература», «Русский язык и культура речи», «История», «Математика», «Физика», «Химия», «Информатика».

Основными компонентами содержания обучения английскому языку в учреждениях НПО являются: языковой (фонетический, лексический и грамматический) материал; речевой материал, тексты; знания, навыки и умения, входящие в состав коммуникативной компетенции обучающихся и определяющие уровень ее сформированности.

В результате обучения учащиеся должны осознать и понять:

- значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры стран изучаемого языка;

- значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видо-временные, неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная речь / косвенный вопрос, побуждение и др., согласование времен);

- страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт учащихся: сведения о странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деталях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера.

В результате обучения учащиеся должны быть способны:

Говорить:

- вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики); беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета;

- рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка;

Аудировать:

- относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических (объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения;

Читать:

- читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические – используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;

Писать:

- писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в странах изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста;

Использовать приобретенные знания и способности в практической деятельности и повседневной жизни для:

- общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;

- получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимых в образовательных и самообразовательных целях;

- расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;

- изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России.

Итоговый контроль осуществляется в форме итогового тестирования и по материалам ЕГЭ.

 

 

 

 

1.2 Тематический план

Наименование блоков, ситуаций Количество часов
всего теоретических практических
1 курс
Блок № 1 «Межличностные отношения»     -
1.1 Погружение в предметное пространство. Входное тестирование 2 2 -
1.2 Личностные качества. Чувства, эмоции. Имя существительное 2 2 -
1.3 Семейные ценности. Множественное число существительных 2 2 -
1.4 Социальные и производственные отношения. Притяжательный падеж существительных 2 2 -
1.5 Планирование времени (рабочий день) 2 2 -
1.6 Планирование досугового времени 2 2 -
1.7 Итогово-обобщающее занятие. Тестирование 2 2 -
Блок № 2 «Образование, обучение»     -
2.1Образование в Великобритании, употребление артикля 2 2 -
2.2 Образование в США. Местоимения 2 2 -
2.3 Образование в Австралии. Порядковые и количественные числительные 2 2 -
2.4 Сравнительное образование в англо-язычных странах и в России 2 2   -
2.5 Профессия и специальности. Имя прилагательное, наречие. Степени сравнения прилагательных и наречий 2 2 -
2.6 Проекты «Образование и карьера», «Профессиональное обучение» 2 2 -
2.7 Итогово-обобщающее занятие. Тестирование 2 2 -
Блок № 3 «Страны, народы, история»     -
3.1 История Великобритании 2 2 -
3.2 Народы Великобритании 2 2 -
3.3 Видо-временные формы английского глагола. Неправильные глаголы 2 2 -
3.4 История США 2 2 -
3.5 Народы США 2 2 -
3.6 Государственное устройство Великобритании, США, России 2 2 -
3.7 Итогово-обобщающее занятие. Тестирование 2 2 -
Блок № 4 «Искусство»     -
4.1 Искусство театра и кино. Употребление глаголов «to be» и «to have» 2 2 -
4.2 Знаменитые актеры Голливуда 2 2 -
4.3 Музыка. Известные композиторы, музыканты 2 2 -
4.4 Литература, жанры литературы 2 2 -
4.5 Известные писатели Великобритании и США     -
4.6 Живопись. Знаменитые художники     -
4.7 Итогово-обобщающее занятие. Тестирование     -
Блок № 5 «Social English. Социальная сфера»     -
5.1Функциональный язык. Предложение. Типы вопросительных предложений 2 2 -
5.2 Органы социальной защиты в Великобритании. Просьба о помощи. Предложения, выражающие просьбу о помощи 2 2 -
5.3 Органы социальной защиты в США. Способы выражения согласия, несогласия 2 2 -
5.4 Благотворительные организации. Волонтерство 2 2 -
5.5 Высказывание. Способы запрашивания мнения в социальной сфере 2 2 -
5.6 Аргументация, контраргументация в социальной сфере 2 2 -
5.7 Итогово-обобщающее занятие. Тестирование. 2 2 -
Блок № 6 «Организация сферы обслуживания»     -
6.1 Профессиональная лексика. Переписка 2 2 -
6.2 Гостиничное хозяйство 2 2 -
6.3 Ресторанный сервис 2 2 -
6.4 Питание, напитки 2 2 -
6.5 Повторение. Итоговое контрольное тестирование 2 2 -
Итого за 1 курс:     -
2 курс
Блок № 7 «Правила этикета»     -
7.1 Погружение в предметное пространство. Входное тестирование   2 -
7.2 Пунктуальность. Общепринятые правила поведения и темы для разговора 2 2 -
7.3 Подарки, одежда, угощения 2 2 -
7.4 Запретные темы. Неопределенно-личные и безличные предложения 2 2 -
7.5 Продолжительность визита. Прощание и уход 2 2 -
7.6 Итогово-обобщающее занятие. Тестирование 2 2 -
Блок № 8 «Средства массовой информации»     -
8.1 Телевидение. Радио 2 2 -
8.2 Газеты. Журналы 2 2 -
8.3 Интернет 2 2 -
8.4 Новости в СМИ 2 2 -
8.5 Реклама 2 2 -
8.6 Итогово-обобщающее занятие. Тестирование 2 2 -
Блок № 9 «Моя профессия»     -
9.1 Профессии и специальности 2 2 -
9.2 Профессиональные качества 2 2 -
9.3 Профессиональная лексика. Придаточные предложения реального условия 2 2 -
9.4 Самые престижные профессии. Сослагательное наклонение 2 2 -
9.5 Моя профессия, карьера, должности 2 2 -
9.6 Собеседование при приеме на работу 2 2 -
9.7 Итогово-обобщающее занятие. Тестирование 2 2 -
Блок № 10 «Мир науки. Научно-технический прогресс»     -
10.1 Что такое наука? Что может наука 2 2 -
10.2 Научно-технический прогресс 2 2 -
10.3 Активный и пассивный залог 2 2 -
10.4 Система модальности 2 2 -
10.5 Знаменитые ученые 2 2 -
10.6 Проекты по темам: «Знаменитые ученые», «Знаменитые открытия» 2 2 -
10.7 Итогово-обобщающее занятие. Тестирование 2 2 -
Блок № 11 «Business English, Деловой английский»     -
11.1 Корпоративное устройство 2 2 -
11.2 Банки, неличные формы глагола 2 2 -
11.3 Финансовые инструменты. Согласование времен 2 2 -
11.4 Расчеты. Косвенная речь 2 2 -
11.5 Косвенная речь в вопросительных и повелительных предложениях 2 2 -
11.6 Деловая переписка 2 2 -
11.7 Итогово-обобщающее занятие. Тестирование 2 2 -
Блок № 12 «Праздники»     -
12.1 Английские и американские праздники 2 2 -
12.2 Культурные и национальные традиции. 2 2 -
12.3 Национальные обычаи 2 2 -
12.4 Проект «Мой любимый праздник» 2 2 -
12.5 Повторение. Итоговое контрольное тестирование 2 2 -
Итого за 2 курс:     -
Всего     -
         

 

Содержание программы

Цель: осознать значение предмета «Иностранный язык» как средства развития коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций обучающихся; развить предметные и универсальные способности обучающихся (речевые, языковые, социокультурные, компенсаторные, учебно-познавательные), формировать иноязычную коммуникативную компетенцию (аудирование, говорение, чтение, письмо).

Результат: специалист, владеющий различными видами речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), способный использовать приобретённые знания и сформированные компетенции в практической и профессиональной деятельности, повседневной жизни.

Блок №1 Погружение в предметное пространство

Цель: осознать цели, задачу, структуру языка, его связь с другими предметами.

1.1 Погружение в предметное пространство. Входное тестирование

Курс «Английский язык». Цели, задачи и структура языка, связь английского языка с другими предметами. Язык как знаковая система. Выявление уровня лексико-грамматических умений учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow