Во второй половине XIX века

План лекции

Реформы, их значение.

Развитие права.

Крестьянская реформа. Проведение реформ 60-70-х годов обусловило развитие законодательной деятельности. Появляются крупные законодательные акты. 19 февраля 1861 года Александр II подписал "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" и "Манифест об отмене крепостного права". Манифест и "Положение" касались трех основных аспектов:

  • личного освобождения крестьян,
  • наделения их землей,
  • порядка выкупа земли.

После реформы крестьяне получили права свободных сельских обывателей как личные, так и имущественные. Наиболее тяжкие сословные ограничения были отменены. Крестьяне получили право вступать в брак без разрешения помещика, заключать сделки, принимать обязательства, обращаться в суд, быть свидетелями и поручителями, они получили право открывать и содержать фабрики и другие промышленные предприятия, свободно заниматься предпринимательством и торговлей. Была получена более полная правоспособность: крестьяне могли приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, отчуждать его, передавать по наследству. Согласно реформе крестьянин освобождался с землей. Размер надела устанавливался в зависимости от района страны. Территория делилась на три зоны – черноземную, нечерноземную и степную. Для первых двух устанавливался высший и низший размер надела, а для степной зоны устанавливалась единая указная норма. Нормы надела земли в зависимости от районов устанавливались от 3 до 12 десятин на одну душу мужского населения. В большинстве это были нормы ниже дореформенного землепользования, и лишняя земля, причем лучшая, отрезалась в пользу помещика. В целом по России крестьяне потеряли 20% земли, а в черноземных районах до 30-40%. Кроме того, для крестьян, согласных получить землю бесплатно, устанавливался уменьшенный, так называемый "сиротский" или "дарственный"' надел, равный 1/4 высшего или указного надела.

Получив надел, крестьянин еще не становился его хозяином, пока не выплатит выкуп. Рыночная стоимость всей полученной крестьянами земли составляла 544 млн. рублей, а крестьяне до 1906 года, когда были отменены выкупные платежи, выплатили более I,5 млрд. рублей. Порядок выкупа был следующий: государство вследствие отсутствия у крестьян средств уплачивало помещикам в виде государственных облигаций 80% общей суммы выкупа, которую крестьяне под 6% годовых возвращали казне в течение 49 лет, а при совершении выкупной сделки крестьянин уплачивал помещику остальные 20%. До перехода на выкуп крестьяне обязаны были за предоставленные им наделы отбывать повинности в виде барщины или оброка. В результате крестьяне оказались в кабале у помещика, и у государства.

Несмотря на серьезные недостатки, значение реформы было велико, она была крупным шагом в переходе России к буржуазному развитию.

Во второй половине XIX века возрастает политическая роль крупной буржуазии. В этой связи постепенно меняется социальная база российского абсолютизма. Но в тоже время единственным политически господствующим классом государства оставалось дворянство. Осуществляемые в стране в 60-70-е годы государственные реформы, объективно отразили буржуазные тенденции в развитии государственного аппарата, но в тоже время стремились сохранить господствующее положение дворянства в стране. Император сохранял статус неограниченного монарха. Высшим совещательным учреждением России оставался Государственный Совет. При нем создавались различные комитеты и комиссии.

Совет министров. В 1861 году создается новый высший орган - Совет министров, председателем которого считался император. Комитет министров сохранялся, но он решал главным образом текущие дела. Совет министров рассматривал наиболее важные вопросы. В его состав входили: министры, начальники главных управлений, председатель Комитета Министров, Председатель Госсовета. Комитет министров становится основным совещательным органом.

Новые министерства. Получает после реформы 1861 года развитие Министерство финансов, в нем создается специальное выкупное учреждение департамент торговли и мануфактур. Он руководит казенной промышленностью и оказывает финансовую помощь частной промышленности.

Создается также Министерство путей сообщения, Министерство государственных имуществ, Главный комитет железных дорог. Особую роль стало играть Министерство внутренних дел. Оно имело на местах свои подведомственные органы: уездные полицейские управления, губернские правления. Ключевой должностью в уезде стала должность уездного исправника. Министр юстиции контролировал всю судебную систему страны. На него возлагались обязанности обер-прокурора.

Финансы и бюджет. Большое значение имела финансовая реформа 1862-1868 годов. Выкупные операции потребовали создания Крестьянского и Дворянского банков, осуществления кредитования. Создается сеть коммерческих банков. Проведение финансовой реформы привело к перестройке системы государственного контроля и централизованного порядка формирования государственного бюджета. Бюджет рассматривался и утверждался Государственным Советом. Старые подати были заменены земельными и акцизными налогами.

Военная реформа. В 1864 - 1874 годах в России была проведена военная реформа. На начальном этапе ее проведения был сокращен срок рекрутской службы (с 25 лет до 15 лет). А 1 января 1874 года был утвержден Устав о воинской повинности. Она вводилась для всего мужского населения "без различия состояний", для лиц, достигших 21 года по жребию. Срок службы в сухопутных войсках составлял 15 лет, из них действительная 6 лет, а служба в запасе - 9 лет. Во флоте она составляла соответственно 7 лет и 3 года. Для лиц с высшим образованием этот срок составлял полгода, со средним - полтора года. В 1864 году создано 15 военных округов, они занимались призывом и обучением военнослужащих. Возглавлял округ командующий войсками – начальник округа. Ему были подчинены все войска и военные учреждения на территории округа. В военном округе имелись: окружной штаб, интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-медицинское управления, инспектор военных госпиталей. При командующем действовал Военный совет.

Правоохранительные органы. Параллельно с реорганизацией армии шла перестройка полицейского аппарата.

В 1862 году создается следственная комиссия по делам о распространении революционных воззваний.

В феврале 1880 г. была создана Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с генералом Лорис-Меликовым. Им временно подчинялись третье отделение и корпус жандармов. Комиссия вела расследования по делам политических заключенных в Петербурге и окрестностях. Кроме этого она осуществляла подобный контроль за такими делами по всей стране. В июле 1880 года упраздняется третье отделение, а функции политического сыска переходят в Министерство внутренних дел. В системе МВД создается Главное управление по делам печати, его первые решения – запрещение печатных изданий революционеров.

В 1879 году создается Главное тюремное управление (МВД). Прекратили свое существование смирительные и работные дома, долговые тюрьмы.

В 1880 году при МВД создается департамент полиции – важнейшая часть Министерства. Им руководил заместитель (товарищ) министра. Отдельный корпус жандармов входил в состав МВД. Шефом жандармов стал министр внутренних дел. В департаменте полиции было семь производств. Главную роль среди них играло третье делопроизводство ведавшее политическим сыском и охраной царя. В 1898 году вместо этого отделения был образован особый отдел департамента полиции.

В 80-е годы повышается роль губернаторов. Им предоставляется право запрещать собрания, закрывать печатные органы. Губернаторы имели право арестовывать и высылать из районов усиленной охраны в административном порядке неблагонадежных лиц.

В связи с тем, что после крестьянской реформы была учреждена, вотчинная полиция, потребовалось укрепить уездные полицейские органы. Вместо городских и земельных исправников создавались уездные полицейские управления во главе с исправником. Произошло усиление полиции и в станах, кроме станового пристава вводилась должность урядника. Учреждены жандармские округа, а в каждой губернии созданы жандармские губернские управления.

Местное самоуправление. Земства. Особую роль играла земская реформа 1864 года. Главная идея реформы - расширение принципа местного самоуправления. По ней все классы местного 'общества призывались совокупно содействовать правительству в ведении местных хозяйственных дел. Эта задача была возложена на земские учреждения. Земские учреждения делились на уездные и губернские. Уездные земские учреждения - это уездное земское собрание и уездная земская управа. Уездное земское собрание состояло из гласных от жителей уезда. Они подразделялись на три разряда:

  • уездные землевладельцы;
  • городские обыватели уезда;
  • сельские крестьянские общины.

На своих съездах они избирали гласных в уездное земское собрание. Для уездных землевладельцев размер земельного ценза был разный, низший составлял 200 десятин.

На съезд уездных крестьян являлись представители сельских обществ: это члены волостного схода, являющиеся на съезд в числе не более 1/3 сельского схода.

На этих трех съездах и избирали гласных уездного земского собрания; число гласных для каждого уезда определялось соразмерно с количеством капиталистов, землевладельцев.

Уездное земское собрание, составленное из таких гласных, имело распорядительную власть по хозяйственным делам уезда, оно собиралось раз в год, не позже сентября и действовало не более 10 дней.

С особого разрешения местной губернской власти могло быть созвано экстренное уездное собрание. Исполнительным учреждением, действовавшим постоянно на основании постановления уездного земского собрания, оставалась земская уездная управа, избираемая из среды уездного земского собрания. Она состояла из председателя и двух членов. Срок избрания - три года. На уездных земских собраниях выбирались представители в губернское земское собрание; в это собрание выбиралось пропорционально составу уездного собрания число депутатов или гласных. Земское губернское собрание имело распорядительное значение по хозяйству всей губернии; оно собиралось раз в год, не позднее декабря и его заседания продолжались не более 20 дней.

Постоянным учреждением являлась губернская земская управа; она состояла из председателя и членов, избираемых губернским собранием на три года.

Деятельность уездных и губернских собраний подчинена негласному надзору местной губернской власти и через нее министру внутренних дел.

Земствам запрещалось публиковать свои постановления и отметь без разрешения губернатора. 12 июня 1890 года принимается "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Оно изменило порядок выборов в земства. Сохраняются три курии, но в первой курии вводился сословной принцип: избирать и быть избранным могли только дворяне-помещики (потомственные и личные). Тем самым уменьшилось представительство буржуазии в земствах. Существенные изменения произошли и в крестьянской курии. Отныне крестьяне выбирали только кандидатов в уездные земские собрания, а дальнейший порядок определял губернатор, он назначал гласных из числа избранных кандидатов.

Городское самоуправление, 16 июня 1870 года утверждается городовое положение, по которому создаются органы городского самоуправления. Эти органы избирались населением (независимо от сословной принадлежности) сроком на 4 года. Был установлен имущественный ценз. Распорядительным органом городского самоуправления являлась Городская дума, исполнительным - городская управа, которую возглавлял городской голова, он же председатель Городской думы. Гласных в Городскую думу могли избирать только плательщики городских налогов (владельцы торгово-промышленных предприятий, домовладельцы). Избиратели в зависимости от имущественного положения делились на три курии. Каждая из них имела равное количество гласных. Первая курия - это наиболее крупные налогоплательщики; вторая курия - средние налогоплательщики и третья курия - более мелкие собственники. Первая и вторая курии избирали 2/3 гласных, но составляли 13% общего числа избирателей. Городской голова уездного города утверждался губернатором, а губернского - министром внутренних дел.

В 1892 году утверждается новое положение об органах городского самоуправления; по нему приказчиков и мелких торговцев лишили права избирать в городские думы. Число избирателей уменьшилось, и возросла роль дворянства.

Новая судебная система. Большую роль сыграла судебная реформа. Она была проведена изданием 4 важнейших законов:

1) Учреждения судебных установлений;

2) Устава гражданского судопроизводства;

3) Устава уголовного судопроизводства;

4) Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Была осуществлена идея отделения суда от администрации, введена частичная выборность.

Судебная система состояла из местных судов и общих судебных установлений. Местные суды - мировые и волостные суды. Судебный округ делился на несколько участков. Каждый участок имел мирового судью и почетного судью (на общественных началах без казенного жалованья). Мировые судьи рассматривали дела единолично и избирались сроком на 3 года и должны были удовлетворять определенным условиям: возрастным, образовательным; наличия имущества, как правило, «движимого. Порядок выборов был достаточно сложным. Земские уездные управы составляли список кандидатов в мировые судьи (в том чи­пе и почетные), который утверждал губернатор. После этого список представлялся на голосование уездному земскому собранию. Избранные судьи утверждались Сенатом. К ведению мировых судей относились основная масса дел: мелкие уголовные (до полутора лет лишения свободы) гражданские (с оценкой иска до 500 рублей). Волостные суды - сословные суды по крестьянским вопросам.

К общим судебным органам относились окружные суды и судебные палаты. Окружной суд действовал в составе коронного суда вместе с присяжными заседателями.

Суд присяжных. Присяжные заседатели - судьи не профессионалы, участвующие в уголовном (а в некоторых странах и в гражданском) процессе. Они образуют специальную коллегию, которая в уголовном процессе выносит вердикт о виновности или невиновности подсудимого, в гражданском процессе - решает вопросы наличия или отсутствия спорного факта. Присяжный поверенный, в России в 1864 - 1917 годах, адвокат на государственной службе при окружном суде или судебной палате. Члены коронного суда назначались из числа дворян по представлению министра юстиции царём. Действовал принцип несменяемости судей. Состав присяжных определялся земскими и городскими управами, согласовывался с губернатором или градоначальником. Гражданские дела рассматривались без присяжных. Введение суда присяжных было большим достижением. Процедура: присяжные заседатели решали вопрос о виновности или невиновности подсудимого, после чего коронный суд определял конкретную меру наказаний для виновного.

Судебная палата рассматривала апелляции на решения окружных судов. Решения, принятые судом присяжных не подлежали апелляции, а вступали в законную силу немедленно. Их мог рассматривать только Сенат в случае подачи кассационной жалобы. Судебная палата в качестве суда первой инстанции рассматривала дела о государственных и некоторых должностных преступлениях. Эти дела рассматривались с участием сословных представителей. К ним относились: губернские и уездные предводители дворянства {от дворян), городские головы (от горожан), волостные старшины (от крестьян).

Прокуратура. Прокуратуру возглавлял министр юстиции в звании генерал-прокурора. В каждом департаменте Сената был обер-прокурор. Прокуроры имелись в судебных палатах и окружных судах. Они поддерживали обвинение в суде и приносили протесты на приговоры я решения судов.

Вводится должность судебного следователя, назначаемого министром юстиции. На следователей тоже распространялся принцип несменяемости. Вводится адвокатура.

19 мая 1871 года принимается закон, который предоставил большие права чинам корпуса жандармов на ведение дознания по делам о политических преступлениях, а судебные следователи фактически потеряли право вести следствие по государственным преступлениям, и расследование полностью оказалось в руках жандармерии.

В 1872 году принят закон об изменении подсудности по государственным преступлениям. Их рассматривало только особое присутствие правительствующего Сената. Эти дела рассматривались в составе первоприсутствующего (председатель) и 5 сенаторов, с участием 4 сословных представителей. В мае 1878 года произошло расширение подсудности палат, им предоставили право рассматривать средние и мелкие дела. В этой связи были созданы:

  • судебные палаты в обычном составе без участия сословных представителей;
  • судебные палаты в усиленном составе (5 членов суда и 3 сословных представителя).

Наиболее крупные дела рассматривало особое присутствие правительствующего Сената.

Военные суды. В 1867 году была проведена военно-служебная реформа. Сложилась трехзвенная система военных судов: полковые, военно-окружные и главный военный суд. Полковые суды имели примерно такую же подсудность, как и мировой суд. Военно-окружные суды рассматривали наиболее крупные и средней сложности преступления. Главный военный суд представлял собой высшую апелляционную и надзорную инстанцию.

Новые источники. Развитие права. Система права сохраняла в определенной степени консервативные черты. Шел медленный процесс приспособления права к условиям буржуазного общества. На базе дореформенных кодификационных работ были изданы второе и третье Полное собрание законов. Действующие правовые нормы нашли свое отражение в Своде законов. В области Уголовного права сохраняли свое действие нормы Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. В 1866 и 1885 годах вступили в силу новые редакции, содержание которых было согласовано с текущим пореформенным законодательством. 10 том Свода законов был основным источником гражданского права. Источниками права были также Судебные уставы, Положения о земских начальниках, Временные правила о волостном суде. Сохраняется значение и обычая как источника права. С 1863 года стало издаваться периодически Собрание узаконений и распоряжений правительства под контролем Сената. Печатались уставы акционерных компаний, уставы кредитных обществ, постановления министров, сенатская практика.

Наиболее важные законы не могли вступать в силу без санкции императора. В праве окончательно сформировалось понятие юридического лица. В соответствии с законом все юридические лица разделились на:

1) публичные;

2) частные;

3) соединения лиц;

4) учреждения.

В законе право собственности формулировалось следующим образом: "Власть установленная гражданскими законами, исключительная и независимая от лиц посторонних, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и постоянно". Существовал для права собственности срок исковой давности, он устанавливался до 10 лет. Кроме того, существовал ряд ограничений, налагаемых на право собственности, и, конечно, в первую очередь это были сервитуты.

Наследование. Получило развитие наследственное право. При отсутствии завещания вступало в силу право наследования по закону. Супруги имели право на получение 7 доли, сестры при наличии братьев - 14 часть недвижимого и 8 часть движимого имущества. А имущество крестьянского двора могли наследовать только члены семьи, надельную же землю - лица, приписанные сельскому обществу. Раздел крестьянского двора мог производиться только с согласия большинства сельского общества. С 1886 года происходит существенное сокращение разделов крестьянских хозяйств. В семейном праве стал более последовательно проводиться принцип раздельности имущества супругов. Основанием для возникновения обязательств служил договор, "как бы договор", правонарушение, "как бы правонарушение", "прочие факты".

Продолжали существовать различные виды договоров: подряда и поставки, казенного подряда, имущественного найма, займа и ссуды. Обеспечение обязательств осуществлялось посредством задатка, залога, неустойки, поручительств.

Основным источником гражданского пореформенного процессуального права являлся Устав гражданского судопроизводства, вошедший в состав так называемых судебных уставов 1864 года. Устав гражданского судопроизводства различал судопроизводство в мировых и судебно - административных установлениях (в суде земских начальников и общих судебных местах).

Судопроизводство. Иски. Отражены начала состязательности. Доказательства по делу собирались сторонами, суд не вмешивался. Исключительная медлительность. Судебные пошлины были установлены в большом размере. Суд в общих местах был недоступен для многих (иски свыше 500 рублей). Процесс в мировых судах являлся менее сложным, чем в общих судебных установлениях. Порядок производства в первой инстанции был следующий. Иск мог быть предъявлен в письменной или в словесной форме. Если иск заявлялся словесно, он вносился в книгу и подписывался истцом. Вызов ответчика производился путем повестки. В тех случаях, когда земский начальник и городской судья имели возможность лично потребовать тяжущихся к разбирательству, повестка не посылалась. Если оба тяжущихся являлись лично, суд мог приступить к делу без всякой предварительной подготовки. Производство дела было словесным. Не требовалось письменной подготовки, хотя ответчик вообще мог предъявить письменный ответ еще до явки в суд.

Доказательствами являлись показания свидетелей, письменные акты и другие бумаги, осмотр на месте. Иногда предоставлялась возможность по взаимному их соглашению просить мирового судью о решении дела на основании принимаемой им присяги. Предлагалось вначале прекратить дело миром. Решение судья впервые объявлял публично. После объявления решения судья обязывался: изложить его в окончательной форме не более, чем в трехдневный срок. Существовал в некоторых случаях сокращенный порядок производства. Решения мировых судей признавались вошедшими в силу по искам, цена которых не превышал 30 рублей. На решение мировых судей, не вошедших в силу, разрешалось приносить апелляционную жалобу в мировой съезд, а на решении земских начальников и городских судей – в уездный съезд. Апелляционной инстанцией для уездных членов окружного суда был окружной суд.

Гражданский процесс отправлялся в общих судебных местах. Низшей инстанцией общих судебных установлений был окружной суд. Таковы некоторые положения развития права во второй половине XIX века.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: