В первой половине XIX века

План лекции

Общественный и государственный строй.

Право.

В первой половине XIX века происходят изменения в классовой структуре общества. Зарождаются новые классы: буржуазия и пролетариат. Население по-прежнему делилось на 4 сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городских жителей. Рассмотрим положение каждого из этих сословий.

Правовое положение сословий. Дворянство. Дворянство сохраняло свое положение экономически и политически господствующего сословия. Ему принадлежала большая часть земли и монопольное право владения крепостными крестьянами. Дворяне также составляли основу государственного аппарата. В связи с развитием капиталистических отношений оно получило и новые права: иметь фабрики и заводы, вести торговлю наравне с купцами. Государство проводило политику поддержки дворян через государственный заемный банк, другие финансовые учреждения. Принятый 6 декабря 1831 года Манифест "О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным", ввел установления, по которым права избрания на дворянские общественные должности было предоставлено только дворянам, которые владели тремя тысячами незаселенной земли или не менее, чем 100 душами крепостных крестьян. Еще более укрепил позиции крупных землевладельцев закон от 16 июля 1845 года, согласно которому майораты нельзя было отчуждать посторонним лицам, а также дробить. Естественно, что эти меры привели к повышению роли крупных землевладельцев в дворянских сословных органах и усилили их влияние на местное самоуправление.

Духовенство. Рассматривая положение духовенства необходимо отметить, что оно по-прежнему делилось на белое (приходское) и черное (монашествующее). Служители церкви получили еще большие привилегии: в 1801 году их, а с 1835 их детей освобождают от телесных наказаний, с 1807 года они освобождены от поземельного сбора, с 1807 года от постоя. С 1842 года постепенно был осуществлен перевод на государственное содержание приходского духовенства. Еще при Павле I дворянство получило награжденное орденом духовенство. При этом белое духовенство получало наследственные дворянские права, а черное - командорство, т.е. участок населенной земли на основе права пользования.

Крестьяне. Феодально зависимые крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных, принадлежавших царской фамилии. В первой половине XIX века происходят некоторые изменения в правовом статусе крепостных крестьян. Эти изменения отразили следующие документы;

- Указ от 12 декабря 1801 года предоставил право покупки земли купцам, мещанам и всем крестьянам, кроме помещичьих;

- Указ от 20 февраля 1803 года предоставил право помещикам отпускать крестьян на волю за выкуп;

- Указ 1804 года запретил продажу крестьян без земли;

- Указ 1842 года дал право помещикам предоставлять крестьянам землю в пользование при выполнении определенных повинностей.

С 1816 года часть государственных крестьян переведена на положение военных поселенцев. В 1837 году была проведена реформа управления государственными крестьянами, было упорядочено оброчное обложение, увеличены земельные наделы, регламентированы органы крестьянского самоуправления: волостных и сельских сходов, волостного управления и сельского старосты.

Городское население. Происходили изменения и в правовом положении городского населения. В 1832 году учреждается для наиболее богатых и влиятельных представителей буржуазии и некоторых других категорий личное и потомственное почетное гражданство. К разряду потомственных почетных граждан были: отнесены крупные капиталисты, ученые, художники и дети личных дворян, а к личным почетным гражданам были отнесены низшие чиновники и лица, окончившие высшие учебные заведения. У почетных граждан были такие привилегии: они не платили подушной подати, не несли рекрутской повинности, освобождались от телесных наказаний. Купечество стало делиться не на две, а на три гильдии. Группа цеховых делилась на мастеров и подмастерьев. Законодательство о городах содействовало росту промышленности и торговли.

Органы государственного управления. Совет при императоре. В этот период получил свое развитие Совет при императоре. Это был совещательный орган с узким составом членов. Он часто менял свое название. До 1801 года – Совет при Высочайшем дворе, затем Непременный Совет из 12 человек с чисто совещательными функциями, который существовал до 1810 года, до создания Государственного Совета. Государственный совет существовал до 1917 года с некоторыми изменениями. Через Государственный совет должны были проходить все проекты, он и сам должен был разрабатывать важнейшие из них. Но ни один проект не мог стать законом без утверждения его императором. На Госсовет также возлагались обязанности по финансовому управлению.

Совет состоял из общего собрания и 4 департаментов: департаменты законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии. Пятый департамент дел царства Польского был создан после польского восстания 1830-1831 гг., это был законосовещательный орган. Председателем Госсовета считался сам император. Однако предусматривалось, что он может поручить функцию председательствования одному из членов Совета.

Министерства В начале XIX века в России на смену коллегиям пришли министерства. В 1802 году вводятся министерств, а в 1811 году издается "Общее учреждение министерств". Выло создано 8 министерств: иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. Утверждался принцип единоначалия, тем не менее, при министре существовал коллегиальный орган - совет министра. Этот орган не был даже совещательным.

Издание в 1811 году "Общего учреждения министерств", созданного при непосредственном участии М.М.Сперанского, завершило оформление министерского управления в России. Было установлено, что все министры подчиняются непосредственно императору. Министр и его заместители - товарищи министра, назначались императором. Аппарат министров подразделялся на департаменты и канцелярии, возглавляемые директорами.

Одновременно с министерствами был создан Комитет Министров (упразднен 24 апреля 1906 года). Это был совещательный орган при императоре, он решал надведомственные функции, а также наблюдение за губернаторами и губернскими правлениями. В его состав входили председатели департаментов Госсовета, министры, главноуправляющие ведомствами, государственный секретарь Учреждения, собственная его Величества канцелярия. При Николае I в этой канцелярии было создано 6 отделений, права которых почти не отличались от прав министерств. Особо известно пресловутое III отделение, ведшее борьбу с революционными и вообще прогрессивными настроениями. Ему был придан корпус жандармов, шефом которого считался главный начальник III отделения. Вся страна была разбита на жандармские округа. III отделение провело большую работу по развитию законодательства и систематизации права в России.

Управление территориями. При характеристике общественного и государственного устройства России необходимо обратить внимание и на управление зависимыми народами. В конце XVIII века была ликвидирована самостоятельность органов местного самоуправления ряда окраин, и на них была распространена губернская реформа 1775 года. Так, например, на Украине была ликвидирована Запорожская Сечь, ее территория была поделена на губернии и уезды. Эта реформа была распространена без учета национального состава населения. Например, территория, населенная мордвой, была поделена между четырьмя губерниями. В 1822 году был издан устав народов Сибири. По этому уставу все инородные народы Сибири делились на оседлых, кочевых и бродячих. При этом кочевые или бродячие народы сохраняли родовое управление. Стойбища или улусы возглавлялись старостами, для некоторых народов существовали степные думы. В 1783 году Литва, Латвия и Эстония также были разделены на несколько губерний.

Рядом особенностей отличалось управление Финляндией. Она именовалась Великим княжеством Финляндским. Император России был одновременно Великим князем Финляндским. Он представлял Финляндию во внешних сношениях. В 1809 году была Александром I утверждена конституция Финляндии. По этой конституции законодательная власть в Финляндии принадлежала сейму, а исполнительная - Правительственному сенату в составе 12 человек, избираемых сеймом. В 1816 году сенат был переименован в Императорский финляндский сенат. Он возглавлялся генерал-губернатором, назначаемым царем.

В 1815 году Польше была дарована Конституционная хартия. Император России был одновременно и королем польским. В Польше имелись свои выборные органы. Был избран законодательный сейм. Административная же власть находилась в руках наместника царя. При наместнике существовал в качестве совещательного Государственный совет.

Реорганизация церкви. В первой половине XIX века были проведены преобразования и в сфере государственного управления церковью. Была проведена перестройка аппарата управления на основе единоначалия, но единоначалия не духовного лица, а светского чиновника – обер-прокурора синода. Во второй четверти XIX века была проведена передача в ведение обер-прокурора канцелярии Синода и комиссии духовных училищ. А в 1836 году были созданы канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет. В итоге исполнительные органы Синода были подчинены обер-прокурору.

Проекты конституционного преобразования. М.М. Сперанский, В это время разрабатывались и проблемы конституционного преобразования России. Так, например, М.М.Сперанский пришел к выводу, что Россия не может стоять в стороне от экономических и политических преобразований Европы. Сперанский не сомневался в неизбежности и своевременносги реформ в России, в ограничении на начальном этапе самодержавия, в принятии конституции страны. Наиболее полно взгляды Сперанского изложены во "Введении к Уложению государственных законов". Сперанский исходит из того положения, что "начало и источник сил" законодательной, исполнительной и судебной власти – в народе. В основу реформы государственного управления положен традиционный принцип разделения властей. Он писал; "Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон, и исполнять его. Потому следовало бы, прежде всего, отделить друг от друга законодательную, исполнительную и судебную части, сосредоточив их в разных независимых одно от другого Государственных органах". По мысли Сперанского М.М., вся реорганизация центрального управления должна проходить но четырем направлениям: 1) новая система управления должна базироваться на принципах конституционной монархии; 2) усиление роли общественного мнения, которое должно быть сдерживающим началом для тирании и произвола; 3) максимальное приближение к модели подлинно демократической администрации; 4) создание и сохранение таких институтов, которые бы соответствовали принципам подлинной монархии". По мнению М.М.Сперанского принцип разделения властей реализуется всей продуманной политической системой.

Представительным и законодательным органом является Государственная Дума. Непосредственное управление страной поручается министерствам. Государственная Дума – высший законодательный орган страны. "Никакой закон не может быть принят без уважения (одобрения) Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются (рассматриваются и одобряются) в Думе". Судебная власть реализуемся системой судов, состоящих из назначаемых чиновников и выборных присяжных заседателей.

Кодификация законодательства. Свод законов. Изменения в правовой системе исходили из необходимости укрепления абсолютной монархии в России, существующего общественно-политического строя. В начале XIX века была проведена попытка кодификации права, но она, к сожалению, не увенчалась успехом. В 1826 году эта работа под руководством М.М.Сперанского была возобновлена. Была поставлена задача составления Полного собрания законов Российской империи. Полное собрание законов Российской империи было напечатано в апреле 1830 года. В него входило 40 томов законов и 6 томов приложений. В это же время велась кропотливая работа по составлению свода действующих законов. Он был введен в действие с 1835 года. В этот свод были включены лишь действующие акты. Свод законов был разделен на восемь разделов, состоящих из 15 томов. В 1854 году выходит второе издание Свода, а в 1857 году третье. Создание Свода законов имело огромное значение для развития российского права. Были сформулированы специальные отрасли законодательства; гражданское, уголовное и т.д. В 1845 году утверждается "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных".

Гражданское право. Договоры. Большое место отводилось в Своде законов проблемам гражданского законодательства. Этим вопросам был посвящен X том Свода законов. Одной из центральных проблем, являлось развитие права собственности. Впервые в российском законодательстве было дано понятие права собственности, как права "исключительно и независимо от постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным (имуществом) вечно и потомственно". А право собственности на землю определялось как право "на все произведения на поверхности ее, на все заключенное в недрах ее, на воды в пределах ее находящиеся, и словом на все ее принадлежности". Необходимо помнить, что термин собственность стал известным только в конце XVIII века. Законодательство регламентировало способы приобретения права собственности. В законодательстве наметилось различие между обязательствами из договоров и обязательствами из причинения вреда. В специальной статье 574 ч. 1 Свода законов говорилось, что "всякий ущерб в имуществе и причинение кому-либо вреда и убытка, с одной стороны налагают обязанность доставлять, а с другой, производят право требовать вознаграждения". В Своде имелся специальный раздел о составлении, совершении и прекращении договоров. Договор составлялся по взаимному соглашению договаривающихся лиц. Предметом договора могли быть или имущество или действия лиц, причем цель договора должна была быть непротивна законам. В этой связи договоры могли быть признаны ничтожными, если причиной их заключения было достижение недозволенной законом цели. Договоры совершались домашним, явочным, нотариальным или крепостным порядком. Средствами обеспечения договоров являлись: задаток, неустойка, поручительство, залог и заклад. Существовали договоры следующих видов: обмен, купля-продажа, запродажа, наем имущества, подряд и поставки, заем и ссуда имущества, поклажа, товарищество, страхование, личный наем, доверенность. Регулируя договор мены, законодательство ограничивало мену недвижимого имущества. Он должен был при этом оформляться нотариальным порядком. Продажа недвижимого имущества совершалась также оформлением в нотариальном порядке. А для купли-продажи движимых вещей не требовалось письменной формы. Запродажей назывался договор о заключении впоследствии купли-продажи. Он совершался в виде запродажной записи. Наем движимого имущества осуществлялся словесно (кроме найма речных и морских судов), а недвижимости письменно.

В законодательстве не было общей нормы, регулирующей отношения хозяина и арендатора. Владелец имел право в любое время прекратить договор найма и выселить нанимателя из квартиры или арендатора с земельного участка. При заключении договора-поставки его предметами были: постройка, починка, переделка зданий, поставка материалов, припасов и вещей, перевозка людей и тяжестей. Этот договор заключался в письменном виде. Под ссудой понималось соглашение, по которому одно лицо уступает другому право пользоваться движимым имуществом при условии его возвращения в том же состоянии, в котором оно было получено, без вознаграждения. Договор ссуды заключался как в письменной, так и в устной форме.

Юридические лица. Законодательство знало следующие виды договора личного найма: для домашних услуг; для выполнения земледельческих, ремесленных, фабричных работ; вообще для выполнения всякого вида работ. Срок личного найма не должен был превышать пяти лет. Доверенностью считался договор, согласно которому одно лицо обязывалось быть представителем другого. Обычно этот договор заключался в письменном виде. Большое внимание уделялось договорам товарищества. Были известны следующие виды: товарищество полное; товарищество по вере или по вкладам; товарищество по участкам или компании на акциях; товарищество трудовое. Полное товарищество представляло такую форму объединения, когда за сделки товарищество отвечало всем своим имуществом. Товарищество на вере представляло собой такую форму объединения, в которую входили лица, отвечающие всем имуществом (товарищи) и лица с ответственностью, ограниченной определенным вкладом. Акционерная компания состояла из лиц, ответственность которых ограничивалась вкладом в форме акций. Трудовое товарищество создавалось для производства определенного вида работ за общий счет всех участников, с круговой порукой. Для возникновения товарищества требовалась регистрация. Договор страхования регламентируется только в XIX веке. Возникают страховые общества.

Семейное право. Брак. В неизменном виде остались основные принципы семейного права. Единственной формой брака признавался только церковный брак. Брачное право существовало в различных формах и видах (брачное право римско - католической, лютеранской, православной церквей, мусульманское, еврейско-иудейское исповедания). Каждое и этих прав имело множество своих обязанностей и различий. Брак православной церкви регламентировал следующие позиции: требовалась свобода воли и сознания, брачный возраст устанавливался с 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин, устанавливался предельный возраст для брака - 80 лет. Не допускался брак между христианами католического и православного вероисповедания и нехристианами.

Права супругов. Личные права мужа были довольно обширными. Существовал принцип раздельности имущества супругов. Жена по законодательству обязана следовать за мужем при переселении его, при перемене постоянного места жительства. Муж мог обратиться в суд с иском и принудить жену следовать за ним. Законодательство проводило различие между законными детьми и незаконнорожденными (внебрачными детьми по закону 1902 года). Внебрачные дети не имели права на имя отца, не имели имущественных прав. Отцовская власть распространялась на детей обоего пола. Дети обязаны были жить с родителями. В случае неповиновения родительской власти дети могли по требованию родителей без особого судебного рассмотрения подвергаться заключению в тюрьму на срок от двух до четырех месяцев.

Наследование. Имущество переходило к наследникам либо по завещанию, либо по закону. Для завещания обязательной была письменная форма. При отсутствии завещания имущество переходило к наследникам по закону. Ближайшее право наследования имели родственники мужского пола по нисходящей линии, т.е. сыновья умершего. Если не было сыновей, наследниками становились внуки, при отсутствии внуков - правнуки и т.д. Дочь при живых братьях получала 1/14 недвижимого имущества, 1/8 часть движимого. При отсутствии нисходящих наследников мужского пола к наследованию призывались нисходящие наследники женского пола.

Уголовное право. Свод законов излагал нормы уголовного права в книге 1-ой XV тома. Книга состояла из 11 разделов, разделы из глав, главы делились на статьи (всего было 765 статей). Впервые были выделены общая и особенная части. Но в этом документе было много несогласованных и противоречивых статей. Был подготовлен и введен в действие с 1846 года новый кодекс, получивший название "Уложения о наказаниях уголовных и исправительных". Уложение подразделялось на разделы, разделы на главы, а главы на статьи (всего было 2224 статьи). В начале Уложения шли нормы, относящиеся к общей части. В Уложении не было четкой грани между понятиями "преступление" и "проступок". Сроки давности устанавливались лишь для преступлений. В Уложении устанавливались формы вины, стадии совершения преступлений, виды соучастия, обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину, устраняющие уголовную ответственность. 'Уголовная ответственность наступала с 7 лет. Система преступлений по Уложению была более сложной. Система преступлений отражена в двенадцати разделах. Выделялись преступления против веры, государственные преступления. При этом покушение, преступное действие и даже умысел свергнуть императора карались лишениями всех прав состояния и смертной казнью. Специальные разделы были посвящены преступлениям против порядка управления. Особенно жестоко наказывались организованные выступления рабочих. При этом явное неповиновение фабричных и заводских людей владельцу или управляющему заводом, сказанное "целой артелью или толпой", карались как восстание против властей. Были предусмотрены наказания и для участников забастовок. Виновные подвергались аресту, зачинщики - на срок от трех недель до трех месяцев, "прочие" от семи дней до трех недель. Специальный раздел "О преступлениях и проступках против законов о состояниях" предусматривал защиту сословных прав и привилегий.

"Лестница наказаний". В Уложении вводилась довольно сложная система наказаний. Все наказания делились на два разряда: наказания уголовные и наказания исправительные. Кроме того наказания подразделялись на главные, дополнительные, заменяющие. Существовало одиннадцать родов главных наказаний. Затем следовали дополнительные наказания. К ним относились: поражение в правах, покаяние, конфискация, учреждение опеки, отдача под надзор полиции, запрещение промысла. Все эти наказания считались общими. Их дополняли особенные наказания, включающие в себя исключение из службы, отстранение от должности, понижение по службе, выговор, вычет из жалованья, замечание, а также исключительные наказания, к которым относились лишение воинского погребения, частичное лишение права наследования.

Вменение. Соучастие. В Уложении перечислялись основания, по которым устранялось вменение. К этим основаниям относились следующие: случайность, малолетство (до 10 лет вменение исключалось, а с 10 до 14 лет было условным), а также безумие, сумасшествие, необходимая оборона. В Уложении субъективная сторона подразделялась на: умысел и неосторожность. Было проведено различие соучастия в преступлении: а) по предварительному соглашению; б) без предварительного соглашения.

Уголовный процесс. Доказательства. Процесс в основном оставался инквизиционным. Указом 1801 года запрещались пытки. Большая роль отводилась полиции. Ей поручалось следствие и исполнение приговора. Само следствие подразделялось на предварительное и формальное. Прокуроры и стряпчие осуществляли надзор за следствием. Доказательства делились на совершенные и несовершенные. К совершенным доказательствам относились: собственное признание обвиняемого; письменные доказательства, признанные им; медицинское заключение экспертов; совпадающие показания двух свидетелей, не отведенных подсудимым. К несовершенным доказательствам относились: внесудебное признание обвиняемого, подтвержденное свидетелями; оговор им посторонних лиц; повальный обыск; показания одного свидетеля; улики.

Таким образом, очевидна значимость создания Полного собрания законов и Свода законов Российской империи.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: