double arrow

Методические требования к подготовке преддипломного проекта

Преддипломный проект по социологии пишется студентами в 7 семестре. Работа над преддипломным проектом является важным этапом подготовки выпускной квалификационной работы.

Конечная цель преддипломного проекта – разработать теоретико-методологические основы изучения выбранной темы дипломной работы на основе различных социологических парадигм.

Необходимым условием успешной работы над преддипломным проектом является предварительный выбор темы (в крайнем случае, направления) будущей дипломной работы.Определив тему дипломной работы, следует выделить и ключевые категории в рамках дипломной работы. Необходимо определиться с научным руководителем.

Важным аспектом изучения трудов социологов является умение студента актуализировать теоретико-методологические подходы каждой парадигмы применительно к теме дипломной работы. В связи с этим, основным содержанием преддипломного проекта является проведение парадигмального анализа ключевых категорий дипломной работы. Предстоит проработать ключевые категории дипломной работы в рамках каждой парадигмы, конкретно по персоналиям, сформулировать обобщающие выводы.

Вывод должен содержать: широкий комплексный подход к рассмотрению темы дипломной работы на основе полипарадигмальной теоретико-методологической базы; отразить специфику рассмотрения ключевых категорий дипломной работы в контексте каждой парадигмы; формулировку гипотезы(подгипотез) дипломного исследования с ссылкой на конкретных социологов; постановку исследовательских задач. Это позволит будущему дипломнику определить границы своего исследования (т.е. предмет), сформулировать гипотезы и задачи, наметить способы и методы исследования опираясь на всесторонний, комплексный полипарадигмальный подход.

Таким образом будет достигнута основная цель преддипломного проекта – провести теоретико-методологическое обоснование исследования в рамках выпускной квалификационной работы.

Защита преддипломного проекта происходит на основе презентации.

Методические требования к оформлению презентации к защите преддипломного проекта

Слайд 1. Титульный лист с указанием темы преддипломного проекта, Ф,И.О. студента,

Слайд 2. Тема дипломной работы, актуальность проблемы, цель, объект, предмет, ключевые категории

Слайды 3-8. Основные труды и теории социологов в рамках парадигмы (Общая характеристика)

Слайды 9-13. Рассмотреть теории, применимые для анализа ключевых категорий дипломной работы. Применить научные теории к теме своей дипломной работы. Сформулировать гипотезы и задачи для дипломной работы, опираясь на анализируемые теории

Слайды 14-15. Основные выводы.



Приложение 1

 

Сравнительный анализ основных положений структурно-функциональной парадигмы в теоретических подходах О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, Т. Парсонса и Р. Мертона. Оценочная характеристика.

 

  О.Конт Г.Спенсер Э.Дюркгейм Т. Парсонс Р. Мертон
Годы жизни (1798-1857 г.г.) Франция (1820 – 1903г.г.) Англия (1858 – 1917г.г.) Франция (1902 -1979г.г.) США (1910 – 2003гг.) США
  Ключевые категории   · Позитивизм; · Социология; · Социальная статика; · Социальная динамика; · Социальный порядок; · Социальный прогресс; · Закон классификации наук; · Закон трех стадий; · Научно-индустриальное общество     · Общество - социальный организм · Социальная система · Социальный институт · Социальная функция · Социальная эволюция · Законы социальной эволюции · Закон усредненного развития членов общества · Социальный дарвинизм (закон выживания сильнейших и лучших) · Уровни сложности общества · Промышленное общество     · Общество как особая социальная реальность; · Социальный факт; · Социальный реализм; · Социологизм; · Социальная солидарность; · Социальный прогресс; · Типы общества; · Социальная аномия; · Самоубийство.   · Социальное действие; · социальная система; · общество – системное понятие, определяется как социальная система; · социальная функция (система социальных функций (AGIL): адаптация, целеполагания, интеграции, латентная функция поддержания культурного образца); · социетальное общество; · социализация; · социальная роль; · социальный статус; · структурно-функциональный анализ.   · Функция; · латентная функция; · дисфункция; · нефункциональные последствия; · теория среднего уровня; · теория аномии; · теория девиации (типы девиантного поведения: конформизм, инновация, ритуализм, ретризм, мятеж); · развил метод структурно-функционального анализа; · ввел новый метод - структурно-дисфункциональный анализ; · теория бюрократии; · 11 заповедей функционалиста.  
Основные теоретические концепции Понятие новой науке об обществе, понятие общества в условиях «статики» и общества в условиях развития – «социальная динамика»; открыл позитивный метод изучения общества; открыл закон классификации наук, закон трех стадий Структурный функционализм в социологии. Первым применил эволюционный подход для изучения общества; заложил основы эволюционного и структурно-функционального анализа общества; раскрыл возможности сравнительно-исторического метода изучения общества как социального организма и его эволюции. Дал определение понятиям «социальный институт», «социальная функция», «социальная эволюция», открыл законы социальной эволюции.   Разработал четкую концепцию предмета социологии. Элементами действительности выступают социальные факты. Структурный функционализм — направление социологической мысли, социологическая парадигма, сущность которой заключается в выделении элементов социального взаимодействия, определении их роли и места в большей социальной системе или обществе в целом, а также их социальных функций. Проблема социальной солидарности. Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа.   Парсонс исследовал общество на разных системных уровнях - микро и макро, в результате чего выявил, что общество обладает структурированной системой, которая в своих действиях стремится к порядку и определенной рациональности. Последовательно идя к этой цели, ученый создает сначала теорию социального действия, а затем на её основе теорию социальной системы, в которых раскрываются принципы функционирования систем разных уровней во взаимосвязи с другими системами. Мертон поставил под вопрос правомерность трех постулатов, широко используемых социологами, работающими в рамках классического структурного функционализма. сформулировал основную теорему функционального анализа, которая гласит: «Точно так же как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, так и одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями». Ввел понятия «функции», «дисфункции», «нефункциональность», «явные» и «латентные» функции. Теория среднего уровня.  
  Понимание объекта и предмета Объект – общество в статике и динамике; социальная реальность; общество как социальный организм, социальная система; человечество. Предмет – законы общественного развития.     Объект – общество как социальный организм. Предмет – установление законов развития общества как социального организма.   Объект –общество как особая реальность во всей целостности и взаимозависимости его частей, подчиненное действию объективных законов. Предмет –социальные факты. Объект –социальная система на всех уровнях.   Предмет - система (социального) действия, которая в отличие от социального действия (действия индивида) включает в себя организованную деятельность многих людей; - изучение социальной функции как системы.   Объект – общество и социальные структуры. Предмет – функции, латентные функции, дисфункции, нефункциональные последствия; - социальные действия с точки зрения их дисфункциональности.  
Объект: Общее: все представители структурно-функциональной парадигмы рассматривали общество на макроуровне, объективно, как естественное образование, являющее собой нечто больше, нежели совокупность индивидов. Различия: Спенсер смотрел на общество как на часть природы, естественный продукт всеобщей эволюции. Дюркгейм рассматривал общество как особую реальность. Т. Парсонс рассматривал общество как систему, и большое внимание уделял статике, в отличие от Мертона, который считал, что общество нужно рассматривать в динамике и только в ней прослеживается взаимосвязь между институтами, выполняющими схожие функции. Общество в статике и динамике также рассматривал О.Конт. Предмет: Общее: Взгляды на предмет исследования совпадали у Конта и Спенсера. Оба социолога считали, что предметом исследования должно быть изучение законов: у О.Конта – изучение законов социального порядка, функционирования и динамики обществ, у Спенсера – законов эволюционного развития. Различия: Спенсер уделял особое внимание основным изучению эволюционных изменений в социальных структурах и институтах, а Конт изучал эволюционные изменения в состоянии идей. У Дюркгейма предметом социального анализа выступал социальный факт, у Т.Парсонса – социальное действие, а у Р.Мертона – анализ функций. Причем понимание социального действия отличается у Р.Мертона и Т.Парсонса.
Задачи социологии     Изучать законы, факторы и механизмы социального порядка и социального прогресса. · Изучение причин возникновения соц. институтов и их функций в данном обществе в данный момент; · выявление роли рассматриваемой функции и обслуживающий ее социальный институт в развитие общества с точки зрения укрепления его целостности и интеграции; · раскрытие действий всеобщих законов эволюции в ходе изучения социальных фактов, процессов как массовое типичное явление.   Исследовать и находить причинно-следственные связи между социальными фактами в контексте взаимоотношений общества, его структур и индивидов, что позволяет обосновывать общественные законы и на этой основе формировать общие представления (“норму”) о социальных и политических реалиях, а также, анализируя отклонения от нормы, выявлять социальную патологию, как в развитии общества, его социальных структурах, так и поведении индивидов. Задача социологии – интегрирование личностью социальных норм и ценностей посредством всех материальных и духовных средств. Задачи социологов: · Изучать механизм, структуры, функции, обеспечивающие стабильность социальной системы; · Выявлять функции, способствующие стабильному равновесному развитию общества; · Изучать процесс адаптации общества и человека к обществу (к конкретной среде и нормам общества); · Изучать социальные действия через внутренне субъективное состояние, используя системный подход.   · Проводить анализ скрытых и дисфункциональных функций; · заниматься изучением структуры общества и его изменений, поведение человека в рамках этой структуры и последствия из поведения; · следовать 11 заповедям функционального анализа. Проводить функциональный анализ, искать латентные процессы в обществе. Анализировать те стороны социальной жизни, которые являются вызовом существующему порядку вещей, то есть основное внимание надо уделять анализу латентных функций и дисфункций в обществе.  
Общее: Конт и Спенсер считали, что основной задачей социолога должно быть выявление законов социального порядка и социальной динамики общества. Дюркгейм, так же как и Спенсер полагал, что целью социолога является выявление причинно-следственных связей и закономерностей. Спенсер и Мертон особое внимание уделяли анализу функций. Различие: Парсонс, в отличие от этих социологов, не ставил перед социологом-исследователем задачу поиска законов. Он считал, что социолог должен изучить механизмы, обеспечивающие стабильность общества. Мертон, так же как и Парсонс, не ставил задачу поиска законов, а считал, что социолог должен раскрывать латентные функции социальных институтов.
Понимание общества Общество- органическое единство всего человечества. Структура: - индивид - семья - государство Общество - совокупность индивидов. Структура включает три элемента: - производи тельный - распределительный - регулятивный Общество– это социальный факт, оказывающий давление на индивида. Это коллективная организованная жизнь: система социальных институтов, создающих целостную социальную реальность; совокупность идей, верований, чувств, объективированных в социальных институтах; коллективное сознание, реализованное в социальных институтах. «Общество - это такой тип социальной системы (среди всего универсума социальных систем), который как система достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности». Социетальное общество включает следующие структурные элементы: · ценности - воспроизводство образца · нормы - интеграция · социальные роли - адаптация · коллективные организации – целедостижение Каждый элемент выполняет свою функцию: адаптация, целеполагание, интеграция, латентная.   По Мертону общество это целостность, в которой каждый индивид или социальный институт выполняют определенную функцию. Социальная структура общества: · статус, · роли, · ролевые и статусные установки, · нормы, · ценности, · институты, · коллективы, · группы, · организации, интересы.
Общее: все представители структурно-функциональной парадигмы использовали системный подход в понимании общества, выделяя в нем составные части (институты), описывая функциональные особенности этих частей, за счет которых и формируется единство. Различия: Различия во взглядах на общество как системы наблюдаются у Г. Спенсера и Э. Дюркгейма. Г. Спенсер считал, что свойства частей определяют свойства целого. Общество – это совокупность индивидов. Э.Дюркгейм считал, что общество – целое, которое не тождественно сумме его частей.
Типология общества Научно-индустриальное позитивное общество Общества могут быть распределены, прежде всего, по степени их сложности как простые, сложные, двойной сложности и тройной сложности. В рамках данной классификации Спенсер подразделяет общества на военные и промышленные.   · простое архаическое – основано на механической солидарности (солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт); · сложное промышленное – основано на органической солидарности (с возникновением разделения труда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме). В связи с этим выделяется промышленное общество и военное. 2 типа обществ: · Закрытое (главный признак – четкое следование заданному плану развития) · Открытое (главный признак – возможность видоизменения).   Не было актуально для Мертона. Общества организуются по ролям, функциям, объединениям  
Общее: Каждый социолог говорил о простых и сложных типах обществ, где за основу был взят конкретный исторический процесс. Условно можно разделить общества на архаичные, со всеми свойственными для традиционных обществ особенностями; и об-ва современные, более дифференцируемые, но с более четкими границами и системой функций. Различия: в отличие от Конта, который был сторонником сильного авторитарного государства, Г. Спенсер был противником усиления государства и его вмешательства в экономику и предпринимательство. Он считал, что равновесие в обществе достигается путем свободного обмена и взаимодействия между рабочими и работодателями на основе рынка, а вмешательство государства мешает равновесию и может навредить свободе личности.
Понимание личности Общество первично, личность – продукт общества. Личность имеет тройственную структуру: · разум · чувства · деятельность Побуждающим мотивом выступает чувства. Разум регулирует, а сущность человека определяет его деятельность. Общество существует для блага своих членов, а не члены его для блага общества. Свобода от групповых, классовых, националистических и т.д. предрассудков, а отсюда космополитизм, терпимость, гуманизм, а главное — утверждение самоценности личности Разделение труда обусловливает различия индивидов, развивающих в соответствии со своей профессиональной ролью индивидуальные, личностные способности и таланты. Каждый индивид — теперь личность. Человек эгоистичен. Современный человек – закоренелый индивидуалист. Он должен осознать значение общества (общество – родной дом), развивать у себя альтруистические чувства, стремиться к интеграции. Общество первично, индивид вторичен. Личность – совокупность социальных ролей. Личность типизирована. Поведение человека определяется нормами общества, ценностно-нормативной сферой. «Личность — это усвоенная в процессе обучения организация индивида, процесс социализации имеет решающее значение для ее формирования и функционирования».   Общество довлеет над индивидом, диктуя ему те или иные нормы поведения, а личность, в зависимости от своих ценностей и возможностей, проявляет ту или иную тактику поведения. Мертон выделяет 5 типов поведения: · конформизм, соответствие поведенческих моделей как культурным целям, так и институционализированным средствам. · инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения; · ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения; · ретретизм выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения; · мятеж, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые.  
Общее: Конт, Спенсер, Э.Дюркгейм и Т.Парсонс рассматривали личность ни как отдельный элемент, а как систему, состоящую из различных стуктур. Различия: О. Конт понимал личность как тройственную структуру, включающую в себя разум, чувство и деятельность. Э.Дюркгейм же считал, что личность – двойственная реальность, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная. Т. Парсонс понимал личность как совокупность ролей. О.Конт и Э. Дюркгейм считали, что человек должен стремиться к коллективизму. В противоположность им Г. Спенсер был радикальным индивидуалистом.
Понимание социального прогресса Социальный прогресс – поступательное эволюционное, линейное развитие общества. Движущая сила – человеческий разум. 3 стадии развития человеческого общества: 1)теологическая; 2)метафизическая; 3)позитивная.     . Социальный прогресс – линейный, поступательный, очень медленный процесс. Обязательное условие прогресса – изменение, эволюция человека. Эволюция проходит медленно, следовательно, и прогресс медленно. Критерий соц. прогресса - свободная индивидуализированная личность. Он выделял 3 закона эволюции: · естественный отбор; · борьба за существование; · выживание сильнейшего. Движущая сила – счастливая личность.   Социальный прогресс – эволюционный, поступательный, линейный. Источники и механизмы социального прогресса: 1. демографический фактор (плотность и рост населения) 2. разделение труда 3. профессиональные корпорации, трудовые корпорации Критерий прогресса – степень органической солидарности в обществе и органической связи с обществом. Движущая сила – разделение труда. Основу развития общества составляет процесс дифференциации, стремление к порядку и усиление адаптивности. Движущей силой является процесс дифференциации социальных ролей. Социальная эволюция, но мнению Парсонса, является частью эволюции живых систем. Поэтому можно считать, что все общества произошли от одного типа общества. Все общества проходят следующие стадии: 1) примитивную; 2) промежуточную; 3) современную.   Общество, развивающееся благодаря дисфункциям, отклонению систем от принятых норм, с последующей адаптацией к ним. Следовательно, движущий фактор эволюции – нормы и их изменение.  
Общее: Конт, Дюркгейм и Спенсер рассматривали социальный прогресс как поступательный, линейный, эволюционный. Парсонс и Мертон считают, что прогресс обусловлен изменением ценностных установок. Различия: Движущей силой прогресса является: Конт – прогресс разума, Дюркгейм – разделение труда, Парсонс – процесс дифференциации ролей. Мертон считал, что общество развивается благодаря дисфункциям, и что изменения в обществе начинаются с изменений норм. Парсонс считал, что изменения в обществе начинают происходить с появлением инноваций в культуре, прежде всего в ценностях. Так же различны стадии прогресса.
Понимание социальной функции Социальные функции направлены на сохранение стабильности в обществе Социальные функции направлены на сохранение стабильности в обществе.   Под социальной функцией он понимает«отношение соответствия между явлением или процессом и определенной потребностью социальной системы. «Понятие функции имеет решающее значение для понимания любых живых систем, обозначая определенные черты, во-первых, взаимодействия системы с окружение, во-вторых, внутренней дифференциации самой систем». «Различение четырех указанных подсистем действия носит функциональный характер. Оно проводится на основе четырех первичных функций, присущих, по нашим представлениям, любым системам действия, - это функции воспроизводства образца, интеграции, целедостижения и адаптации».   «Функции – это те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы».
Общее: все представители структурно-функциональной парадигмы считали, что функции в обществе направлены на сохранение его стабильности. Каждая часть общества выполняет свою определенную функцию. Спенсер и Парсонс считали, что существуют функции, обязательные для всех обществ. Различия: в отличие от остальных социологов, Мертон считал, что наряду с функциями в обществе могут происходить дисфункции, которые могут угрожать стабильности. Также он считал, что одна часть общества может выполнять функцию другой его части.
Методология и методы Позитивные методы исследования: 1) наблюдения; 2) эксперимент; 3) сравнительный анализ; 4) сравнительно-исторический анализ.   . Методологические подходы: методологический эволюционизм; системный, системно-структурный подход; институциональный подход; элементы функционального подхода. Методы исследования: · сравнительно – сопоставительный (метод сравнительной аналогии общества с биоорганизмом); · сравнительно – исторический (преобладающий); · логический анализ; · функциональный анализ (выявление функций элементов общества и их роли в укреплении целостности и устойчивости общества).   Методология Э. Дюркгейма основана на социологизме и социологическом реализме. Метод – социальное изучать социальным. Это означает, что общество имеет свои собственные внутренние законы. Объяснять социальное нужно в поиске причин внутри самого общества с помощью социальных методов. Методология – эволюционистский подход к развитию общества Метод – структурный функционализм, который включает базовые положения: анализ общества исходя из интересов его стабильности, устойчивости, эволюционного развития, единства и взаимозависимости всех его частей, учитывая универсальность всех институтов, их необходимость и невзаимозаменяемость. 3 постулата структурно-функционального анализа: 1. постулат функциональногоединства общества (любая часть функциональна для всей системы, благодаря чему обеспечивается высокая интеграция всего общества); 2. постулат универсальностифункционализма. (предполагает «полезность» любой социальной практики); 3. постулат необходимости. (в обществе есть универсалии, которые являются атрибутами для существования общества в целом).     Методы: - структурно – дисфункциональный анализ Это означает, что в плюралистическом, очень сложно дифференцированном обществе устойчивость сохраняется, если даже появляется автономные институты или альтернативные институты, а также в случаях происхождения дисфункции или латентных процессов. Методы, приоритеты смещены в область эмпирического исследования, а не чрезмерного теоретизирования. - функциональный анализ состоит в том, чтобы изучать функцию какого-нибудь вида социальной деятельности или социального института с точки зрения их вклада в обеспечение жизнедеятельности общего как целого и развития общества.  
Общее: О.Конт, Г.Спенсер и Т. Парсонс использовали эволюционисткую методологию. У О. Конта – эволюционисткий подход и идеалистический подход к анализу общества и его развития. У Г.Спенсера – эволюционный натурализм. Различия: Дисфункциональный анализ, используемый Р.Мертоном, существенно отличается от структурно-функционального анализа Парсонса. Парсонс считал, что любая часть общества, любой его социальный институт направлены на функционирование единства общества. Парсонс считал, что все социальные институты полезны, так как все они выполняют позитивную функцию по укреплению социального порядка и стабильности общества. Мертон считал, что часть общества может быть функциональна, дисфункциональна или нефункциональна. Парсонс считал, что в обществе есть «универсалии» - социальные или культурные явления, которые обязательны для всех обществ. Здесь его можно сравнить с Г.Спенсером, который выявил три системы социальных функций.

 

 


Приложение 2

Образец оформления Титульного листа преддипломного проекта

 

Министерство науки и образования Российской Федерации

Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева

Институт химии и проблем устойчивого развития

Кафедра социологии

Преддипломный проект

Полипарадигмальный теоретический анализ категории

«профессионально-статусные установки».

 

Тема выпускной квалификационной работы:

« Формирование профессионально-статусных установок у старшеклассников

(На примере школьников 9-11 классов школы №143 и 143М г. Красноярска)».

 

Выполнила:

студентка группы ПР-43

Панфилова Е.В.

Проверила:

зав. каф. социологии

д. ф. н., профессор

Губина С. А.

 

 

Москва 2013

Приложение 3

Содержание преддипломного проекта

Анализ ключевых категорий «адаптация» и «социальные связи», выполнила Лисевич Яна, дипломница 2009г. Тема дипломной работы:«Типы социокультурной адаптации русскоязычных иммигрантов Германии (на примере Земли Баден-Вюртемберг)».

Научный руководитель С. А. Губина.

Содержание:

1. Введение. Программа исследования.........................................................................................

2. Полипарадигмальный анализ ключевых категорий «адаптация» и «социальные связи»…………………………………………………………………………………....….....

2.1. Рассмотрение категории «адаптация» и «социальные связи» в рамках СФП.........

2.1.1. Вывод............................................................................................................................

2.2. Рассмотрение категории «адаптация» и «социальные связи» в рамках ИП............

2.2.1. Вывод............................................................................................................................

2.3. Рассмотрение категории «адаптация» и «социальные связи» в рамках КП............

2.3.1. Вывод............................................................................................................................

2.4. Рассмотрение категории «адаптация» и «социальные связи» в рамках ДП............

2.4.1. Вывод............................................................................................................................

2.5. Рассмотрение категории «адаптация» и «социальные связи» в рамках ПП............

2.5.1. Вывод............................................................................................................................

2.6. Рассмотрение категории «адаптация» и «социальные связи» в рамках ОП............

2.6.1. Вывод............................................................................................................................

2.7. Модель использования социальных сетей-связей иммигрантами в экономической социологии...........................................................................................................................................................

2.7.1. Вывод............................................................................................................................

3. Полипарадигмальный анализ категории молодежи................................................................

3.1. Рассмотрение категории молодежи в рамках СФП....................................................

3.1.1. Вывод............................................................................................................................

3.2. Рассмотрение категории молодежи в рамках ИП.......................................................

3.2.1. Вывод............................................................................................................................

3.3. Рассмотрение категории молодежи в рамках ДП.......................................................

3.3.1. Вывод............................................................................................................................

3.4. Рассмотрение категории молодежи в рамках ПП.......................................................

3.4.1. Вывод............................................................................................................................

4. Заключение. Вывод. Выбор теоретико-методологических подходов к обоснованию гипотезы исследования....................................................................................................................................

5. Постановка задач дипломного исследования..........................................................................

6. Список источников литературы................................................................................................


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: