Инновационный процесс – совокупность целенаправленно осуществляемых инновационных мер, мероприятий, этапов, операций и действий результатом реализации которых будет внедренный на рынке или в деятельность предприятия инновационный продукт.
Целью инновационного процесса является внедрение/ коммерциализация инновационного продукта / получение положительного эффекта.
Задачами инновационного процесса являются:
· концептуальное обоснование идеи инновации;
· определение целесообразности и возможностей внедрения инновации;
· анализ рисков, связанных с реализацией инновации;
· создание организационных, управленческих, нормативных, технических и иных условия для реализации инновации.
Объект инновационного процесса: инновационный продукт.
Предмет: условия и факторы создания, разработки, внедрения, коммерциализации и продления жизненного цикла инновационного продукта.
К основным этапам инновационного процесса относят: разработка инновационной идеи, разработка системы целей и задач инновационного проекта, оценка и анализ конкурентных преимуществ и инновационного потенциала предприятия, оценка и анализ инновационного климата окружающей среды, оценка и анализ эффективности инновационного проекта, разработка стратегии и тактики реализации инновации, разработка плана реализации инновации, организация деятельности по разработке, внедрению и реализации инновационного продукта, документирование инновационных работ, реализация инновационного продукта, продление жизненного цикла инновационного продукта.
Разработка инновационной идеи проекта
Инновационная идея - новая оригинальная мысль, имеющая определенную целевую направленность и потенциальную общественно-полезную ценность и соответствующая современному направлению (тренду) развития экономики и социума.
Инновационная идея должна основываться на современных научных представлениях, использовать последние технические разработки, применять передовые технологии и организационные схемы.
К причинам возникновения инновационных идей можно отнести:
· научные фундаментальные разработки;
· инициативу предпринимателей;
· отсутствие или недостаточное количество ресурсов;
· неэффективная работа предприятия;
· несоответствие между потребностями и возможностями потребителя и общества;
· новые условия хозяйственной деятельности
· конкуренция и т.д.
На этапе разработки инновационной идеи осуществляется:
· анализ и оценка конкурентных преимуществ субъекта инновационной деятельности;
· мониторинг и сбор информации инновационного характера и содержания;
· формирование определенного числа альтернативных инновационных идей;
· разработка концепций инновационных идей;
· выполнение предварительной экспертной оценки инновационных идей;
· отсев заведомо неприемлемых инновационных идей;
· предварительное принятие управленческого решения об альтернативных вариантах инновационных идей.
К методам инициализации можно отнести: методы наблюдения, анализа и синтеза явлений, научной абстракции, построению гипотез, прогнозирования, метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов, метод мозгового штурма, метод морфологического анализа, метод синектики и др.
В процессе формирования новой идеи непосредственную роль играют воображение, интуиция, инсайт.