Общая характеристика бюджета РФ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Югорский государственный университет

Институт менеджмента и экономики

Кафедра финансов и банковского дела

 

Курсовая работа

По дисциплине «Финасы»

На тему: «Бюджетная система РФ и проблемы межбюджетных отношений»

 

 

Студент группы 4э51:

Магуева Наида Сергеевна

Научный руководитель: Папулова Татьяна Николаевна

старший преподаватель

 

Ханты-Мансийск 2017

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ_ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ_ 5

1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА РФ_ 5

1.2 УСТРОЙСТВО БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ_ 10

1.3 СИСТЕМА МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ_ 13

2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ_ 17

2.1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РФ ЗА 2014г. – 2016г. 17

2.2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ЗА 2014г. – 2016г. 23

3ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ_ 30

3.1 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ_ 30

3.2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РФ_ 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_ 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 43

Приложение 46

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Наличие различных административно-территориальных образований в одном государстве приводит к существованию проблемы неравенства регионов и порождает необходимость решения такой проблемы. Эта проблема решается в рамках межбюджетных отношений, которые по своей природе относятся к особой фазе процесса формирования и реализации ядра системы государственных финансов – бюджета.

В основе этих отношений лежит перераспределение финансовых средств с участием различных уровней государственного бюджета, в процессе которого происходит приведение бюджетных средств регионального и муниципального уровней в соответствие с объективными потребностями финансового покрытия социально-экономических потребностей субъекта РФ или муниципального образования.

Актуальность темы обусловлена тем, что межбюджетные отношения играют стратегически-важное значение для ликвидации дефицита бюджета и направления дополнительных средств на социально-экономическое развитие, но при этом в Российской Федерации система межбюджетных отношений не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма и стратегии развития на долгосрочную перспективу.

Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы РФ и проблем межбюджетных отношений, а также предложения по совершенствованию действующей системы межбюджетных отношений.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1) Изучить теоретические аспекты бюджета и бюджетной системы РФ

2) Рассмотреть систему межбюджетных отношений РФ

3) Проанализировать современное состояние межбюджетных отношений в динамике за 2014г.-2016г.

4) Выявить проблемы межбюджетных отношений РФ

5) Предложить возможные пути совершенствования системы межбюджетных отношений РФ

Объектом исследования является бюджетная система РФ и система межбюджетных отношений РФ.

Предметом исследования является консолидированный бюджет субъектов РФ.

В процессе исследования будут применены следующие методы:

- Теоретическое изучение учебной литературы

- Табличный метод

- Графический метод

- Метод сравнения

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА РФ

 

 

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Рисунок 1 - Сущность бюджета с точки зрения различных аспектов

Государственный бюджет – главное звено финансовой системы, который представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем принято выделять следующие функции бюджета, связанные с государственным устройством:

- вмешательство в экономику;

- поддержание государственного аппарата управления;

- правоохранительные органы и судоустройство;

- медицина, здравоохранение и образование;

- оборона страны.

Рисунок 2- Государственный бюджет как часть финансовой системы РФ

Кроме того, что бюджет является основным финансовым планом государства, он дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий, отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране, а также фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение НД и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Но в тоже время бюджет можно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Возникновение и развитие бюджета связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения своей деятельности и проведения экономической и социальной политики. Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов. Государственный бюджет выполняет следующие функции:

- перераспределительная (перераспределение ВВП);

- регулирующая (государственное регулирование и стимулирование экономики);

- стимулирующая (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства);

- контролирующая (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. Перераспределение ВВП через бюджет имеет 2 взаимосвязанные стадии:

- образование доходов бюджета;

- использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Принципы построения государственного бюджета:

- Единство бюджетной системы - единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности.

- Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

- Самостоятельность бюджетов всех уровней - у каждого свои источники средств, свои расходы.

- Сбалансированность бюджета

- Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.

- Достоверность бюджета - надежность показателей и их адекватность экономическому положению.

- Полнота отражения доходов и расходов бюджета.

- Гласность.

- Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого, принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, так как по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Доходами являются поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета, а расходами – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Тогда фонд денежных средств или, иначе говоря, основные источники доходов государства, на основе которых оно выполняет свои функции и задачи, составляют:

- Налоги (включая взносы на социальное страхование)

- Прибыль государственных предприятий

- «Сеньораж» (доход от эмиссии денег)

- Средства от продажи государственных ценных бумаг

- Доходы от приватизации и др. [4,425]

Расходы же можно разделить по целям:

- Расходы на политические цели: содержание национальной обороны и безопасности (армия, полиция, суды и т.п.), а также содержание государственного аппарата

- Расходы на социальные цели: социальное обеспечение (выплата пенсий, стипендий, пособий), образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, развитие фундаментальной науки

- Расходы на экономические цели: содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, помощь частному сектору экономики (прежде всего субсидирование)

Государственные расходы делятся на:

- Государственные закупки товаров и услуг (стоимость включается в ВВП)

Сюда включаются расходы на государственное потребление – покупка потребительских товаров государством и оплата услуг государственных служащих, а также государственные инвестиции, то есть покупки инвестиционных товаров для обеспечения процесса производства в государственном секторе экономики, иначе говоря, расходы на строительство дорог, школ, больниц и т.п.

- Трансферты (стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода)

- Выплаты % по государственным облигациям, то есть обслуживание государственного долга (эти расходы не включаются в ВВП, так как выплачиваются из доходов бюджета государства) [4,424]

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: