Педагогическая этика: содержание и специфика

Педагогическая этика представляет собой относительно самостоятельный раздел этической науки. Она изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику проявления общих принципов морали, раскрывает характерные принципы педагогической морали и обосновывает ее функции в русле общего содержания этических категорий. Наряду с этим педагогическая этика изучает особенности нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в педагогическом сообществе.

Педагогическая деятельность по своему содержанию является социально формирующей и созидательной. Отсюда актуальное значение приобретают нравственные требования к самой личности педагога. Обращая внимание на эту сторону личности педагога, знаменитый философ Я. А. Коменский в работе «Законы хорошо организованной школы» отмечал: «Нельзя доверять воспитание ни одному необразованному человеку, а тем более человеку плохому в нравственном отношении, и уж никоим образом тому, чье благочестье и совесть сомнительны[152]».

Профессиональная этика педагога опирается на ряд принципов. Одним из важнейших среди них выступает принцип убежденности нашем случае он вытекает из тех социальных задач, которые решает российское общество на переломном этапе своего развития, — процесса модернизации всех его сфер. Убежденность педагога, неотделимая от судеб Отечества, неразрывно связана с его активной деятельностью по формированию целостного духовного мира и высокого уровня нравственной культуры воспитанника, учащегося, студента.

В этой связи определенные требования предъявляются и к личности педагога. Среди них такие, как умение рассматривать смысл своей педагогической деятельности в соответствии с целями социального и нравственного развития личности, общества в целом; постоянный интеллектуальный и профессиональный рост; аналитический и нравственно-философский подход к событиям в современном мире и тем научным знаниям, которые он передает учащимся.

На необходимость убежденности как необходимого принципа педагогической деятельности обращал внимание К. Д. Ушинский: «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, и на убеждение можно действовать только убеждением... Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплом его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы[153]».

Среди основных принципов морали принцип гуманизма рельефно выражен в педагогической деятельности. В его основе находится признание и глубокое уважение прав, свобод и достоинств личности. Нормы, вытекающие из принципа гуманизма, ориентируют педагога на уважение достоинства учащихся, великодушия к их погрешностям и недочетам, нетерпимым к тому, что способно унизить их физически и нравственно.

Гуманизм педагогической деятельности заложен в его сущности, содержании и результатах. Педагог открывает перед молодыми людьми окружающий природный и социальный мир, пробуждает веру в силу человеческого разума, в торжество справедливости и добра, вооружает системой научных взглядов на жизнь и деятельность.

Вместе с тем гуманизм педагога проявляется в отношении обучаемых не пассивно-созерцательно, а в качестве действующей силы, нетерпимой к несправедливости, беззаконию и злу. О формировании нравственности на основе гуманизма говорил В. А. Сухомлинский: «Добро и красота, нравственное достоинство и доблесть лишь тогда овладеют юными сердцами, когда я утверждаю в них исключительную чувствительность к злу, внутреннюю готовность не только не допустить в свое сердце нравственные пороки, но и быть борцом против зла, где бы оно ни проявлялось[154]».

Одним из важнейших принципов педагогической морали выступает принцип гражданственности. Его важнейшими слагаемыми выступают:

  • обостренное чувство долга, связанное с профессиональной деятельностью и формированием глубоких знаний и моральных ценностей у воспитуемых;
  • нетерпимое отношение к недостаткам и нравственным порокам в обществе:
  • коррупции, аморализму, эгоизму, корыстолюбию, насилию и т. п.

Наряду с этим гражданственность есть стремление к повышению своей педагогической компетентности, к тому, чтобы стать образцом для учащихся; распространять накопленные знания и культуру среди широкой общественности.

Педагог-гражданин верен своему народу и близок ему. Вместе с ним он переживает за неудачи исторического развития общества и радуется его успехам.

Одним из характерных принципов педагогической морали выступает педагогический оптимизм. Он регулирует отношение педагога к учащимся, к своему труду и к себе как представителю специфической профессии. Он обусловлен спецификой педагогического труда, нацеленного не только на объяснение существующего противоречивого и сложного мира, но и на раскрытие перспектив общественного развития, места и роли в нем человека. При этом одним из важнейших стимулов деятельности педагога является вера в то, что нравственные ценности, развиваемые им в процессе учебно-воспитательной работы, войдут в сознание обучаемых и реализуются в их социально значимых поступках.

Принцип педагогического оптимизма и его нравственную сущность достаточно четко охарактеризовал А. С. Макаренко. Обращаясь к морали педагога, он писал: «Если ты чувствуешь себя несчастным, первая твоя нравственная обязанность — никто об этом не должен знать... Найди в себе силы улыбаться, найди силы презирать несчастье... Найди в себе силы думать о завтрашнем дне, о будущем. А как только ты встанешь на этот путь, ты встанешь на путь предупреждения несчастий[155]».

Профессиональная этика педагога наиболее рельефно проявдяетсяв функциях педагогической морали. Одной из них является познавательная (гносеологическая). С одной стороны, она имеет практический' характер, а с другой — познавательно-преобразующий. Вполне понятно, что подлинный педагог не ограничивается познанием прошлого и настоящего морали и социальной деятельности. Социальная, включая и нравственную перспективу, ориентация на будущее — профессиональный долг педагога. Его воспитанники представляют собой будущее общества, и это будущее во многом создается педагогическим трудом. Нравственный прогноз социального воспитателя должен строиться его дееспособной системой нашего времени. Именно к этому и обязывает педагога его профессиональная мораль.

Другой функцией педагогической морали выступает ценностно-ориентирующая. Она реализуется двояким образом. С одной стороны, всякая педагогическая деятельность должна быть нравственно ориентирована, так как ее итог представляет собой социальную ценность и направлен на нравственное развитие личности. С другой стороны, такая мораль обеспечивает формирование ценностных ориентаций на нравственную деятельность и развитие нравственных отношений. Воспитатель не должен ориентироваться на самоуспокоенность и благодушие, недобросовестное отношение к труду.

Педагогическая мораль требует от него быть целеустремленным гуманистом, добиваться справедливости, постоянного нравственного самосовершенствования, без чего невозможно управлять процессом нравственного развития людей как личностей. Как бы обобщая такие требования педагогической морали к личности, Я. А. Коменский подчеркивал: «Следовательно, при руководстве юношеством должна иметь кротость без легкомыслия, при взысканиях — порицание без язвительности, при наказаниях — строгость без свирепости[156]».

Важной функцией педагогической морали является регламентирующая. Она специфически реализует взаимоотношения педагога как с учащимися, так и с коллегами по работе. При этом то, что педагог может позволить себе во взаимоотношениях с коллегами, он не всегда найдет возможным позволить во взаимоотношениях с обучаемыми. Естественно, что правовые нормы и правила субординации лишь частично декларируются в официальных документах. В свою очередь, координация поведения и нравственного опыта педагога также не может быть в полной мере учтена в официальных документах. Отсюда следует, что взаимоотношения начинающих и опытных педагогов строятся не на силе административной власти, а на моральном педагогическом авторитете.

Емко и образно регламентирующую функцию звена «педагог — учащийся» раскрыл К. Д. Ушинский: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений[157]».

Педагогическая мораль реализуется в воспитательной функции. Через нее в значительной мере формируется мировоззрение людей, их нравственное сознание, социальная позиция. При этом она и от самого педагога требует высокого уровня воспитанности. Такие требования являются одной из важнейших задач педагога: постоянно и целенаправленно осуществлять нравственное воспитание обучаемых. Он должен соблюдать также принцип единства педагогических требований, правила педагогического такта, сочетать обучение с воспитанием, управлять поведением своих воспитанников.

Так, философ-демократ Н. Г. Чернышевский содержание педагогического и этического компонентов личности образованного человека выразил в словах: «Три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова[158]».

Педагогическая мораль на современном этапе состояния духовной жизни российского общества нуждается в функции выработки иммунитета против аморальных явлений. Это связано с тем, что СМИ в России фактически пропагандируют аморализм через такие его проявления, как презрение к ценностям человеческой жизни, склонность к применению насилия, стремление к получению наслаждения: сексуального или наркологического. Все это захлестывает современное российское общество, различные его социальные слои, молодежь в особенности.

Вот почему от личности педагога в значительной степени зависит формирование у обучаемых иммунитета против аморализма, тиражируемого СМИ. Можно выделить три основных направления, по которым возможно противостояние нравственному насилию СМИ. Во-первых, это разнообразные воспитательные процессы в образовательной сфере, сочетающие этическое и эстетическое через литературу и искусство. Во-вторых, ориентация российской молодежи на исторически свойственные России культурные ценности с положительными художественными образами, выступающими в виде этических и эстетических идеалов. В-третьих, формирование у молодых людей в учебном процессе и вне его высокого уровня духовной безопасности. Отсюда большое значение приобретает в педагогическом процессе ориентация личности на высокие моральные ценности, выступающие надежным ориентиром в противоречивых духовных процессах. Такая идея удачно выражена поэтом:

Совесть, Благородство и Достоинство —

Вот оно, святое наше воинство!

Протяни ему свою ладонь;

За него не страшно и в огонь[159].

Современный инновационный педагогический процесс, адекватно отражающий глобальные изменения в общественном развитии, остро ставит вопрос о концепции опережающего образования. Она существенным образом воздействует как на сам учебно-воспитательный процесс, включая сложившиеся в нем стереотипы, так и на этическую идею общего и профессионального образования. В этой связи можно выделить ряд существенных сторон (граней) опережающего образования, содержащих инновационные составляющие (теоретические и практически-прикладные) педагогической этики[160].

Первое — разносторонний социальный контекст категории «опережающего образования». Нельзя не обратить внимание на то, что в массовое сознание российского общества активно внедряется технократическая трактовка опережающего образования. Ее смысл сводится преимущественно к приспособлению современного образования к практическому производству, подготовке человека труда с «опережением» для конкретных технико-психологических обстоятельств в узкой сфере производства. Следует отметить, что такой подход в системе «теория — практика» ставит человека в жесткое подчинение потребностям производства или простого обслуживания населения (в том числе и юридического), а он, в свою очередь, растворяется как личность с ее уникальными умениями и навыками.

Второе — приоритетной в «опережающем образовании» выступает потребность на всех уровнях образования (учащиеся, бакалавры, магистранты) организовывать образовательный процесс в направлении вооружения будущего специалиста соответствующими знаниями, навыками и умениями, способными обеспечить профессиональное «опережение» в определенных видах специальности не только на данный исторический момент, но и на перспективу в условиях обновления этой профессиональной области. Это означает умение овладеть в сравнительно сжатые временные сроки новой профессией.

В фундаменте подобного рода разнообразных структурно-содержательных составляющих образования лежит концепция саморазвития личности выпускника, приобретение им такой модели поведения и деятельности (на базе нравственности), которая дает ему предпосылки быть готовым к испытаниям своей профессиональной перспективы и не оказаться в плену полученных в прошлом знаний и конкретных навыков.

Третье — ценностно-ориентированный подход личности в системе опережающего образования, охватывающий доминирующие сферы предстоящей ей деятельности: профессиональную, общественную, политическую, нравственную, эстетическую. Модель разнообразных составляющих опережающего образования основывается на креативном учете ряда аспектов.

Выделим, прежде всего, интеллектуальный компонент. Он акцентирует внимание на первенстве общего, а не профессионального образования. Предполагается потребность насыщения будущего специалиста общетеоретическими основами определенного вида профессиональной деятельности (инженера, менеджера, юриста, экономиста и т. д.), а также императивность в применении теоретических знаний через их закрепление в практической деятельности. Речь идет и об этических знаниях.

Во-вторых, опережающее образование включает волевую и эмоционально-чувственную составляющую. Она охватывает проблемы формирования самосознания личности, ориентации на творческое развитие специалистов, освоение арсенала нравственно выверенного тактического и стратегического мастерства в профессиональной деятельности, адекватной уровню современной науки и практики.

В-третьих, приобретение человеком сенсомоторной культуры, которая предполагает в короткое время формирование у него определенного навыка при уже приобретенных других навыках, способности без длительной подготовки плодотворно выполнять иной вид деятельности. Здесь требуется, в частности, и то, что принято называть нравственным стержнем.

Таким образом, педагогическая этика призвана сыграть важную роль в повышении этической культуры личности педагога и обучаемых, в разработке теоретических основ специфической морали, представляющей собой единство нравственного сознания, нравственной деятельности и нравственных отношений воспитателя в сфере его профессионального труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: