Виды процессуальных целей

Профессиональная задача в форме

Кейса «Проектирование процессуальных целей (целей-направлений) воспитания»

Тип кейса: Обучающий.

Характеристика доминирующей функции кейса: Отработка навыка проектирования процессуальных целей воспитания.

Ситуация: Вы – классный руководитель в 7-м классе и учитель русского языка и литературы. Вы часто сталкиваетесь с необходимостью разработки целей воспитания процессуального характера, связанных с разнообразными направлениями воспитания (нравственного, правового, патриотического и т.п.). Грамотные формулировки данного вида целей воспитания требуются при написании конспекта урока, воспитательного мероприятия, плана воспитательной работы. Чаще всего вы формулируете процессуальные цели на стратегическом уровне. Например, определяя цель воспитательного мероприятия, используете формулировку «формирование нравственной культуры личности». Однажды, Вы послали разработку сценария воспитательного мероприятия на «Открытый конкурс методических разработок». Эксперты, определявшие победителей конкурса, сделали Вам замечание. Его суть сводилась к тому, что спроектированные Вами задачи мероприятия не соответствовали критерию «конкретность, диагностичность и достижимость». Вы осознали необходимость освоения технологии проектирования процессуальный целей и задач воспитания.

Профессиональная задача: Спроектировать примерный перечень целей и задач по конкретным направлениям воспитания.

Задания, которые приведут к решению ситуации:

1. Познакомьтесь с алгоритмом проектирования процессуальных целей и задач воспитания (документ 1).

2. Познакомьтесь с видами процессуальных целей и задач (документ 2).

3. Выясните, какие компоненты входят в структуру других направлений воспитания. Используйте для этого учебное пособие Лихачева Б.Т. (Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М. 2010).

4. Заполните таблицу «Компоненты культуры личности» (документ 3).

5. На основании таблицы «Компоненты культуры личности» составьте примерный перечень воспитательных целей и задач по одному из выбранного вами направлений воспитания, используя таблицу «Технология проектирования процессуальных целей и задач воспитания» (документ 4).

Материалы для решения ситуации:

1. Алгоритм проектирования процессуальных целей и задач воспитания.

2. Таблица «Виды процессуальных целей».

3. Пример конкретизации целей патриотического воспитания.

4. Таблица «Компоненты культуры личности» (по Б.Т. Лихачеву).

5. Пример алгоритма проектирования процессуальных воспитательных задач по направлению воспитания «экологическое воспитание».

Документ 1

Алгоритм проектирования процессуальных целей и задач воспитания

1. Выбор направления воспитания, фиксирующего стратегическую цель воспитания.

2. Определение компонентов культуры личности в рамках данного направления, фиксирующего тактическую цель воспитания.

3. Конкретизация тактической цели в системе оперативных целей-задач.

Документ 2

Виды процессуальных целей

Вид цели Характеристика Пример
Стратегическая цель Направлена на получение результата в дальней перспективе, задается «извне» и определяет итог воспитательной деятельности. Напрямую связана с идеальной целью и соответствуют отдельным направлениям воспитания, в том числе и направлению «патриотическое воспитание». Данный вид целей конкретизируется в системе тактических и оперативных задач Формирование патриотической культуры личности
Тактические цели-задачи Направлены на существенное изменение личностных качеств воспитуемых и предполагают получение результата в ближней перспективе Формирование компонентов патриотической культуры личности (см. приложение 1)
Оперативные цели-задачи Соответствуют определенному этапу решения тактических задач, определяются самим воспитателем и связаны с его конкретными действиями Формирование содержательно наполненных компонентов патриотической культуры личности (см. приложение 2)

 

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: