double arrow

Тема 2.3 Словообразование и словообразовательные средства языка.

3

Словообразовательные нормы требуют знания значимых частей слова. При изучении темы обращайте внимание на морфемы, участвующие в образовании форм слов. Разграничьте понятия производных, непроизводных и производящих основ. Вспомните разбор слова по составу. Постарайтесь научиться видеть и правильно выделять морфемы, составляющие слово, для улучшения орфографической грамотности.

Изучите способы словообразования, в том числе профессиональной лексики и терминов. Обратите внимание на образование сложных и сложносокращенных слов, в том числе на соединительные гласные в сложных словах. Ознакомьтесь с международными словообразовательными элементами.

 

Вопросы для самоконтроля

1 Какой способ словообразования называется префиксальным? безаффиксным? префиксально- суффиксальным? постфиксальным?

2 Что такое аббревиация?

3 Чем словообразовательный разбор отличается от разбора слова по составу?

4 Чем словообразовательная цепочка отличается от однокоренных слов?

Тема 2.4 Морфология

При работе над морфологическими нормами вспомните классификацию частей речи (самостоятельные, служебные, междометия), разряды отдельных частей речи (например, имена существительные собственные – нарицательные, обозначающие одушевленные – неодушевленные предметы, отвлеченные и т.д.) Уточните способы образования различных частей речи, обратите внимание на правописание производных союзов и предлогов, потренируйтесь отличать их от других частей речи (например: притом (союз) – при том, в течение (предлог) дня – в течение (сущ. с предлогом) реки)

Вспомните, с какими частями речи связано понятие склонения, а с какой – понятие спряжения; обратите внимание на склонение составных количественных числительных. Пользуясь грамматическими словарями, потренируйтесь согласовывать глаголы и падежные формы существительных (оплатить (что?) обучение, заплатить (за что?) за обучение). Опираясь на грамматические словари, правильно определяйте род существительных (шампунь – м.р., помидор – м.р.) и спряжение глаголов.

 

Вопросы для самоконтроля

1 В какой раздел языкознания входит и что изучает морфология?

2 Чем различаются самостоятельные и служебные части речи?

3 Какие части речи относятся к самостоятельным? к служебным?

4 Что такое грамматическая норма?

5 Нормы, связанные с употреблением имен существительных(употребление рода, числа, падежей).

6 Особенности употребления в речи имен прилагательных, глаголов, местоимений.

7 Склонение количественных числительных. Особенности употребления в речи порядковых числительных.

Тема 2.5 Синтаксис. Пунктуация

Изучите разновидности словосочетаний, в том числе подчинительных (по выражению главного слова и значению зависимого). Обратите внимание на выражение главных членов в простом предложении, на типы сказуемого и выражение подлежащего, на согласование подлежащего и сказуемого, на согласование определения с определяемым словом, на грамматическую связь управление, на правила употребления деепричастных и причастных оборотов, однородных членов предложения.

Методическая справка

Помните: причинами синтаксических ошибок могут быть:

1 Нарушение правил управления. В предложении Я тревожусь о своих близких нарушено управление, так как слово тревожусь управляет винительным падежом с предлогом за, а не предложным.

2 Нарушение правил согласования определения с определяемым словом или сказуемого с подлежащим. В предложении Он забил красивое пенальти нарушено согласование определения с определяемым словом, так как слово пенальти является словом мужского рода, а не среднего. В предложении Много сил ушли навыполнение данного проекта нарушено согласование сказуемого с подлежащим, так как при подлежащих, выраженных сочетаниями родительного падежа неодушевленных существительных со словами много, мало, несколько, множество, немного сказуемое употребляется только в единственном числе.

3 Нарушение правил употребления однородных сказуемых с общим второстепенным членом. В предложении Подбор и наблюдение над фактами – необходимоеусловие исследовательской работы нарушена норма, так как слово подбор требует после себя родительного падежа, а творительного падежа требует только слово наблюдение. Правильно будет сказать: Подбор фактов и наблюдение над ними – необходимое условие исследовательской работы.

4 Нарушение правил употребления производных предлогов, сохранивших свое лексическое значение и потому ограниченных в плане сочетаемости. В предложении Ввиду прошедших дождей уборка хлеба затянулась нарушена данная норма, так как предлог ввиду употребляется в том случае, когда речь идет о том, что предстоит. Правильнее употребить в этом предложении предлог вследствие.

5 Нарушение правил употребления деепричастных оборотов. В предложении Играя внашем казино, у вас каждый день есть шанс выиграть крупную сумму нарушением является то, что действие, обозначенное деепричастием, относится к слову шанс. По правилам русского языка действие, обозначенное деепричастием, и действие, обозначенное глаголом-сказуемым, должны совершаться одним лицом. Правильно будет сказать: Играя в нашем казино, вы имеете каждый день шанс выиграть крупную сумму.

6 Нарушение порядка слов, что часто приводит к двусмысленности и комичности ситуации. В предложении В продажу поступила одежда для детей российскогопроизводства наблюдается двусмысленность фразы из-за нарушения порядка слов. Надо: В продажу поступила одежда российского производства для детей.

Вопросы для самоконтроля

1 Особенности согласования подлежащего и сказуемого, определения с определяемым словом.

2 Употребление в речи однородных членов.

3 Особенности построения предложений с причастным и деепричастным оборотами.

4 Какие нарушения нормы могут возникнуть в строе сложного предложения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


3

Сейчас читают про: