Причинно-следственные связи, аргументация

 

Отечественный ученый-психолог Б. Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

 

В случае согласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:

1) понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети-Маугли);

2) на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди;

3) под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность.

1) Не умеет говорить, 2) не знает соц ролей, 3) не знает норм и правил.

 

В случае несогласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:

1) чтобы «являться личностью», недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию;

2) проявлять себя как личность — значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди-инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность);

3) деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность.

1) маугли – социализировался, но с волками 2) ребенок в первые месяцы жизни не нуждается в социализации, а нуждается в еде 3) Чел – биосоц существо. У него есть потребности. В том числе социальные и духовные потребности, которые проявляются вне зависимости от того социализировался он или нет. Реализация этих потребностей делает человека личностью. + Даже будучи несоциализированным, но попав в общество человек начнет общаться.

 

Одни рассматривают технику как инструмент и средство для увеличения и усиления способностей человека. Другие считают, что техника, снабжая человека разного рода приборами и инструментами, ограничивает возможности проявления его личности. Какую из представленных точек зрения разделяете Вы? Приведите три обоснования выбранной точки зрения.

 

Правильный ответ должен содержать указание на одну из двух точек зрения и её обоснование, например,

В случае выбора первой точки зрения:

1) современная техника резко повышает производительность труда;

2) научные приборы расширяют познавательные возможности человека;

3) техника сегодня существенно облегчает коммуникацию людей;

 

В случае выбора второй точки зрения:

1) современный человек без технических приспособлений беспомощен (к примеру, без средств связи, транспорта, бытовых приборов);

2) многие технические процессы как бы подчиняют себе человека, так как из-за особенностей технологии их нельзя останавливать (например, строительство буровых скважин);

3) переход к конвейерному производству оставлял за работником в основном рутинные исполнительские функции.

 

По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

 

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) выводы, например:

− страны Южной и Юго-Восточной Азии лидируют по числу детей, не посещающих школу;

− уровень образованности населения в странах «третьего мира» ниже, чем в странах Запада;

2) возможная причина, допустим:

− низкий уровень экономического развития не позволяет некоторым государствам создать и содержать развитую систему образовательных учреждений;

− значительная часть населения этих стран недооценивает значение образования в современную эпоху и предпочитает школе для своих детей их раннее приобщение к труду.

Могут быть сделаны другие обоснованные выводы и указаны иные причины

 

ПЛАН

Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Биосоциальная сущность человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

«Биосоциальная сущность человека»

1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

2. Организм как природная основа человека:

а) функционирование внутренних органов и систем (морфофизиологические, электрохимические, нервно-мозговые и другие процессы организма человека);

б) первичные (физиологические) потребности (в пище, воде, отдыхе, определенном температурном режиме и др.);

в) генотип человека и механизмы наследственности.

3. Социальное в человеке:

а) социальные потребности;

б) интересы;

в) волевые качества;

г) самосознание;

д) мировоззрение и др.

4. Единство биологического и социального в человеке:

а) влияние биологического (наследственного) на физические данные и психические свойства человека;

б) осуществление и удовлетворение биологического в социальных формах.

5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы).

 

Понятие человека

1. Индивид

2. Индивидуальность

3. Личность

Теории происхождения человека

1. Креационая

2. Космическая

3. Естественно-научная

Биологическое в человеке

1. Потребность в еде

2. Потребность в сне

3. Потребность в безопасности

Социальное в человеке

1. Потребность в труде

2. Потребность в общении

Отличие человека от животного

1. Членораздельная речь

2. Сознание

3. Способность создавать и использовать орудия труда

Проблемы человека как биосоциального существа

ЭССЕ

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают» (А.Г. Асмолов).

«Свойства личности никак не сводятся к её индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное». (С.Л. Рубинштейн)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: